Юрий Гагарин был выбран «за улыбку»?
Мы привыкли, что про первого космонавта планеты Юрия Гагарина рассказывают исключительно в превосходных тонах: выдающийся летчик, прекрасный спортсмен, эрудит, космист. На самом деле Гагарин к 12 апреля 1961 года был всего лишь старшим лейтенантом авиации 27 лет от роду, летчиком третьего класса без высшего образования, довольно средним советским гражданином по физическим данным и кругозору.
Конечно, подвиг первого никто не отрицал. Гагарин продолжал оставаться одной из «икон» послевоенной эпохи, а о встрече с ним мечтали миллионы людей по всему миру. Да и сам Юрий Алексеевич стремился к повышению квалификации: активно занимался общественной деятельностью, много выступал с лекциями, учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, участвовал в подготовке новых орбитальных рейсов, готовился к по- летам на кораблях «Союз», писал статьи и книги. Однако на уровне народной культуры его статус начал снижаться.
О ГАГАРИНЕ НАЧАЛИ ХОДИТЬ ПОЗОРЯЩИЕ СЛУХИ: МНОГО ПЬЕТ, ХУЛИГАНИТ, ИЗМЕНЯЕТ ЖЕНЕ.
Ставили под сомнение и вклад Гагарина в успех первого полета. Что он там делал? Лежал в кресле? Привязанный, как подопытная собака? Что в нем особенного? Любой из нас справился бы на его месте.
«Спросил его однажды: “Юрий Алексеевич, как получилось, что ты первый, а не Герман Титов?” Гагарин улыбнулся: “У нас с Германом одинаковая подготовка была, и состояние здоровья отменное, и параметры схожие. Нервы подвели товарища!”».
(Лев Данилкин, из книги «Юрий Гагарин», серия «Жизнь замечательных людей»)
Идею о заурядности Гагарина и «случайности» его выбора на первый полет в новейшее время воспроизводят как нечто естественное — причем не только посторонние комментаторы, но и сослуживцы, и друзья, и популяризатор космонавтики Ярослав Голованов, своими книгами повлиявший на взгляды как минимум двух поколений соотечественников.
Все же в таких рассуждениях любой вменяемый человек почувствует публицистическую уловку.
ЕСЛИ ГАГАРИН БЫЛ «СЕРЕНЬКИЙ», ТО ПОЧЕМУ ВЫБОР ПАЛ НА НЕГО? МОЖЕТ БЫТЬ, НИКИТА ХРУЩЕВ, СЕРГЕЙ КОРОЛЕВ, НИКОЛАЙ КАМАНИН И ДРУГИЕ РУКОВОДЯЩИЕ ТОВАРИЩИ, УТВЕРДИВШИЕ КАНДИДАТА НА ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ, БЫЛИ ИДИОТАМИ? ОТВЕТ ПОЯВИЛСЯ КАК БЫ САМ СОБОЙ: ГАГАРИНА ВЫБРАЛИ ЗА УЛЫБКУ!
Дескать, учитывалось, что первому космонавту придется много выступать, ездить по разным странам, встречаться с зарубежными лидерами и т. п., посему он должен быть фотогеничным, обаятельным, красивым. Иначе говоря, выбирали не специалиста, а модель для подиума. Очередной современный миф г отов к употреблению: Гагарина выбрали из подготовленных кандидатов в первый космический пролет незадолго до запуска корабля «Восток» за привлекательную внешность и жизнерадостность.
Признаться, я чуть было не поверил этому мифу. Потому что он находил подтверждение во многих источниках, включая дневники генерал-полковника Николая Каманина, отвечавшего за отбор будущих космонавтов по линии ВВС. Правда, меня насторожила одна фраза в его записях:
«10 апреля. Вчера вызвал Гагарина и Титова и объявил им, что по моему представлению Государственная комиссия приняла решение в первый полет отправить Гагарина, а запасным готовить Титова. Хотя для них это решение, зафиксированное еще в январе выпускной экзаменационной комиссией, не составляло секрета, тем не менее была заметна радость Гагарина и небольшая досада Титова».
В январе? Решение было принято в январе, а не в апреле?!
Листаем записи Каманина и обнаруживаем, что 17 и 18 января 1961 года, т. е. за три месяца до полета, в филиале Летно-исследовательского института (ЛИИ) в Жуковском прошли экзамены группы из шести кандидатов в космонавты, а по итогам был выпущен акт, который недавно рассекречен и в котором черным по белому написано: «Комиссией ориентировочно рекомендуется следующая очередность экзаменовавшихся слушателей к первому космическому полету:
— Ст. лейтенант ГАГАРИН Ю. А. . Ст. лейтенант ТИТОВ Г. С.
— Ст. лейтенант НЕЛЮБОВ Г. Г. . Капитан НИКОЛАЕВ А. Г.
— Капитан БЫКОВСКИЙ В. Ф.
— Капитан ПОПОВИЧ П. Р.».
Получается, что очередность пилотируемых орбитальных рейсов была определена задолго до их начала и Гагарин был назван кандидатом на первый полет. Тут возникают новые вопросы. Почему только шестеро из двадцати были допущены к экзамену? Почему именно Гагарин оказался лучшим из шести? Что делали остальные ? И, кстати, если экзамен прошли шестеро, то почему позднее Каманин делал выбор только между двумя — Гагариным и Титовым?
Советские пропагандисты, рассказывая об этом эпизоде, любили подчеркнуть, что Юрий Гагарин продемонстрировал во время подготовки выдающиеся качества, был лучшим из лучших. Однако сохранившиеся документы свидетельствуют о другом.
БУДУЩИЙ КОСМОНАВТ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ ДЕМОНСТРИРОВАЛ ДОВОЛЬНО ЗАУРЯДНЫЕ СПОСОБНОСТИ: НАПРИМЕР, ПРИ ПОЛЕТАХ С РАБОТОЙ В СОСТОЯНИИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ НЕВЕСОМОСТИ ГАГАРИН УДОСТОИЛСЯ ОЦЕНКИ «ХОРОШО», В ТО ВРЕМЯ КАК ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ ОТРЯДА ПОЛУЧИЛИ «ОТЛИЧНО» И БЛАГОДАРНОСТЬ В ПРИКАЗЕ. И ВСЕ-ТАКИ У ГАГАРИНА БЫЛА ОСОБЕННОСТЬ, КОТОРУЮ СПЕЦИАЛИСТЫ ОТМЕТИЛИ ЕЩЕ ЛЕТОМ.
Подводя итог его одиночному «заключению» в сурдокамере, они сообщали в отчете, что будущий космонавт обладает поразительной способностью к переключению между разными видами деятельности, к быстрому переходу от активности к отдыху и наоборот. Помимо этого важного качества, Гагарин адекватно реагировал на стресс и «новизну», в любых ситуациях отлично владел собой, всегда был любознательным и доброжелательным. Как индивидуальная особенность отмечалась его склонность к юмору, что в сочетании с развитой эмпатией давало поразительный эффект: простенькие шуточки и веселый настрой Гагарина оказывались столь уместны, что снимали общее эмоциональное напряжение. Конечно, заразительная улыбка тоже сыграла свою роль, но улыбались все кандидаты, а поднимать общее настроение умел только Гагарин.
В январе года, как мы теперь знаем, шестерка сдавала экзамены, и по итогам определилась очередность участия будущих космонавтов в полетах. Тут Гагарину было недостаточно показать, какой он доброжелательный, улыбчивый и шутливый, — оценивались теоретические знания и навыки работы с оборудованием корабля.
«Все слушатели показали хорошие знания космического корабля и условий его полета. Гагарин, Титов, Николаев и Попович получили оценки “отлично”, а Нелюбов и Быковский — “хорошо”» — пишет в дневниках Николай Каманин.
Как видите, даже здесь Каманин, еще не зная, когда начнутся пилотируемые полеты (сроки переносятся из-за множества технических проблем), определяет Гагарина в качестве первого в списке, а Титова — в качестве второго. И тут, скорее, надо обсуждать вопрос, почему Нелюбов был определен в документах третьим, если получил по «знаниям космического корабля» оценку «хорошо». Впрочем, обсуждать не будем, потому что Григорий Нелюбов в космос так и не полетел.
МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО БЫ ВСЕ ШЕСТЕРО ПОЛУЧИЛИ ПРИМЕРНО РАВНЫЙ ШАНС СТАТЬ ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ. Я РАЗДЕЛЯЛ ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПОКА НЕ ИЗУЧИЛ ДОКУМЕНТЫ О СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КОРАБЛЯ «ВОСТОК».
Сохранилось письмо главкома ВВС от 20 января 1961 года, в котором указывалось, что на тот момент было изготовлено 12 скафандров «по средним размерам», что затрудняло проведение тренировок из-за необходимости их подгонки под фигуру каждого космонавта. По этой причине главком требовал срочно изготовить шесть индивидуальных скафандров для космонавтов в следующей последовательности: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович, т. е. по списку, составленному экзаменационной комиссией. Что это означает? Ответ прост: всякая научно-техническая деятельность, связанная с подготовкой корабля к первому пилотируемому полету, начиная с января 1961 года была по факту подчинена подготовке полета Юрия Гагарина. Другие варианты просто не рассматривались.
Подведем итог. Примитивизирующий миф о выборе Юрия Гагарина для осуществления первого космического полета «за улыбку» появился как реакция на пропаганду, создавшую в его лице идеализированный образ советского «сверхчеловека». Согласно документам выбор был сделан в январе 1961 года экзаменационной комиссией, и в дальнейшем ему была подчинена вся работа по подготовке, что сделало Гагарина не просто лидером процесса, а единственным кандидатом. Личное обаяние первого космонавта, которое отмечали многие комментаторы, имело к выбору второстепенное отношение.
Источник
С улыбкой вокруг Земли
Ю рий Гагарин — имя, которое знает весь мир. Психологи, отбиравшие кандидатов в первый отряд космонавтов, отмечали особенности характера Гагарина: «Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной».
Таких вот и берут в космонавты. Но в отряде их было шестеро. И каждый мог стать первым. У Гагарина, кроме воли и отличной физической формы, было еще кое-что — обаятельная и лучезарная улыбка. Кажется, штрих, не более. Но тогдашние «имиджмейкеры» поняли, насколько важен этот штрих. И не прогадали. Гагаринская открытая и обезоруживающая улыбка стала фирменным знаком нашей страны, одним из ее символов.
Огромная ответственность легла на плечи летчика-испытателя, но вместе с ней и счастливая возможность первому из землян увидеть нашу планету из космоса: «Я вижу Землю! Она так прекрасна!» — первые слова Юрия Гагарина, прозвучавшие в прямом эфире с орбиты. Говоря это, он наверняка улыбался…
Отрывок из книги Юрия Гагарина «Дорога в космос. Записки летчика-космонавта СССР»
Приходили разные мысли, и все какие-то светлые, праздничные. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея…
Одна за другой внизу проносились страны, и я видел их как одно целое, не разделенное государственными границами.
В 10 часов 15 минут на подлете к африканскому материку от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозного двигателя. Я передал очередное сообщение:
— Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо.
Мелькнула мысль, что где-то там, внизу, находится вершина Килиманджаро, воспетая Эрнестом Хемингуэем в его рассказе «Снега Килиманджаро».
Затем я подумал, что корабль пролетает над Конго, страной, в которой империалисты злодейски убили мужественного борца против колониализма, борца за счастье своего народа Патриса Лумумбу.
Но размышлять было некогда. Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите, — возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе.
Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики «ловят» Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой — «Восток» постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом «Земле». Но вращение, обеспокоившее меня, быстро прекратилось, и дальнейший спуск протекал нормально. Было ясно, что все системы сработали отлично и корабль точно идет в заданный район приземления. От избытка счастья я громко запел любимую песню:
Родина слышит,
Родина знает…
Высота полета все время уменьшалась. Убедившись, что корабль благополучно достигнет Земли, я приготовился к посадке.
Десять тысяч метров… Девять тысяч… Восемь… Семь…
Внизу блеснула лента Волги. Я сразу узнал великую русскую реку и берега, над которыми меня учил летать Дмитрий Павлович Мартьянов. Все было хорошо знакомо: и широкие окрестности, и весенние поля, и рощи, и дороги, и Саратов, дома которого, как кубики, громоздились вдали…
В 10 часов 55 минут «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханном под зябь поле колхоза «Ленинский путь» юго-западнее города Энгельса, неподалеку от деревни Смеловка. Случилось, как в хорошем романе, — мое возвращение из космоса произошло в тех самых местах, где я впервые в жизни летал на самолете. Сколько времени прошло с той поры? Всего только шесть лет. Но как изменились мерила! В этот день я летел в двести раз быстрее, в двести раз выше. В двести раз выросли советские крылья!
Ступив на твердую почву, я увидел женщину с девочкой, стоявших возле пятнистого теленка и с любопытством наблюдавших за мной. Пошел к ним. Они направились навстречу. Но чем ближе они подходили, шаги их становились медленнее. Я ведь все еще был в своем ярко-оранжевом скафандре, и его необычный вид немножечко их пугал. Ничего подобного они еще не видели.
— Свои, товарищи, свои, — ощущая холодок волнения, крикнул я, сняв гермошлем.
Это была жена лесника Анна Акимовна Тахтарова со своей шестилетней внучкой Ритой.
— Неужели из космоса? — не совсем уверенно спросила женщина.
— Представьте себе, да, — сказал я.
— Юрий Гагарин! Юрий Гагарин! — закричали подбежавшие с полевого стана механизаторы.
Это были первые люди, которых я встретил на Земле после полета, — простые советские люди, труженики колхозных полей. Мы обнялись и расцеловались, как родные.
Источник