Космос в модной одежде и аксессуарах – вдохновение вселенной
В основе любой коллекции лежат идеи, мечты и источники вдохновения. Например, космос. Первый полет человека в космос был осуществлен 12 апреля 1961 года. Эти события послужили вдохновением для многих творческих людей, в том числе модных дизайнеров. Мода мгновенно откликается на перемены в обществе и достижения науки. Прошло уже много лет, но космос по-прежнему вдохновляет дизайнеров и остается таким же недоступным.
Наши продвижения в освоении космоса минимальны. За прошедшие годы не изобрели ничего принципиально нового, лишь доводили до совершенства технологии середины XX века. Марс и другие планеты остаются для нас недоступными, и даже полет на Луну невероятно дорогое мероприятие. Сегодня никто всерьез не верит в полет американцев на Луну в 1969 году. В общем, настоящий космос для людей остается недосягаем, мы можем только смотреть в телескопы и мечтать.
Зато дизайнерам удается воплотить мечты в реальность, создавая модную одежду и аксессуары в космическом стиле. За прошедшие годы было создано множество коллекций, все они по-своему интересные и разные, но их можно классифицировать по двум признакам – космические принты и формы.
Космические принты
Проще всего создавать принты на звездную тему. Сейчас для этого даже не обязательно быть дизайнером или иллюстратором, в интернете немало сервисов, где предоставляется услуга печати изображения на готовых футболках и других предметах одежды. При желании можно заказать и ткани с космическими принтами.
Больше всего в использовании космических принтов преуспели китайские производители доступной одежды. На Алиэкспресс невероятный выбор одежды по космической теме. Многие продавцы заманивают обещанием 3D печати высокого качества, но на самом деле, у большинства принты на ткани получаются весьма посредственного качества, почти всегда хуже, чем на фотографии. Хотя встречаются и хорошие примеры. Красоту космоса нелегко передать на ткани.
Выгодней всего в виде принтов смотрятся знаменитые туманности, они в любой ситуации под любым углом остаются прекрасной частичкой космоса и не теряют привлекательности.
Звезды и звездные скопления в виде фотографий уступают реальным звездам на небе. Гораздо лучше выбрать рисованные маленькие звездочки с пятью, семью, девятью лучами, с блеском и сиянием, они будут придавать платью не только ассоциации с космосом, но и нечто таинственное мистическое. Именно такие звезды лучше всего подходят для дорогих вечерних нарядов и самых элегантных образов.
Принты с космонавтами и инопланетянами зачастую выглядят забавно и мило. Наряды с подобными рисунками – лучшее решение для игривых и творческих образов.
Космические формы и технологии
Здесь все гораздо сложнее, хотя есть и простые исключения. Начиная с 1960 годов, дизайнеры, вдохновленные космосом, придумывают платья и аксессуары с элементами космических скафандров землян или пришельцев. Космический дизайн любит серебристый металлик и разные виды пластика, в том числе самый доступный ПВХ.
Просматривая фотографии космических кораблей и фильмы на тему космоса, дизайнеры находят идеи и воплощают в модных образах. Так мы получаем головные уборы, напоминающие шлем космонавта, пальто и куртки, пошитые, словно из обшивки инопланетного корабля, сапоги космонавта и многое другое…
Первопроходцами космической моды можно считать нескольких дизайнеров, работавших в 1960-х годах, в том числе Андре Куррежа. В 1964 году он представил коллекцию одежды будущего. Модели от Куррежа были одеты в короткие юбки и платья с использованием синтетических материалов и пластика. Другой дизайнер космических образов Pierre Cardin, его работы навсегда вошли в историю моды, и сейчас, много лет спустя, легко найти фото рекламных кампаний тех лет.
Самые смелые модницы сразу подхватили космические идеи Space Age, они смело носили на улицах короткие платья-трапеции с гольфами-ботфортами из лакированной кожи, хотя тогда такой выбор выглядел странно и даже неприлично. Это сегодня никого не удивить короткой юбкой, а в 1960-е годы этот наряд шел вразрез с моральными ценностями общества.
За прошедшие годы было наработано много образов, сегодня некоторые дизайнеры перерабатывают модное наследие и дорабатывают вещи с применением новых технологий. Для космической темы очень привлекательно использование тканей, которые меняют цвет. Умные технологии, светодиодная подсветка тоже служат отличным дополнением. Космос открывает огромные просторы для творчества.
Космос – безграничное пространство, где планета Земля ничтожная песчинка. При этом миллиарды людей проживают всю жизнь, не задумываясь о космосе, ведь у всех дела и заботы, которые они считают важными. На самом деле, даже самые серьезные дела корпораций и лидеров государств не имеют вообще никакого значения в космических масштабах.
Если всматриваться в звездное небо, понимаешь, насколько бессмысленна вся эта земная суета. Люди думают о пресловутом успехе, но что есть успех, когда жизнь человека в среднем 80 лет? По космическим меркам 80 лет не более чем мгновение. В космосе другие цифры – миллионы и миллиарды лет. Поэтому любой земной успех для космоса лишь суета сует длиною в одно мгновение.
Источник
Style Notes: мода и космос
В этом году отмечается 60 лет с тех пор, как Юрий Гагарин стал первым в мире человеком, совершившим полет в космическое пространство. Это историческое событие дало старт не только активному исследованию космоса, но и рождению целого направления в fashion-индустрии. От ретрофутуризма до современных концепций — мы решили выяснить, почему космическая тема уже полвека вдохновляет дизайнеров.
На самом деле, интерес к космосу зародился задолго до полета Гагарина. Толчком к этому послужило развитие жанра научно-фантастической литературы, сформировавшегося в конце девятнадцатого — начале двадцатого века. Заставить поверить в возможность путешествия за пределы планеты смогли знаменитая «Война миров» Герберта Уэллса и «Лунная трилогия» Ежи Жулавского. Однако именно в 60-е годы двадцатого века идеи футуризма прочно входят в повседневную жизнь, а вместе с ними появляются архитектурные проекты «будущего», автомобили и мебель в «космическом» стиле. Конечно, эта волна не могла обойти стороной и индустрию моды.
Легендарному Пако Рабану приписывают фразу, которая, пожалуй, лучшим образом отображает настроение 60-х годов: «Идеальная девушка живет на другой планете». Футуристическое видение мира, мечты о фантастических механизмах и технологиях, планы космических путешествий… Сегодня это покажется странным, но в средине двадцатого века мир был, как никогда, захвачен идеями об утопическом будущем — как на этой планете, так и за ее пределами.
Старт модной космической гонке дал французский дизайнер Андре Курреж, создав в 1964 году коллекцию под названием «Космический век», которая включала в себя сложные дизайны, дополненные авангардными аксессуарами. Впрочем, говоря о футуристической моде, мы в первую очередь вспоминаем именно о Пако Рабане: дизайнер, как никто другой, был восхищен темой космоса. Плодом этой страсти стали невероятные скульптурные костюмы и платья из металлизированных элементов — сегодня творения Рабана часто входят в «космические» экспозиции ведущих мировых музеев. Именно он разработал всем известный образ «Барбареллы» из одноименного фильма с Джейн Фондой: и хотя сама картина вызвала настоящий шквал неодобрения от публики, знаменитое платье-трико навеки вошло не только в историю синематографа, но и в историю моды.
Имя Пьера Кардена также прочно ассоциируется с модой на космический футуризм. Дизайнер довольно серьезно исследовал идею создания «одежды будущего». Он экспериментировал с материалами и фактурами, создавал новые авангардные силуэты и дополнял образы причудливыми аксессуарами. Так, Карден одевал моделей в блестящие виниловые платья и костюмы, полностью созданные из металла или пластика, высокие кожаные ботинки и даже космические шлемы. Удивительно, но в шестидесятые подобные образы не казались нелепыми или чересчур театрализованными: наоборот, одежда Pierre Cardin пользовалась огромной популярностью в Европе и Америке и успешно подавалась в самых модных магазинах.
К середине семидесятых интерес к неизведанным планетам слегка угас, однако вышедший в прокат фильм Джорджа Лукаса «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» пробудил его вновь. Вернулась космическая тема и на подиумы. Тьерри Мюглер стал экспериментировать со скульптурными силуэтами в стиле sci-fi: в дизайне своих платьев он объединил атмосферу космической одиссеи с идеями парижского Haute Couture. Эту тему Мюглер впоследствии развивал не раз, вновь и вновь по-новому переосмысливая разные элементы авангардных нарядов, — вплоть до 90-х годов. Сегодня канонические образы талантливого модного исследователя мы воспринимаем даже не столько как часть fashion-наследия, а скорее как произведения искусства.
В восьмидесятые футуристические темы остаются в прошлом: прагматичная мода на спортивную аэробику, кислотные цвета, гетры, леггинсы и жакеты с подплечниками заставляет дизайнеров ненадолго забыть о звездном небе. Впрочем, ненадолго: космические темы постепенно начинают возвращаться в середине девяностых. Благодарить за это во многом стоит музыкальную индустрию. Клип No Scrubs группы TLC, ставшее культовым технологичное музыкальное видео певицы Бьорк All Is Full Of Love и не менее известный клип Джанет Джексон и Майкла Джексона Scream вновь возвращают нас в мир футуристических идей. С конца девяностых до сегодняшнего дня ведущие модные дома вновь и вновь обыгрывают на подиуме космическую тематику. От киборгов Givenchy до футуристических костюмов Alexander McQueen, от авангардных творений Iris Van Herpen и Gareth Pugh до расшитых созвездиями плащей и платьев Valentino — постоянно повторяющийся мотив доказывает, что мысль о космических путешествиях сегодня волнует нас также, как и в день первого полета Гагарина.
Источник
Какую одежду мы будем носить в космосе? Отвечает дизайнер Барбара Брауни
В московском Музее космонавтики в рамках международной конференции «Представляя необычное» британская дизайнер Барбара Брауни рассказывает о том, как невесомость влияет на возможности дизайна одежды. Егор Михайлов поговорил с ней о том, как можно было бы улучшить клип группы OK Go и что мы будем носить в космосе.
— Объясните в двух словах, чем вы занимаетесь?
— Вообще, я занимаюсь вопросом взаимоотношения между одеждой и телом. Я стараюсь не пользоваться словом «мода», потому что мой интерес касается вещей более повседневных, чем тех, которые показывают на подиуме. Так что я предпочитаю слово «одежда». А в данный момент мои исследования посвящены космической одежде, точнее, одежде, созданной специально для среды с нулевой гравитацией. И я имею в виду не скафандры, не тот момент, когда человек находится в открытом космосе, — все эти специфические вопросы — а человека, который находится в невесомости внутри космического корабля, где вопросы безопасности менее экстремальны. В таких условиях дизайнеры могут свободнее играть с микрогравитацией (близкое к невесомости состояние, в котором ускорение, вызванное гравитацией, крайне незначительно; к примеру, все тела на МКС находятся в состоянии микрогравитации. — Прим. ред.), не слишком сильно переживая о безопасности.
— А как вообще вы пришли к этой теме?
— Я советовалась с издателем насчет того, какую книгу стоит написать дальше. Кто‑то заговорил о научно-фантастической моде — и мы решили ухватиться за эту тему. Я начала исследовать тему и в какой‑то момент поняла, что это больше не научная фантастика, это реальность: космические туристы летают в космос, астронавтам тоже нужно одеваться. И оказалось, что материала для обсуждения хватит на целую книгу.
— То есть вы сначала занялись темой, а потом заинтересовались?
— Да, вроде того. Я вообще много занимаюсь кинокостюмами, оттуда и появилась точка отправления. А потом исследование привело к тому, что я увидела все с неожиданной точки зрения. Я не ожидала, что буду заниматься этим вопросом, но когда увидела потенциальное поле исследований, то поняла, что оно очень захватывающее.
— Что интересного вы узнали, работая над этой темой? Что‑то вас удивило?
— Самое удивительное — то, что никто этим не занимался раньше. НАСА и другие космические агентства вкладывают столько денег в разработку скафандров, в технологии, но мало кто думает о том, как одевать космонавтов или космических туристов, когда они просто летают в повседневной одежде по космической станции или испытывают невесомость в полете.
А еще я многое узнала о том, как физика невесомости влияет на моду. Есть много исследований, посвященных материалам и технологии производства. Но мода будущего — это не только технологии, но и стиль, и невесомость меняет подход к стилю . Когда я стала глубже думать об этом и анализировать наш подход к дизайну одежды, меня поразило то, как сильно дизайн одежды на Земле зависит от силы тяжести. А в космосе нам придется полностью изменить свой подход к моде!
Если послушаете модельеров, они все время говорят о весе тканей, о том, как она облегает силуэт, — но в космосе всего этого не существует. В невесомости ткань ничего не весит; она не облегает тело, а парит над ним. Как говорить о силуэте тела, если в космосе вы не можете встать прямо, вы плаваете под разными углами. Поэтому все термины, которые мы воспринимаем как должное в дизайне одежды, приходится просто выбросить, когда мы говорим о дизайне для космоса.
— А если говорить о повседневной одежде для космонавтов и для космических туристов — между ними есть принципиальная разница?
— На самом деле выводы, к которым я на данный момент прихожу, применимы и к тем, и к другим. Сейчас астронавты [на МКС] носят повседневную одежду — рубашки поло, шорты и прочие вещи, которые придумывались для ношения на Земле. Уже тут появляются проблемы, которые можно решать. Но если вам хочется больше творчества, больше возможностей для креативного взаимодействия с невесомостью, то стоит подумать о космических туристах, которые, возможно, захотят снимать в невесомости селфи и немного покрасоваться.
— А как тестируется одежда для невесомости? Нельзя же изучать, как она будет себя вести в земных условиях, или просто полагаться на расчеты?
— Это сложно, потому что на Земле нельзя создать условия нулевой гравитации. Подводные условия близки, но не идеальны. Астронавты тренируются под водой, чтобы научиться работать в скафандрах, и это дает вам некоторое представление о том, как будет вести себя одежда под действием силы тяжести при низкой гравитации. Можете посмотреть на подводные фешен-съемки, чтобы почувствовать, что случается, когда одежда попадает в зону невесомости. Но это не идеальное моделирование нулевой гравитации, потому что под водой есть еще гидродинамическое сопротивление и другие факторы, которые меняют внешний вид одежды.
В конечном счете нужно только отправляться в невесомость — а это, конечно, очень дорого. Может, поэтому никто особенно и не изучал эту тему: все это очень трудно тестировать. Приходится проектировать только на основе расчетов, но никто не знает, как будут выглядеть вещи, пока они не окажутся на самом деле в космосе.
— За четыре года, на протяжении которых вы занимаетесь этим вопросом, кто‑то уже заинтересовался вашими исследованиями: космические агентства, инвесторы, может, дизайнеры?
— Я немного работаю с Blue Abyss. Это коммерческое агентство космических тренировок, они занимаются полетами в невесомости и заинтересованы в одежде для участников таких полетов — это могут быть исследователи, туристы, астронавты, проходящие тренировку. Я начала работать с ними около года назад, у нас есть проект, в котором участвуют мои студенты.
— Понятно, что, разрабатывая одежду для космоса, мы полагаемся на земной опыт — а может это сработать в обратную сторону? Как может космический опыт повлиять на земную моду?
— Ну, например, мы можем увидеть, как много внимания дизайнеры уделяют виду спереди, сзади и сбоку: рисуя одежду, мы всегда изображаем человека стоя или идя пешком, только так и представляем его. А когда вы приближаетесь к кому‑то в невесомости, вы можете сперва увидеть их плечи или, скажем, ноги — вы видите людей с разных сторон. На Земле мы не очень много думаем о том, как выглядит одежда сверху, снизу или с других ракурсов — и мне кажется, здесь есть потенциал для дизайнеров, которые могут больше думать о том, как одежда выглядит под другим углом. Плечи, например, выглядят очень интересно, если смотреть сверху, — и, вообще, открывается целое новое пространство для размышлений.
— Вы, занимаясь исследованиями, явно много изучали, как представляли моду будущего в начале и середине прошлого века. Эти футуристические изображения сейчас выглядят забавно — а было ли что‑то, что они умудрились угадать?
— На самом деле как раз в это время людей начали фотографировать под разными углами — как раз то, о чем я только что говорила. Есть фотографии, которые сделаны, к примеру, снизу, на которых видна внутренняя часть рукавов, — и появляются новые формы, которых не увидишь, если снимаешь человека спереди. Так что люди в то время начали открывать новые углы зрения на одежду, но я не думаю, что они понимали, что делают, — это было что‑то подсознательное.
— А в кино — есть ли фильмы, в которых дизайнеры раскрыли эту тему с должным вниманием?
— Обычно в фильмах о космосе дизайнеры немного жульничают: они делают всю одежду очень плотной, чтобы не думать о том, как она будет вести себя в невесомости. Потому что иначе нужно будет добавлять очень много эффектов на постпродакшене. Поэтому же, кстати, у всех обычно очень короткая стрижка, чтобы не приходилось генерировать на компьютере парящие в невесомости волосы. Но есть несколько фильмов, которые снимали в условиях нулевой гравитации. Например, клип OK Go.
— Его, кстати, снимали в России.
— Да, точно. У них там была довольно обычная одежда. Мне кажется, они упустили возможность надеть что‑нибудь, что будет интересно выглядеть в невесомости. Еще совсем недавно был фильм «Мумия» с Томом Крузом. Там была сцена авиакатастрофы, которую снимали в полете с невесомостью. Тут речь не о космосе, так что они были не в скафандрах, — и в этой сцене можно увидеть, как отсутствие гравитации влияет на одежду. Например, куртка всплывает над телом и становится похожей на плащ — это дает некоторое представление о том, что происходит в таких условиях с обычной одеждой. Мне все время кажется, что костюмерами в таких фильмах должны быть люди, которые больше будут думать о возможностях, которые дает съемка в нулевой гравитации.
— Возвращаясь к возможностям, которые появляются в космосе, — а нет ли опасностей, на которые стоит обращать внимание? Например, ткань, которая парит во все стороны, вполне может попасть куда не надо.
— Ну разумеется, есть соображения безопасности. Например, все сходятся на том, что не должно быть элементов, которые могут закрыть пространство перед глазами. В конечном счете всегда нужно искать компромисс между безопасностью и видимым выражением невесомости. Но я думаю, что сейчас мы слишком много задумываемся о безопасности. Все авиакомпании, которые организуют полеты с невесомостью, используют стандартные летные костюмы. Но на самом деле это необязательно, чуть более свободная одежда не создаст проблем с безопасностью. Были полеты в костюмах, люди отмечали свадьбу в невесомости — и свадебное платье не помешало безопасности. Так что я думаю, что люди все еще слишком осторожны. И из‑за этого мы упускаем возможность наглядно показывать невесомость . Космическим туристам хочется делать селфи в одежде, по которой видно, что они парят, а в плотно пригнанном комбинезоне это не работает на полную.
Конференция, на которую я прилетела, посвящена необычным вещам. Мы воспринимаем земную гравитацию как нечто само собой разумеющееся. Но на самом деле в масштабах Вселенной это очень необычная вещь: в большей части Вселенной нет заметной силы тяжести. И поэтому в будущем, когда наша цивилизация наконец станет межпланетной, космическая одежда будет более обычной, чем земная. И нам нужно сделать этот шаг: переносить человеческую культуру в невесомую среду — в будущем это нам пригодится.
Благодарим департамент медиа НИУ ВШЭ и московский Музей космонавтики за помощь в организации интервью.
Источник