Меню

Фантастика 1960 годов про космос

Топ-6 советских фильмов 1960-х годов о космосе и космонавтике

Космос всегда был для меня чем-то неизвестным и таинственным. Сколько опасности он таит в себе. В советское время космос не только пытались осваивать, но и снимали фильмы. Кстати, в фильмах про космос всегда была своя какая-то атмосфера, инструментальная музыка.

Накануне дня Космонавтики, вспоминая достижения наших замечательных космонавтов, мне захотелось составить подборку советских фильмов 1960-х годов о космосе.

6. Мечте навстречу

  • режиссеры — Михаил Карюков, Отар Коберидзе, 1963 год

Хорошая ранняя советская фантастика, которая стала первой режиссерской работой Отара Коберидзе. Несмотря на простоту, фильм произвел довольно приятное впечатление. Возможно, если бы я посмотрела его в то время (1960-е годы), впечатления были бы куда ярче. Но это не главное. Картинка мне понравилась, особенно, как продуманы макеты космической и летательной техники, неплохая актерская игра, ну и изюминка — музыка, конечно. Помимо таких прекрасных песен, как «Я — Земля», «И на Марсе будут яблони цвести», которые были написаны специально для этого фильма, за кадром также звучит композиция «14 минут до старта». Ну и звуковой фон в фильме не подкачал.

5. Иду искать

  • режиссер — Игорь Добролюбов, 1966 год

Драматичный фильм, рассказывающий нам историю о довольно непростой судьбе ученого в период с 1930-х годов до запуска 1-го советского искусственного спутника Земли.

Роль ученого Андрея Гусарова блестяще исполнил актер Георгий Жжёнов

4. Солярис

  • режиссер — Борис Ниренбург, 1968 год

Перед Вами самая первая экранизация «Соляриса», представляющая из себя телеспектакль в 2-х частях с великолепным актерским составом: Василий Лановой, Владимир Этуш. Про этот фильм особо мало кто упоминает, обычно на слуху другой фильм 1972 года режиссера Тарковского. Конечно же, это работа 1968 года другого уровня и масштаба, чем «Солярис» Тарковского, но тоже интересна, пусть и по-своему. Атмосфера очень пугающая, вокруг так тихо, будто вся станция это мертвая зона.

Ну, а сам фильм, конечно на любителя, здесь очень глубокий смысл, и чтобы понять, что происходит на экране, нужно не отрываться от экрана.

3. Таинственная стена

  • режиссеры — Ирина Поволоцкая, Михаил Садкович, 1967 год

Необычная фантастика, которая мне напомнила чем то при просмотре «Солярис» и «Сталкер» режиссера Тарковского. В фильме снялся Андрей Миронов, которого уж точно не ожидала увидеть в подобном амплуа.

Я люблю фантастику, и этот фильм я не могла обойти мимо. Здесь фантастическое событие не представлено чем-то паранормальным, необычным или еще чем-то в этом роде. Стена, вокруг которой и строится весь фильм предстает перед нами чем-то неизведанным и неподвластным простому человеческому разуму.

2. Туманность Андромеды

  • режиссер — Евгений Шерстобитов, 1967 год

Если Вы не знакомы с одноименным романом Ивана Ефремова, то будет довольно трудно осмыслить то, что происходит на экране в этой фантастической киноленте. Для меня это немного тяжёлый фильм, но одновременно смешной и в какой-то степени даже трогательный. Лично мне было интересно наблюдать, как пол века назад люди представляли полёты к другим планетам, общение с другими цивилизациями, да и вообще, как видели будущее самого человечества.

Несмотря на то, что в 1960-е годы еще тяжеловато было со спецэффектами, режиссерам, сценаристам и всем участникам съемочной группы удалось создать зрелищные эпизоды.

1. Планета бурь

  • режиссер — Павел Клушанцев, 1961 год

Ну и на последок, мой фаворит в этом списке, да и вообще среди всей советской фантастики — советский блокбастер «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева. Стоит отметить, фильм настолько понравился, что американцы пересняли, и не один раз. Картина стала одним из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии.

Здесь есть все, что нужно для фантастического кино: отличные спецэффекты, динамичный сюжет! Ну и советская актерская школа не подкачала, во главе которых были Георгий Жжёнов, Владимир Емельянов, Кюнна Игнатова и др. «Планета бурь» — это шедевр на все времена!

Это была моя личная подборка советских фильмов 1960-х голов про космос, космонавтику. Если Вы знаете еще, то оставляйте комментарии под статьей.

Не забывайте поддерживать меня, ставьте большой палец вверх 👍 и подписывайтесь на мой канал ! Мне это очень важно! 😗

Спасибо за внимание! Будьте здоровы и берегите себя!

Источник

Самые лучшие фантастические фильмы 60-х — они определили развитие жанра

Недавно мы с вами вспоминали лучшую кинофантастику 70-х годов , а сегодня я предлагаю вам заглянуть в 60-е. Там тоже довольно много отличных фантастических фильмов, многие из которых давно относятся к классике и даже считаются культовыми.

2001 год: Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey), 1968

Самый культовый фильм в нашей сегодняшней подборке, созданный режиссером Стэнли Кубриком. Почти общепризнано считается вехой в развитии не только жанра фантастики, но кинематографа в целом. В 1991 был включен в Национальный реестр фильмов США. Американский институт кино назвал ленту лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда. Снята она на основе рассказа «Часовой», написанного Артуром Кларком в 1951 году. Имеет сиквел, созданный в 1984 году. В центре сюжета космический корабль «Дискавери», на котором находятся капитаны Дэйв Боумэн и Фрэнк Пул, а также бортовой компьютер с искусственным интеллектом HAL 9000. Главная цель миссии — исследование загадочного монолита, находящегося около Юпитера.

Планета обезьян (Planet of the Apes), 1968

Научно-фантастическая кинолента Франклина Шеффнера, созданная на основе романа Пьера Буля. Главная роль у Чарлтона Хестона. Фильм занимает 350 место в списке 500 лучших кинокартин по версии журнала Empire. Имеет большое количество продолжений и ремейков, последний из которых был снят в 2017 году. Сюжет рассказывает о событиях 3978 года, когда корабль землян совершает посадку на неизведанной планете и вскоре обнаруживает на ней горстку диких людей, которых преследуют человекоподобные разумные обезьяны. Именно последние правят планетой, относясь к людям так же, как мы к животным.

Читайте также:  Раскраска с космосом для детей распечатать

Машина времени (The Time Machine), 1960

Фильм, снятый по одноимённому роману Герберта Уэллса, но сюжетно сильно отличающийся от него. Награжден «Оскаром» за лучшие спецэффекты. Рассказывает об изобретателе машины времени Джордже, который переносится в будущее — в 802 701 год. Там мужчина обнаруживает, что люди, пережившие когда-то ядерную войну, разрушившую цивилизацию, разделились на два вида — пассивных элоев, живущих на поверхности планеты, и обитателей подземелья морлоков — ужасных существ с горящими глазами, которые давно утратили интеллект, но сохранили интерес к различных механическим устройствам. Последние охотятся на первых и употребляют их в пищу. Джордж влюбляется в девушку Уину и решает вмешаться в несправедливое, по его мнению, мироустройство.

Деревня проклятых (Village of the Damned), 1960

Классика кинематографа, которая до сих пор производит устрашающее впечатление на зрителя, благодаря неповторимой атмосфере пугающей неизвестности и хорошей детской игре, цепляющей прежде всего наше подсознание, не готовое искать подвоха от хрупкого ребенка. Именно эта британская картина, снятая по роману Джона Уиндема «Кукушки Мидвича», открыла тему «детей тьмы» в фильмах ужасов, став предшественником для таких фильмов, как «Омен» и «Дети кукурузы». Рассказывает она о событиях, произошедших в маленькой английской деревушке, в которой на несколько часов все ее жители неожиданно впадают в каталепсию. После пробуждения они продолжают жить как обычно, но вскоре многие женщины понимают, что забеременели. Через некоторое время на свет появляются дети. Их волосы белокуры, а сами они совершенно не похожи на своих родителей. Кроме того, ведут ребятишки себя весьма странно.

451º по Фаренгейту (Fahrenheit 451), 1966

Фильм, снятый Франсуа Трюффо по одноимённому роману Рэя Брэдбери. Повествует об антиутопичном будущем. Кинокритиками он был принят неоднозначно, однако, например, известный режиссер Мартин Скорсезе назвал ленту недооцененной. Рэй Брэдбери в целом был доволен экранизацией. Фильм рассказывает о мире, в котором чтение книг запрещено. Людей, которые их хранят, арестовывают, а сами книги сжигают специальные служащие — «пожарные». Один из таких винтиков системы, Гай Монтэг, однажды встречают женщину, которая полностью меняет его жизнь. Теперь он отщепенец и враг государства.

Альфавиль (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution), 1965

Черно-белая кинокартина от неподражаемого Жана-Люка Годара. Рассказывает об антиутопичном тоталитарном будущем, хотя на самом деле — о проблемах современности. Снят Италией и Францией. Награжден главным призом Берлинского кинофестиваля — «Золотым медведем». Сюжет такой: в город Альфавиль, находящийся на другой планете и управляемый с помощью компьютера Альфа-60 профессором фон Брауном, прибывает частный детектив Лемми Коушен. Цель мужчины — отыскать пропавшего агента и устранить или захватить фон Брауна. В месте, в котором землянин оказался, запрещены любовь, взаимопомощь и сострадание. Как следствие, запрещена и поэзия. Однако Лемми, вопреки местным законам, влюбляется в дочку профессора Наташу.

Чарли (Charly), 1968

Фантастическая драма Ральфа Нельсона с Клиффом Робертсоном в главной роли, получившим за свою игру «Оскар». Снят по роману Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». Рассказывает о Чарли — умственно отсталом работнике пекарни, в которой над ним издеваются. Мужчина не видит зла в поведении своих коллег и мечтает поумнеть, чтобы перейти на другую должность. На курсах английского языка он знакомится с женщиной по имени Элис Киниан, которая приводит Чарли в клинику, где проводятся хирургические эксперименты для решения проблемы умственной отсталости. Пока только на лабораторных мышах. Но вскоре доктора решают попробовать провести операцию на человеке, для чего как раз и подходит Чарли.

Это еще не всё! Продолжение следует.

У меня всё. Не забывайте, что ваши лайки и подписки напрямую влияют на развитие канала, так что большое и искреннее вам за них спасибо!

С вами был ваш киноприятель Упитко. Пока!

Источник

Девятый вал

Научную фантастику можно определить как теорию, основанную на научно установленных фактах или логических псевдо-фактах, укладывающихся в рамки научной фантастики, с участием вонючих зеленых инопланетян, яростно пожирающих, насилующих (или все это одновременно) красоток с голой грудью, а также покрывающих их слизью — дымящейся булькающей красной слизью, сочащейся на бархатную кожу извивающихся от ужаса девушек-рабынь с телами, иссеченными кнутом гигантского блондина-андроида Симона, имя которого написано готическим шрифтом.

Питер Николс (австралийский писатель, автор «Энциклопедии научной фантастики»)

«История фантастики» — рубрика, в которой мы расскажем вам о живой истории нашего любимого жанра. Героями статей будут десятилетия — целые фантастические эпохи, которые большинство из нас, к сожалению, не застало. Вы узнаете о расцвете pulp-журналов, модернизме, золотом веке, эре космических опер, бит-поколении и многом другом. А начнем мы с истории «Новой волны» 1960-х.

1960-е. Что это было за время? Западный мир трещал под натиском «контркультуры» — своеобразного бунта молодежи против затянувшегося послевоенного консерватизма. Движение за гражданские права и свободу слова было в самом расцвете. Студенческие сообщества обсуждали новые модели мироустройства. Появились так называемые «новые левые», политическая ориентация которых представляла собой причудливую смесь коммунизма, пацифизма, анархизма (с неизбежным антиклерикализмом), философии расширения сознания и защиты природы.

США увязли во Вьетнаме. В теленовостях господствовали две темы: «уклонисты» и антивоенные демонстрации. По стране ездили разноцветные фургончики свободолюбивых (особенно в смысле свободной любви) «детей цветов». Популярные идеологи контркультуры знали об ЛСД и псилоцибах гораздо больше ученых. Феминистки объявляли крестовые походы огурцам и бананам, а молодежь радостно пожинала плоды сексуальной революции. В Советском Союзе была эйфория от космического прорыва пополам с антиимпериалистической паранойей (карибский кризис, пражская весна).

Читайте также:  Рисуем космос с детьми 5 6 лет поэтапно простые

Именно на этой нестабильной почве и вырос один из самых замечательных «сортов» фантастики, сменивший «золотую эру» 1950-х и названный «Новая волна».

Смерть дуракам!

Сэр Кингсли Эмис издает книгу «Новые карты ада», названием подразумевая идеологический сиквел «Божественной комедии» Данте. Эта картография стала первым серьезным исследованием научной фантастики, сослужившим хорошую службу в популяризации жанра. На ближайшее десятилетие Эмис провозгласил эру фантастической антиутопии, пришедшую взамен техническому оптимизму 1950-х.

Опять эти русские

Алгис Будрис, рассказ (позднее переработан в повесть) «Злая Луна». Номинант на премию «Хьюго». Центральная тема — популярное в то время исследование Луны с обнаружением таинственного инопланетного артефакта. Космонавты, пытавшиеся его исследовать, дружно умирали. На изучение артефакта отправляют группу аморальных типов — причем не на ракете, а с помощью телепортатора, который воссоздает копии людей на Луне. Сюжет отличается типичным для «Новой волны» исследованием внутреннего мира человека и сравнительным равнодушием к космосу. Ученые готовы похищать людей и ставить над ними мрачные телепортационные эксперименты ради торжества науки, а также чтобы победить «этих проклятых русских».

Внутренний голос

Скандально известный Джеймс Баллард (рукопись которого одно американское издательство вернуло с аннотацией «Автор явно болен») публикует концептуальный рассказ «Голоса времени» — шизофреническую историю врача, медленно погружающегося в кому и рассказывающего о своей работе лечащему терапевту. Основная тема этой истории — эволюция человека зашла в тупик. Если не активировать пару «тихих» генов, отвечающих за резкие мутации, через тысячи лет люди превратятся в пускающих пузыри идиотов. Вдобавок ко всему со звезд доносятся радиосигналы с многозначными цифрами — обратным отсчетом, после которого всей Вселенной наступит конец.

Свое чужое

Многие авторы «Золотого века» смогли благополучно оседлать «Новую волну» и удержаться в своем ремесле. К примеру, Роберт Хайнлайн отошел от классического стиля и написал культовый роман «Чужак в чужой стране» (рабочее название — «Еретик») про человека с Марса, ставшего мессией на Земле благодаря исповедованию особой смеси философии, религии, свободного секса и мистицизма. Если бы у хиппи была мебель, про эту книгу можно было бы сказать, что она стала «настольной» для бунтарей 1960-х. Английский язык обогатился новым глаголом «грок» («понимать», «любить»; хотя в наше время его употребление в разговоре равносильно переходу на церковнославянский). Хиппи стали устраивать к дому Хайнлайна паломничества, и писателю пришлось выстроить забор.

И снова русские

Советская фантастика — вещь в себе. Ни новой, ни старой волны здесь быть не могло. Героиновые сказки об инопланетном инцесте цензура попросту не пропустила бы. Полноправными властителями фантастических дум в СССР 1960-х были братья Стругацкие: их можно проставить чуть ли не на каждый год нашей «линейки». Творческий путь Борис и Аркадий начинали в ключе оптимистического соцреализма. С их героев впору было писать иконы: сплошь гуманные, интеллигентные и нравственные люди, яркие личности, покорители космоса и великие творцы (сборник рассказов «Полдень, XXII век», 1962-й год). Позже у Стругацких появляются тревожные нотки: темы катастрофы, человеческой подлости и социального гротеска, проблема выбора («Далекая Радуга», «Трудно быть богом», «Хищные вещи века»). В 1965 и 1968 году выходят сатирические «Понедельник начинается в субботу» со «Сказкой о тройке», высмеивающие бюрократию, — а потому быстро и надолго запрещенные. В 1969 году появляется повесть «Обитаемый остров», фильм по которой мы одновременно и ждем, и боимся увидеть тридцать лет спустя.

Alien

Научная фантастика Запада — еще не вся литература мира. На 1960-е пришелся расцвет бенгальской фантастики (Бангладеш, Западная Бенгалия). В 1962 году оскароносный бенгальский режиссер Сатияджит Рэй написал рассказ (и сценарий) «Друг Банку Бабу», известный как «Чужой». Суть дела такова: инопланетяне высадились около бенгальской деревни и начали весело разыгрывать местных жителей. Артур Кларк считал, что спилберговский добрый инопланетянин в E.T. (1982 год) был во многом списан с «Друга Банку Бабу».

Бегущий по лезвию

Выходит философский роман Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», исследующий движение человека между крайностями по пути к красоте, любви и справедливости. После этого читатели стали считать Ефремова кем-то вроде духовного гуру, чем сам писатель был весьма недоволен. Книга очень понравилась отцу советской космонавтики Сергею Королеву.

Секс как суета сует

Официальное начало «Новой волны» — 1964 год, когда Майкл Муркок стал редактором журнала New Worlds и превратил его в площадку для экспериментальной литературы. Любимые концепции авторов Муркока: политика, СМИ, энтропия и неизбежный конец всего. Запрет на секс в фантастике также был снят.

Люблю, но странною любовью

Стэнли Кубрик отметился антивоенной сатирой «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу». Сумасшедший американский генерал усматривает происки коммунистов во фторировании водопроводной воды и отдает приказ об атомной атаке на СССР. Помимо всего прочего, фильм примечателен гениальной игрой Питера Селлерса в роли бывшего фашистского ученого Стрейнджлава, называющего президента США «мой фюрер» и пытающегося задушить самого себя неконтролируемой правой рукой («синдром чужой руки»).

Буря в пустыне

Крупнейшим событием 1960-х была публикация «Дюны» Фрэнка Герберта, глобального фантастического полотна, сотканного из межпланетной политики, религии и философии. Премия «Хьюго» и первый фантастический бестселлер в твердом переплете. Джордж Лукас признавал, что на его «Звездные войны» сильнее всего повлияла «Дюна». Первое издание романа сейчас продается по 10000 долларов за экземпляр.

Читайте также:  Покажите как нарисовать космос

Незнание — сила!

Николай Носов публикует книгу «Незнайка на Луне» — увлекательную приключенческую сатиру на капитализм. Многие считают, что Носов опередил время и описал «дикий капитализм» начала 1990-х — к примеру, «Общество гигантских растений» мало чем отличалось от компании «МММ».

Миелофон!

Игорь Можейко, он же Кирилл Булычев (имя которого вскоре стали сокращать до Кир., а потом точка отпала и получилось персидское «Кир») опубликовал первый рассказ о приключениях «девочки с Земли» Алисы Селезневой. Цикл писался до 2003 года и стал одним из главных столпов детской фантастики в СССР.

Альфавиль

В 1965 Жан-Люк Годар снял фильм «Альфавиль» — антиутопический нуар про город будущего, управляемый профессором фон Брауном с помощью компьютерной системы «Альфа-60». В городе запрещены все эмоции и чувства: любовь, дружба, сострадание. За улыбку или слезы полагается смертная казнь. Люди не должны спрашивать «почему?», вместо этого следует говорить «потому что. ». Интересно, что поначалу режиссер хотел снять этот фильм в стиле «Тарзан против IBM».

Серьезный Сэм

В 1960-е начался творческий путь талантливого чернокожего гея Сэмюэля Дилэни. Его первая книга «Драгоценности Эптора» была опубликована в 1961 году. В 1970-х Дилэни начал писать фантастику о половых извращениях, но это уже другая история, потому что ранее он интересовался мифологией и проблемами лингвистики. В этом смысле наиболее ярким можно считать его роман «Вавилон-17». Одна из сторон в межзвездной войне изобретает секретное оружие — боевой язык «Вавилон-17», воздействующий на противника подсознательно и обращающий его на сторону врагов.

Через тернии к звездам

В начале десятилетия сценарист Джин Родденберри обдумывал идею нового сериала. За основу была взята концепция «вестерн в космосе». Экипаж космического корабля, состоящий из представителей разных рас, отправляется на миссию «так далеко, куда еще никого не посылали». Премьера состоялась 8 сентября 1966 года. На 8 мая 2009 года запланирован выпуск очередного полнометражного фильма. Таким образом, скоро «Звездный путь» сможет отметить 43-летие. Сериал по праву считается самым успешным телепроектом в истории человечества.

33 коровы, свежая строка

Харлан Эллисон выпускает антологию «Опасные видения», перенеся британскую «Новую волну» на американскую почву. Замысел был прост: приучить читателей к «сексу в космосе» и разрушить застарелые шаблоны фантастики. Эта книга — своеобразный справочник «Кто есть кто в фантастике 1960-х». Предисловие написал Азимов, а среди 33 авторов «засветились» Силверберг, Фармер, Олдисс, Дик, Нивен, Лаумер, Желязны и Дилэни. Две премии «Хьюго» и две «Небьюлы» говорят сами за себя. Сегодня считается, что лучшие произведения «Новой волны» были написаны в малой форме и значительная их часть представлена в антологии Эллисона. Благодаря ей до 1980-х годов доминирующим видом научно-фантастических публикаций были рассказы. Крупная форма стала популярной лишь после бума «Звездных войн».

Фермерская философия

Филип Хосе Фармер, «Пассажиры с пурпурной карточкой» — экспериментальная повесть-головоломка из сборника «Опасные видения», прозванная критиками «научно-фантастическими «Поминками по Финнегану». Представьте себе мир с тотальным государственным планированием. Все потребности людей удовлетворены. Они получают «пурпурную зарплату» за один лишь факт своего рождения, живут в изолированных домах и общаются друг с другом по видеофону. Недовольные этим могут отправиться жить в заповедники первобытной природы. За духовные нужды людей отвечают художники и критики. Сексуальных ограничений нет.

Кубрик Рубика

Выходит оскароносный фильм Стэнли Кубрика по сценарию Артура Кларка «2001: Космическая одиссея», прозванный критиками «монтажом впечатлений под классическую музыку». Сюрреалистическая и неторопливая картина опередила свое время на несколько десятилетий. Космос показан чрезвычайно правдоподобно — без резких разворотов космических кораблей и свиста лазеров. Из-за подобного реализма и родилась легенда о том, что по заказу правительства США Кубрик снял высадку американцев на Луне (так называемый «Лунный заговор»). «Одиссея» также известна правильными технологические предсказаниями: в ней показаны плоские мониторы, микроволновые печи, КПК, магнитные карточки и компьютеры, побеждающие человека в шахматы.

Иван Ефремов пишет философский роман «Час Быка», который можно считать продолжением «Туманности Андромеды» и реакцией автора на пессимистические западные антиутопии «Новой волны», не предлагающие человечеству никакого выхода. У Ефремова же выход есть — экипажу коммунистического корабля «Темное пламя» в итоге удается перенаправить общество англо-азиатской (роман написан в разгар советско-китайского противостояния) тоталитарной планеты Торманс на рельсы социализма. Одно из немногих крупных советских произведений, напрямую связанных с течением «Новой волны», — хотя и противопоставленное ему.

Занавес!

В масштабном исследовании «Фантастика и футурология» (книга недавно издана в России, см. рецензию в «МФ» № 63, ноябрь 2008) Станислав Лем едко заявляет, что научной фантастике 1960-х годов свойственна халтура и кич — незаконное дитя обаяния и банала. Желчные отзывы в адрес современной фантастики стали причиной конфликта Лема с американской организацией писателей-фантастов и его последующим исключением из числа почетных членов.

«Новая волна» бушевала чуть более 10 лет и вскоре была ассимилирована мэйнстримом. Бунтарский запал исчез — с послевоенным консерватизмом было покончено и радикальные взгляды перестали находить понимание. Однако 1960-е сыграли огромную роль в последующем формировании нового жанра — киберпанка, еще одного бунтаря, заменившего сюрреалистическую обреченность диктатурой высоких технологий. Кроме того, «ново-волнисты» сделали еще одно важное дело — ликвидировали все тематические рамки в фантастике. Вывод о том, считать ли фантастику 1960-х интеллектуальным шлаком, как великий Лем, или нет, предоставляем сделать читателю самостоятельно.

Источник

Adblock
detector