Интересные факты о египетском боге Сете
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Interessno.ru. Сет — это бог зла, войны, тьмы, бесплодных пустынь. Он был младшим сыном бога Земли Геба и богини неба Нут. Он также был братом Осириса (бог возрождения, царь загробного мира), Исиды (богиня плодородия) и Нефтиды (богиня смерти и рождения). Сет является одним из главных героев знаменитого древнеегипетского «Мифа об Осирисе», в котором говорится о том, что он убил своего брата Осириса чтобы захватить власть в Египте.
Его изображают как человека с головой осла, хотя среди египтологов нет единого мнения о том, голова какого животного была присуща этому божеству.
И сегодня, специально для вас, мы подготовили самые интересные факты о древнеегипетском боге Сете. Надеемся эта информация понравится не только школьникам и детям, но и взрослой аудитории.
Согласно египетским мифам, он был богом хаоса, зла, войны, тьмы, пустынь и штормов. Он был связан с любыми необычными и пугающими природными явлениями, такими как солнечное затмение, песчаные бури, засухи и т. д. Однако он не всегда олицетворял все плохое. До «Мифа об Осирисе» его представляли как хорошего бога, который защищал бога Солнца Ра от огромного змея Апопа.
В раннеегипетской мифологии Сет был братом Гора, а не его дядей. Он правил Нижним Египтом, а Гор Верхним. Он был олицетворением ночи, в то время как Гор олицетворял Солнце. Сет был великим воином, единственным, кто мог защитить Ра во время путешествия на лодке по загробному миру от огромного змея Апопа.
В другом мифе говорится о том, что Гор и Сет вместе держали лестницу, по которой душа умершего забиралась с Земли на небеса.
Ему поклонялись в небольшой провинции к западу от Нила. Жители этой провинции были в основном караванщиками, поэтому им было выгодно поклоняться Сету, повелителю пустынь, по которым регулярно передвигались караваны.
После объединения Верхнего и Нижнего Египта, в мифологии он начал изображаться как противник Гора. Начиная с 1070 года до нашей эры его начали называть богом зла. Все то хорошее, с чем ранее ассоциировался Сет, стирается. Египтяне 22-й династии отвернулись от этого божества. Они вычеркнули его имя из старых записей и даже изменили имена царей, которые сопоставляли с этим божеством. Величественный воин стал воплощением зла. Вместе с падением культа Сета вырос культ Осириса.
Он стал олицетворением зла в «Мифе об Осирисе». Согласно мифу Осирис унаследовал трон Египта от состарившегося бога Солнца Ра, какой улетел с Земли и перебрался на небеса чтобы ими править. Сет, брат Осириса, сильно завидовал его власти и положению. Исходя из мифа, он принес прекрасный саркофаг и сказал, что отдаст его тому, кому он подойдет по размеру. Осирис решил проверить, подойдет ли ему саркофаг и лег в него. Сразу после этого Сет заколотил саркофаг и бросил его в реку Нил. После он забрал себе трон Египта. Жена Осириса, Исида, отыскала трон с телом мужа и вместе с богами Тотом и Анубисом вернула его к жизни. У Исиды и Осириса родился сын Гор, какого Исида скрыла от Сета на болотах. Когда Гор подрос, он бросил вызов Сету и одолел его, тем самым объединив Верхний и Нижний Египет после 80 летней войны
Как уже упоминалось ранее, египтологи толком не знают, с каким животным ассоциировалось это божество, однако, предположительно, это был осел. В Верхнем Египте с ослом ассоциировалась власть и сила, в то время как в Нижнем осел был символом беды.
Главнейшим центром поклонения этому божеству был Нубт или Омбос. Большая часть храма, расположенного в этом городе была разрушена, поэтому археологам не удалось его полностью изучить. Одним из артефактов, найденных там, был скипетр Аменхотепа III (ок. 1388—1351 годы до н. э.), который он посвятил богу Сету.
Греческим аналогом Сета был Тифон, сильный и огромный великан, который имел сотни драконьих голов, человеческое тело до бедер и змей вместо ног. И Тифон и Сет ассоциировались с красным цветом. Однако в отличие от Тифона, Сет был хорошим богом (в ранней египетской мифологии), и даже после того как стал злым, все же считался достойным воином.
У него был всего один сын, Анубис, древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации. Анубис также присутствовал во время взвешивания сердца умершего на весах Маат. Матерью Анубиса была Нефтида, жена Сета и его сестра. Однако в некоторых мифах говорится о том, что у Сета не было детей, а Анубис был сыном Осириса. В ранней египетской мифологии отцом Анубиса выступает бог Солнца Ра.
Что касается жен, то кроме Нефтиды, в некоторых мифах говорится о том, что женами Сета были Таурт (богиня покровительница беременных), Анат и Ашторет.
В Древнем Египте было 2 праздника посвященных Сету. Первый — это один из 5 дней подаренных богом Луны Хонсу Исиде для того, чтобы она могла родить детей (бог Солнца Ра запретил ей рожать детей в любые из 360 дней года). Эти 5 дней Хонсу проиграл богу мудрости Тоту в кости.
Второй праздник — это поражение Сета Гором. В этот день праздновали победу зла над добром, жизни над смертью.
В Древнем Египте не почитали свиней из-за мифа, который говорил о том, что Сет обернувшись черной свиньей плюнул в лицо Гору. При этом стоит отметить, что богиня неба Нут, в ранней египетской мифологии, изображалась как свинья, которая тогда не ассоциировалась ни с чем плохим.
Считается, что он родился в третий предновогодний день (один из 5 подаренных дней богом Хонсу богине Нут). Этот день считался несчастливым и египтяне старались не выполнять никаких важных для них дел в это время.
Его самое первое упоминание датируется 4500 г до н.э. Его изображение вырезано на слоновой кости, найденной в одной из гробниц эль-Махасны. Также, его изображение украшает булаву царя Скорпиона (Хор Скорпион).
На этом наша статья подошла к концу. Надеемся эта информация была вам интересна и очень полезна.
Источник
Сет – так ли ужасен египетский бог зла и войн?
Древнеегипетский бог Сет, на первый взгляд, кажется воплощением зла и жестокости. Он повелевал смертью и разрушениями, нёс войны и гибель не только людям, но и божествам. И всё-таки такая трактовка его образа была бы слишком поверхностной.
Неспроста в одном только имени знаменитого фараона Сети I можно увидеть поклонение Сету, а Рамзес Великий приказывал строить храмы в честь мрачного бога. Что скрывается в противоречивой натуре этого божества? Почему древние египтяне с благоговейным трепетом относились к тому, кто нёс зло и несчастья? Что рассказывают мифы и история о таинственном Сете?
Сет – самый страшный бог Египта
Древнеегипетская “Книга мёртвых” вполне точно описывает нрав Сета. В этих текстах рассказывается о жестокости и коварстве бога, ему приписывается власть над стихией (в частности, силы пустыни), разрушениями и всем злом, что творится в мире.
Иероглиф, соотносившийся с именем Сета, использовался для написания слов “деспотия”, “буря”. В мировоззрении египтян Сет воплощал силы тьмы, которые находятся в вечном противостоянии со светлыми богами. Так день сменяет ночь, так идёт вечная борьба солнечного Г ора, правителя мира живых, и Сета, властителя мрака и зла.
Изображения Сета нельзя спутать с обликом иных божеств. Древнеегипетские художники воссоздавали облик Сета как портрет ужасного демона, способного уничтожить людей одной только силой своей ярости. Он жил в пустыне, и нередко это место символизировало смертельную опасность, гибель для всех живых существ, источником которой был тёмный бог.
Как и у многих других божеств Древнего Египта, голова сета отличается от его туловища. Если тело принадлежит человеку, то венчает его голова какого-то загадочного животного. По мнению учёных, зверь этот напоминает трубкозуба, живущего в африке, но, веротнее всего, такой облик – лишь устрашающий вариант портрета.
На изображениях Сета всегда присутствует красный цвет. Часто бог имеет огненную гриву и горящие глаза. В понимании египтян красный оттенок был символом смерти и крови. Нередко даже людей с рыжими волосами они называли “детьми Сета”, стараясь держаться от них подальше.
Битва Сета и Гора
Коварство, победа и поражение Сета
Самый известный миф рассказывает о коварстве Сета, приведшему к бою с Гором. Младший из детей верховных богов, Сет был отправлен царствовать в потусторонний мир, однако мечтал захватить власть и в солнечном мире. Там правили Осирис, его брат, и Исида, сестра, которая породила страсть в сердце мрачного бога.
Сет не стал открыто идти войной на брата, а с помощью хитрости заманил его в ловушку. Осирису он предложил “примерить” саркофаг из золота, который сделал в своих мастерских. Ничего не подозревающий бог света лёг в гроб, после чего радостный Сет захлопнул крышку и бросил саркофаг в Нил.
Несчастная Исида, конечно, отвергла Сета и бросилась на поиски супруга. Узнав, что богиня нашла Осириса и вот-вот воскресит его своими чарами, Сет превратился в леопарда и растерзал тело брата на множество частей. Несмотря на это, после долгих поисков Исиде всё же удалось оживить мужа – на недолгое время. А вскоре у неё роди лся сын Г ор, который поклялся отомстить своему дяде за всё горе, причинённое семье.
Битва Сета с Гором была долгой и кровопролитной. Гор был практически побеждён, но на помощь ему пришли другие светлые божества. Сету пришлось бежать в родную пустыню. однако после поединка и своего поражения он стал ещё яростнее.
Тайны светлой натуры Сета
Это – тёмная сторона Сета, но, как я сказала, бог этот неоднозначный. Правители Египта (особенно в период правления Рамессидов) заявляли о том, что имеют двух покровителей – Гора и Сета. Как же так? Но здесь имеется в виду две стороны власти. Фараон дарил счастье и благополучие своим подданным, словно Гор, однако он должен был уметь карать и расправляться с врагами, словно Сет.
Кроме этого, изначально Сет считался воином-защитником солнца, он оказывал покровительство чужестранцам, почитался как божество металлов и ремёсел, связанных с их обработкой. Даже железо в Древнем Египте называли “костями Сета”. В XIII-XI веках до нашей эры египтяне называли бога “тем, кто дарует смелость”, ему поклонялись воины, которым, если верить древним текстам, Сет дарил отвагу и мастерство в бою.
Культ почитания тёмного божества был распространён в Верхнем Египте, где строились храмы в честь Сета. В такие святилища допускались лишь жрецы и избранные воины. Если египтяне должны были выступить в военный поход, фараон отправлялся в храм Сета, где молил бога подарить успех в делах, принести победу.
На изображениях раннего периода Сет предстаёт в двойной короне – это говорит о его власти над всем Египтом. Согласитесь, вряд ли бы люди ставили во главу бога злого и жестокого. Сет был суровым, но справедливым покровителем.
Народ Древнего Египта даже делал амулеты с изображениями Сета. Такие обереги защищали от врагов и дурного глаза. Считалось, что Сет видит недругов человека и расправляется с ними, используя свою ярость во благо.
Сет противопоставлялся силам добра
Таким противоречивым и неоднозначным предстаёт перед нам самый грозный бог египтян – Сет. Но почему в разные эпохи он описывается как совершенно разные божества? Что изменило Сета? У меня есть ответ на этот вопрос: время. С распространением греческого влияние, а также приходом Птолемеев ко власти в стране легенды о Сете преобразились. Они стали искажать его черты, делая акцент на тёмных и негативных качествах. Из защитника и воина Сет превратился в кровожадного убийцу – но только по вине самих людей.
Источник
Древнеегипетский Бог Сет
Мифологический бог Сет был известен и почитаем в древнем Египте, известен он и нам. Сет входил в число верховных богов. Память о нем больше связана чем-то отрицательным. О нем пишут, как о повелителе пустыни, песчаных бурь, он же — прообраз хаоса, враждебности и зла.
Первые письменные упоминания о боге Сете дотированы эпохой Нагада I (примерно 3500 – 4000 лет до н. э.), о чем свидетельствует найденный предмет из слоновой кости с гравировкой. Изначально это божество представлено в виде положительного персонажа, целью которого являлась защита бога Ра от огромного змея Апопа стремящегося проглотить солнце и тем самым повергнуть во мрак все человечество. Однако, события и повествования менялись по мере развития культур и наследий.
Считается, что Сет является сыном богини неба Нут и бога земли Геба. В пантеоне богов Древнего Египта он одна из ключевых фигур, приближенных практически ко всем династиям фараонов. Изображали его, как правило, в виде человека с головой шакала, осла, крокодила и даже гиппопотама с красной гривой и в сопровождении рыжей собаки. Неотъемлемый атрибут длинные уши, в руках скипетр Уас и анх. Такие сведения содержаться в письменах, а также многочисленных статуях, гравюрах, барельефах.
Современные религии признают лишь одного Бога. Боги же прошлых цивилизаций были уважаемы людьми, но жили вполне человеческой жизнью. Они рождались, творили, умирали или уходили в некий иной мир. Так и в Древнем Египте. Бог Сет имеет вполне определенное место рождения — Омбос, что в верхнем Египте, где массово концентрировались его культовые центры. Как и среди людей встречаются корыстные, жадные и т.п., так и среди богов они есть. Таким оказался Сет. В мифологических повествованиях указывается, что в стремлении к власти во всем Египте Сет решается на подлое убийство своего старшего брата Осириса и занимает трон.
Сын Осириса Гор, дабы избежать участи отца вынужден долго скрываться, однако, по истечении определенного периода решает отомстить за смерть родителя и вступает с Сетом в ожесточенную битву, целью которой является наследственный титул верховного правителя объединенного Египта. В кровавом противоборстве Сет вырывает у племянника глаз, однако, последний умудряется кастрировать своего противника тем самым лишая его мужского начала. В общей сложности их дуэльное соперничество длилось долгие десятилетия, это утомило других богов и те вынуждены были собрать своеобразное вече, на котором постановили, что единственным законным владельцем верховного трона является Гор и Сету ничего не оставалось, кроме как подчиниться такому решению.
Многие мифологические толкования отождествляли это событие как борьбу света и тьмы, добра и зла, что в полной мере соответствовало мировоззрению египтян того времени. Многочисленные изречения по-разному толкуют последующие события.
- По одной из версий Сет был полностью изобличен в подлости и казнен.
- Другая версия гласит, что враждующие примирились между собой.
- Существует также миф о том, что Сет, уступив королевский титул, перешел в число приближенной свиты бога Ра став олицетворением и физической мощью грома на небесах.
Такие различия в трактовке были вызваны разносторонней ментальностью и стремлением отдельных исторических деятелей превознести лишь те факты, которые соответствовали субъективным идеалам в каждом конкретном случае. Но этому не стоит удивляться хорошее и злое начало характерно для мифологий и отождествления силы во всех странах и народностях. Еще одна возможная причина неудачи Сета при практически равных правах на трон заключалась в том, что он являлся повелителем стихий, а это не совсем благоприятный факт для Нижнего Египта, где в преобладающем большинстве проживали земледельцы. Отчасти причиной является то обстоятельство, что Сет часто покровительствовал чужестранцам, которые вызывали антипатию у коренных египтян.
Согласно древнеегипетским мифам братоубийство было далеко не единственным греховным деянием Сета. Его не раз уличали в вырубке священных деревьев и в охоте на священных животных. Непреодолимая тяга к извращениям сексуальной направленности становится следствием гомосексуальной практики, в частности, с Хорусом, что стало причиной неестественного появления на свет лунного бога Тота. До упоминаний греховного падения Сета для почитателей его культа в обязательном порядке были свойственны оракулы.
Однако, такие события в большей мере смущали только идейных моралистов, при этом не мешали ценителям доблести и силы продолжать восхищаться отличными военными качествами и отвагой Сета, его ловкостью и блестящими навыками владения копьем, булавой и скипетром. В этом отношении даже многие фараоны в мифах отождествлялись с Сетом во время своих сражений. Это, в частности, касается Тутмоса III и Рамсеса II. Для того чтобы заручиться поддержкой этого божества ему продолжали поклоняться, возводили храмы в пределах дворцовых комплексов, использовали амулеты и другую атрибутику с его изображением. Некоторые фараоны тех времен носили имена производные от имени бога Сета, рассчитывая на все вытекающие из этого положительные последствия. Наиболее запоминающимся был Сети I, представитель 20-й династии. Такая суеверность египтян во многом оправдывалась воинственностью нации.
Удивительным остается лишь тот факт, что ни один миф или другое историческое повествование не содержит в себе каких-либо упоминаний о потомках Сета, не смотря даже на то, что одна из его жен богиня Таурт олицетворяла плодородие в женском начале, была покровительницей беременных и новорожденных. Достоверно также неизвестно и о последующей жизни и кончине Сета.
Достаточно интересным является судьбоносный миф касаемый Сета и Осириса. Суть события заключается в том, что последний не имел детей на момент своей гибели от рук брата, однако, из его мертвого тела жена Исида смогла извлечь жизненную силу и забеременев в болотистых зарослях Нила родить сына Гора, который затем будет мстить за убитого отца. В этом же мифе упоминается, что Гор, используя свой вырванный Сетом волшебный глаз смог оживить отца, но тот, в свою очередь, отказался возвращаться на землю к жизни среди людей оставшись в подземном мире мертвых для поддержания там вселенского равновесия.
Еще один миф заката жизни Сета гласит о том, что упомянутое божество было помещено в вечное заточение на небесах подпирать собою небесное светило тем самым искупляя свои грехи перед собранием девяти верховных богов мироздания, которые путем суда и определили его дальнейшую судьбу.
Учитывая, проявленные Сетом алчность и жестокость по отношению к родному брату, события вызвали настолько огромное возмущение определенных сословий, что создавались отдельные общины, цель которых было повсеместное проклятие всей сущности Сета. Ими пышно празднуется день кастрации Сета во время битвы с Гором.
Создавались даже отдельные ритуальные тексты проклятия этого подлого божества. День его рождения еще до проявленных негативных качеств считался в египетском календарном летоисчислении одним из самых неудачных и трагичных. А животные с которыми он отождествлялся чаще символизировали смешанные чувства и двойные стандарты, склоняясь к демоническим предпосылкам. Люди их чаще называли последователями сатаны и вампирами.
Подобное положение вещей не осталось без внимания отдельных заклятых врагов Египта, которые начинали боготворить Сета, пытаясь найти в его лице определенную поддержку в битвах с лидирующей нацией африканского континента.
Как видно, сущность древнеегипетских мифов не менее многогранна и уникальна чем история культуры других народов мира. Это поистине шедевральное достояние целого народа с задатками прогрессивной цивилизации, имеющей тысячелетний опыт глубокого философского познания добра и зла в глобальном смысле.
Источник