Салют 5 — Salyut 5
Статистика станции | |
---|---|
COSPAR ID | 1976-057A |
SATCAT нет. | 08911 |
Позывной | Салют 5 |
Экипаж | 2 |
Запуск | 22 июня 1976 г., 18:04:00 UTC |
Ракета-носитель | Протон-К |
Стартовая площадка | Байконур 81/23 |
Возвращение | 8 августа 1977 г. |
Масса | 19000 кг |
Длина | 14,55 метров (47,7 футов) |
Диаметр | 4,15 метра (13,6 футов) |
Объем под давлением | 100 кубических метров (3500 куб. Футов) |
Высота периапсиса | 223 км (120 миль) |
Высота апоапсиса | 269 километров (145 миль) |
Наклонение орбиты | 51,6 ° |
Орбитальный период | 89 минут |
Дни на орбите | 412 дней |
Занятые дни | 67 дней |
Кол- во орбит | 6 666 |
Пройденное расстояние | Приблизительно 270 409 616 километров (168 024 745 миль) |
Конфигурация | |
Салют 5 ( русский язык : Салют-5 означает Салют 5 ), также известный как ОПС-3 , был советской космической станцией . Запущенная в 1976 году в рамках программы » Салют» , это была третья и последняя космическая станция » Алмаз «, запущенная для советских военных. Станцию посетили два космических корабля «Союз «, в каждой по два космонавта . Третья миссия «Союз» попыталась посетить станцию, но стыковка не состоялась, а четвертая миссия была запланирована, но так и не была запущена.
Содержание
Запуск
Салют 5 был запущен в 18:04:00 UTC 22 июня 1976 г. Запуск состоялся с сайта 81/23 космодром Байконур в Казахской ССР , и использовали три этапа на Протон-К 8K82K ракеты — носителя с серийным номер 290-02.
После выхода на орбиту «Салют-5» получил международный индекс 1976-057A, а Североамериканское командование воздушно-космической обороны присвоило ему каталожный номер спутника 08911.
Космический корабль
«Салют-5» был космическим кораблем «Алмаз», последним из трех, запущенных в качестве космических станций после « Салюта-2» и « Салюта-3» . Как и его предшественники, он имел длину 14,55 метра (47,7 фута) и максимальный диаметр 4,15 метра (13,6 фута). Его обитаемый внутренний объем составлял 100 кубических метров (3500 кубических футов), а масса на старте составляла 19000 кг (42000 фунтов). Станция была оборудована одним стыковочным узлом для космических кораблей » Союз» , в то время как Союз 7К-Т находился в эксплуатации. Две солнечные батареи, установленные сбоку на том же конце станции, что и стыковочный порт, обеспечивали ее питанием. Станция была оборудована капсулой KSI для передачи данных и материалов исследований.
«Салют-5» нес « Агат» — камеру, которую экипажи использовали для наблюдения за Землей. Немецкий Кристалл печь использовали для экспериментов роста кристаллов на борту станции.
Операция
Изначально планировалось четыре пилотируемых полета на «Салют-5». Первый, Союз 21 , был запущен с космодрома Байконур 6 июля 1976 года и состыковался в 13:40 UTC следующего дня. Основной задачей космического корабля «Союз-21» на борту «Салюта-5» было проведение военных экспериментов, однако проводились и научные исследования, в том числе изучение аквариумных рыб в условиях микрогравитации и наблюдение за солнцем . Также съемочная группа провела телеконференцию со школьниками. Космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов оставались на борту «Салюта-5» до 24 августа, когда они вернулись на Землю, приземлившись в 200 км к юго-западу от Кокчетава . Ожидалось, что миссия продлится дольше, однако атмосфера внутри салюта-5 была загрязнена парами азотной кислоты из-за утечки топлива, что повлияло на психологическое и физическое состояние экипажа и потребовало экстренной посадки.
14 октября 1976 года был запущен космический корабль «Союз-23», доставивший на космическую станцию Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского . При подходе к стыковке на следующий день неисправный датчик неправильно обнаружил неожиданное боковое движение. Автоматическая система стыковки космического корабля » Игла» запустила двигатели маневрирования космического корабля в попытке остановить несуществующее движение. Хотя экипаж смог деактивировать систему «Игла», космический корабль израсходовал слишком много топлива, чтобы попытаться выполнить стыковку вручную. «Союз-23» вернулся на Землю 16 октября, не выполнив поставленных задач.
Последний полет на «Салют-5», « Союз 24» , был запущен 7 февраля 1977 года. Его экипаж состоял из космонавтов Виктора Горбатко и Юрия Глазкова , которые проводили ремонт на борту станции и стравливали воздух, который, как сообщалось, был загрязнен. Проводились научные эксперименты, в том числе наблюдение за солнцем. Экипаж «Союз 24» вылетел 25 февраля. Короткий полет, по-видимому, был связан с тем, что у «Салюта-5» закончилось топливо для его главных двигателей и системы ориентации.
Четвёртую запланированная миссия , которая была бы обозначена Союз 25 , если запущен, должен был посетить станцию в течение двух недель в июле 1977 г. Это был бы членом экипажа космонавтов Анатолий Березовой и Михаил Lisun ; дублирующий экипаж космического корабля «Союз 24». Миссия была отменена из-за вышеупомянутой нехватки топлива. Космический корабль, созданный для полета «Союз-25″, был повторно использован для полета » Союз-30″ на » Салют-6″ . Поскольку он не мог заправляться топливом, и у него больше не было топлива для поддержания пилотируемых операций, извлекаемая капсула KSI была выброшена и возвращена на Землю 26 февраля. «Салют-5» был спущен с орбиты 8 августа 1977 года и сгорел при возвращении в атмосферу Земли.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Марки (873)
- Живопись (741)
- Города России (488)
- Авиация (425)
- Война (417)
- Оружие (396)
- Военная история (383)
- История (359)
- ЖЗЛ (327)
- История СССР и России (319)
- Эротика (262)
- Картинки и рисунки (241)
- юмор (240)
- Астрономия (231)
- Военная техника (230)
- Автомобили и пр. (222)
- ККИ (218)
- Фурри (182)
- Космонавтика (154)
- Кино, актеры (143)
- Ордена, медали, нагрудные знаки (133)
- История вещей (125)
- Нумизматика (122)
- Животные (122)
- Корабли (121)
- Памятники и скульптура (121)
- Архитектура — дома, мосты и пр. (117)
- Бронетехника (109)
- Сделано в СССР (103)
- Старые фото (101)
- Геральдика (98)
- Красивые девушки (96)
- моё фото (96)
- Города и страны (91)
- Мифология (89)
- Техника и технологии (88)
- Деньги (86)
- Флот (85)
- Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (84)
- Мультфильмы и мультперсонажи (82)
- Птицы и звери (79)
- Авиакатастрофы (78)
- Ювелирка (77)
- Бытовая и радиотехника (74)
- Униформа (73)
- Минералы и геология (71)
- природа (71)
- География и путешествия (69)
- Спорт (66)
- Религия (63)
- поэзия (60)
- Искусство (57)
- Археология (52)
- Лагерь «Чайка» (47)
- заметки (47)
- Загадки и тайны (46)
- Писатели, поэты и их произведения (45)
- Еда и напитки (41)
- Демотиваторы (39)
- Открытки (37)
- Одежда, национальные костюмы (36)
- Рисунки боевой техники (34)
- Праздники и юбилеи (32)
- Техногенные катастрофы (31)
- видео (31)
- Герои СССР и России (29)
- Страны — бывшие республики СССР (27)
- Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
- Палеонтология (25)
- Терроризм (24)
- Морские катастрофы (23)
- Клады и сокровища (23)
- Музыка и песни (20)
- Рукописи (20)
- Змеиногорск (18)
- Атом — мирный и военный. (17)
- Фанфики (17)
- Ориджинал «Перекресток Десяти Миров» (16)
- Антиквариат (16)
- Политика (15)
- Календарь, Гороскоп (15)
- Книги (15)
- Замки и крепости (15)
- Наука (14)
- Афоризмы (14)
- Природные катастрофы (13)
- Реки, моря, озера и пр. (13)
- Моё село (13)
- Музеи (12)
- Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
- Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
- Безопасность и самооборона (11)
- Разное (9)
- Снаряжение (8)
- Криминал (7)
- Армия (7)
- Фанфик ‘Взломщик Бильбо Бэггинс» (6)
- Медицина и здоровье (6)
- Племена, народы, этнос (6)
- Полезные советы (4)
- Архивы, документы (4)
- Криптозоология (3)
- Робототехника (2)
- мои рисунки (2)
- Семья (1)
- Уфология (0)
—Цитатник
Jo.Lo.Ar — пистолет для стрельбы одной рукой Испанский пистолет, вошедший .
2МВ: советский подводный флот. Большие подлодки Накануне Великой Отечественной войны командо.
Автогеральдика. Что значит эмблема, украшающая радиатор твоей машины Каждая автомобильная эмблема.
Вертолёты на фронтах Второй мировой. Для многих американских солдат такая картина, увид.
Серебряная звезда (США) Серебряная звезда .
—Видео
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Союз-21, Салют-5
Союз-21, Салют-5
Орбитальная станция «Салют-5» была выведена на орбиту 22 июня 1976 года, а 6 июля к ней стартовал космический корабль «Союз-21». Командир корабля Волынов Борис Валентинович (2-й полёт), бортинженер Жолобов Виталий Михайлович (1-й полёт).
Космонавты произвели успешную стыковку. Программа выполнялась штатно. Однако на 42-ые сутки полета на станции произошла авария : вышла из строя система регенерации воздуха, кислорода становилось все меньше, к тому же станция потеряла ориентацию и стала беспорядочно вращаться. Ситуация осложнялась тем, что Земля не могла помочь экипажу : «Салют-5» ушел на «глухие» витки. За два часа космонавтам удалось самостоятельно вручную сориентировать станцию и привести ее в более или менее рабочее состояние. С системой регенерации воздуха было сложнее — еще до аварии космонавты замечали в отсеках какой-то неприятный запах, но старались не обращать на него внимания — считали, что, видимо, это из-за материалов обшивки или случайно попавших внутрь станции паров топлива. На повседневной работе это не сказывалось, хотя и раздражало : ведь экипажу предстояло провести на станции 2 месяца.
Авария не прошла бесследно для экипажа : у Виталия Жолобова ухудшилось самочувствие — начались головные боли, бессонница. Лекарства из бортовой аптечки не помогали, день ото дня бортинженеру становилось все хуже, он не мог работать в полную силу. Несколько дней космонавты не сообщали об этом на Землю, надеялись, что недомогание пройдет. Потом Виталий Жолобов все же пожаловался врачам на свое состояние. Начались долгие переговоры, консилиумы, консультации. Поставить диагноз медики так и не смогли.
В конце концов Государственная комиссия приняла решение о досрочном прекращении полета на 49-е сутки, хотя экипаж не просил об этом, более того, космонавты были готовы продолжать работу.
Расстыковка со станцией тоже была тяжелой — с первого раза команда не прошла, но «Союзу-21» все же удалось отчалить от станции, и 24.08.1976 экипаж все-таки благополучно вернулся на Землю из этой трудной экспедиции.
Позже в печати широко обсуждались причины досрочного прекращения полета, строились всевозможные предположения и домыслы, высказывались идеи о том, что полет прервали из-за «психологической несовместимости» экипажа. Это было намного легче, чем официально признать недоработки и отказы техники. Так или иначе, перед следующей экспедицией пришлось выдать команду на частичную замену атмосферы в «Салюте-5».
Второму экипажу — космонавтам В. Д. Зудову и В. И. Рождественскому, отправившемуся на станцию на «Союзе-23» 14 октября 1976 г. предстояло провести тщательную проверку работоспособности системы жизнеобеспечения, исследовать атмосферу и, в случае необходимости, сменить газовый состав в отсеках «Салюта-5». Экипаж должен был работать на ОКС ок. 2 месяцев. Из-за неисправности системы стыковки экспедиция сорвана — стыковка не удалась. При возвращении экипаж едва не погиб.
Источник
Журнал «Все о Космосе»
Орбитальная станция «Салют-5»
ОКС «Салют-5» (ОПС-3 или № 103, изделие 11Ф71) по программе военных орбитальных пилотируемых станций СССР «Алмаз» массой 19 т. была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 22 июня 1976 года.
Стыковка с КК «Союз-23» не состоялась из-за отказа системы сближения «Игла».
26 февраля 1977 года на Землю вернулась капсула спуска информации (КСИ, изделие 11Ф76).
8 августа 1977 года станция «Салют-5» была сведена с орбиты и прекратила существование в плотных слоях атмосферы, пробыв на орбите 411 суток.
Экспедиции
«Союз-21»
«Союз-21» доставил первый экипаж на станцию 7 июля 1976 года (полковник Борис Волынов и подполковник Виталий Жолобов). Стыковка была проведена вручную. На 42-е сутки полёта возникла нештатная ситуация, после чего космонавты стали испытывать недомогание. Полёт был прерван из-за ухудшения здоровья Виталия Жолобова. 24 августа 1976 космический корабль вернулся на Землю. 48 суток космонавты находились на станции. Программа полёта выполнена не полностью.
«Союз-24»
«Союз-24» доставил второй экипаж на станцию 8 февраля 1977 года (полковник Виктор Горбатко и подполковник Юрий Глазков).
Космонавты произвели частичную замену атмосферы орбитальной станции, так как на Земле возникло предположение, что в атмосферу станции выделились токсичные вещества из внутренней обшивки, которые, вероятно, могли неблагоприятно воздействовать на здоровье космонавтов предыдущей экспедиции (Волынов и Жолобов). Горбатко и Глазков открыли клапаны и выпустили часть воздуха за борт, в космическое пространство. Затем подняли давление, выпустив сжатый воздух из баллонов, привезённых с собой.
Капсула спуска информации
Перед возвращением на Землю космонавты загрузили в капсулу спуска информации (автономный спускаемый аппарат), находившуюся на борту «Салюта-5», фотоплёнку и материалы других экспериментов и поместили капсулу в шлюзовую камеру станции. В дальнейшем по командам Центра управления полётом капсула была вытолкнута из шлюзовой камеры станции в открытый космос, ракетные двигатели, работающие на сжатом азоте её ориентировали нужным образом, для торможения включился твердотопливный ракетный двигатель. Капсула перешла на баллистическую траекторию спуска через плотные слои атмосферы и приземлилась на парашюте на территории СССР.
За 16 суток пребывания на борту станции программа полёта была выполнена полностью. 25 февраля 1977 года «Союз-24» вернулся на Землю.
Досрочное прекращение работы станции
Запланированная на лето 1977 года третья долговременная экспедиция (готовился экипаж в составе А. Н. Березовой—М. И. Лисун) была отменена из-за того, что завод экспериментального машиностроения НПО “Энергия” не успевал к намеченному сроку сделать новый КК «Союз», а также с тем, что при коррекции орбиты станции был израсходован практически весь запас топлива. Было принято решение о прекращении эксплуатации станции «Салют-5».
Устройство станции
«Салют-5», как и «Салют-2» и «Салют-3» — орбитальные станции военного назначения (КБ Челомея), разрабатывались по программе «Алмаз» для фототелевизионного наблюдения за поверхностью Земли. В советских средствах массовой информации описания устройства этих станций никогда не было. Если необходимо было проиллюстрировать работу советских космонавтов на «Салют-3» или «Салют-5» — художник изображал ОС «Салют-1» или «Салют-4».
Станция «Салют-5» была рассчитана на полёт двух космонавтов.
Основой орбитальной станции «Салют-5» является рабочий отсек (РО), представляющий собой цилиндр малого диаметра (диаметр 2,9 м, длина 3,5 м), соединённый конусной проставкой с цилиндром большого диаметра (диаметр 4,15 м, длина 2,7 м). Торцевые поверхности рабочего отсека образованы сферическими оболочками. Внутри корпуса по периметру установлена рамная конструкция, на которой закреплены агрегаты и узлы. Внутренним сечением рама образует квадрат, свободное пространство которого являлось обитаемой зоной для экипажа. Изнутри рама закрыта съёмными панелями, для удобства окрашенными в разные цвета (условный «пол», «потолок» и «стены»). В цилиндре малого диаметра размещаются центральный пост управления станцией, зона отдыха, места для хранения и принятия пищи, спальные места. В цилиндре большого диаметра размещаются научное оборудование, спортивные тренажёры, предназначенные для коррекции отрицательного влияния невесомости на организм космонавтов, в отдельном изолированном отсеке — космический туалет.
Снаружи корпус станции покрыт экранно-вакуумной изоляцией, препятствующей перегреву на освещённой Солнцем части орбиты и охлаждению в тени Земли. Также экранно-вакуумная изоляция защищает станцию от микрометеоритов. Под «нижней стороной» цилиндрической части малого диаметра бытового отсека находятся радиаторы системы терморегуляции, излучающие излишнее тепло в космическое пространство.
Газовый состав атмосферы на борту станции «Салют-5» по составу близок к земному, поддерживались нормальное давление и температура.
Углекислый газ, образовывавшийся при дыхании космонавтов, поглощался в регенеративных патронах, при происходящей химической реакции в атмосферу станции выделялся кислород.
К заднему концу цилиндра большого диаметра рабочего отсека прикреплён по периметру агрегатный отсек (АО), в котором размещалась объединённая двигательная установка, которая работала на двухкомпонентном высококипящем ракетном топливе и топливные баки. Корректирующая двигательная установка (КДУ) и двигатели системы ориентации работали на общем топливе (тетраоксид диазота + несимметричный диметилгидразин), благодаря чему полёт станции не мог быть прерван из-за того, что закончилось однокомпонентное топливо для двигателей системы ориентации.
По центру заднего конца цилиндра большого диаметра рабочего отсека находился переходной отсек (ПО), отделённый люком с герметичной крышкой. На заднем конце переходного отсека — пассивный стыковочный узел, снабжённый люком с герметичной крышкой для перехода в транспортный космический корабль «Союз». На боковой поверхности переходного отсека — люк для проникновение внутрь станции при строительных работах на Земле, а также теоретически люк мог служить для выхода космонавтов в открытый космос, однако на станциях «Салют-3» и «Салют-5» такая работа не планировалась, отсутствовали скафандры. Снаружи переходного отсека были установлены две поворотные солнечные батареи («крылья»).
Дорогие друзья! Желаете всегда быть в курсе последних событий во Вселенной? Подпишитесь на рассылку оповещений о новых статьях, нажав на кнопку с колокольчиком в правом нижнем углу экрана ➤ ➤ ➤
Источник