Меню

Если вся вселенная причастится

Если вся вселенная причастится

Лекции по истории Церкви

Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет свое положительное значение и свою предназначенность. Однако человек — существо свободное. Человек не только служит Богу всей душой, иногда он восстает против Бога, подобно нашим прародителям. Человек иногда заблуждается. Думая служить Богу, он уклоняется от путей Божиих и становится, фактически, противником Божиим. Поэтому человеческий элемент в Церкви иногда играет и негативную роль. Церковь свята, потому что свят Бог. И Церковь имеет все для того, чтобы освящать каждого из людей, кто хочет истинно служить Богу. Но этой святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, по видимости противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, много грехов, много слабостей, много лжи и т. д. И мы не можем выбрасывать из круга нашего рассмотрения также и различные уклонения верующих людей от путей Божиих, иначе история Церкви была бы не полна. Самые распространенные пособия к изучению церковной истории:

1. Тальберг. История Христианской Церкви. Это довольно элементарная переработка дореволюционных учебников семинарского, соответственно, гимназического уровня.

2. Поснов. История Христианской Церкви. Поснов был профессором богословского факультета в Софийском Университете, Книга его была издана посмертно и весьма несовершенно. Она издавалась по рукописи людьми, которые не владели в полной мере историческим материалом, и там много всяких недочетов. Кроме того, этой книге свойственна определенная католическая тенденция, особенно в ее заключительной части, почему она и была издана брюссельским католическим издательством «Жизнь с Богом». Однако, в целом, это вполне добросовестное и довольно пространное описание первого тысячелетия церковной истории, к тому же снабженное богатой библиографией, в том числе и библиографией на иностранных языках.

3. Протопресвитер Александр Шмеман. Исторический путь православия. Автор — профессор Православного богословского института в Нью-Йорке, преимущественно литургист. Его книга, которую я назвал, составлена им в ранние годы его деятельности, когда он был еще преподавателем в Парижском институте Преподобного Сергия. Это как бы запись его лекций по церковной истории. Книга отличается живым изложением. Он не вдается в подробное описание фактов, пытается схватить смысл самых главных событий церковной истории.

4. И, наконец, книга корифея русской науки. Это посмертно изданные «Лекции по истории древней Церкви» Василия Васильевича Болотова. Болотов, умерший в 1900 г., был профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Дореволюционные студенты отличались большим прилежанием. Они обычно сговаривались и записывали лекции так, что потом можно было, обработав эти записи, издать их. Обычно все профессора на правах рукописи издавали свои лекции в записи студентов. Болотов этого не делал по своей скромности, но зато когда он умер, его ученики собрали все, что могли, и получилось четыре больших тома, которые издавались вплоть до революции. Последний, четвертый том был издан даже в 1918 г.

5. У Карташова есть замечательная книга по истории Вселенских Соборов. Если она вам доступна, можете ею пользоваться. Это фундаментальная книга, которая вышла в Париже в 50-х годах. Кроме того, у Карташова есть и другие труды по истории древней Церкви.

Изучая церковную историю, мы должны обращаться не только к тому, что называется вторичной литературой, т. е. не только к трудам современных ученых или ученых недавнего прошлого, но также, по возможности, обращаться и к первоисточникам. Какие у нас есть первоисточники по церковной истории? Прежде всего, это, конечно, Священное Писание Нового Завета. Я должен сказать несколько слов также и о той истории Церкви, истории ее первых десятилетий, которая излагается в Новом Завете, тем более что каждая книга Нового Завета имеет, среди прочего, и историческое значение. Новый Завет часто совершенно уникальный источник по церковной истории, потому что внехристианские источники почти ничего не говорят о христианстве первых десятилетий, а другие христианские источники, скажем, апокрифические тексты Евангелия, Деяния и другие, — относятся к первым десятилетиям только по претензии и со слов их составителей. На самом деле это книги более позднего происхождения и гораздо менее достоверные исторически, хотя это не значит, что в них нет никакого исторического ядра.

Христианство развивалось преимущественно в пределах греко-римского мира, где существовала давняя и очень значительная историческая традиция. Христианские писатели примкнули к этой традиции. Так что христианская церковная история начала обрабатываться уже очень-очень давно. Уже и в первые века были исторические, в полном смысле этого слова, сочинения, а затем в первой половине IV века появился церковный историк Евсевий Кесарийский, которого почитают как отца церковной истории. Деятельность Евсевия Кесарийского вдохновила очень многих продолжателей. Практически все века церковной истории нашли в древности своих писателей и довольно солидно документированы. История православия изобилует различными катастрофами, и вот одно из самых славных событий в истории западноевропейской культуры, я имею в виду изобретение книгопечатания, по времени почти совпадает с величайшей катастрофой православия — падением Константинополя. После падения Константинополя начинается культурный упадок во всем православном мире, в то время как Запад продолжает наращивать свою культурную мощь. Поэтому нас не должно удивлять, что первые издания первоисточников церковной истории вышли на Западе. На Западе же появились и первые сводные труды по всемирной церковной истории. Эти труды создавались иногда в обстановке очень острой вероисповедной полемики, потому что церковная жизнь Запада была тоже не свободна от всяких потрясений. Скажем, в XVII веке в Европе шли самые кровопролитные войны исключительно на религиозной почве. Но спорящие стороны, а именно католики и протестанты, спорили не только с помощью оружия, но также и с помощью научных аргументов, и порой добивались здесь немалых достижений. Например, в Риме в начале XVII века для опровержения протестантской концепции церковной истории, написал свой знаменитый труд католический ученый Цезарь Бароний. Созданный с заведомо полемическими целями, да к тому же еще и католиком, он, тем не менее, нашел очень широкий круг читателей. По приказанию императора Петра Великого, он был издан в России в славяно-русском переводе, и у нас в XVIII веке на него ссылались не только православные авторы, но и полюбившие этот труд старообрядцы, которые даже переиздали его в начале нашего века в Москве. А в Московской Духовной Семинарии этим трудом пользуются до сих пор. Но я это говорю вовсе не для того, чтобы подшутить над семинаристами: заглянув в современные церковно-исторические сочинения, выходящие на Западе, вы увидите, что и там тоже встречаются до сих пор ссылки на Барония. Таким образом, труд этого ученого, составленный очень давно, до сих пор сохраняет свое значение. Еще большее значение имеет издание первоисточников, которое началось на Западе с самого начала книгопечатания. Самые замечательные успехи это книгоиздательское дело имело, пожалуй, в прошлом веке. Вам наверняка встречались в научной литературе такие аббревиатуры: PG. Эти две латинские литеры обозначают сводное издание всех греческих отцов и церковных писателей Patrologia Graeca. Издание это сделал французский аббат Минь в середине прошлого века. В нем 162 тома. Это тома большого формата. Как правило, творения греческих отцов снабжаются в этом издании латинскими переводами, а, кроме того, там даются всякие ценные примечания, научные диссертации в приложениях, индексы и т. д. Это издание до сих пор не превзойдено по объему. Дело в том, что аббат Минь ставил себе целью издать все, что можно. Современные издатели древних текстов себе такой цели не поставят, потому что относятся к своей задаче с гораздо большей основательностью. Для того чтобы издать текст какого-нибудь святоотеческого творения, они пересмотрят все его рукописи, какие имеются в библиотеках мира. Если это творение было популярно, и, следовательно, если сохранились десятки его рукописей, то задача издателя становится очень трудной. Вот почему и в наше время Минь остается непревзойденным по полноте собранием греческих отцов. Однако научная недостаточность этого издания стала ощущаться очень рано, и уже в XIX века появились серии, которые ставили себе целью хотя бы в какой-то части заменить патрологию Миня. Так в Берлине издавалась и до сих пор издается серия, которая называется «Греческие христианские писатели трех первых веков». Впоследствии цели издателей этой серии расширились, и она стала включать в себя писателей последующих веков. С 40-х гг. нашего века в Париже выходит замечательная серия «Христианские источники». В этой серии вышло уже около 550 томов. Там выходят в основном греческие христианские писатели древности, но наряду с ними также латинские, сирийские, армянские и иные. Восточные церковные писатели издаются в этой серии в одном только французском переводе. Греческие и латинские отцы издаются в оригинале, с параллельным переводом. Некоторые тексты, причем важнейшие, были впервые изданы в этой серии. Например, в ней вышло полное собрание творений преп. Симеона Нового Богослова, одного из самых известных изучаемых в наше время византийских отцов. Так что историко-церковная наука не стоит на месте, и последние десятилетия ознаменованы новыми и значительными ее успехами.

Читайте также:  Жизнь рас во вселенной

Источник

«Действо льсти» – в полном, разгаре!

«… И сего ради пошлет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи: да суд приимут вси неверовавшии истине, но благоволившии в неправде» ( 2Фес.2,11–12 ).

Наставляя новообращенных им ко Христу жителей города Солуни, святой Апостол Павел счел нужным обстоятельно разъяснить им, что произойдет в последние времена, когда придет отступление (по-гречески: «апостасия») и откроется человек греха, сын погибели – антихрист ( 2Фес.2,3–12 ).

Характерной чертой этого страшного времени будет то, что погибающие , то есть люди, поддавшиеся обольщению антихриста, не примут истины, и за это пошлет им Бог , то есть «попустит» действо льсти, или действие заблуждения, так что они будут верить лжи ( 2Фес.2,10–11 ), да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду (ст.12). «Попустит Бог», так толкует это место святитель Феофан, Вышенский Затворник: «раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда». «Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно-спасительной истине. лежали сердцем своим – благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неравным нравам» (Толк. посл. к Сол. стр.512–518).

Эти слова великого Апостола языков святого Павла невольно приходят нам на ум теперь, если мы дадим себе труд добросовестно вникнуть, и вникнуть притом поглубже во все то, что происходит сейчас в современном мире, а в частности и в особенности – в современной церковной жизни, даже христиан православных.

Живо вспоминаются нам эти предостерегающие слова о широком распространении лжи, когда мы знакомимся с полемикой относительно признания законности и каноничности церквей, находящихся под пятой богоборческой власти, когда слышим о выступлениях вождей так называемого «экуменического движения», а в самое последнее время – о пресловутой «автокефалии» американской митрополии и вдумываемся в высказывания сторонников и деятелей этой «автокефалии».

Просто страшно становится! Какое невероятное нагромождение самой безстыдной и безсовестной лжи! Даже непонятно, как это можно так лгать, выдавая ложь за истину, и как можно верить этой лжи! Единственное объяснение этого непонятного явления: так как за явной и для всех очевидной ложью мало кто пойдет – для этого нужна крайняя степень нравственной испорченности и безсовестности, до чего еще не все дошли, – то эта ложь прикрывается искусно-завуалированной видимостью правды, чем и вводятся в заблуждение все поверхностно-настроенные, легковерные и малоосведомленные люди.

Читайте также:  Модель расширения вселенной фридмана

Единственная положительная черта всей этой полемики та, что у многих, кто еще не совсем потерял совесть, теперь стали открываться глаза, и совесть их, прежде спавшая, начала пробуждаться. Они стали понимать, вернее даже сердцем почувствовали, куда их ведут.

Любят упоминать имя святейшего патриарха Тихона, ссылаться на его авторитет. Но почему умалчивают о том, что он, святейший Тихон, когда еще был на свободе, грозно и властно обличил богоборцев и человеконенавистников, поработивших нашу несчастную Родину, и «властью данною ему от Бога» анафематствовал их и всех их попутчиков, что было подтверждено и всем еще заседавшим тогда Всероссийским Церковным Собором? И как можно дерзать отрицать, что это было его последнее свободное волеизъявление, как первоиерарха еще свободной тогда Российской Православной Церкви, не потерявшее своей силы и значения, а потому и обязательное для всех верных сынов нашей Церкви и до сего времени?

И могут ли почитаться законными представителями прежней Российской Православной Церкви те, кто не солидарны с этой анафемой, провозглашенной последним законно и канонически избранным патриархом Всероссийским – те, кто единомышленны не с безчисленными мучениками, пострадавшими у нас на Родине за святую веру православную, а с их неистовыми мучителями?

Нелепы все эти обвинения нашей Русской Зарубежной Церкви в занятии политикой. Решительное отвержение богоборчества – это вовсе не политика. А наряду с этим вся деятельность современной «московской патриархии», столь очевидно и явно для всех поддерживающей и защищающей интересы богоборческого коммунизма во всем мире – это почему-то не политика! Этого не хотят вовсе замечать защитники «московской патриархии», готовые признать ее законной канонической преемницей прежней Российской Православной Церкви, хотя с 1917 1918 гг. на территории Советской России не было ни одного законно-созванного Церковного Собора, и подавляющее большинство канонических епископов нашей Церкви было просто физически уничтожено лютыми ненавистниками нашей Святой Веры и Церкви, которым теперь так подобострастно служит современная «московская патриархия».

Где тут хотя бы тень простой, здравой логики, не говоря уже о высшей Божией Правде? Впрочем с Божией Правдой теперь вообще многие совсем не находят нужным считаться!

Ссылка на то, что теперь «московскую патриархию» признают законной Русской Церковью все православные патриархи и главы поместных церквей, тут неосновательна. В истории Христианской Церкви мы знаем целый ряд случаев, когда сами патриархи отступали от Истины, впадая в ту или иную ересь и увлекая за собой немало последователей. Бывали даже целые соборы еретические, претендовавшие на именование «вселенских». Достаточно вспомнить так называемый «разбойничий собор» 449 г. A paзве не «собор епископов» осудил, лишил кафедры и отправил в ссылку величайшего столпа Церкви святого Иоанна Златоуста?

А что скажут рьяные сторонники демократического «большинства голосов» в Церкви, если мы укажем им на пример преп. Максима Исповедника, который остался в полном одиночестве, заявив, что он не причастится с еретиками, даже если вся вселенная причастится с ними? А высокий пример святого Марка Ефесского, который один только не подписал акт Флорентийской унии с папским Римом?

В Церкви имеет значение только Истина, а отнюдь не какое-либо «большинство голосов».

Называть «фарисейством» или «сектантством» стоящее в Истине это значит нагло клеветать на многочисленных известных нам в истории исповедников Истины – на святых отцев, учение которых выражает Священное Предание нашей Церкви, почему она именуется не только «Церковью Апостольской», но и «Церковью Отеческой». Весьма характерен и вразумителен для способных еще вразумляться замечательный случай с одним из великих отцев христианской древности прп. Агафоном Великим.

«Пришли к Авве Агафону некоторые и, желая испытать его, не разсердится ли он, спрашивают его: ты – Агафон? мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец? Он отвечал: да, это правда. Они опять спрашивают его: ты Агафон, пустослов и клеветник? Он отвечал: я. И еще говорят: ты Агафон – еретик? Он отвечал: нет, я не еретик. Затем просили его: скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей. А быть еретиком значит быть отлученным от Бога, но быть в отлучении от Бога я не хочу. – Услышав сие, они удивились разсудительности его и отошли, получив назидание» («Достопамятные сказания» стр. 40–41).

Что же это? «Фарисейство» или «самозамкнутая гордость» или «сектантство», как любят обвинять нас за то, что мы не хотим быть еретиками, но хотим исповедовать чистую и неповрежденную Христову Истину, как она почти двадцать веков хранилась Христовой Церковью?

И можем ли мы признавать законными и каноническими патриархов, которые заводят «экуменическое обновленчество» в Церкви или заключают самолично новую унию с Римом, даже без предварительного совещания с другими, или возлагают венки на гроб гонителей святой веры и Церкви, богоборцев и человеконенавистников величают кощунственно «богодарованными» и «богоизбранными вождями народными» и всячески стараются содействовать успеху их убийственной для человечества мировой политики?

Попутно спросим верховодов американской митрополии: если они всегда, как они теперь уверяют, признавали нынешнего московского патриарха, ставленника богоборческой власти, законным патриархом, почему они не признавали дважды наложенного на них московской патриархией прещения? Как смели они, как дерзали они совершать богослужения и все церковные таинства, сознавая, что они запрещены тою церковною властью, которую они почитали законной?

Читайте также:  Естествознание жизнь во вселенной

Где же и тут у них простая и здравая логика, не говоря уже о страхе Божием?

А если вспомнить высказывания митрополитов Платона, Феофила и Леонтия, возглавлявших американскую митрополию, дважды откалывавшуюся – в 1926 и в 1946 годах – о чем они упорно всегда умалчивают, от Русской Зарубежной Церкви, от которой она не раз принимала все распоряжения и даже хиротонию и награждения своих епископов, то станет ясно, что и эти иерархи порою разделяли точку зрения нашей Русской Зарубежной Церкви на московскую патриархию, отнюдь не признавая ее законной и правомочной преемницей прежней Российской Церкви. Достаточно вспомнить слово митрополита Феофила по поводу приезда в США посланца московской патриархии митроп. Григория, прибывшего, чтобы оформить «возсоединение» митрополии с Москвой после печальной памяти Кливлендского собора 1946 года, на котором американская митрополия откололась от Русской Зарубежной Церкви. О приезде иерарха «Матери-Церкви», как они теперь величают московскую патриархию, митроп. Феофил тогда с амвона говорил: «. приехал сюда какой-то архиерей. Заявляю вам, дорогие, с этого святого места, что этот посланец пожаловал к нам, чтобы нарушить течение нашей жизни, уничтожить мир, внести раздор и смуту. Предупреждаю вас, что он будет разсказывать вам о благоденствии Церкви в России . Все это – неправда! Это – ложь! Не поддавайтесь обману этих лжецов. Никакого общения, дорогие братие и сестры, с чекистами быть не может!» (см. Нов. Рус. Слово 8 авг. 1947 г.).

И вот теперь, несмотря на такое решительное заявление своего почившего первоиерарха, американская митрополия, будто бы свято-блюдящая его заветы, решила вступить с «чекистами» в общение на предмет получения от них «автокефалии». Там ведь ничего не переменилось с тех пор!

Да и о какой «автокефалии» может идти речь? это просто несерьезно, да и каноничности здесь «ни на иоту» нет!

По канонам, на одной территории может быть только одна автокефальная поместная церковь, в состав которой должны войти все православные, живущие на этой территории. Но разве может быть «Поместная Американская Православная Церковь», состоящая из одних только русских, когда тут же в США существуют епархии: греческая, сирийская, сербская, болгарская, румынская, албанская и др., причем некоторые из них гораздо более многолюдные, чем американская митрополия? Если все эти поместные православные церкви, как надеется митрополия, признают в лице ее новую «поместную американскую церковь, то они, согласно требованию канонов, должны будут ликвидировать свои eпapxии, что более чем сомнительно, ибо они очень дорожат своей национальной обособленностью. Существование же всех этих епархий, наряду с общепризнанной Американской Поместной Церковью, будет явлением ярко антиканоническим. Как тогда примирятся с этим современные «ревнители канонов», отказывающие Русской Зарубежной Церкви в признании ее каноничности?

Увы! Нам не раз приходилось убеждаться, что все эти современные «канонисты» привыкли обращаться с канонами по хорошей русской поговорке, звучащей столь иронически: «Закон что дышло – куда повернешь, туда и вышло».

Какими, например, канонами руководствовался константинопольский патриарх, принявший после русской революции в общение украинских «самосвятов»?

Есть древнее предание о том, что имеющий придти антихрист возьмет под свое «покровительство» все признавшие его верховную власть над миром христианские церкви, иерархи коих поклонятся ему и будут так же раболепствовать перед ним, как некоторые делают это теперь перед богоборцами, узурпаторски захватившими государственную власть в православных странах. И тогда-то сам антихрист, стремясь всех удержать в полном подчинении себе, будет выступать ярым хранителем и блюстителем канонов.

Будем помнить и отдавать себе ясный отчет вот в чем: Когда попирается самая Истина Христова учения, когда на место ее водворяется, хотя бы и в самом благовидном обличении, сатанинская ложь, когда проповедуется ересь, когда совершается предательство Церкви и измена Святому Православию, то что тут лепетать, лицемерно бормотать о канонах?

Вот это именно и есть настоящее фарисейство!

Такое попрание Истины и господство лицемерной лжи не может быть, однако, слишком продолжительным. Или Истина снова восторжествует, как она не раз торжествовала после временных отступлений от нее, или всему уже конец.

Так или иначе, но мы не можем обольщать себя тем, что современное «большинство» исповедует ложь, и в силу этого идти за этим большинством. Мы хорошо знаем слова Христовы о «малом стаде», которое сохранит верность Ему до конца, и о том, что, когда Он второй раз придет, то едва ли«обрящет веру на земле» ( Лк.18,8 ).

Вопреки всему, мы хотим быть не с антихристовой ложью, а с Христовой Истиной!

Источник: Современность в свете Слова Божия [Текст] / архиеп. Аверкий (Таушев) ; [сост., предисл. А. Д. Каплина]. — Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. — 712 с. (Русская цивилизация). ISBN 978-5-4261-0017-6

Вам может быть интересно:

  1. Руководство по гомилетике – архиепископ Аверкий (Таушев)
  2. Проповеди – митрополит Филарет (Вознесенский)
  3. Слова и проповеди – святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
  4. Проповеди – праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
  5. Проповеди – священномученик Серафим (Чичагов)
  6. Проповеди – священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской
  7. Проповеди – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
  8. Проповеди – священномученик Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский
  9. Проповеди – святитель Серафим (Соболев)
  10. Евангельское злато – святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Adblock
detector