Меню

Фантастика про космос венера

Венера (космическая фантастика)

Показано 1 из 20 страниц

Пролог

Глава 1

. Венера
Просыпаться было страшно, вот только меня не спрашивали. Ощущение, будто с кровати спихнули. А когда осмелела и открыла глаза, то со страху чуть штаны не замочила. Впереди стремительно быстро приближалась земля. А вокруг меня был огонь. Сердце пропустило удар, усиленно застучало в висках, заставляя дышать чаще, причём звук был такой, будто это какой-то Чужой дышит через скафандр. Вспомнила недавние события, оглядела свои руки. Подозрения подтвердились. Руки были затянуты в металлическую ткань, рапростёвшуюся на всём теле, куда мог проникнуть взгляд. Я ощупала своё лицо. Впереди рта будто коробка была. Попыталась открыть рот и засунуть туда пальцы. Это удалось, но до языка я не дотянулась. Странно.
И тут вспомнила, что падаю. Эх, не занималась я парашютным спортом, а жаль. Всегда хотела, да всё откладывала на потом.
Как же мне затормозить? Сделала руками да ногами звёздочку. Скорость, действительно, снизилась. Правда, не намного. Что же делать? Даже удар о воду расшибёт меня в лепёшку, если я вообще долечу до поверхности планеты. В голове мелькали разные мысли, но все они отвергались, как неудачные. Я стала ощупывать себя на наличие каких-нибудь кнопок, выпускающих парашют. И хоть опыта никакого, даже теории не знаю, когда следует это делать, сейчас всё казалось не таким важным.
Вскоре я поняла, что слишком поздно. Скорость была огромной, земля уже видна, а также вода. Выбор стихии делать не имело смысла. Мне не выжить.
Вспомнилась мама. Как она переживёт известие об утрате единственной дочери? Отца у меня никогда не было. Да и бабушки с дедушкой тоже. Мама совсем одна. Как она теперь будет? Страха умереть не было. Но ради мамы стоило жить! Я попробовала развернуть корпус тела, чтобы заглянуть себе через плечо. И о, чудо, произошло торможение. Меня, правда, вдавило в скафандр, и внутренние органы будто ударились о кости, но продышавшись, ощутила, что резкие боли ушли, пусть и не полностью. Когда же я обернулась в изначальное положение, просто упала, больно ударившись о землю. Не разбилась! Я бы обрадовалась, если б не было так больно.
Не знаю, сколько пролежала, свыкаясь с болью, заставляя себя не замечать её. Руки-ноги двигались, пусть и с трудом. На ноги встать потребовалось столько усилий, что я чуть ли не выла. Местность была почти пустынна. Не знаю, где я видела воду. Каждое движение встречало сопротивление, будто я нахожусь в ней. Правда, дышала я с гулким подсвистом, как и прежде. То ли воздух такой плотный, что напоминает по плотности воду. Двигалась медленно. Быстро уставала, грудь болела. Похоже, рёбра сломала и ключицу. Да и рукой мучительно двигать. Сделала неглубокий вдох и присела на землю. От нечего делать стала разглядывать окружающий мир. Жёлтый песок, камни. Пустыня. Это ж надо было так вляпаться! Отдохнув, заставила себя встать.
Вдалеке виднелись деревья, но они с каждым моим шагом отнюдь не приближались. Хотелось пить. И есть. Попробовала заглотнуть воздух или воду, уже не уверена ни в чём. Удовлетворения это не принесло. Ну, то есть я проглотила воздух. Значит, не вода. Жаль.
Взяв какой-то камешек, я слегка сжала его здоровой рукой. Твёрдый. Сжала сильнее. Он рассыпался в труху. Это свойства моего тела или скафандра?
Эти мысли помогали отвлекаться от боли и отчаяния, пока я медленно брела вперёд.
Как там мама? Уже сообщили о гибели самолёта? И сообщат ли власти, что он просто пропал? А пропал ли? Может, мы разбились или взрыв в воздухе произошёл и сейчас я оказалась в другом мире, на том свете. Никто ведь толком не знает, что там. Некоторые считают, что смерть — всего лишь начало другой жизни. Как рождение малыша в новом для него мире и смерть его как плода. Но я-то имею прежнее тело. А имею ли? Осмотрела свою руку. Вроде бы, как и прежде, те же пять пальцев, закованных в броню. Здоровой рукой дотронулась до головы. Носа, рта не было, лишь гладкая поверхность, будто стекло. По размеру голова не слишком увеличилась. На современные шлемы скафандров это тоже мало походило. Хотя, поверхность всё же сглажена: ни ушей, ни волос.
Осмотрела своё тело. Серебряный гладкий скафандр, больше напоминающий костюм для подводного плавания, облегающий меня словно вторая кожа, но при этом твёрдый, рукой не проминается, как тело.
Ладно. Допустим, я всё же не умерла. У меня есть шанс вернуться домой. Но сейчас мне нужно выжить. Сколько я ещё протяну без еды и воды? Надо идти, пока есть сила. Если есть деревья, значит, могут быть плоды. И утолить хотя бы голод смогу. Вдруг повезёт найти водоём. Правда, не факт, что эту воду я смогу пить. Но раз скафандр позволяет дышать этим густым воздухом, позволит и есть. Да, следует надеяться именно на это.
Солнце продолжало светить, будто время остановилось. Я решила хоть как-то отмечать пройденный путь, каждые двадцать шагов клала один из красных камешков, которых тут было в достатке. Пусть этот отмеченный путь мне вряд ли понадобится, но мне нужна была уверенность, что я не нахожусь на одном месте.
Солнце не изменило своего положения, но я так сильно устала, что хотела спать. Может, тут день очень длинный?
Впереди увидела куст. Да и песок сменился травой. Неужели.
На одной силе воли я доползла до травы и рухнула, забыв о повреждённых рёбрах. С трудом удержала стон. Вдруг тут есть хищники или люди. Мало ли как они относятся к чужакам. Лучше не выдавать себя.
На кусте, прямо передо мной, росли ягоды. Если честно, мне было всё равно, даже если волчьи. Надеюсь, смерть будет не очень мучительной. Теперь бы дотянуться.
Я перевернулась на спину. Здоровой рукой дотянулась до синих ягод. Сорвала.
Пища поступила не в рот, а какую-то полость скафандра, стоило мне поднести еду к нужному месту лица. Я даже сделала несколько жевательных движений. Сглотнула выделившуюся слюну. Но толку не было. Я даже попробовала глоток сделать. Ничего. От отчаяния хотелось выть. Да что ж за невезуха такая!
Так и заснула голодная. Снились мне человекоподобные существа с огромными головами и чёрными глазами. Один из них вновь провёл по моим волосам, вызывая во мне приступ паники.
Когда я открыла глаза, то увидела такое же существо, склонившееся надо мною. Было не так ярко, будто уже сумерки. Первым желанием было закричать, но с трудом сдержала себя. Что может быть хуже, чем уже есть? Он сосредоточенно что-то делал над моим лицом. Скорее всего, даже не знает, что я очнулась. Поэтому я продолжила наблюдать. Это существо, закончив своё дело, устало присело рядом. А я постаралась рассмотреть его. Пропорции тела совпадают с нашими. Разве что голова иная. Что, если это всего лишь скафандр, как у меня? Рта не видно, будто его и не было, что ещё сильнее уверило в моём предположении. Да и мышцы отсутствовали, скорее костюм какой-то.
Существо встало, вокруг вдруг заметно посветлело, и пространство точно расширилось. Гуманоид сделал странный жест — развёл руки в стороны. И взлетел вверх.
Что он делал, было мне невдомёк. Поэтому я решила проверить. Сорвала ягоды с куста и вновь положила в рот. На этот раз ощутила прикосновение к губам. Пища была странного незнакомого вкуса, да и полученный сок тоже. Я медленно ела. К сожалению, приходилось делать двойное пережёвывание. Насытившись и хоть чуточку утолив жажду, я заставила себя встать. Интересно, а этот гуманоид знал о том, что я не сплю. Похоже, мой скафандр не доработали. Решили исправить это? Значит, надо мной ставят эксперименты и следят. Приятного мало. Подопытной крысой быть не хотелось. Оглядевшись по сторонам, пришла к выводу, что надо идти к деревьям, виднеющимся вдали. Кусты с ягодами были в пешей доступности, взять бы их с собой. Вот только, куда. Карманов у меня не обнаружилось. Плохо. Что же делать?
Я взяла камень и попробовала руками выдолбить в нём углубление. Камней, благо, валялось повсюду в достатке. Управлять свойством разрушения камней удалось не сразу, но я приспособилась. В итоге у меня красовался кривоватый горшок, который я наполнила двумя горстями проверенных ягод. Только после этого я пошла вперёд.
Но спокойствие и тишина продлились недолго. Послышался топот. А потом на меня напали. Всё, что мне удалось разобрать — выше меня на две головы широкоплечие мужчины вполне земной внешности с дубинками, в шкурах животных. Напоминало всё это съёмки фильма про каменный век. Они ведь это не серьёзно?
Я, как могла, старалась уберечь свой горшок, уворачиваясь. На удивление, это у меня выходило довольно неплохо. А я, похоже, приспособилась к здешней среде. Увлечение плаванием не прошло даром.
Вот только что я могла противопоставить опытным воинам? Что я им сделала? За что они напали на меня? Силы заканчивались. Если это эксперимент, неужели они хотят посмотреть, выживу ли я? Какой из меня воин? Да я никогда и мухи не обидела. И когда сил больше не осталось, я выпустила горшок. Зажмурилась, ожидая, как он расколется с характерным звуком. Казалось, время замерло.
Я открыла глаза. Меня закрыл собою какой-то человек в скафандре, как и я. Они сцепились в неравной схватке. Все остальные же окружили нас, но не нападали. Дикарь двигался ловко, был хорош собой, если б не шрам, начинающийся на щеке, проходящий через всю шею и заканчивающийся на груди. Волосы его были рыжими, как впрочем и у всех остальных дикарей. Они явно «болели» за своего, отбивая такт своими дубинками. Я бочком-бочком попыталась отползти подальше от схватки. Схватила свой горшок, вот только ягоды рассыпались. Пока пыталась найти уцелевшие и не затоптанные в песок ягоды, повисла тишина. Обернувшись, первым делом увидела мёртвого рыжего воина. Никогда ещё не видела покойников так близко. Меня начало мутить. Вот только позволит ли скафандр избавиться от содержимого желудка?
Меня кто-то схватил за больную руку и дёрнул.
Я закричала от боли, но воину в скафандре было всё равно, мы с бешеной скоростью мчались куда-то огромными скачками, а я лишь телепалась на сломанной руке, не касаясь земли.
Крика больше не было. Да и, похоже, он не вылетал за пределы моего защитного костюма. Во всяком случае, так мне казалось. Когда меня оставили в покое, я просто упала на колени. Рука плетью повисла. Боли не чувствовала больше. Вообще ничего не ощущала.
Как всё надоело!
— Эй, ты чего? — приблизился ко мне убийца.
Я его слышу. А он меня? Но язык не поворачивался ответить.
— Сейчас до базы доберёмся, отдохнёшь от этого кошмара, — сказал этот человек. Пригляделась к его одеянию. Похоже, такое же, как и у меня. Ничего общего с тем пришельцем. Просто латы. На мне она выглядели просто жёстко. А вот со стороны — мой спаситель и мучитель походил на средневекового воина в металлических латах. Правда, отверстий для глаз и носа не было. Вместо них было зеркальное стекло на глазах. Подозреваю, что прорези для носа — своего рода фильтры, перерабатывающие местный воздух в пригодный нам для дыхания. В районе рта виднелось уплотнение, точно коробочка какая, будто у противогаза спереди не трубка, а штучка такая приделана.

Читайте также:  Космос урок презентация для детей

Показано 1 из 20 страниц

Источник

Венера (космическая фантастика)

Я летела из командировки домой, когда самолёт попал в сияющее облако. Очнулась уже на операционном столе, где надо мною нависли «зелёные» человечки. Так я очутилась совсем в другом мире. Начата книга 26.12.2016. ЗАВЕРШЕНО 06.03.2017.
Продка выкладывается каждый день, но время не прогнозируемо. Если есть что, то выкладываю с утра, но стараюсь каждый день. А вот количество кусочков в день зависит от вас. Если я вижу, что читателей много и они комментируюткусочек, то вдохновение растёт. Если тишина, то и настроение падает, вдохновение улетучивается.

Уважаемые читатели, не хочется напрашиваться, но я люблю общаться с вами по тексту(и не только). Хочется видеть ваши чувства, что нравится, что нет, какие вопросы возникают. Не на всё могу ответить(чтоб не спойлерить), но мне приятно, если вы со мной общаетесь и есть что написать, что запомнилось по кусочку.

Рейтинг: 4,85 * 78‎ голосов Как ставить оценку?

Если у вас имеется доступ к чтению произведения, то вы можете оценить его по пятибальной шкале (как в школе), нажав на любую из 5 звездочек. 1-ая звездочка — очень плохо, 5-ая звездочка — отлично! Любая накрутка оценок исключена! Ваша оценка будет показываться вам синей зведочкой ☆ , чтобы вы видели, как проголосовали. В любой момент вы можете переставить свою оценку, еще раз нажав на любую звездочку. При этом накрутки не произойдет! Будет учтена именно ваша последняя оценка.

13311 просмотров | 579 комментариев | 90 в избранном | 0 наград

Полный текст
для всех Размер: 7,21 алк / 288576 знаков / 20 стр

Произведение наградили Что такое награждение?

Любому произведению автора может быть присуждена платная награда или антинаграда, влияющие на общий рейтинг произведения. При этом все оплаты за награды перечисляется в виде процентов вознаграждения автору произведения.

В отличие от обычного проставления оценок (звездочек), вы можете сколько угодно раз награждать одно и то же произведение автора. Все награждения являются публичными, поэтому ваши награды произведению будут видны не только автору, но и другим пользователям сайта.

Данное произведение еще не награждали.

Комментарии

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, если Вы впервые на ПродаМане.

Источник

Сестра Земли и планета бурь

Венера — ближайшая к нам планета Солнечной системы. Она (по космическим меркам) почти такая же, как Земля: чуть меньше размеры, чуть дольше сутки, чуть выше температура на поверхности, чуть другой состав атмосферы. Возможно, именно такой была и наша планета пару миллиардов лет назад. В общем, практически близнец. Всё это, а также, видимо, романтическое женское имя привело к тому, что по количеству ипостасей в фантастике Венера лишь немногим уступает Марсу.

О том, что на Венере нет густонаселённых океанов, папоротниковых лесов, хищных рептилий и гигантских насекомых, земляне узнали лишь в середине прошлого века. До того считалось, что она — копия Земли примерно каменноугольного периода.

Первый удар по оптимистам нанесли исследования с помощью радиотелескопов: в конце пятидесятых выяснилось, что температура на поверхности этак на пару сотен градусов выше, чем хотелось бы. А дальше советские «Венеры» и «Веги», американские «Маринеры» и «Магелланы» положили конец прекраснодушным мечтам: в 1967-м получили состав атмосферы, в 1970-м измерили давление на поверхности, а в 1982-м взяли образцы грунта.

Поэтому, как и в случае с Марсом, большая часть посвящённой Венере фантастики была написана в тридцатыхпятидесятых годах прошлого века, когда Утренняя звезда ещё манила множеством тайн, сокрытых под непроницаемой атмосферой. В 1967 году советский фантаст Георгий Гуревич писал: «Как только ракеты выяснят, что именно находится под облачной пеленой Венеры, фантастика покинет и эту планету. » Так и случилось. Уже в семидесятые число произведений об Утренней звезде исчислялось единицами, а сейчас разве что мелькнёт где-нибудь терраформированная Венера, полностью пригодная для жизни. Но остаёт ся ли такая «Земля-бис» Венерой — открытый вопрос.

Венерианский стандарт

Разумеется, классик приключенческого романа Эдгар Райс Берроуз отметился и здесь. Первые три книги нового цикла («Пираты Венеры», «Затерянные на Венере», «Карсон с Венеры») вышли в середине тридцатых. На Земле у него действовал Тарзан, аристократ по рождению, воспитанный обезьянами, под землёй, в Пеллюсидаре — инженер Дэвид Иннес, на Марсе — кавалерийский офицер Джон Картер, а на Венеру он отправил правнука Картера, учёного и мистика Карсона Нэпьера. В остальном же — если вы читали один роман Берроуза, то вы читали их все. Те же головокружительные приключения, загадочные цивилизации, прекрасные принцессы и великие воители. Что становится ареной для подвигов в каждом конкретном случае, уже не так важно. Бесконечные венерианские леса с городами, устроенными прямо в ветвях, в этом плане ничем не отличаются от пустынь Барсума, а птицелюди Венеры едва ли экзотичнее зелёных и четвероруких марсианских кочевников.

Другой канонический (но уже для другой части землян) роман вышел примерно в то же время в СССР. В книге Александра Беляева «Прыжок в ничто» (1933) на Венеру сбегают от мировой революции последние капиталисты. В условиях незнакомого мира они пытаются построить новое справедливое общество (но, разумеется, в соответствии с собственными представлениями). Столкновение с местными шестирукими людьми и обнаружение самоцветов (драгоценности были бесполезны на Венере, но вызвали острую междоусобицу) положили конец этой почти библейской утопии.

Что до третьего «шаблонного» сюжета — злобные пришельцы завоёвывают Землю, — то здесь Венера в глазах писателей на редкость миролюбива. Видимо, по мнению фантастов, на столь буйной планете жителям не до завоевания чужих миров, с собственной бы природой справиться. Единственная, кажется, если не считать крошечного рассказа Айзека Азимова, речь о котором пойдёт ниже, цивилизация Венеры, которая-таки решилась на экспансию (в дебютном романе Станислава Лема «Астронавты» 1951 года), перед атакой уничтожила сама себя. До Земли добрался только корабльразведчик, но и он взорвался в районе Подкаменной Тунгуски (вы уже догадались, что случилось это в 1908 году). Когда земляне прилетели на планету агрессоров, их встретили только разрушенные города и живущие своей непонятной жизнью машины, о чьём предназначении уже некому было рассказать.

Маленькая точка справа — Венера. Её очередное прохождение по диску Солнца состоялось в 2004 году. А следующее можно будет наблюдать 6 июня 2012 года.

А герои рассказа Айзека Азимова «Место, где много воды» (1956) хоть и явились на Землю с мирными намерениями, но тоже ничего не смогли поделать с этими странными землянами. Измученный годовым отчётом шериф маленького городка принял венерианцев за венецианцев и настолько страстно пожелал, чтобы занудные иностранцы оставили его в покое, что гости решили исполнить его волю и навсегда заблокировали Землю от любого контакта.

Читайте также:  Снимки с космоса земли россии

Все эти варианты могли разворачиваться с равным успехом на Венере, Марсе или Юпитере — место действия никак не влияло на сюжет.

Собственный же стандарт Венеры, возникший примерно в те же годы, являл собой настоящий палеонтологический рай. Один из самых ярких примеров — роман Владимира Владко «Аргонавты вселенной» (1935). Там бесконечные джунгли густо населены огромными пауками, стрекозами и многоножками, для которых богатый углекислотой воздух гораздо благоприятнее, чем для животных. Считается, что 300-400 миллионов лет назад Земля тоже была царством гигантских насекомых.

Versus Venus

В советской фантастике самыми заметными «венерианскими» произведениями стали повести братьев Стругацких «Страна багровых туч» и их антагониста Александра Казанцева «Планета бурь». Обе книги появились в 1959 году. И там, и там Венера предстаёт крайне враждебной человеку, и там, и там звучит первопроходческий пафос, описываются преодоление суровых природных условий и трудовой подвиг во имя человечества. Романтика, так сказать, дальних строек.

ПАСПОРТ ВЕНЕРЫ

  • Экваториальный радиус: 6051 км (95% земного)
  • Площадь поверхности: 460 000 000 кв. км (примерно 90% земной)
  • Масса планеты: 4,8685?1024 кг (81,5% массы Земли), а ускорение свободного падения равно 8,87 м/с2 (0,9 земного).
  • Продолжительность суток: 243 земных дня
  • Продолжительность года: 224 земных дня
  • Давление: 9,3 мПа (почти в сто раз больше земного)
  • Температура на поверхности: 465° C
  • Состав атмосферы: 96,5% углекислого газа, 3,5% азота, менее 1% примесей, в том числе водяного газа. Кислород отсутствует (напомним: земная атмосфера состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% примесей, в том числе углекислого газа).
  • Рельеф: горные хребты, вулканы, русла лавовых рек, огромные низменности, напоминающие океанские впадины
  • Расстояние от Земли: около 40 млн км
  • Расстояние от Солнца: 108 млн км

Венера, которую обнаруживает экипаж планетолёта «Хиус», вполне правдоподобна. Раскалённые пустыни, чёрные скалы, вулканы, страшные пылевые бури, отсутствие пригодной для дыхания атмосферы. Единственная дань устаревшим представлениям — болото в огромном кратере потухшего вулкана (куда, собственно, и садится планетолёт), и даже какая-то живность, в нём обитающая. Авторы уже не видели смысла описывать типовые «экзотические венерианские леса», однако совсем лишать планету обитателей всё же не стали.

ЦАРСТВО ПРЕКРАСНЫХ ДАМ

Карта Венеры — засилье лучшей половины человечества.

Кроме Земли, в Солнечной системе есть лишь одна планета с женским именем — Венера. По соглашению мирового астрономического сообщества вся венерианская топонимика тоже состоит из женских имён. На карте Венеры увековечены Деметра, Фемида, Снегурочка, Хатшепсут, Клеопатра, Ярославна, Агата Кристи, Екатерина Дашкова, Анна Ахматова, Ольга Берггольц и многие другие прекрасные дамы. Есть лишь одно исключение — горы Максвелла: это название было дано им раньше, чем вступило в силу «женское правило». Так что ходит шутка: вся Венера — это на самом деле огромный гарем Джона Максвелла.

Венера появляется у Стругацких и позже. Ещё в эпилоге к «Стране багровых туч» рассказывается о начале большого штурма, о сотнях планетолётов и целой армии биологов, геологов и строителей (и тут же упоминаются краснолистые леса с неведомой живностью, найденные на полюсе планеты). А через сто с небольшим лет на Земле появляется проект «Венера»: дистилляция атмосферы и последующая колонизация. Если верить фразе из последних глав «Возвращения» о том, что «теперь там можно было бы поставить бобровую ферму», проект увенчался успехом.

Казанцев гораздо каноничнее. У него Венера — всё та же «Земля с динозаврами». Джунгли хвощей и папоротников, диплодоки, птеродактили. Пригодный для дыхания, хоть и бедный кислородом воздух, плотный и влажный. И, конечно же, следы древней гуманоидной цивилизации, обнаруженные землянами на дне моря.

Судьба обеих повестей достаточно плачевна. «Страну багровых туч» авторы в какой-то момент определили как «ученическую», и её включение в собрания сочинений неоднократно вызывало споры. А «Планету бурь» Казанцев и вовсе переписал «в соответствии с новейшими научными данными». Это «приведение в соответствие» заключалось в том, что автор перенёс действие в соседнюю звёздную систему, которая была настолько похожа на Солнечную, что даже планеты там получили названия Марс-2, Земля-2, Венера-2. В остальном текст практически не изменился. Почему при наличии Земли-2, готовой к колонизации, герои продолжили заниматься негостеприимной «Венерой», Казанцев не уточнил.

«Планета бурь» — первая полностью художественная фантастическая лента в СССР со времен «Аэлиты» Якова Протазанова.

Одновременно со «Страной багровых туч», выстроенной с полным вниманием к современным ей научным открытиям, продолжали появляться книги, где герои попрежнему, как в романах Берроуза, обнаруживали на Венере экзотические расы и входили с ними в контакт. В 1959 году вышел роман Леонида Оношко «На оранжевой планете». Там в буйных тропических лесах оранжевого, как следует из названия, цвета обитали хищные венерозавры, а в прекрасных городах жил народ с типовым для фантастики тех времен именем аэры. Мало того, Оношко снабдил Венеру естественным спутником, на котором некогда тоже находилась высокоразвитая цивилизация. За несколько столетий до прилета землян спутник Венеры взорвался (по версии автора виновата в том была разразившаяся на нём междоусобная война). Никаких катаклизмов на Венере гибель спутника не вызвала. Для 1959-го такие построения были уже, мягко говоря, несовременны.

Впервые на экране

По «Планете бурь» в 1961 году замечательный режиссёр Павел Клушанцев снял фильм. Это было практически первое советское игровое фантастическое кино. До того художественных НФ-фильмов вышло ровно четыре за сорок лет: «Аэлита», «Небо зовёт», «Космический рейс» и «Я был спутником солнца», причем «Аэлита» была снята ещё на заре кинематографа, а остальные картины были наполовину научно-популярными. Лента Клушанцева во многом уникальна. Она вызвала неприятие отечественной критики при полном восторге зрителей, к тому же с триумфом прошла в мировом прокате. Фильм закупили 28 стран, а в США его даже украли, причём не прокатчики, а киноделы — случай, кажется, до сих пор единичный. В Голливуде фильм перемонтировали, добавили новые эпизоды и выпустили в 1965 году под названием «Путешествие на доисторическую планету». Через три года, добавив ещё одну сюжетную линию, из неё же сделали «Путешествие на планету доисторических женщин».

Так выглядели «доисторические женщины» из американской версии.

Причина такой популярности очень проста: для своего времени спецэффекты в «Планете бурь» были передовыми. Клушанцев использовал собственные разработки комбинированных съёмок, а задействованный в фильме «Железный Джон» был настоящим шарнирным роботом: такого в те годы не постыдились бы и в Голливуде.

На мировую кинофантастику «Планета бурь» оказала серьёзное влияние. С Клушанцевым мечтал познакомиться Джордж Лукас, а отсылки к картине содержит даже вышедшая относительно недавно «Красная планета». Только на родине, как это нередко бывает, Клушанцев известен разве что в профессиональной среде.

Советская техника сейчас занята Луной, а фантастика — послезавтрашней целью — Венерой. В своё время, когда советские ракеты достигнут Венеры, романы, наверное, будут писаться о Сатурне и Уране.

Геннадий Горин, 1959 год

Ещё одна киноипостась Венеры появилась годом ранее. Речь о польскогерманской экранизации «Астронавтов» Лема, которая называлась «Безмолвная звезда» (Der Schweigende Stern). Но там Венера (в той части, которую видят героиземляне и зрители) больше всего походит на полуразрушенный завод по производству резинотехнических изделий или на облегчённый вариант Зоны из «Пикника на обочине». Да и снят фильм достаточно неубедительно.

И ещё много-много раз

1959 год оказался крайне продуктивным для планеты-соседки. Помимо книг Стругацких, Казанцева и Оношко, в том же году вышла вторая часть «Звездоплавателей» Георгия Мартынова под названием «Сестра Земли». В ней советская экспедиция сперва спускается к поверхности планеты и обнаруживает там всё те же сильнейшие грозы, бесконечные океаны и девственные леса. Вторая экспедиция совершает высадку и встречает явную разумную жизнь. В «Сестре Земли» венериане — ночные жители, обитающие в огромных подземных пещерах и находящиеся на достаточно низкой ступени развития. Большая часть «венерианской» части книги посвящена установлению контакта и поиску наследия предыдущих гостей Венеры — жителей погибшего Фаэтона. Впрочем, о Фаэтоне в этой рубрике будет отдельный рассказ.

В «Безмолвной звезде» почти никакой Венеры, собственно, нам не показывают.

«Не единственные сущие» Сергея Гансовского (1962) рассказывают о венерианине, который впервые поднялся над плотным облачным слоем и обнаружил, что над Венерой не сплошной каменный свод, а бесконечный космос. Правда, от обвинений во лжи и от тюрьмы его спасает только крайне своевременно сброшенный на Венеру вымпел советской исследовательской станции. В другом его рассказе «Спасти декабра!» (1967) прекрасный мир венерианской природы погиб от рук землян: а ведь те всего лишь уничтожили страшных хищников декабров, от когтей которых сгинуло несколько экспедиций! Но исчезновение одного вида разрушило всю экосистему планеты.

В ещё одной повести 1967 года «Планета туманов» Александра Шалимова советские космонавты обнаруживают под сумасшедшей атмосферой Венеры моря нефти — и существ, похожих на гигантских червей, которые ползают по напоминающей асфальт поверхности.

Это, конечно, не все произведения о Венере, написанные в СССР. Можно вспомнить ещё Константина Волкова с романом «Звезда утренняя», рассказы Виктора Сапарина «Небесная Кулу» и «Прораб Вселенной», «В простор планетный» Абрама Палея, «Большой день на планете Чунгр» Анатолия Глебова. И всё же по-настоящему венерианская тема была раскрыта не у нас, а по ту сторону океана.

Все ловушки Венеры

В американской фантастике Венера была несравнимо популярнее. Рассказов и повестей, действие которых происходит на ней, можно насчитать десятки.

В «Логике империи» Роберта Хайнлайна (это один из первых рассказов его «Истории будущего», написанный в 1941 году) Венера — болотистая планета, населённая сообразительным народцем амфибий. Для работы на венерианских плантациях Компания заманивает рабочих на ловко составленный кабальный контракт. Герой повести, дорогой адвокат, на собственном опыте убеждается, насколько условия работы на Венере похожи на обычное рабство, — а вернувшись, обнаруживает, что правда не слишком интересует благополучную Землю.

Рассказ Пола Андерсона под уже знакомым названием «Сестра Земли» написан в том же 1959 году, что и одно имённый роман Мартынова. В нём Венера сплошь покрыта океаном, хотя и жара, и перенасыщенная углекислотой атмосфера в наличии. В океане обитает полуразумная раса дельфиноидов, охотно идущая на контакт с землянами. Герой рассказа Нат Хоуторн обожает Венеру, её подводный мир, а среди дельфиноидов у него есть самые настоящие друзья. Проблема в том, что на станции как раз разработан проект изменения орбиты Венеры. Она станет второй Землей, но весь её животный мир, разумеется, погибнет. Хоуторн убеждает коллег забыть об этом проекте, доказав им, что дельфиноиды разумны. Однако этого ему кажется мало: для надёжности он инсценирует стычку между землянами и аборигенами, уничтожив и персонал станции, и нескольких дельфиноидов, полагая, что на этом история колонизации Венеры будет завершена.

Артур Кларк в рассказе «До Эдема» 1961 года сперва постарался сохранить оптимизм: его герои обнаружили на раскалённой Венере зоны пониженной (всего-то до 150-200 градусов) температуры, где были вода и жизнь, по крайней мере, растительная. Но после. Почему земные космонавты оставили на чужой планете мусор, упаковав его в «пластиковый контейнер», — виднее автору, но после отлёта землян уцелевшие на поверхности земные бактерии положили конец венерианской жизни.

Огненные равнины Венеры мало похожи на океаны или болота, которые представлялись фантастам ещё совсем недавно.

Во вселенной Счастливчика Старра (Айзек Азимов «Лакки Старр и океаны Венеры», 1954), как и у Пола Андерсена, Венера — водный мир. В предисловиях автор всегда педантично указывал, что описанный вариант противоречит научным данным. Впрочем, читатели цикла готовы были стерпеть ради приключений любимого героя и не такие неточности.

У Фредерика Пола и Сирила Корнблата в «Операции «Венера» (1952) речь идет прежде всего о Земле. Подробно описано непривлекательное будущее: перенаселённость, умирающая природа, засилье агрессивной рекламы, корпорации, захватившие власть. Венера здесь — приз в борьбе двух компаний, желающих снять сливки с освоения. Это планета с горячей безжизненной поверхностью, но с почвой, испещрённой тоннелями, которые построила исчезнувшая цивилизация хичи. Их-то наследие и является основным «бонусом» освоения.

Вошедший во множество антологий «Железный стандарт» Генри Каттнера (1943) — история о землянах, которые чуть не умерли от голода, поскольку по венерианским законам не имели права работать. Однако, как всегда у Каттнера, герои нашли остроумный выход из положения, положив конец всесилию таркомаров — то есть венерианских профсоюзов.

Совсем другой предстаёт планета в «Венере» Бена Бовы. Роман написан в 2000 году, это редкий случай современного произведения о Венере. Там описывается чудовищный мир-пекло с мутным густым воздухом, искажающим предметы, с постоянной вулканический активностью, с давлением, равным давлению на километровой океанской глубине. Но и в таком аду есть жизнь: гигантские твари чуть было не уничтожают корабль главного героя, задача которого — найти останки предыдущей экспедиции. Забавно, что автор подаёт климат Венеры как результат глобального потепления — помните такую «страшилку»? Дескать, что-то похожее может грозить и Земле, если человечество не одумается.

Но самым безжалостным колонизатором Венеры стал фантаст-сатирик Уильям Тенн. Он написал целую кучу рассказов, действие которых происходит на Венере, — и что он только не делал с несчастной планетой! Рассказ «Венера и семь полов» (1947) — история о том, как трудно землянину сочинить хорошую мелодраму о любовном многоугольнике: семь полов это вам не два, как на примитивной Земле! В рассказе «Обитель мужчин» (1951) он устроил на Венере «мужской» мир, создав там очередную версию Дикого Запада, тогда как на значительно более благополучной Земле мужчины составляли едва четверть населения. Обуреваемые матримониальными планами дамы оказались вынуждены покупать билеты на Венеру. А в рассказе «Таки у нас на Венере есть рабби!» (1974) он даже устроил там всегалактический еврейский съезд, где иудеи с зелёной кожей и иудеи с четырьмя щупальцами возмущённо доказывали, что они ничем не хуже светлокожих иудеев с двумя ногами, двумя руками и одной головой!

Впрочем, уже упоминавшийся Айзек Азимов отстал от него ненамного. В «Истории» (1941) земляне воюют с агрессивной Венерой и побеждают только благодаря древнему марсианскому оружию (это вторая история про агрессивных венерианцев — ранее уже был упомянут роман Лема «Астронавты»). В «Лучше воздержаться» (1939) венериане, наоборот, порабощены пришельцами с Земли и ведут освободительную войну — и помогает им в этом их древнее оружие, делающее противника слабоумным. Его же «Полукровки на Венере» (1940) — история о существах по имени твини, которые не смогли скрыться от людей даже на другой планете.

Теодор Старджон («Особая способность», 1951) тоже не слишком снисходителен к людям. В его рассказе земляне вызывают у жителей Венеры гомерический хохот, что существенно затрудняет контакт. Венерианская «Экспедиция на Землю» (рассказ Артура Кларка 1949 года) обнаруживает от всей нашей цивилизации только плёнку с мультфильмом Диснея и, реконструируя облик обычного землянина, получает на выходе Микки Мауса. А в памфлете Лайоша Местерхази «Ракеты, звёзды, рецепты» (1975) тела обнаруженных возле сбитой военными ракеты венериан, прилетевших спасти Землю, небогатые и простодушные земляне попросту съели.

Вулкан Маат высотой около 8 км. Исследования говорят о том, что вулкан был активен сравнительно недавно.

Мудрые и пытливые венерианские амфибии из рассказа Гарри Гаррисона «Смертные муки пришельца» (1962) решили проверить истинность проповеди земного миссионера отца Марка самым простым способом: распять его. Гаррисоновский же рассказ «Самый великий охотник» (1970) рисует Венеру как огромное болото с богатым животным миром — рай для охотников.

Преобразованная Венера из аниме.

А в «Особом старательском» Роберта Шекли (1959) Венера — жаркая пустыня, где земные старатели разрабатывают золотые месторождения. И самым лучшим праздником для них становится чаша Особого Старательского Коктейля — обычной чистой воды. В другом рассказе Шекли «Похмелье» (1957) фирма «Нелимитированные приключения» отбирает будущих колонистов, забрасывая людей в дикие венерианские джунгли, где их поджидают плотоядные кусты и прочие инопланетные чудовища.

И на Венере будет что-нибудь цвести

О проекте «Венера» из книг братьев Стругацких мы уже упоминали. То же самое и даже с тем же названием происходит и в «Путешествии Алисы» Кира Булычёва. Переделывают Венеру в романе Игоря Забелина «Пояс жизни» (засаживают планету земными растениями, «катализируя» развитие биосферы) — причём занимаются этим советские космонавты в глубокой тайне. Их цель — приберечь Венеру для колонистов из социалистических стран, пока остальные напрасно возятся с безжизненным Марсом.

У Франсиса Карсака в «Бегстве Земли» упоминается проект «Большой дождь», который изменил атмосферу Венеры. Облачный слой остался, но теперь он, как положено, состоял из водяного пара. Кроме того, Венеру «раскрутили», выровняв продолжительность суток. Но всё это требовало огромного количества энергии — и в некий момент одновременный взрыв нескольких атомных станций обозначил начало очередной эпохи: выжившие люди переселились под купола, а связь с Землёй прервалась. Землян можно простить: как раз тогда на материнскую планету напали злобные пришельцы. Венерианским колонистам ещё повезло, что обитаемой враги сочли только одну планету системы, так что на Венере даже уцелели знания, которые утеряли за время войны земляне.

Авторы полнометражного аниме «Война на Венере» (Venus Senki, 1989) сталкивают Венеру с гигантским ледяным астероидом. В результате столкновения уже через несколько лет Венера изменилась настолько, что стала пригодной для жизни.

А в «Вечерней беседе с господином особым послом» Сергея Лукьяненко (2000) Венеру собрались преобразовывать в кислородную планету не люди, а граги, инопланетяне, поначалу покусившиеся было на Землю, но после решившие, что такую забавную цивилизацию, как наша, стоит сохранить в неприкосновенности.

Но на самом деле всё началось куда раньше. Ещё герои масштабной философской эпопеи Олафа Степлдона «Последние и первые люди» начали создавать на Венере кислородную атмосферу, а это был 1930 год! Тем же занимались земляне в «Большом дожде» Пола Андерсона (1954), в «Плеске звёздных морей» Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова (1969) и во многих-многих других книгах.

А в 1961 году писатель и учёный Карл Саган совершенно всерьёз предложил распылить в атмосфере Венеры простейшие водоросли, которые перерабатывают углекислый газ в кислород.

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector