Эпитеты в произведении Кладовая солнца
28 декабря 1925 г. — В этом году умер Есенин
. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля крутится вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все другие планетки крутятся вокруг Земли. Спор решил повар, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое нужно зажарить, повар усмехнулся: хоть какой будет крутить жаркое вокруг очага, а не напротив.
Ломоносов желал подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большенном, так и в малом, что, внимательно следя быт, можно отыскивать доказательства величавым научным открытиям.
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »?
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов смог написать стихотворную басню (филология) о 2-ух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства пример из быта.
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Четкие даты жизни астролога Птолемея мы не знаем. Он родился около 90-го года, погиб около 160-го года нашей эпохи. Жил Птолемей в Старой Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.
Коперник родился спустя более чем тыща триста лет после погибели Птолемея, так что повстречаться реально на пиру они никак не могли. Польский астролог растолковал, каким образом обращаются планетки (в том числе и Земля) вокруг Солнца.
Источник
Урок литературы по рассказу М.Пришвина «Кладовая солнца»
Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку кладовая солнца.docx
Опишите ЕЛОЧКИ , встретившиеся Митраше на болоте.
Опишите БОЛОТНЫЕ КОЧКИ , по которым шел Митраша
Опишите ЧЕРНОГО ВОРОНА , встретившегося Митраше на болоте.
ВЫВОД:
КАК ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ МИТРАШИ? (устно. Подумайте, кто будет отвечать.)
Опишите ЛОСЯ , встретившегося Насте на палестинке.
2.СРАВНЕНИЯ____________________
3. ПОВЕДЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К НАСТЕ
Опишите ПЕНЬ , который стоял на пути Насти
Опишите ЗМЕЮ , которую Настя увидела на пне.
ГЛАГОЛЫ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЗМЕИ______________
ВЫВОД:
КАК ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПОНЯТЬ НАСТРОЕНИЕ НАСТИ? (устно. Подумайте, кто будет отвечать.)
Выбранный для просмотра документ Урок Кладовая солнца..doc
Тема: Трудный путь Насти и Митраши к правде жизни.
Цель: 1. Показать нравственную суть взаимоотношений Насти и Митраши.
2. Отрабатывать навык анализа текста художественного произведения.
3. Воспитывать в детях такие нравственные качества как дружба, взаимовыручка.
1.Приветствие «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!»
— Почему таким приветствием я начала урок? (продолжаем разговор о произведении М. Пришвина «Кладовая солнца»
— Поздоровайтесь со мной по-тетеревиному!
— А как по-тетеревиному «солнце»?
— Знание текста радует. Эти знания нам сегодня понадобятся.
2. Определение темы урока, постановка цели.
— Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках? ( о Пришвине, о его любви к природе, о Насте и Митраше)
— Можно ли сказать, что произведение нами изучено? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
Действительно, а что стало с нашими героями? Чему хотел научить нас писатель? Предлагаю темы урока, выберите наиболее подходящую: ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ. или ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ или ТРУДНЫЙ ПУТЬ НАСТИ И МИТРАШИ К ПРАВДЕ ЖИЗНИ. (Запись темы в тетрадь).
-Мы с вами должны будем понять, почему путь оказался трудным, какую правду жизни должны усвоить наши герои.
3. Подготовка к восприятию темы.
– С какого места начались трудности у наших героев? (у Лежачего камня, похожего на сказочный путеводитель).
— Давайте посмотрим на героев, понаблюдайте, удалось ли актерам передать образы героев?
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ОТРЫВКА ( подготовленное дом. задание)
— Но один образ в их инсценировке отсутствовал. Кто был внимательным читателем, тот вспомнит, кто еще присутствовал при этой ссоре? (Ворона, которая зловеще каркала). Для чего писателю была необходима эта ворона? (Природа подсказывает нам, что должно произойти что-то страшное: «тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья на все Блудово болото зарычали, завыли, застонали.»
4. Определение формы работы. Работа в группах.
— Как вы думаете, почему вы разбиты на группы и по какому принципу? (мальчики будут отслеживать путь Митраши, девочки – путь Насти, третья группа? – какой герой сыграет важную роль в жизни ребят? – Травка.).
— Как сделать работу группы эффективной?
Лось (сравнение «похож на быка»), эпитеты «стройные ноги», метафора «чудовище», «громадина», отношение к Насте: «лось ее и за человека не считает, у нее все повадки обычных зверей»
Пень. Эпитеты «большой, черный, теплый», олицетворение «собирает в себе лучи солнца»
Змея. Эпитеты «громадная», глаголы, передающие поведение «подняла голову, зашипела»
ВЫВОД: Как природа помогает понять настроение Насти?
Елочки. Эпитеты «елочки – старушки», стройные», олицетворения «волновались, голый сук подняла как руку, ждет, чтобы хлопнуть, присела, стоит вяжет чулок», метафоры «колдунья»
Черный ворон. Эпитеты «сторожевой ворон», олицетворения «разговор воронов», сравнение «крик ворона, похожий как если человек крикнет»
Болотные кочки. Эпитеты «мягкие, вертлявые», метафоры «пропасть», сравнение «ступишь, а у тебя как в животе заурчит», «земля как гамак».
ВЫВОД: Как природа помогает понять настроение Митраши?
Расскажите историю Травки и Антипыча по плану :
Взаимоотношения Антипыча и Травки.
Жизнь Травки после смерти Антипыча.
Тайна Антипыча и Травки.
Отчет о работе в группе.
1 группа. Описание природы и вывод.
— Почему Лось Настю «за человека не считает»?
— Объясните выражение «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.
Вывод: «Лось принял Настю за животное, потому что Настей овладела жадность, она забыла о брате, пень отдавал тепло, а Настя вела себя эгоистично. И только змея заставила Настю очнуться, вылезти из животной змеиной шкуры, вспомнить, что она человек. Настя пронзительно закричала: «Братец, Митраша! И, рыдая,упала возле корзины, наполненной клюквой»
2.Группа. Описание природы и вывод.
— Думал ли Митраша о Насте? (об этом в тексте напрямую ничего не говорится). Психологи считают, что в экстремальных ситуациях выживает тот человек, который знает, что ему нельзя погибнуть, что его ждут любимые и родные.
Природа всячески подсказывает Митраше, что идет он не туда. Но Митраша из-за своего упрямого характера не сворачивает с пути, он попал в Слепую елань. «Маленький человечек кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы.»
-Кто же пришел на помощь нашим героям?
3.группа. История Травки .
6. Подведение итогов урока.
— Почему именно Травка? Травка – друг человека ( именно так хотел назвать свое произведение Пришвин). Она знает «правду» от Антипыча, пришло время передать ее людям. А может она и правда что-то шепнула нашим героям? Ведь перед нами сказка-быль. Что же она могла им поведать? Какую правду жизни сказать? ( правда жизни в любви, в дружбе, во взаимопомощи)
— Лиза попробовала через свое творчество показать долгожданную встречу Насти и Митраши (реализация индивидуального домашнего задания, показ видеомультфильма)
— Обратимся к теме урока и вспомним цели. Удалось нашим героям пройти трудный путь к правде жизни? Зачитайте, какими стали наши герои.
7.Почему же Пришвин изменил название своего рассказа?
Что значит «Кладовая солнца»? Неужели ему так важен был торф, который хранится в болоте? Подберите ассоциации к слову КЛАДОВАЯ – помещение, ценность, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, сундук, склад, сюрприз, запасы, богатство, человек, хранитель
К слову СОЛНЦЕ – уют, тепло, свет, жизнь, любовь, смех, лето, детство, радость, мама, пляж, ласка, земля.
— А теперь соедините слова из 1 и 2 колонки, составьте СС. Посмотрите, как слова-ассоциации помогают нам прийти к неожиданным выводам. Что хотел сказать Пришвин вам, читателям 21 века? О Чем заставил задуматься?
8. Рефлексия. Оценка своей деятельности.
1. Оцените свою работу в группе «Стрекоза» и «Муравей» (учащимся предлагается самостоятельно выбрать изображение стрекозы или муравья, тем самым оценив свою работу в группе)
9. Домашнее задание (на выбор)
1. Подберите пословицу, отражающую тему сегодняшнего урока, свой выбор объясните.
2. Подготовьте близкий пересказ отрывка «Ветер- сеятель», устно объясните смысл этой притчи.
Источник