«Проксима»: Ева Грин в скафандре и вокруг него
С 16 января в российском прокате — «Проксима», один из четырех фильмов о космосе 2019 года, в этот раз — сугубо европейский и профеминистический. Картину показали на фестивалях в Торонто и Сан-Себастьяне. Редактор сайта «Искусство кино» Егор Беликов разбирается, зачем Еве Грин понадобилось бороздить просторы вселенной.
Сара (Ева Грин) — француженка и кандидатка в космонавты, в разводе, поэтому бывший муж (Ларс Айдингер), совсем вроде бы не зловред (хотя об их семейном прошлом фильм аккуратно умалчивает, наверное, чтобы не заблудиться в душевных ранах), воспитывает их дочку, пока мама тренируется в российском Звездном городке, чтобы улететь с Байконура к другим мирам. Proxima (название выдуманной миссии из недалекого будущего) с латыни (и с испанского, а ведь европейская премьера фильма прошла как раз на фестивале в Сан-Себастьяне) переводится как «следующая, ближайшая», то есть и планета (Марс, куда собралась Сара), и самый близкий для главной героини человек — ребенок.
Алис Винокур — режиссерка-буквалистка, воспринимает все серьезно, переосмысляет собственный жизненный опыт. «Проксима» — это ее личная история, она растит десятилетнюю дочь и параллельно снимает фильмы, в том числе крупнобюджетную европейскую картину о космосе (что по сложности задачи — примерно как слетать на орбиту). Интересно, что на роль своего альтер-эго (и действительно, космонавт, улетающий к другим мирам, — это и есть режиссер, делающий, в общем-то, то же самое) Алис пригласила именно Еву Грин, актрису незамужнюю, бездетную, независимую, подчеркнуто сексуальную. То есть героиня ей досталась такая, что приходилось играть на сопротивление. Винокур объясняет этот выбор так: Грин, судя по последним ролям у Бёртона, в любом костюме и любых обстоятельствах выглядит инопланетянски — по ней заметно, что космос ее любит и ждет.
При этом Винокур отказывается от софистики, присущей картинам о человеческом одиночестве и ничтожности в сравнении со вселенскими масштабами (в этом году по теме прошелся Джеймс Грэй в фильме «К звездам»), и сам космос не посещает вовсе: героиня Грин разве что разок летает там в виртуальной реальности на тренажере. Снять фильм о космосе, но без космоса, — любопытная концепция, выбранная, возможно, ради того, чтобы подчеркнуть общую безрезультатность сегодняшнего покорения космических пространств, где человечество никто уже не ждет, новую Землю открыть не удастся, на Марсе не расцветут яблони, и вообще — лучше бы позвонили родителям. Научники в итоге мучают отважных космонавтов, которые жертвуют здоровьем и испытывают адские боли без особого толку, только ради того, чтобы зависнуть на год в железной коробке без гравитации на видеосвязи с родными, оставшимися дома. Хотя Сара мечтает попасть в космос, и неэффективность этого полета для нее не играет большой роли. Куда важнее ее самореализация в традиционно патриархальном обществе, где даже скафандры до сих пор делают только для мужчин, без поправки на особенности тел астронавток, поэтому им приходится подстраиваться.
Вообще, неиллюзорная перспектива быть замененным (а дублеры каждого космонавта уже ждут не дождутся и тренируются параллельно), остаться не у дел для героев куда страшнее, чем, например, сгореть в бракованной ракете на взлете, а ведь именно эта фобия, самая простая — страх смерти во имя науки и родины — доминирующий мотив в, например, постсоветской прозе о космосе. Тот же пелевинский «Омон Ра», кроме непереводимого постмодернистского анализа комплекса крушения советского мифа, представлял из себя рефлексию на тему поиска настоящего, земного счастья обреченными на гибель героями. Но времена явно изменились, ракеты взрываются куда реже (хотя перед глазами стоит еще сгоревший на взлете в 1986 году шаттл «Челленджер», в котором погибли астронавтки Криста Маколифф и Джудит А. Резник). Поэтому Винокур и забралась в самое сердце герметичной международной космической системы, представляющей собой модель смертельно зараженного амбициями земного общества, приведенную в уменьшенном масштабе.
Источник
Проксима. Женщина-астронавт готовится к миссии на Марс. Экзистенциальная драма с Евой Грин
Драматический триллер 2019 года режиссера Алис Винокур под названием «Проксима».
Фильм об астронавтке, готовящейся к миссии на Марс и ведущей борьбу с внутренними страхами.
Эта картина, по сути, обнажает суть профессии космонавт, показывая ее изнанку, наглядно раскрывая все те душевные терзания и напряжение, которое испытывают эти люди, дерзающие выходить в космос. Воистину, это герои, пусть даже они выполняют рутинную работу. Но ведь каждый полет, несмотря ни какие технические достижения, может оказаться фатальным.
Главной героиней здесь избрана женщина, что несомненно придает драматичности сюжету — ее сыграла несравненная Ева Грин, и снята картина женщиной-режиссером — что также повлияло на общую атмосферу, в итоге получилось весьма сентиментально. Можно даже назвать картину экзистенциальной драмой, где вместо космоса внешнего показан космос человеческий, внутренний.
В целом же, это хорошо проработанная картина, готовящая обывателей к реалиям завтрашнего дня: миссия на Марс готовится, и рано или поздно эта экспедиция будет совершена.
Примечательно, что съемки фильма проводились в Звездном городке и Байконуре.
Режиссер: Алис Винокур. В ролях: Ева Грин, Мэтт Диллон, Сандра Хюллер, Ларс Айдингер, Тома Песке, Алексей Фатеев и др.
Источник
«Проксима»: Ева Грин в Звездном городке
Станислав Зельвенский — о новой космодраме с Евой Грин, где Россия и фильм «К звездам» ближе, чем космос.
Француженка Сара (Ева Грин), которая тренируется в Европейском центре космонавтов в Кельне, узнает, что ее утвердили для длительной экспедиции на МКС, миссии «Проксима». Это означает, что ей придется надолго расстаться со Стеллой (Зели Булан), дочерью младшего школьного возраста: та переедет к отцу, немцу-астрофизику (Ларс Айдингер), с которым Сара в хороших отношениях, но в разводе. Месяцы перед полетом Саре предстоит провести в Звездном городке под Москвой и на «Байконуре» в компании инструкторов, врачей и двух других членов экипажа — американца (Мэтт Диллон) и русского (Алексей Фатеев).
Космос по-прежнему — главная общая мечта человечества, и в околокосмической среде установлено почти коммунистическое интернациональное братство. Все основные герои фильма, включая маленькую девочку (стоит еще упомянуть немку Сандру Хюллер, звезду «Тони Эрдманна», играющую психолога), с легкостью переходят с одного языка на другой: Ева Грин, в частности, помимо французского бегло говорит в кадре по-английски, по-немецки и по-русски .
Весь второй акт «Проксимы» происходит в России, а третий — в Казахстане, и при этом практически ничто, кроме заснеженного леса за окном и переговоров окружающего персонала, не выдает выход действия за пределы Европейского союза. Ладно, российский космонавт при знакомстве немедленно предлагает выпить, но это первый и последний геополитический комментарий фильма. К тому же космонавт оказывается милейшим человеком, и в дальнейшем не замечен ни с водкой, ни с косовороткой, ни с медведем; наоборот, декламирует наизусть Мандельштама .
Братство братством, а что же сестры? Автор фильма, французская постановщица с поэтичным именем Алиса Винокур, неравнодушна к феминистским вопросам, и, безусловно, ритуальный вызов в «Проксиме» есть: на титрах показывают фотографии женщин-космонавтов, в кадре вспоминают Терешкову, а герой Мэтта Диллона (он как раз слегка карикатурно американский) позволяет себе немного доброжелательного сексизма, хотя потом и исправляется. Но тема женской борьбы, преодоления здесь второстепенна и обозначена механически: космический коммунизм — почти постгендерный (Клер Дени, конечно, не согласна). Это еще не «Звездный десант», но общей раздевалкой члены экипажа, которым предстоит месяцы провести в одной консервной банке, пользуются, не задумываясь. В затылок Саре на случай чего дышит дублер-датчанин.
Другое дело — тема материнства, которая в «Проксиме» как раз центральная. Как же, задаемся мы вопросом на этом экстремальном примере, женщине совместить профессиональное и личное. Что делать человеку, у которого дочь зовут Стеллой, а кошку — Лайкой , когда перед ним встает выбор увидеть Марс или первую влюбленность дочери. И что обо всем этом скажет дочь, в начале задумчиво интересующаяся, кто из них раньше умрет. Картина Винокур — занятная пара к другому свежему космическому фильму с латинским названием, «К звездам» Джеймса Грея, где эта же проблема рассматривалась с мужской точки зрения.
«Проксима», конечно, кино куда более скромное, во всех смыслах приземленное и порой чересчур, пожалуй, незатейливое. В принципе Ева Грин весь фильм прощается с дочкой, иногда отвлекаясь на тренировки и короткие диалоги с коллегами. Но по крайней мере Винокур знает, чего хочет — и каким образом это показать: все разыграно уверенно, прямолинейно, как по нотам. Документальный реализм — снимали на местности, — когда надо, подтягивается к звездам в саундтреке великого Рюити Сакамото. Грин, удерживаясь от соблазнов излишнего мелодраматизма, выступает предельно четко. Второй план тоже очень хороший. «Проксима» — маленький шаг для человечества, но не лишний.
Источник
«Проксима»: Рецензия Киноафиши
Она не может жить без космоса: Ева Грин примеряет скафандр и осваивает центрифугу.
Весной 2018 года в российских СМИ проскочил забавный сюжет: посетители одного из подмосковных супермаркетов встретили в винно-водочном отделе французскую актрису Еву Грин. В Инстаграме появились селфи со звездой, в комментариях шутили про девушку Бонда, которой больше не наливать, а вот про то, по какому поводу Грин приезжала в Россию, все как-то быстро забыли. И вот теперь, почти два года спустя, в прокат выходит «Проксима» — картина, основное действие которой разворачивается в Звездном городке Московской области.
В недалеком будущем, которое мало чем отличается от настоящего, снаряжается экспедиция на Марс. Французская астронавтка Сара Лоро (Ева Грин) становится единственной женщиной, зачисленной в команду. Она с детства мечтала о покорении космоса, и ее мечта вот-вот сбудется. Есть лишь одно земное препятствие: дома Саре предстоит оставить маленькую дочь Стеллу (Зели Булан). О девочке позаботится отец, немецкий астрофизик (Ларс Айдингер). Сара с ним в разводе, но отношения у бывших супругов вполне дружеские, да и свои родительские функции этот папа готов выполнять на все сто.
Ситуация вроде бы под контролем — и все-таки не совсем. Предстоящая разлука с ребенком порождает мучительные чувства: тут и вина, и тоска, и печаль. Коллеги по экспедиции, развязный американец (Мэтт Диллон) и русский добряк с гагаринской улыбкой (Алексей Фатеев), героиню прекрасно понимают, но разделить эти эмоции не могут. С матерей всегда другой спрос, даже если дело касается полетов на Марс.
«Проксима», формально посвященная космосу, на самом деле отрывается от земли лишь в финале. До этого полтора часа экранного времени персонажи проводят в германских филиалах Европейского космического агентства, в Звездном городке и на Байконуре. В кадре нет ничего воссозданного — все реальное. Постановщица фильма, француженка Алис Винокур, сознательно отказывается от возвышенной интонации. Ее астронавты — не супергерои, а обычные люди, тренирующие свои человеческие тела для нечеловеческих условий. Даже примерка скафандра здесь снята так, что зритель почти физически ощущает его невыносимую тяжесть.
Дубляж этому фильму только вредит, в идеале смотреть его нужно с оригинальным звуком и субтитрами. Персонажи «Проксимы» говорят на разных языках, постоянно переключаясь с французского на немецкий, с немецкого на английский, с английского на русский (да-да, реплики на великом и могучем есть и у Евы Грин, и у Мэтта Диллона — оба актера неплохо справляются с задачей). В одной из важных сцен Стелла, ребенок-билингв, отказывается говорить с матерью по-французски и демонстративно переходит на немецкий, язык отца, — вот тут окончательно становится понятно, как глубоко она переживает происходящее. В другом эпизоде оказавшиеся в лесу астронавты читают друг другу стихи под звездным небом. Россиянин выбирает Осипа Мандельштама, американец — Уолта Уитмена, и строки на двух разных языках, от двух совершенно разных по складу и сути поэтов неожиданно рифмуются, порождая какую-то космическую полифонию.
Главный же сюрприз заключается в центральном конфликте. Это картина не о том, должна ли мать оставить ребенка или остаться с ребенком. Необходимость участия в миссии ни разу не ставится авторами «Проксимы» под сомнение: Сара должна лететь, потому что она лучшая в своем деле и потому что к этому полету она шла всю жизнь. Вопрос в том, как, взлетая в небеса, справиться с неизбежным чувством вины и как объяснить дочери, что любовь к ней никуда не исчезает, просто эта конкретная мама не может быть только мамой — ей этого мало, ей вообще мало всего земного мира.
Это взгляд женщины на современную женскую судьбу. Алис Винокур, представительница профессии, в которой до сих пор преобладают мужчины, и мать девочки примерно того же возраста, что и Стелла, конечно, озадачена не космосом; миссия на Марс в «Проксиме» — лишь красивая метафора. И хотя на финальных титрах перед зрителем проплывают портреты астронавток из разных стран, в образе героини Евы Грин можно легко разглядеть любую жительницу Земли, вынужденную разрываться между личным и профессиональным, между заботой о детях и карьерой, между любимой семьей и любимым делом. Острейшая, универсальная дилемма: по-старому никак нельзя, а по-новому — до сих пор страшно и мучительно. Но точно так же, как человечество уже не сможет отказаться от исследований космоса, познавшая свободу женщина уже не сможет довольствоваться ролью домохозяйки. Рожденная летать не будет ползать.
Источник
«Проксима»: Ева Грин в Звездном городке
Станислав Зельвенский — о новой космодраме с Евой Грин, где Россия и фильм «К звездам» ближе, чем космос.
Француженка Сара (Ева Грин), которая тренируется в Европейском центре космонавтов в Кельне, узнает, что ее утвердили для длительной экспедиции на МКС, миссии «Проксима». Это означает, что ей придется надолго расстаться со Стеллой (Зели Булан), дочерью младшего школьного возраста: та переедет к отцу, немцу-астрофизику (Ларс Айдингер), с которым Сара в хороших отношениях, но в разводе. Месяцы перед полетом Саре предстоит провести в Звездном городке под Москвой и на «Байконуре» в компании инструкторов, врачей и двух других членов экипажа — американца (Мэтт Диллон) и русского (Алексей Фатеев).
Космос по-прежнему — главная общая мечта человечества, и в околокосмической среде установлено почти коммунистическое интернациональное братство. Все основные герои фильма, включая маленькую девочку (стоит еще упомянуть немку Сандру Хюллер, звезду «Тони Эрдманна», играющую психолога), с легкостью переходят с одного языка на другой: Ева Грин, в частности, помимо французского бегло говорит в кадре по-английски, по-немецки и по-русски .
Весь второй акт «Проксимы» происходит в России, а третий — в Казахстане, и при этом практически ничто, кроме заснеженного леса за окном и переговоров окружающего персонала, не выдает выход действия за пределы Европейского союза. Ладно, российский космонавт при знакомстве немедленно предлагает выпить, но это первый и последний геополитический комментарий фильма. К тому же космонавт оказывается милейшим человеком, и в дальнейшем не замечен ни с водкой, ни с косовороткой, ни с медведем; наоборот, декламирует наизусть Мандельштама .
Братство братством, а что же сестры? Автор фильма, французская постановщица с поэтичным именем Алиса Винокур, неравнодушна к феминистским вопросам, и, безусловно, ритуальный вызов в «Проксиме» есть: на титрах показывают фотографии женщин-космонавтов, в кадре вспоминают Терешкову, а герой Мэтта Диллона (он как раз слегка карикатурно американский) позволяет себе немного доброжелательного сексизма, хотя потом и исправляется. Но тема женской борьбы, преодоления здесь второстепенна и обозначена механически: космический коммунизм — почти постгендерный (Клер Дени, конечно, не согласна). Это еще не «Звездный десант», но общей раздевалкой члены экипажа, которым предстоит месяцы провести в одной консервной банке, пользуются, не задумываясь. В затылок Саре на случай чего дышит дублер-датчанин.
Другое дело — тема материнства, которая в «Проксиме» как раз центральная. Как же, задаемся мы вопросом на этом экстремальном примере, женщине совместить профессиональное и личное. Что делать человеку, у которого дочь зовут Стеллой, а кошку — Лайкой , когда перед ним встает выбор увидеть Марс или первую влюбленность дочери. И что обо всем этом скажет дочь, в начале задумчиво интересующаяся, кто из них раньше умрет. Картина Винокур — занятная пара к другому свежему космическому фильму с латинским названием, «К звездам» Джеймса Грея, где эта же проблема рассматривалась с мужской точки зрения.
«Проксима», конечно, кино куда более скромное, во всех смыслах приземленное и порой чересчур, пожалуй, незатейливое. В принципе Ева Грин весь фильм прощается с дочкой, иногда отвлекаясь на тренировки и короткие диалоги с коллегами. Но по крайней мере Винокур знает, чего хочет — и каким образом это показать: все разыграно уверенно, прямолинейно, как по нотам. Документальный реализм — снимали на местности, — когда надо, подтягивается к звездам в саундтреке великого Рюити Сакамото. Грин, удерживаясь от соблазнов излишнего мелодраматизма, выступает предельно четко. Второй план тоже очень хороший. «Проксима» — маленький шаг для человечества, но не лишний.
Источник