Начало и конец утреннего намаза (Фаджр)
Посланник Всевышнего (мир ему): «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Утренний намаз входит в пять обязательных молитв, которые правоверный мусульманин читает в течение дня. Некоторым верующим трудно совершать его по причине раннего наступления. Но каждый раб, не теряющий надежды на прощение и милость Господа миров, должен стараться выполнить Фаджр в отведенное для этого время.
Время утреннего намаза
Точное время утреннего намаза: с рассвета и до восхода. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). В соответствии с хадисами, дошедшими до нас, к Фаджр намазу следует приступать, как только появится заря. Утренний намаз можно читать до восхода солнца. Пророк (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Время утренней молитвы продолжается, пока не взойдет солнце». О важности точного времени чтения Фаджр передал Абу Муса: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал совершать утренний намаз, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (по причине темноты)» (Муслим). Из этого следует, что нежелательно откладывать чтение намаза до конца установленного времени. Расулюллах (мир ему и благословение) придавал огромное значение первому из пяти обязательных намазов: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до восхода солнца, тот настиг ее». Здесь следует понимать, что если по каким – то причинам не успели своевременно выполнить религиозный обряд, то не стоит опускать руки, а скорее восполнить упущенное. Но все же крайне нежелательно совершать Фаджр перед восходом солнца.
Когда намаз считается сделанным вовремя
Каждый богобоязненный раб Аллаха обязан знать, во сколько начинается утренний намаз и до какого времени можно совершить Фаджр. Если мусульманин приступил к выполнению религиозного обряда с появлением зари и прочитал его, то сделал все верно. В случае окончания чтения до восхода солнца, он считается выполненным своевременно. «Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим). Бывает, к сожалению, что человек проспал или забыл о Фаджр, тогда после пробуждения нужно сразу восполнить его. Тому, кто по ошибке сделал намаз раньше положенного времени, нужно выполнить его заново.
Время, когда Фаджр намаз делать запрещено
Для выполнения каждого обязательного намаза отведено свое время. Если мусульманин читает намаз и взойдет солнце, то по ханафитскому мазхабу Фаджр будет считаться недействительным. В этом случае намаз придется перечитывать как пропущенный (када).
«Расулюллах (мир ему) запрещал нам совершать молитвы…во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом)…» (Муслим). В это время идолопоклонники молились своему божеству — солнцу. Ни в коем случае не разрешается быть подобными неверным.
Не положено читать во время проповеди. «Когда кто-нибудь из вас войдет в мечеть, и в это время имам сидит на минбаре, то не разрешается читать намаз и разговаривать, пока он не закончит хутбу» (ат-Табарани).
Что такое ложный рассвет
Рассвет бывает ложный и истинный. Для выполняющего утренний намаз, а также для постящегося очень важно уметь их различать. Ложный рассвет имеет вертикальную форму в виде волчьего хвоста. Это зодиакальный свет. Образуется вследствие подсвечивания солнцем мелких частиц пыли и других космических объектов, находящихся на уровне эклиптики (видимого движения солнца). Он быстро исчезает, и небо снова темнеет. О наступлении истинного рассвета говорит возникновение светлой горизонтальной полосы. Досточтимый Посланник (да благословит его Аллах и приветствует): «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» (аль-Хаким). Это говорит о непозволительности отправления религиозного обряда раньше, чем положено.
Что делать, если пропустил Фаджр (ас субх) намаз
«Кто забыл о молитве или проспал ее, то искуплением этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим). Когда мусульманин не смог проснуться на Фаджр, то должен прочитать ее при пробуждении. Но нужно учитывать времена когда можно и нельзя читать намазы. Намерение делается на намаз, который пропустили.
Время намаза Фаджр (ас субх) для мест, где трудно определить время по солнцу
Порой в некоторых населенных пунктах по причине отсутствия дневного светила по полгода, либо несоразмерности дня и ночи, сроки богослужения бывает достаточно трудно определить . В таких случаях одни мусульманские алимы советуют рассчитывать время совершения молитвы по мекканскому календарю. Другие обладающие знаниями предлагают правоверным ориентироваться на близлежащие города и страны, любые населенные пункты, где смена дня и ночи, утра и вечера проходит в обычном установленном режиме. Мнение и тех, и других ученых имеют под собой почву. Однако по мнению приверженцев учения Абу Ханифы желательно ориентироваться на соседнюю страну, город, а не руководствоваться мекканским календарем. Последний из Пророков (да смилуется над ним Аллах) поведал о Фаджр и Магриб намазах: «Никогда не войдет в Огонь тот, кто станет молиться до восхода солнца и до его захода». («Сады праведных»).
Источник
Форум для мусульман
Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот вот начало выходить
- Авторизуйтесь для ответа в теме
#1 Админка
Асаляму аляйкум ва рахмату Ллахи ва баракатух.
Тут два вопросика братья.
1) Если человек проспал утреннюю молитву, и проснулся тогда, когда уже солнце вот вот начало выходить. Нужно ли ему дождаться пока солнце не выйдет полностью, на высоту копья, или он может сразу же возмещать молитву пока солнце еще не вышло до конца?
2) Укорачивание бороды является харамом или макрухом? Не полное сбривание, а укорачивание, например оставляя длину 1 сантиметр, это запрещено так подстригать или нежелательно?
И конкретно что говорят об этом шафииты? Джазакуму Ллаху хайран . $корпион.
Аляйкум ас саляму ва рахмату Ллахи ва баракатух.
Что касается первого вопроса, то большинство ученых говорят, то что макрух читать намаз в запрещенные времена ( во время восхода солнца, в зените и закате) без причины.
А что касается намаза пропущенного в этот день ( нет разницы какого) то нет разногласия в разрешенности этого, как пришло ( и также в других местах) об этом в шархе на «Муватта» в «Мунтака» 2\14:
«Нет разногласия у Уммы в том, то что разрешено выполнять пропущенный намаз дня, хоть во время восхода солнца хоть во время заката его».
И также: «Масаля: Что касается пропущенных ( молитв) то говорит Малик то что разрешено выполнять в любое время и также сказал Шафиъи ( у Шафиитов в мазхабе можно отложить (до восхода), но читать сразу мустахаб по хадису Имрана ибн Хусейна
Please Login or Register to see this Hidden Content
. Маджмуъ имама Науауи 3\68).
И говорит Абу Ханифа, то что не разрешено читать во время запрета.
И далиль на то что мы говорим, слова посланника Аллаха да благословит его Аллах и приветствует: « Кто проспал намаз или вспомнил о нем после того как забыл, то пусть читает когда вспомнит». Мутафакун алейхи.
А Аллах в Куране говорит « Совершай намаз, чтобы помнить обо Мне». Таха 14.
И это общее положение для всех времен».
Что касается второго вопроса, то приведу то, что сказал в этом положении Абду Ллах аль-Факых:
«Брить бороду харам у Ханафитов, Маликитов, Ханбалитов и сторона в мазхабе Шафиъ как сказал об этом аль-Каффаль аш-Шашии, Халими и указал на правильность этого аль-Азраъи.
И мазхаб Шафиитов на который опираются они в этом вопросе то что это макрух, как об этом сказал ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухват аль-Мухтадж» от двух шейхов Рафиъи и Науауи: «Говорят шейъхан брить бороду макрух, но возражал этому ибн Рифъа в хашиятихи аль-Кафия приводя то, что Шафиъи сказал в «Умм» о том, что это харам.
Сказал аз-Заркаши: «Об этом сказал Халими в «Шуъб аль-Иман» и его учитель аль-Каффаль в «Махасин аш-Шариъа» и сказал аль-Азраъи то что правильное это то, что харам сбривать вообще, если нет причин на это».
А что касается стричь ( подравнивать) того что больше кулака ( т.е. если берешь бороду в кулак, и то что в ыходит за предел этого), то большинство ученых на том, что это разрешено, и нет в этом макруха.
Привел ибн Аби Шейба в своем «Мусаннафе» об этом от Али бни Аби Толиба, от Абу Хурайра, от Абду Ллаха бну Умара бну аль-Хаттаба, Тавуса, Касима бин Мухаммада бни Аби Бакра.
И говорит Аъто бин Аби Раббах: «Желали ( любили) отпускать бороду кроме умры и хаджа.
Сказал Хасан (аль-Басри): «Разрешали подстригать бороду из того, что превышала кулак».
И говорит ибн Муфлих в «Адаб аш-Шаръыя»: По сунне отпускается борода ( отращивается), и было сказано до размера кулака, а остальное можно убрать, и было сказано то, что оставить лучше.
И результат ( подведение итога): Ученые разногласят в том, что подразумевается под иъфа альлихья?
Одни сказали что имеется ввиду оставить бороду без подравнивания вообще, пока не будет большой ( в длину). Другие сказали, пока не будет плотной… и т.д. даже если не будет достигать кулака.
И Сунна посланника Аллаха в этом известна, а это полное оставление, и она более достойна в следовании…
Фатауа Шабакат аль-Ислямия № Фатуы 14055
Ибрахим Абу Мухаммад
Please Login or Register to see this Hidden Content
Смысл: То что посланник Аллаха был в одном путешествии и ночью когда ложились он спать сказал Билял чтобы разбудит на утреннюю молитву, но он проспал и проспали все вместе с ним… потом после того как проснулись, посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует приказал перейти с этого места и после приказал сделать вудуъ ( омовение) и прочитали молитву. Хадис Бухари 1\130 ( Шейх Усаймин растолковал этот хадис т.е. то что посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует не прочитал сразу, а перешли в другое место по причине того, то что это было место шайтанов…
Please Login or Register to see this Hidden Content
Источник
Могу ли я читать намаз, когда до следующего намаза осталось всего пять минут?
Вопрос:
Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?
Ответ:
Одним из обязательных условий всех пяти фарз- намазов является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.
Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить пропущенный намаз, зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.
В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.
В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя».
То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ
«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)
Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.
Источник