Joomla! Open Source Content Management
Nav view search
Навигация
Искать
РАЧЁВ ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Даты жизни: 26 января (8 февраля) 1906 – 2 июля 1997
Художник-иллюстратор, график, Народный художник РФ, Заслуженный деятель искусств РФ.
Родился Евгений Михайлович в Томске, детство провел в деревне у бабушки. В 1920 году добрался в одиночку в Новороссийск к матери, работал в порту, учился в мореходной профтехшколе, затем в паровозном политехникуме. С детства Евгений Михайлович увлекался рисованием, писал стихи. Стремление к творчеству привело его в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, который он окончил с отличием в 1928 году. После окончания Рачёв некоторое время проучился в Киевском художественном институте, а с 1930 года начал сотрудничество с различными киевскими детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Примкнул к группе молодых авангардных художников-графиков, объединившихся вокруг киевского издательства «Культура», среди которых были Л.Гамбургер, Б.Ермоленко, Б.Крюков, И.Кисель, М.Бойчук; а в 1936 году рисунки Рачева, который все больше отдавал предпочтение в творчестве русским сказкам и басням, увидели в «Детгизе» и пригласили художника в Москву.
В 1960 году Рачев стал главным художником детского издательства «Малыш», и проработал на этой должности почти двадцать лет.
Евгений Рачев посвятил детской книге более шестидесяти лет своей творческой жизни; с его иллюстрациями издано множество книг, среди которых «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Мои звери» Льва Дурова, «Аленушкины сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Сатирические сказки» М.Салтыкова-Щедрина, басни Крылова, произведения В.М.Гаршина, И.Я.Франко, Л.Н.Толстого, С.Михалкова, В.В.Бианки и огромное количество народных сказок — русских, украинских, белорусских, венгерских, румынских, таджикских…
Главные герои его иллюстраций – животные, причем животные, с чертами характеров, присущих людям. Рачев изучал повадки животных, чтобы потом показать их в книгах. В сказках звери говорят и действуют как люди, и Рачёв одевает их в русские народные костюмы, делая похожими на людей. Оттого сразу можно увидеть, какой характер у пушистых и пернатых сказочных героев.
Вот медведь из сказки «Вершки и корешки» — он наивный и доверчивый, и лукавый мужичок, с которым медведь беседует, ничуть его не боится.
Вот лиса разговаривает с мышками в эскимосской сказке «Храбрая мышь». Видно, что лиса хитрая, она как будто улыбается, прищурив глаз и готовясь схватить мышек. Но одна из них оказалась хитрее – она сказала лисе, что слышит, как подходят охотники, чтобы испугать рыжую плутовку.
А вот лиса и кот, наряженные в старинные костюмы: лиса – боярышней, кот — воеводой. Гордо вышагивают – ведь они обманули всех лесных жителей, рассказав им, что кот прислан в лес в качестве начальника над всеми зверями.
Самая популярная украинская народная сказка «Рукавичка», впервые изданная в 1951 году. Ее многократно переводили на другие языки мира. «Рукавичка» с иллюстрациями Рачева на японском языке — одна из трех самых долго продаваемых детских книг в Японии.
Сам Рачёв рассказывал о своей работе так: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного – добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек – на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно: «Здравствуйте, дедушка Медведь!» И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке – значит, получилось у меня, как в сказке. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую».
Читайте, рассматривайте книги с рисунками Евгения Рачева!
Источник
Евгений Рачев
Евгений Михайлович Рачев (1906-1997) — художник, книжный иллюстратор.
Родился в Томске, детство провел в деревне у бабушки. В 1920 году добрался в одиночку в Новороссийск к матери, работал в порту, учился в мореходной профтехшколе, затем в паровозном политехникуме. С детства увлекался рисованием, писал стихи, стремление к творчеству привело его в Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, который он окончил с отличием в 1928 году. После окончания некоторое время проучился в Киевском художественном институте, а с 1930 года начал сотрудничество с различными киевскими детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Примкнул к группе молодых авангардных художников-графиков, объединившихся вокруг киевского издательства «Культура», среди которых были Л.Гамбургер, Б.Ермоленко, Б.Крюков, И.Кисель, М.Бойчук; а в 1936 году рисунки Рачева, который все больше отдавал предпочтение в творчестве русским сказкам и басням, увидели в «Детгизе» и пригласили художника в Москву.
В 1960 году Рачев стал главным художником детского издательства «Малыш», и проработал на этой должности почти двадцать лет.
Евгений Рачев посвятил детской книге более шестидесяти лет своей творческой жизни; с его иллюстрациями издано множество книг, среди которых «Кладовая солнца» М.Пришвина, «Мои звери» Льва Дурова, «Аленушкины сказки» Д.Мамина-Сибиряка, «Сатирические сказки» М.Салтыкова-Щедрина, басни Крылова, произведения В.М.Гаршина, И.Я.Франко, Л.Н.Толстого, С.Михалкова, В.В.Бианки и огромное количество народных сказок — русских, украинских, белорусских, венгерских, румынских, таджикских…
Чем младше зритель, для которого работаешь, и, следовательно, чем меньше его жизненный опыт, тем ответственнее роль художника.
Я анималист — художник, рисующий зверей. Но не тех зверей, которые живут в лесу, а тех, что населяют басни или сказки. Сказочные звери разговаривают, смеются, плачут, взаимоотношения между ними чисто человеческие, живут они по человеческим законам
На всю жизнь сохранил я свою любовь ко всему живому. Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать. Даже воробья не нарисуешь, пока не разглядишь его как следует.
Я могу нарисовать длинноухого зайца, или волка зубастого, или птицу-ворона. Но, прочитав сказку, всё-таки не тороплюсь сразу браться за кисти да краски. Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных.
Вот и получается — прежде чем рисовать, надо получше узнать про людей, которые жили в тех местах, где были придуманы сказки. Тогда я могу хорошо представить себе своих сказочных героев. Словно они — мои давние друзья или знакомые.
Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. И встреть я в лесу одетого в одежду медведя, то, наверное, не удивился, а сказал бы хозяину леса уважительно:
— Здравствуйте, дедушка Медведь!
И если вы смотрите на мои рисунки и радуетесь занятной сказочной выдумке — значит, получилось у меня, как в сказке.
Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую.
Красив не только павлин, воробей тоже очень красивый. Но его красота неброская, её надо уметь увидеть. В маленькой лужице иногда гораздо больше красоты, чем в огромном озере.
Источник
Е. Рачев как художник-иллюстратор детской книги
Е. Рачев как советский художник-анималист: краткая биография. Рассмотрение основных особенностей творческой манеры художника. Медведь как любимый персонаж русских сказок. Анализ иллюстраций Е. Рачева: добрые, веселые, занимательные, поучительные.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.10.2012 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Е. Рачев как художник-иллюстратор детской книги»
рачев художник анималист
Рачев Евгений Михайлович — заслуженный деятель искусств РСФСР, советский художник-анималист, известный своей работой в области книжной графики. Рачев родился 8 февраля 1906 года в городе Томске. Он рано потерял отца. Мать его была врачом, а отчим инженером-строителем.
Детство свое он провел в деревне у бабушки, под Томском, в сибирском селе Юдино. Это были края, богатые дичью, известные охотничьи угодья. Маленький Женя очень любил лес и не раз бывал в тайге, интересовался жизнью зверей и птиц, наблюдал за ними, подмечал их повадки и рисовал увиденное. Когда Евгению шёл двенадцатый год, в стране произошёл Октябрьский переворот, началась Гражданская война. В 1920 году, спасаясь от голода, он был вынужден в одиночку, добираться из Сибири в Новороссийск, к матери. Это путешествие было трудным: без еды и денег ехал он на крыше товарного вагона. Чуть было не стал беспризорником. Ему помогли солдаты, возвращавшиеся с фронта. Они взяли уставшего и исхудавшего паренька в свой вагон-теплушку, обогрели, накормили и довезли до Новороссийска. В то тяжёлое голодное время он учился в мореходной профтехшколе, работал в порту грузчиком и машинистом на лебёдке, потом перешёл в паровозный политехникум. Но всё больше привлекало его искусство: писал стихи, рисовал.
В 1928 году он с отличием окончил Кубанский художественно-педагогический техникум в Краснодаре, затем недолго учился в Киевском художественном институте и с 1930 года начал сотрудничать с различными детскими издательствами в качестве художника-иллюстратора. Своей специализацией он избрал русские народные сказки, русскую прозу и басни.
В 1936 году рисунки Рачева увидели в «Детгизе» и пригласили в Москву. Молодой художник переехал в столицу и стал активно работать, но вскоре началась Великая Отечественная война, и он ушёл на фронт, ему поручили оформлять фронтовую газету. После войны Евгений Михайлович продолжил работу в «Детгизе», кроме того, он сотрудничал и со многими другими издательствами. А, начиная, с 1960 года стал главным художником в издательстве «Малыш» и оставался им около двадцати лет.
Особенности творческой манеры (стиля) художника (материал, техника, выразительно-изобразительные средства)
За тридцать лет творческой деятельности Рачев исполнил сотни иллюстраций, и в каждой его работе, будь то красочная акварель к детской сказке, натурный рисунок животного или аллегорический образ басенного персонажа, виден умный, добрый и веселый человек, глубоко чувствующий поэзию родной природы, любящий людей и ненавидящий тех, кто мешает им жить дружно и счастливо. Это цельное жизнеутверждающее мировоззрение является основой искусства Рачева и определяет ведущую тему его творчества.
Иллюстрации Е. Рачева добрые и веселые, занимательные и поучительные, знакомы не одному поколению читателей. Их главные герои — звери. Но ведут они себя, думают, ходят и говорят, как люди. Прием очеловечивания зверей использует
Е. Рачев для создания ярких и выразительных образов. Для полноты их характеристик наряжает своих героев в костюмы. Именно в его исполнении сразу встают перед глазами волк, удящий рыбу хвостом, лиса верхом на волке, хитрый кот и незадачливый медведь. Все в щегольских кафтанах или крестьянских залатанных зипунах: художник хорошо знал русский костюм и быт.
Е.М. Рачев — волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься. Все животные и звери — герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем. Художник всегда выбирал для своих иллюстраций наиболее острые и драматические или комические моменты, сюжеты, чтобы раскрыть перед ребенком самую суть произведения.
Стремясь к психологической выразительности и социальной заостренность образов, художник использует тонко наблюденные им природные качества, повадки и привычки животных, вводит в свои иллюстрации костюм, обстановку, предметы обихода.
Тематика иллюстраций, литературные произведения, иллюстрируемые художником
Работе с книгами художник посвятил всю свою творческую жизнь, более шестидесяти лет, и создал сотни прекрасных рисунков. При этом художник всегда помнил о своем маленьком зрителе и старался, чтобы его рисунки были понятны ребенку.
Е. Рачев иллюстрирует преимущественно русские народные сказки, басни и сказки классиков русской литературы. Из всего многообразия сказочных сюжетов и басен Рачев, естественно, выбирает те, которые ближе ему как художнику — анималисту, в которых главными, а иногда единственными героями выступают животные.
С иллюстрациями Рачева было издано множество книг, среди которых: Пришвин М. М. «Кладовая солнца» и «Золотой луг»; Дуров В. Л. «Мои звери»; Мамин-Сибиряк Д. М. «Алёнушкины сказки»; Салтыков-Щедрин М. Е. «Сатирические сказки». В 1958-1959 годах специально для выставки «Советская Россия» Рачев подготовил целую серию рисунков к басням И. А. Крылова Он создал замечательные рисунки к произведениям В. М. Гаршина, И. Я. Франко, Л. Н. Толстого, С. Михалкова, В. В. Бианки и, конечно же, к народным сказкам: украинским, русским, белорусским, венгерским, румынским, таджикским, а также к сказкам народов Севера.
Давным-давно родились в народе первые сказки о животных. Люди, которые создавали эти сказки, хорошо знали, как ведут себя животные, какие у них характеры. Они знали, что лиса — хитрая, волк — жадный и часто бывает глупым, а заяц всегда и всех боится. Именно такими чертами обычно наделены эти животные и в сказках.
Но в характерах и поступках сказочных животных выражаются черты и действия людей. Звери говорят на человеческом языке, мыслят и поступают, как люди: добрые и злые, храбрые или трусливые, умные или глупые.
Много лет сказки о животных иллюстрирует художник Евгений Михайлович Рачев. Превращает обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев. Заставляет их жить по-новому.
Во внешнем виде, в поведении и в характере животных Евгений Михайлович умело передаст черты и поступки, свойственные людям. А чтобы животные ещё больше были похожи на людей, художник их «одевает». Одевает, как людей, в русские национальные костюмы.
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. » Посмотреть рисунки можно очень быстро, но вот создать их. Для этого нужна большая подготовительная работа. Поэтому Рачёва можно часто видеть в зоопарке, в лесу, у реки, в библиотеке или в музее. Художник делает зарисовки. Ему надо знать, как в старину одевались люди, какие были дома, предметы труда и быта крестьян. И еще надо хорошо знать и понимать характеры людей. А этому может научить только сама жизнь! И художник стремится как можно лучше ее узнать.
Лисы, медведи, волки. зайцы в рисунках Рачёва одеты в костюмы людей, ходят, сидят, улыбаются, поют и даже плачут, как люди.
Вот рыжая лисичка-сестричка — в белой кофте и синем сарафане с красным пояском. На шее у неё бусы, на голове красивый кокошник. Лиса слушает песенку колобка. Она такая ласковая, такая милая. Но добра от нее не жди! Она обманет колобка и съест его! И от удовольствия лиса даже зажмурилась!
А вот другая лиса. Она забралась на пёчку и кричит на зайца: выгоняет его из его же дома. Обратите внимание, как светятся недобрым огоньком её глазе, а поза и широко раскрытая пасть помогают мам почувствовать, что лиса хитрая и наглая.
А сколько лёгкости и изящества в быстром беге ещё одной лисы! Смотрите, как нежно и вместе с тем крепко прижимает она к себе петушка. На бегу лисица повернула голову, подняла уши — не догоняет ли её кто-нибудь? Ведь она украла петушка! Нет, погони не видно. И поэтому лиса* довольна: её ярко-жёлтые глаза сверкают.
А вот совсем не страшный волк. Художник изобразил его простоватым и даже глупым. По совету хитрой лисы, он опустил хвост в прорубь, чтобы поймать рыбу. Тёмной ночью сидит он на морозе и ждёт. Ждет и не догадывается, что лиса обманула его.
Ему холодно. За ночь хвост примёрз ко льду крепко-крепко. А волк думает: «Вот сколько рыбы я поймал!» Целую ночь просидел волк около проруби и не мог вытащить свои хвост. А утром пришли к проруби за водой женщины и избили волка Прыгал он, прыгал и оторвал себе хвост. Только тогда и смог убежать. Лиса и во второй раз обманула волка. Вот она едет на волке. Посмотрите, как довольна хитрая лисица! И как жалок волк, оставшийся без хвоста!
Любимый персонаж русских сказок — медведь
Посмотрите: косолапый стоит около избушки и не понимает, почему лиса его не боится. Его добродушная физиономия выражает удивление, рот приоткрыт, брови высоко подняты. Как же так? Он такой большой и сильный, а не может помочь зайчику: выгнать лису из заячьей избушки.
Вы разглядываете зверей, и вам становится весело, вы невольно улыбаетесь. Улыбаетесь потому, что нарисованы они с большой любовью и выдумкой и очень похожи на настоящих зверей и на. людей.
Рисуя иллюстрации к сказкам. Рачёв, кроме самих сказочных персонажей, создаёт обстановку, в которой они живут и действуют. Он как бы вводит их в особый быт, характерный для жизни русского народа. Очень часто художник творчески обрабатывает сказки, добавляя новые ситуации и детали, и таким образом помогая увидеть и понять больше, чем написано в тексте. Такой приём, например, использован художником в иллюстрациях к русской народной скатке «Теремок»
Теремком в народных сказках обычно называют небольшом деревянный домик. В сказке теремком стал обыкновенный глиняный горшок. В нём стали жить сначала муха, мышка и лягушка, потом поселились также заяц, лиса и волк. Все они жили в теремке весело и дружно. И вдруг большой, неуклюжий медведь нечаянно сел на горшок и раздавил его, распугав всех жителей теремка.
Смотрите, как от рисунка к рисунку изменяется сказочный домик-теремок. На первом рисунке — это просто горшок. А вот на следующем — это уже домик — с окном и трубой, а чтобы горшок прочно стоял на земле, со всех сторон его подпирают брёвнышки. На третьем рисунке к теремку ведёт дорожка и лестница. На четвёртом, когда к теремку подходит лиса, — на теремке уже появилась крыша. А на пятом рисунке, когда приходит волк, художник нарисовал вокруг теремка забор.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Биография Виктора Михайловича Васнецова — художника-иллюстратора. Учился живописи в Петербурге — в Рисовальной школе общества поощрения художеств, затем в Академии художеств. Участие в выставках передвижников. Работы художника с фольклорной тематикой.
презентация [3,2 M], добавлен 12.01.2011
Сказочное разноцветье Владимира Милашевского. Иллюстрации к произведениям классиков мировой литературы и советских писателей. Детский художник. «Конек-горбунок», «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Синяя свита наизнанку сшита».
реферат [3,0 M], добавлен 04.10.2006
История становления Туве Янссон как художника: первые рисунки, учеба в Стокгольме. Роль Муми-тролля в жизни и творчестве его создательницы. Писатель, художник или иллюстратор. Семантика образного строя. Связь между внешним и внутренним обликом героев.
курсовая работа [5,7 M], добавлен 06.07.2011
Краткая биография Поля Делароша — знаменитого французского исторического живописца. Предпосылки формирования авторского стиля художника. Перечень основных работ Поля Делароша. Анализ особенностей творчества художника, его последователи и ученики.
реферат [6,5 M], добавлен 15.02.2012
Изучение творчества Энкеля Дика — молодого иллюстратора, рисующего на темы поп-культуры, современного искусства и экологии. Рост популярности картин автора в Интернете благодаря остроумию и оригинальности его идей. Постмодернистские шедевры художника.
презентация [2,6 M], добавлен 15.12.2013
Винсент Виллем Ван Гог — всемирно известный нидерландский художник-импрессионист. Биография: детство и юность; образование; работа в торговой фирме, миссионерская деятельность. Становление художника, творческий расцвет; последние годы. Наследие Ван Гога.
презентация [8,2 M], добавлен 18.01.2013
В.М. Васнецов — великий русский художник, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте. Принципы «русского стиля» в работах великого художника. Краткая биография жизни и характеристика творчества Васнецова.
презентация [214,8 K], добавлен 18.01.2011
Источник