Япония — страна восходящего солнца
методическая разработка по географии (11 класс) по теме
Данный урок в 11 классе по теме «Региональная география» с использованием ИКТ в виде урока-путешествия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_yaponiya_moya.ppt | 2.99 МБ |
yaponiya_strana_voshodyashchego_solnca.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Япония – страна восходящего солнца
Цель: изучить основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природно-сырьевых ресурсов, национальном составе, размещении населения; развивать умения составлять экономико-географическую характеристику страны, формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.
Тип урока: изучение нового материала (урок-путешествие)
Методы: практическая работа, компьютерная презентация, сообщения учащихся.
Изучение нового материала .
На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличалася она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего солнца
Назвали соседи ее.
Встает из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершаем путешествие в страну, которую называют очень странно – «страна-наоборот». В этой стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на полу, а белый цвет является траурным . О какой стране идет речь? Да, это Япония .
Древнее название страны – Ямато, что означает «путь гор». Почему появилось такое название? (атлас)
Япония — горная страна. Для большинства японцев солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы. Для меньшей части населения – наоборот. Японцы поклоняются горам как воплощению неведомой божественной силы. Почему?
Сами японцы называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «Солнце», а второй — «основа». Отсюда происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего солнца. Красный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.
Япония – конституционная монархия. До принятия 1947 года Конституции, была абсолютной. Император Акихито – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.
Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах . Каких? И на почти 4 тыс. мелких островов. Этот целый островной мир!
Япония – древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев.
Дайте ЭГП и ФГП Японии.
Япония, сравнительно бедная природными ресурсами, очень богата побережьем. По длине береговой линии (30 тыс.км) она значительно превосходит США и сравнима с Африкой. Находится на стыке материка Евразия и Тихого океана и в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, (Почему?) потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Природные условия и ресурсы
Охарактеризовать природные условия и ресурсы Японии.
Япония – страна гор, бедная полезными ископаемыми, а многочисленнее реки из-за порожистости и малой длины непригодны для судостроения. Японские острова лежат внутри движения тайфунов-ураганов. Земная кора в этом районе очень подвижна, о чем свидетельствует частые землетрясения и действующие вулканы. Агроклиматические ресурсы позволяют снимать по два урожая риса и овощей в год. Моря богаты фауной. По улову рыбы Япония занимает первое место. Особый интерес у японцев вызывает сакура (японская вишня). Сакура цветет раз в год, один день набухают почки, за один день облетают цветки. Весна не приносит на японские острова того борений стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не увядают. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.
Фудзияма ввысь вознеслась –
Как страна стала одним из лидеров современного мира, не имея достаточно природных ресурсов? Чем объясняется японское «экономическое чудо»?
Работа с картами: размещение населения, плотность, национальный, религиозный состав.
Население Японии – 127 млн.человек. это 8 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана и России. Площадь страны – 372 тыс.км². средняя плотность – 336 человек/км².
Япония – унитарное государство, 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. Подавляющая часть населения живет в городах – 76%. В стране более 200 больших городов, 12 из них городов-миллионеров. Назовите крупнейший мегаполис мира. Столица –Токио.
Тип воспроизводства – первый. Охарактеризуйте его.
Продолжительность жизни – 79 лет. Почему японцы живут так долго (наисвежайшие продукты, морепродукты, отношение к жизни – ценят жизнь, доброжелательность в отношениях, привычка ходить, гигиена). Над чем вы задумываетесь из сказанного?
Национальный состав – однороден. Японский язык специфичен. Очень верующая нация – синтоизм. Храм – пагода.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению детей и воспитанию уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтят старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсаи.
Краткие сообщения учащихся . (Поклоны и улыбки, чаепитие, икебана, бонсаи, кимоно, жилища, оригами).
Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейша, самураи, то отныне ими стали так же самые крупные в западном мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые совершенные автомобили «Тойота», «Хонда», «Нисан». Выйдя из Второй мировой войны побежденной и униженной, с разрушенным хозяйством, Япония достигла ошеломляющих результатов в экономическом развитии, заняв уже в середине 1970-х гг. второе место в мире по объему ВВП. Среди первых она шагнула в постиндустриальную эпоху, добившись статуса одного из важнейших финансовых и научных центров мира.
«Японское экономическое чудо»: 1-демократическая конституция; 2-аграрная реформа; 3-антимонопольное законодательство; 4-промышленность получила многомиллионные заказы США; 5-не тратили средства на оборону; 6-покупка патентов научных разработок и лицензий.
Японская модель развития экономики: импорт зарубежной мысли, на массовое заимствование из других стран передовой техники и технологии, но противились появлению на японской земле предприятий, где хозяйничали бы иностранцы. Далее начинают выпускать продукцию, которая пользуется спросом на мировом рынке (суда, радиоприемники «Сони»). Сочетание новейших технологий с относительно дешевой рабочей силой (японцы очень трудолюбивы).
Определить статьи импорта и экспорта (распечатка). Основные грузопотоки. Отросли специализации:
Б) сельское хозяйство (рис)
Г) транспорт (нет речного и трубопроводного)
Японская модель экономического развития транслируется на страны АТР как пример процветания страны, не имеющей больших природных ресурсов, но сумевшей использовать другие возможности для роста и развития.
Японцы – загадка нашего века. Натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время невозмутимые, примитивные, непрактичные, молчаливые люди. История объявила их агрессивными, жестокими, мстительными, опыт показывает их покладистыми, добрыми, мягкими.
Страна с 70-х годов ограничивает рост энергоемких и металлоемких производств, зависящих от импорта топлива и сырья, и ориентируется на новейшие наукоемкие отрасли. Япония, лидер в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии. По доле расходов на науку Япония занимает среди развитых стран мира первое место, а по числу научных работников превосходит ФРГ, Великобританию и Францию, вместе взятых. Сказывается высокий уровень образования, профессиональной квалификации, трудолюбие, самодисциплина трудящихся, их стремление к постоянному техническому совершенствованию, что свидетельствует об очень высоком уровне качества населения Японии. Оплата труда зависит не только от количества, но и от качества выпускаемой продукции, что способствует постоянному росту его производительности. Кроме того, японцы очень редко меняют работу, обычно нанимаются в определенную фирму «на всю жизнь». От стажа работы в «своей» фирме зависят размеры зарплаты, отпуска, пенсионного пособия.
Сообщение об образовании.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами»
главные промышленные районы Японии располагаются в Тихоокеанском поясе, являющимся ядром страны, но здесь острейшие экологические проблемы, экологический кризис;
наличие периферийной зоны, включающей торгово-лесные районы, где получили развитие заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм
Экономическое чудо» постепенно сошло на нет, темпы социально-экономического развития страны замедлились. Японское «экономическое чудо» сейчас называют японским парадоксом.
В чем же парадокс экономики Японии? Какие ваши варианты?
постиндустриальная за короткий срок;
крупнейший экспортер при недостатке ПР;
нация здоровых людей при острых экологических проблемах;
очень верующая нация при научных достижениях;
свято почитают традиции и обычаи при большой урбанизированности (76%);
практически единственная империя в мире.
Для возникновения парадоксальных явлений есть объективные причины и они определяют последствия. Я называю причину, а вы называете следствие.
Причины и следствия:
нехватка природных ресурсов – новые технологии ;
менталитет – высокая квалификация;
суровая природа: землетрясения, тайфуны, цунами – трудолюбие, дисциплинированность, неприхотливость;
запрет на вооружение – перестройка экономики, реорганизация;
новые технологии – высокий уровень образования .
III. Домашняя работа: тема 7, §3, рабочая тетрадь тема 7
Источник
Урок по теме «Япония – страна Восходящего солнца»
Разделы: География
Цели и задачи: познакомить учащихся с Японией, ее географическим положением, рельефом, населением, особенностями национальных обычаев и культуры; развивать интерес к изучению зарубежных стран, продолжить формирование географической картины мира.
Оборудование: Мультимедийная приставка, экран, компьютер, презентация PowerPoint.
Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно “Страна наоборот”. И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
О какой стране идет речь? (О Японии)
По ходу нашего путешествия фиксируйте новые понятия и данные о Японии в “Дневниках путешествия” (рабочих тетрадях).
Когда боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаги ударил своим богатырским копьем по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.
Древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, если смотреть на эту страну из окошек самолета. Изогнутая гряда гористых островов и впрямь похожа на окаменевшие капли.
Ямато (“путь гор”) – древнее имя этой страны. Больше известна как Страна восходящего солнца. Именно под этим именем Япония дала о себе знать западному миру со страниц книги Марко Поло. Японцы называют ее Ниппон или Нихон.
Горные цепи тянутся через острова с севера на юг.
Высочайшая точка страны – гора Фудзияма (3776 м).
Без Фудзи- сан не поймешь Японию, не узнав Японию — не оценишь Фудзи-сан.
“Кто ни разу не взобрался на эту гору, тот дурак; но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак”.
Япония – страна архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и почти на 4 тыс. мелких островах в Тихом океане.
На востоке и юге омывается Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на севере – Охотским морем и проливом Лаперуза, на западе – Японским морем и Корейским проливом.
Япония – это древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы спрятана от глаз европейцев. Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды.
Япония входит в “большую восьмерку”, что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда.
Площадь — 377688 км. Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито.
Население страны человек, язык – японский, религия – синтоизм, буддизм; средняя плотность 336 чел/км, но фактическая плотность выше; урбанизация 76%, этнические группы:
I тип воспроизводства.
Япония – нация здоровых людей с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82года).
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старых, кимоно, национальные прически, особенности японской кухни, чайная церемония и др.
Кимоно – дословно “вещь, которую надевают”.
Покрой кимоно сложился XIV веков назад. Японка кимоно не шьёт, она его конструирует, складывая из кусков ткани, вырезанных в виде прямоугольных фигур. Этому искусству учатся 10 лет.
Прически древней Японии отличались своей оригинальностью и сложностью (с высокими валиками и пучками). Для сохранения ярусной прически голову на ночь клали на специальные скамеечки с углублением для шеи. Благодаря этому прическа долгое время оставалась на весу, женщина была красива в течение 2 недель.
На праздник волосы украшали золотыми жгутами. Данные от природы черные волосы никогда не красили. Особенно трепетно за волосами ухаживали гейши.
Они убирали волосы в высокие прически, причем воротничок кимоно позволял оставлять открытой лебединую шею.
Волосы украшали при помощи цветов или шпилек, которые лежали крест – накрест и имели маленькие веры на концах. Это было отличительным знаком гейши.
Гейша – дословно “человек искусства”.
Гейша – это искусница развлекать мужчин, причем не только умением петь, танцевать, но и своей образованностью.
Всегда красавица, молодая, не старше 20 лет, изысканно одетая, в парике и гриме гейша воспринимается скорее как ожившая кукла, чем как живой человек.
Гейши самые образованные женщины Японии. Они, как правило, приглашаются, чтобы посостязаться с мужчинами в знании поэзии, исполнить церемонный танец.
Основа японской кухни — растительные продукты, овощи, рис, рыба. Рис едят палочками – хаси. Из овощей широко используется капуста, огурцы, репа, редис, соя. Очень много блюд готовят из даров моря.
Большинство японских блюд подается обязательно с различными острыми приправами.
В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь, издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок.
Когда впервые видишь внутренность японского дома, больше всего поражает полное отсутствие мебели.
Полы покрыты специальными циновками – татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. По вечерам или в пасмурную погоду единственной заменой солнечного обогрева еще недавно была лишь хибати – керамическая корчага с горстью тлеющего древесного угля, которую иностранцы прозвали “призрак очага”.
А вот квартал современных многоэтажных домов Токио.
Токио представляет собой самый большой в мире городской агломерат, со своим 26 миллионным населением (включая пригороды).
Пожалуй, нет другой такой крупной столицы, где жизнь была бы столь ослепительной, яростной и дорогой, по крайней мере для приезжих. Постороннему человеку этот город кажется урбанистическим кошмаром.
Небоскребы, возвышающиеся в беспорядке.
Громады зданий, состоящих из меблированных комнат, где целая семья занимает площадь, равную автомобильному гаражу.
Автомобильные заторы в хитросплетении улиц.
Ослепительные неоновые джунгли.
Природные ресурсы и их использование.
1. Страна бедна минеральными ресурсами.
2. Благоприятные агроклиматические ресурсы позволяют снимать два урожая в год.
3. Леса занимают 2/3 территории страны.
4. Порожистые и короткие реки – источник гидроэнергии и воды для орошения полей.
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее не съедобны. Сакура цветет один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают.
Весна не приносит на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и недолговечностью.
Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветра.
Вот и закончилось наше путешествие по этой удивительной стране. Давайте проверим насколько хорошо вы узнали о Японии.
Ответы (учащиеся меняются своими ответами, проверяют друг друга, фиксируя правильные ответы).
Источник