Меню

Есенин золотою лягушкой луна распласталась

Сергей Есенин — Я покинул родимый дом: Стих

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина

Есенин рано распрощался с деревенской жизнью, переехав из с. Константиново в Москву. Начинающему поэту было тесно в глубинке, он мечтал о признании и славе. Яркие самобытные стихотворения Есенина сразу же обратили на себя внимание, он быстро становится популярным и с головой окунается в бурный водоворот городской жизни. Постепенно он затягивает поэта все больше, у него практически не остается свободного времени. Свершившаяся революция открывает для Есенина еще больше возможностей для самореализации. Вместе с радостью к поэту приходит осознание невозможности вернуться в деревню. Он испытывает глубокое чувство ностальгии по отчему дому. К нему он часто обращается в своем творчестве. Одним из ярких примеров такого обращения является стихотворение «Я покинул родимый дом», написанное в 1918 г.

Прощание с отчим домом приобретает в произведении глубокое философское значение. Оно одновременно символизирует прощание со всем прежним укладом жизни – «голубой Русью». Кардинальные перемены в стране затрагивали все сферы жизни, они непосредственно сказались и на, казалось бы, нерушимых патриархальных основах деревенской жизни. Переезд Есенина практически совпал с этими переменами. Он понимает, что даже вернувшись в село, уже не увидит привычной картины.

В самом начале стихотворения Есенин вводит образы матери и отца – самых дорогих и близких ему людей. Отношение поэта к матери отличалось особой трогательностью. Несмотря на все изменения в жизни она представлялась Есенину верной хранительницей древних устоев и традиций, была способна разбудить в поэте детскую душу. Отношения с отцом складывались непросто, но долгая разлука показала Есенину, что все разногласия были несущественными.

Поэт понимает, что возвращение на родину произойдет еще очень не скоро. Он надеется, что в его отсутствие родное село еще сохранит былые черты. Залогом этой надежды выступает «старый клен». Финальное сравнение лирического героя с этим поэтическим образом показывает, что Есенин считает себя таким же хранителем старого образа жизни. Внешние изменения не затрагивают его душу, которая всегда обращена к своей незабываемой родине.

Время показало, что Есенин действительно оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. Несмотря на яростную советскую критику, он продолжал воспевать заветы «голубой Руси».

Источник

Стихотворение и анализ «Я покинул родимый дом…»

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь.

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клен

Головой на меня похож.

Краткое содержание

В 1912 году Сергей Александрович Есенин простился с деревенской жизнью и переехал в Москву. Окунувшись в водоворот столичной суеты, и испытав первый успех на литературном поприще, молодой поэт не сразу осознал, что ему, возможно, никогда не выпадет случай посетить родные места. Постепенно чувство ностальгии усилилось настолько, что вылилось в целый ряд произведений, посвященных малой родине. Одним из них стало стихотворение «Я покинул родимый дом…», появившееся на свет в 1918 году.

В. Палачёв. Осень в деревне. 2010

Уже в первых строчках чувствуется глубокая печаль поэта от разлуки с дорогими местами и родными людьми. Образы матери и отца занимают центральное место двух первых четверостиший. Трогательное отношение к матери Есенин сохранил до конца своей жизни, она была для него не только хранительницей домашнего очага, но и ангелом-хранителем его души. Некоторое напряжение в отношениях с отцом также нивелировалось долгой разлукой. Теперь, вдали от дома, все разногласия и недомолвки представлялись поэту мелкими и несущественными.

Читайте также:  Когда появилось название луна

Понимая, что еще не скоро предстоит долгожданная встреча, поэт лелеет надежду на то, что село сохранит свой первозданный облик, и его не затронут те изменения, которые происходили в это время в стране. Эту надежду он воплощает в образе старого клена, стерегущего «голубую Русь». Несмотря на изменение своего статуса, в душе поэт остается все тем же деревенским юношей, хранителем и приверженцем старых традиций и прежнего образа жизни. Сравнение себя с кленом напоминает, что, несмотря на произошедшие в его жизни перемены, его душа и сердце не затронуты ими и всегда будут принадлежать дорогим его памяти местам.

Анализ

История создания

После переезда в Москву Есенин очень быстро завоевывает авторитет в среде столичных литераторов, он с головой уходит в работу, и его популярность растет с выходом каждого нового произведения. Сочинительство, работа в газете, участие в литературных кружках, новые знакомства – все это не оставляет поэту ни минуты свободного времени. К тому же, свершившаяся октябрьская революция открывает для его творчества новые, безграничные перспективы.

Круговорот столичной жизни лишил поэта возможности навещать пожилых родителей, оставшихся в деревне. Беспокойство о них и тоску по родному краю Есенину приходится выражать лишь в своих стихотворениях. Одно из них, «Я покинул родимый дом…» появилось в 1918 году.

Только через пять долгих лет поэту вновь удалось побывать на родине. Изменения, коснувшиеся деревни, глубоко поразили его. Послереволюционные преобразования наложили отпечаток не только на село, но и на людей. Есенин с горечью констатировал, что колесо революции безжалостно прокатилось по всему, что было ему дорого, на его глазах исчезал тот патриархальный уклад русской деревни, который всегда восхищал поэта. Этот визит произвел на него столь тягостное впечатление, что возвращаться сюда в очередной раз у него отпало всякое желание.

Персонажи и образы

Роль центральных персонажей в стихотворении отводится родителям поэта. Уже позднее, в начале двадцатых годов, Есенин сочинит много стихотворений, посвященных матери, здесь же, он упоминает о ней следующими словами: «в три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть». С мамой у поэта всегда были теплые, доверительные отношения, и он знал, как она тоскует и беспокоится о нем, пока он строит свою карьеру в далекой, большой Москве. Уважение к постаревшему отцу Есенин демонстрирует словами: «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде». Несмотря на некоторые разногласия, отец продолжает оставаться для поэта самым близким и родным человеком.

Во второй части стихотворения возникает образ старого клена, которого Есенин сравнивает с собой: «старый клен головой на меня похож». Этот образ символизирует надежду, что клену удастся сберечь «голубую Русь», поскольку сам поэт не может осуществить это ввиду своего отсутствия. Таким образом, клен выступает в роли наместника, которому доверено святое дело – защита родной земли.

Под голубой Русью скрывается множество других образов: это и бескрайние поля, и озера с реками, и пурга, и дождь, и образ луны, которую автор сравнивает с лягушкой, распластавшейся на воде. Все вместе они составляют единый образ русской природы, которую поэт наделяет человеческими качествами. Звуки пурги напоминают женское пение, а одноногий клен – стража, который представляется живым существом, нежели просто деревом.

Композиция

В стихотворении наблюдается последовательное изложение, поэтому композицию можно назвать линейной. Состоит оно из четырех строф, каждая из которых представляет собой четверостишие (катрен). В первой части Есенин отождествляет образы родителей с родиной. Вторая часть посвящена клену, которому доверено стеречь «голубую Русь». Проводя параллель между собой и старым деревом, автор надеется, что он не будет забыт на родине, и клен своей золотой кроной будет напоминать о нем людям.

Читайте также:  Когда показывать денежку луне

Произведение представляет собой классический образец лирического стихотворения: автор в свойственной ему манере делится своими чувствами с читателем. Наличие оригинальных символов, ярких и экспрессивных определений и образов позволяет отнести его к литературному направлению имажинизм.

Размер и средства художественной выразительности

При построении текста использован анапест с трехсложной стопой, в которой ударение падает на последний слог. Автор использует перекрестную рифму (АВАВ).

Богатство средств художественной выразительности делают стихотворение необыкновенно ярким и запоминающимся. Показательны в этом смысле метафоры: «седина у отца пролилась в бороде», «березняк над прудом теплит…грусть», «золотою лягушкой луна распласталась».

Благодаря олицетворениям оживают образы есенинского стихотворения: «стережет голубую Русь старый клен на одной ноге», «долго петь и звенеть пурге». Эпитет «голубая Русь» становится символом, который подчеркивает чистоту голубого неба над родиной поэта. Образ стареющего отца четко передает сравнение «словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде».

Проблематика и основная идея произведения

На первое место в стихотворении выступает тема Родины, которая оставалась близка поэту на протяжении всего его творчества. Отечество для него – это все, что его окружает в данный момент и то, что живет в его памяти. Прощание с домом вызывает у него ностальгию по той голубой Руси, которую он оставил в деревне.

Социальная тема отражает те преобразования, которые коснулись деревенского уклада с приходом революции. Произошедшие перемены отразились как на образе жизни сельчан, так и на самой голубой Руси, которую так боготворил Есенин. Он осознает, что прежней она уже никогда не станет, и ее образ останется лишь в его воспоминаниях.

Наконец, тема семьи, кровной близости, любви к родителям также проходит через стихотворение Есенина. Отец и мать для него – символы самой родины. Для поэта эти две святыни были неразделимы и оставались вдохновляющими источниками для создания новых произведений.

Источник

Есенин золотою лягушкой луна распласталась

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Дух всюду сущий и единый.
читают сейчас

Дождь неугомонный.
читают сейчас

Увы, мы носим все дурачест.
читают сейчас

Уж ты нива моя, нивушка.
читают сейчас

Справка
читают сейчас

Неизвестно
1 минуту назад

Легенда о Марко
1 минуту назад

Б. М. Маркевичу
1 минуту назад

Весна
2 минуты назад

Неизвестно
2 минуты назад

Источник

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector