Юный Натуралист 1972-01, страница 40
леный сор под елками и березовое подаяние — верные признаки недоедания белок. Если не откочуют в более гостеприимные угодья — многих из них по весне недосчитаться.
Поддержите голодающего зверька. Развесьте кормушки (привяжите лотки к деревьям), а потом не забывайте там почаще оставлять орехи, желуди, сушеные грибы, еловые шишки — все то, чем кормятся белки.
— Сегодня мы продолжаем печатать рассказы, присланные на конкурс «Край родной, край любимый».
С какой любовью и восторгом пишут ребята о своем крае — самом чудесном, самом красивом!
И жюри нашего Клуба просит участников конкурса рассказать: а что делаете вы, ребята, для того, чтобы год от года хорошели ваши города, поселки, села, аулы?
Нет у нас ни быстрых речек, ни высоких гор, ни непроходимых лесов. Зато есть степь. На первый взгляд это слово кажется неярким, каким-то сухим. Но это не так. Надо увидеть степь весной, когда цветут красные, желтые, белые тюльпаны. Их целое море! А как они пахнут, особенно желтые! Так и хочется унести этот кусочек степи.
Тюльпан — мой любимый цветок. Я знаю, есть черные тюльпаны, редкие это цветы. Но я бы не хотела, чтобы моя степь была покрыта весной ими. Нет. Яркие цветы, душистый запах и огромное голубое небо — это чудо! И как хочется, чтобы степь с тюльпанами возле моего городка, моего Дон-чуза, была всегда. И палящее летом солнце. И снежные метели зимой. И даже осенняя грязь. Все мне кажется прекрасным в моей родной степи. Для меня нет лучше края.
Карпаты мои, Карпаты
Карпаты. Сюда со всех уголков нашей страны приезжают туристы — все хотят увидеть красу Карпат.
Яремче, Ворохта, Говерла — эти места знакомы каждому. Здесь гулял со
своими хлопцами Олекса Довбуш, в дни Великой Отечественной войны прошел легендарным рейдом С. А. Ковпак. Многое видели зеленые горы!
Вот мы в лесу. Идем узкой извилистой тропинкой. Вокруг зеленое море. Деревья будто приветствуют тебя, шелестя своими ветвями.
Вдруг на тропинку выбегает король Карпатских гор — олень. От неожиданной встречи он останавливается и смотрит на тебя своими спокойными, чистыми, как весеннее небо, глазами. Но стоит шевельнуться, как олень снова уносится в горы.
А какой приветливый, веселый народ здесь живет! Гуцулы* Они прославили себя прекрасными танцами и песнями.
Где-то далеко в горах слышится призывный звук трембиты — это на зеленых полонинах пасут свои отары чабаны.
Я очень люблю свой край и горжусь, что вырос в Карпатах.
Еще не совсем опустилось солнце. Оно лукаво выглядывало из-за горизонта оранжево-красным краешком.
Иртыш. Как тих, величав он в этот вечерний час! А сколько красок вобрал в себя. У самого горизонта, где Иртыш встречается с солнцем, неподвижные воды нежно-розовые. Но весь он сияет изнутри голубоватым пламенем. Вместе с тихо набегающей на берег волной меняется и цвет воды. Вот уже появилась робкая зеленоватая с белым гребешком волна. Медленно плывет она, становясь все ярче и ярче. В ней еще проскальзывают осколки солнышка, уже не красного, а розового-розо-вого. Но вот погас последний блик, последняя розовая искорка. И наконец вода стала изумрудно-зеленой. Лишь у самого берега белеет светлая полоска пены. Она тихо бьется о берег, мягко касается моих ног. Как забыть тебя, Иртыш, после такого знакомства!
— На этом наше первое в этом году заседание заканчивается.
Источник
Еще не совсем опустилось солнце
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 424
- КНИГИ 641 994
- СЕРИИ 24 452
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 545
«НАУКА», МОСКВА, 1971.
В этой книге творчество Чехова рассматривается как целостная система.
Автор устанавливает свойства, общие всем уровням чеховской художественной системы, — повествованию, сюжету, сфере идей — те черты, которые и создают мир Чехова, являющий собою новое слово в литературном мышлении XIX в.
На основе тщательного анализа текстов и привлечения обширного материала современной писателю критики уточняются некоторые, ставшие традиционными, оценки и характеристики художественной манеры Чехова.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР академик В. В. ВИНОГРАДОВ.
Александр Павлович Чудаков
Александр Павлович Чудаков
Часть первая. СТРУКТУРА ПОВЕСТВОВАНИЯ
Глава I. СУБЪЕКТИВНОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ (РАННИЙ ЧЕХОВ)
Глава II. ОБЪЕКТИВНАЯ МАНЕРА (1888–1894 гг.)
Глава III. ПОВЕСТВОВАНИЕ В 1895–1904 гг.
Часть вторая. ИЗОБРАЖЕННЫЙ МИР
Глава IV. ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
Глава V. ФАБУЛА И СЮЖЕТ
Глава VI. СФЕРА ИДЕЙ
Взгляд на литературное произведение как на некую систему, или структуру, стал в современном литературоведении общепризнанным.
Но такое понимание, чтобы оно не превратилось в простую замену прежних обозначений — типа «органическое единство» и «живая целостность», накладывает известные обязательства. Необходимо выделить основные элементы описываемой системы и установить характер отношений между ними.
Всякую систему можно представить как соотношение нескольких взаимосвязанных уровней, или слоев.
Многослойность словесно-художественной системы разными авторами понимается по-разному. Так, Н. Гартман «представляет эстетический объект в виде слоистой структуры (Schichtenstruktur), в которой в поэтическом произведении на переднем плане — реальная языковая структура . Слой, находящийся на последнем плане, — идейное содержание. Между ними находятся средние слои: ближайший из средних слоев, который включает в себя поведение, поступки, действия персонажей и дальний, заключающий в себе их характеры» [1] . Другие уровни выделяют в произведении Л. Долежел и К. Гаузенблас. «Литературное произведение, — говорится в их докладе на I Международной Варшавской конференции по вопросам поэтики, — это сложная, но целостная эстетическая структура . Путем научного анализа можно эту структурную целостность расчленить на несколько взаимосвязанных и иерархически упорядоченных планов: языковой, композиционный, тематический и идеологический» [2] .
В членении художественной системы на уровни мы исходим из понимания ее как соотношения материала (фактов, событий, отобранных писателем из бесчисленного множества явлений эмпирической действительности) и формы его организации.
Двуаспектность художественной системы определяет двоякий характер членения.
В основу первого членения кладется материал. Тогда выделяются уровни: предметный, сюжетно-фабульный и уровень идей.
В каждом уровне, в соответствии с характером принятого членения, исследуется прежде всего материал. Исследовать материал — значит установить принцип его отбора, в любой художественной системе эстетически значимый. Это — первый этап анализа уровня.
Но материал каждого уровня (например, эпизоды, события, составляющие фабулу) не разбросан хаотично. Он определенным образом расположен, организован. Эта организация, композиция целесообразна, направлена на создание нужного автору эффекта. Выяснение законов организации материала (каждый уровень, в соответствии со спецификой материала, обладает своими способами его построения) — второй этап анализа уровня.
Членение, идущее от материала, учитывает форму. Членение, идущее от формы, должно учитывать материал. Таким — вторым — членением является выделение повествовательного уровня.
Изложение всего материала, который содержится в произведении, не может вестись «ниоткуда». Всегда есть некое описывающее лицо. Организация текста относительно «описателя» — повествователя, или рассказчика, и есть повествование. В повествование входит, во-первых, словеснаяорганизация текста и, во-вторых, предметно-пространственная ого организация, то есть расположение относительно рассказчика всего того, что не является словом, — всех реалийпроизведения.
Категория повествования — со своих позиций — охватывает весь материал художественной системы, ибо только через повествование он и может быть явлен читателю.
Таким образом, оба членения учитывают и материал, и форму; на каждом этапе, выражаясь в старых терминах, анализ ведется исходя из единства содержания и формы.
Источник
Диктант №1726
На закате
Солнце уже опускалось за лес. Оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим. Последний луч оставался долго, он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей.
Предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало. Вскоре они совсем замолкли, кроме одной, которая монотонно чирикала среди общей тишины. Вот она в последний раз встрепенулась, слабо свистнула, слегка пошевелив листья вокруг себя, и заснула.
Все смолкло. Только кузнечики трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела. Немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна.
Запахло сыростью. Становилось все темнее и темнее.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звездочка, и в окнах дома замелькали огоньки.
По И. Гончарову (145 слов)
Добавить комментарий Отменить ответ
Блок ссылок
Реклама
Мы в социальных сетях
Самые популярные диктанты
- Диктант №556
(4,12 из 5)
- Диктант №500
(4,19 из 5)
- Диктант №917
(4,18 из 5)
- Диктант №554
(4,24 из 5)
- Диктант №555
(4,14 из 5)
- Диктант №535
(4,38 из 5)
- Диктант №531
(4,28 из 5)
- Диктант №569
(4,34 из 5)
- Диктант №529
(3,96 из 5)
- Диктант №798
(4,02 из 5)
Комментарии
- Саня не вернул отку к записи Диктант №1614
- Николай к записи Диктант №837
- НИКТО к записи Диктант №529
- Алиса к записи Диктант №809
- ИраК к записи Диктант №1764
Полезные ссылки
Внимание!
Если вы считаете, что размещение материала на данном ресурсе нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом немедленно.
Источник