Описание картины «Солнце» — Эдвард Мунк
Updated on 12 июня, 2020 By Admin
Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло, обозначили перелом в мироощущении художника. Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Хотя до этого Мунку никогда не доводилось работать
с такими масштабными картинами, он прекрасно справился со стоявшей перед ним задачей.
Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. Оно у Мунка изображено отражающимся в воде одного из фьордов южного побережья Норвегии, но написано при этом столь смело и стилизованно, что заставляет вспомнить художников-абстракционистов.
Работая с этим заказом, Мунк писал маслом на холсте, что позволило ему достичь удивительных эффектов цвета и фактуры, даже не сравнимых с теми, что обычно ассоциируются с настенными росписями.
Похожие картины:
Описание картины «Весенний день на Карл-Юханс-гате» — Эдвард Мунк Работа Эдварда Мунка «Весенний день на улице Карла Йогана», написанная в 1890 году во время пребывания художника в Норвегии, показывает его творчество с другой стороны. На картине явно прослеживается влияние импрессионистов. Картина […].
Описание картины «Девушки на мосту» — Эдвард Мунк К своим излюбленным мотивам Мунк возвращается всю жизнь. Картина «Девушки на мосту» — одна из восемнадцати живописных версий этой темы, созданных в период с 1899 по 1935 год. Сцена встречи девушек неизменно […].
Описание картины «Крик» — Эдвард Мунк Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик. Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских […].
Описание картины «Дровосек» — Эдвард Мунк Почти не интересуясь политикой, Мунк испытывал большую симпатию к тем, кто зарабатывает себе на жизнь тяжелым трудом. Наверное, было в этом что-то от вечно живой памяти детства — так же добывал средства […].
Описание картины «Девочка-эпилептик» — Эдвард Мунк Мунк, большой мастер цвета, никогда не отрицал значения рисунка. «Следуя за Микеланджело и Рембрандтом, я придаю первостепенное значение линии, а не цвету», — писал он. Поэтому не приходится удивляться тому, что художник […].
Описание картины «Весна» — Эдвард Мунк 1889 год стал трудным для художника, он тяжело болел, но после болезни, во время выздоровления, написал очень автобиографичное плотно «Весна». В нем сочетаются воспоминания и о собственной болезни, и о болезни сестры, […].
Описание картины «Пепел» — Эдвард Мунк Сюжет картины можно пересказать одной пушкинской строкой: «Все кончено: меж нами связи нет.» Художник привлекает внимание зрителя к эмоциональному состоянию героев. Мужчина закрылся от мира, его переживания глубоко внутри, он замкнут и […].
Описание картины «Поцелуй» — Эдвард Мунк «Поцелуй» воплощает любовную страсть, объединяющую двоих людей. Мунк представляет «фатальное сексуальное влечение»: картина призвана не столько вызвать у зрителя эротические ассоциации, сколько убедить его в опустошающем, уничтожающем воздействии секса. Мы не видим […].
Описание картины «Ревность» — Эдвард Мунк Ревность — опустошающее чувство, деформирующее личность, да и весь окружающий мир. Художник анализирует причины, показывает результаты, философствует, но никак не может докопаться до сути, найти лекарство, назвать причины. Картины с одинаковым названием […].
Описание картины «Созревание» — Эдвард Мунк Картина «Созревание», датированная 1894 годом, является второй версией полотна, написанного Мунком за восемь лет до этого и уничтоженного во время пожара в его мастерской. Эта картина честно и откровенно передает пробуждающееся сексуальное […].
Описание картины «Голгофа» — Эдвард Мунк Эта картина являет собой пример еще двух влияний, претворенных Мунком в абсолютно самобытную манеру. Мы имеем в виду, с одной стороны, Мориса Дени с его декоративностью, а с другой — фовистов с […].
Описание картины «Влюбленные» — Эдвард Мунк Мунк был одним из выдающихся граверов XX века. Любимыми его техниками всегда оставались офорт, литография и гравюра по дереву. Трудно найти художника, равного ему в этой области по мастерству. Несмотря на все […].
Описание картины «Расставание» — Эдвард Мунк Расставанье — маленькая смерть. Расхожее выражение как нельзя точно характеризует сюжет этой картины. Тяжело переживает мужчина, торжествует женщина. Скорее всего, автор предлагает публике ситуацию, пережитую им самим. Страдание мужчины физические. Лихорадочно вцепившись […].
Описание картины «Вампир» — Эдвард Мунк Написанная в 1893 году картина «Вампир» входит в цикл «Фриз жизни», над которым мастер работал в 1890-1900 годах. На ее основе Мунк соpдаст несколько десятков гравюр — настолько «колоритным» покажется ему образ […].
Описание картины «Мадонна» — Эдвард Мунк Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза. Такой увидел Мадонну норвежский живописец Эдвард Мунк. С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь — нимб непривычного ярко-красного цвета, сияющий […].
Описание картины «Автопортрет» — Эдвард Мунк На автопортрете Эдварда Мунка мы видим фигуру мужчины с зажженной папиросой, окутанную сизым табачным дымом, который призван увеличить на картине выразительность лица художника и его правой руки. Фактически, этот дым становится рамкой, […].
Описание картины «Утро» — Эдвард Мунк Эдвард Мунк пишет «Утро» на двадцать втором году жизни. К тому времени он уже второй год является учеником Христиана Крога, и совершенно естественно, что его творчество того периода воплощает в себе принципы […].
Описание картины «Меланхолия» — Эдвард Мунк Эта картина — одна из тех, что завершает парижский период Мунка. Пребывание в тогдашней столице художественного мира не прошло для художника даром. Около этого времени он записал в дневнике: «Камера не может […].
Описание картины «Мужчины на пляже» — Эдвард Мунк Обнаженные фигуры привычны в творчестве Мунка. Мужскую обнаженную натуру художник чаще всего изображал вполне бесстрастно — как, например, в работе «Мужчины на пляже». Иным было отношение художника к обнаженной женской натуре. Образы […].
Описание картины «Звездная ночь» — Эдвард Мунк Звезды всегда привлекали Мунка, служили таинственным объектом его творческого поклонения. Он написал несколько картин, объединенных общей темой. Одна из них «Звездная ночь». Точнее не одна, их несколько. У Мунка была одна особенность […].
Описание картины «Зевающая девушка» — Эдвард Мунк «Зевающая девушка» — картина Эдварда Мунка, написанная в 1913 году. На ней в типичной экспрессионистской манере Мунка изображена почти обнаженная женщина, сидящая на краю кровати и уже готовая подняться. Рот ее широко […].
Описание картины «Больной ребенок» — Эдвард Мунк В норвежской живописи восьмидесятых годов XIX века «детская» тема весьма популярна, особенно часто художники выбирают мотивы страдающего, обездоленного или больного ребенка. Однако когда в 1886 году картина Мунка «Больной ребенок» была представлена […].
Описание картины «Лунный свет» — Эдвард Мунк Пейзажи, лишенные человеческих следов, есть и у Мунка его эпохи «бури и натиска». Это — один из них. Разумеется, это не реалистический пейзаж, тут все стилизовано — и сама луна, и деревья, […].
Описание картины «Танец жизни» — Эдвард Мунк Значительное число произведений норвежского художника Э. Мунка представлено в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Наряду со знаменитым «Криком», в стенах музея можно увидеть и не менее значимый цикл полотен […].
Описание картины «Долина Мари» — Эдвард Мунк Начало художнического пути Мунка было ничем не примечательным. Его ранние произведения невелики по размеру, невыразительны по сюжету и, в общем-то, оставляют зрителя равнодушным. К ним относятся семейные портреты, наброски фигур, интерьеров, натюрморты […].
Описание картины «Дикий красный виноград» — Эдвард Мунк На картине «Дикий красный виноград» внимание зрителя привлекает, прежде всего, серо-зеленое лицо па первом плане, а затем взгляд сам собой устремляется к дому, расположенному в глубине композиционного пространства. «Выражение испуга на вытянутом […].
Описание картины «Портрет Августа Стриндберга» — Эдвард Мунк Большая часть ранних портретов написана Мунком с его друзей. Позже он не брезговал и заказными портретами. Кроме того, художник создал серию автопортретов — своеобразную «кинопленку» собственной жизни. Официальные портреты Мунка наследуют традициям […].
Описание картины «Здание Парламента, солнце просвечивающее сквозь туман» — Клод Моне «Парламент в Лондоне» является ярчайшим примером главного принципа живописи Моне — он не признает объективную реальность, отвергает неизменность каких-либо качеств предметов, а утверждает, что цвет и форма изображаемого зависит только от сиюминутного […].
Описание картины «Женщина-Солнце и семиголовый Дракон» — Альбрехт Дюрер В гравюре «Жена, облеченная в солнце и семиголовый Дракон» Альбрехт Дюрер иллюстрирует главу 12 книги «Откровение» Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, […].
Описание картины «Солнце» — Константин Богаевский Известное полотно Константина Богаевского «Солнце» отображает тему земли, на которой живут грешники, и неба, что способно покарать злодеяния. Художник изобразил палящее солнце, которое посылает на землю лучи испепеления, давая понять, что жизнь […].
Описание картины «Мартовское солнце» — Константин Юон К. Ф. Юон любил писать солнечные пейзажи, и эта картина не стала исключением. На полотне «Мартовское солнце» изображен теплый день в обычной деревушке. Хоть март и считается весенним месяцем, но у нас […].
Описание картины «Восходящее солнце» — Джорджо де Кирико Джорджо де Кирико, итальянский художник и теоретик искусства, по праву считающийся одним из предвестников сюрреализма в современной живописи, во второй половине жизни отошел от новаторских идей, ища вдохновения в образах классического искусства. […].
Описание картины «Солнце, встающее в тумане» — Уильям Тернер Во второй половине своей жизни Тернер был увлечен исследованием эффектов цвета и освещения. Прежде всего, он интересовался закатами и восходами, когда эти эффекты проявляются наиболее удивительно. На полотне «Последний рейс корабля «Отважный»» […].
Описание картины «Мороз и солнце» — Виктор Цыплаков Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь. Его перу принадлежит известная картина «Мороз и […].
Описание картины «Любовь среди руин» — Эдвард Берн-Джонс Любовь среди руин Берн-Джонса приносит более 22 миллионов долларов на лондонском Christie 11 июля 2013 . Это устанавливает новый мировой рекорд для творчества художника, третья самая высокая цена на аукционе для викторианской […].
Описание картины «Тихий вечер» — Эдвард Берн-Джонс Репутация Берн-Джонса уже достигла пика, когда он приступил к работе над «Тихим вечером». Его картины на сюжет «Спящей красавицы» произвели сенсацию, когда были выставлены в галерее Эгнью; на выставку стекались целые толпы, […].
Описание картины «Мерлин во власти чар» — Эдвард Берн-Джонс Образ Мерлина дошел до нас из глубин веков кельтской культуры как образ воспитателя, верного советника и духовного защитника короля Артура. Всегда проникнутые мудростью советы молодому королю провидец Мерлин давал как пожелания или […].
Описание картины «Возле моря» — Поль Гоген На этой картине, написанной в 1892 году во время первого посещения Таитянского острова, художник изобразил таитянских купальщиц, свободных, независимых, красивых. Они изображены на фоне морских волн с белыми гребнями, по воде плавают […].
Описание картины «Спящий Чосер» — Эдвард Берн-Джонс Творчество величайшего поэта английского Средневековья Джефри Чосера произвело неизгладимое впечатление на Э. К. Берн-Джонса и У. Морриса еще в юношеские годы. Позднее оно стало для этих художников неисчерпаемым источником обретения высокого романтического […].
Описание картины «Визит к Асклепию» — Эдвард Джон Поинтер Асклепий, сын Апполона, научился врачеванию, он не только исцелял, но и возвращал умерших к жизни. Зевс рассердился на Асклепия и поразил его молнией за то, что он нарушил царящий в мире порядок, […].
Источник
ВСЛЕД ЗА СОЛНЦЕМ. НОВАТОРСТВО В ОФОРМЛЕНИИ ПУБЛИЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ
В 1911 году Королевский университет Фредерика в Кристиании 1 отмечал свое 100-летие. В этой связи для организации наиболее торжественных юбилейных мероприятий был спроектирован и построен актовый зал (Аула). Новой Ауле придавалось символическое значение: лишь незадолго до того, в 1905 году, Норвегия стала независимым государством, выйдя из унии со Швецией, и стране требовалось упрочить свой национальный статус. Одиннадцать стен и простенков Аулы планировалось украсить в сентябре 1911 года к юбилею университета. Весной 1909 года был объявлен конкурс на оформление университетского зала, а в марте 1910 года были отобраны эскизы принявших участие в конкурсе художников Эдварда Мунка и Эммануэля Вигеланна 2 .
В августе 1911 года оба художника вновь представили жюри эскизы монументальных панно, однако они не удостоились одобрения, так что проект был отложен. Тем не менее в последующие годы Мунк продолжал трудиться над новыми эскизами и в июне 1914 года наконец получил почетный университетский заказ.
В первых разработках, подготовленных Мунком летом 1909 года, делалась попытка представить основные факультеты университета. Панно «Новые лучи» (физика), «Химия» и «История» и сейчас украшают Аулу, в то время как другие свои первоначальные задумки Мунк впоследствии частично или полностью переработал (илл. 1). На сегодняшний день в Ауле представлены следующие главные панно: «Солнце», «История» и «Альма Матер», каждое со своими боковыми панелями. Лучи «Солнца» освещают боковые картины: слева «Женщины, обращенные к солнцу» и «Пробуждающиеся мужчины в потоке света», а справа «Гении в потоке света» и «Мужчины, обращенные к солнцу». «История» соседствует с полотнами «Химия» и «Новые лучи», а «Альма Матер» — с картинами «Женщины, собирающие урожай» и «Источник». Сам Мунк писал, что хочет, чтобы панно Аулы образовывали законченный и самостоятельный мир идей, а художественное воплощение было бы одновременно и сугубо национальным, и общечеловеческим. Источником вдохновения для трех главных монументальных полотен — «Солнце», «История» и «Альма Матер» — стали норвежская природа и простые норвежцы.
«Солнце» на торцевой стене Аулы — главный живописный сюжет и ключевой элемент идеи оформления (илл. 2). Сюжет зародился в городке Крагерё у Осло-фьорда, где Мунк поселился весной 1909 года после нескольких лет, проведенных за границей. Солнечный диск поднимается над прибрежными скалами Крагерё, его палящие лучи суть источник самой жизни. И Солнце является символом университета как источника просвещения. Солнечные лучи продолжаются и на боковых панно, занимающих два простенка, расположенные под углом 90° по отношению к основному панно, — люди пробуждаются от сна навстречу солнечному свету, а гении рождаются в потоках солнечной энергии (илл. 3, 4). Мотив «Солнца» развивают еще два боковых панно. На одном к живительному теплу простирают руки две женщины, а на другом — в солнечных лучах греются двое мужчин (илл. 5, 6).
Вначале Мунк сделал на эту тему несколько набросков, посвященных стремлению людей к солнцу. Эскиз «Солнце и пробуждающиеся обнаженные мужчины» (1910-1911) свидетельствует о том, что первоначально художник предполагал изобразить на картине в том числе и людей (илл. 7). Однако в августе 1911 года он представил на конкурс пейзаж без человеческих фигур (илл. 8) для торцевой стены: эта идея была подвергнута критике как малоудачная. Ни критические замечания, ни закрытие конкурса не помешали Мунку написать осенью 1911 года «Солнце» — работу, которая и по сей день украшает Аулу. В создании бокового полотна «Пробуждающиеся мужчины в потоке света» (илл. 3) (слева от «Солнца») Мунк, несомненно, вдохновлялся своим первоначальным замыслом.
Композиция состоит из трех мужчин на пестром абстрактном фоне. Один из них стоит, простирая руки к теплу солнечных лучей. У его ног сидит другой проснувшийся мужчина, который только начал осознавать живительную силу солнца. Третий мужчина еще спит в нижней части картины, которая написана в холодных тонах. Часть солнечного диска виднеется на боковом панно справа, его лучи пробуждают к рождению множество гениев-младенцев. На этот сюжет Мунка вдохновила итальянская живопись барокко (илл. 4). В нижней части картины едва намечены две лежащие фигуры. Таким образом, оба боковых панно «Солнца» связаны между собой. Триптих обрамляют два полотна: на картине слева две женщины простирают руки к солнцу (илл. 5), а на картине справа изображены двое мужчин — один сидит и настороженно всматривается в снопы солнечных лучей, другой тянется к солнцу (илл. 6).
Между 1912 и 1913 годами Мунк написал серию монументальных декоративных полотен меньшего формата, которая пользовалась большим успехом на выставках в Германии и получила весьма благожелательные отзывы в прессе. Успех художника норвежские газеты именовали не иначе, как «Триумфальный парад Мунка по Германии», а Йенский университет проявил интерес к приобретению «Солнца» 3 . Эта насыщенная по цвету, абстрактная версия ранее написанной работы — впечатляющее произведение декоративного искусства, свидетельствующее о склонности Мунка к постоянному обновлению своих сюжетов (илл. 9).
Замысел «Истории» — центрального сюжета одной из боковых стен (илл. 10) — принадлежит к числу наиболее ранних идей Мунка, связанных с оформлением Аулы. Когда он отправил на конкурс в марте 1910 года небольшой эскиз сюжета, сделанный для торцевой стены, его попросили написать полноформатную картину для одной из боковых стен к августу 1911 года. Первый монументальный набросок был создан в мастерской на открытом воздухе в саду имения Скрюббен в Крагерё весьма нетрадиционным способом. Рождение картины запечатлено на нескольких фотографиях. Небольшой набросок вначале был сделан на трех масштабных холстах, натянутых каждый на свой подрамник. После этого холсты сняли с подрамников, прикрепили к деревянной стене мастерской на открытом воздухе (илл. 11) и надставили большими холстами с обеих сторон и меньшими по размеру холстами сверху и снизу. Таким образом, картина состоит из 13 полотен, сшитых вместе экономкой Мунка (илл. 12). Нетрадиционный способ создания наброска идет рука об руку с необычностью сюжета: один из самых уважаемых факультетов университета — исторический — представлен на картине человеком из народа, передающим свой жизненный опыт маленькому мальчику. Сцена разыгрывается под раскидистым вековым дубом на фоне монументального скалистого пейзажа, подчеркивающего силу природы. Время показано через истерзанный стихиями ландшафт, а рассказ старика символизирует передачу знаний. Моделью послужил слепой рыбак Бёрре, рассказы которого о рыбацкой жизни, как потом писал Мунк, углубили и обогатили тему. Красная шапка Бёрре превращена в кровавую корону или шлем, а разноцветные заплаты на одежде, свидетельствующие об ударах судьбы, гармонично сочетаются с замшелым стволом и корнями дуба, а также тысячелетними скалами и исхлестанными волнами шхерами на морском горизонте 4 .
«Историю» обрамляют сюжеты, представляющие еще два факультета университета: «Новые лучи», символизирующие физику (илл. 13), и «Химия» (илл. 14). В центре обоих панно – древний сюжет: обнаженная пара, ассоциирующаяся с Адамом и Евой. Картины аллегоричны и в этом смысле вполне традиционны для украшения общественных зданий в отличие от «Истории», мотив которой относится скорее к современности. Стиль картин — совершенно модернистский, обе выполнены широкими мазками светящихся красок. При создании панно «Новые лучи» Мунк обращается к только что открытым наукой рентгеновским лучам 5 . Мужчина и женщина склонились друг к другу, их руки сплетены, они что-то держат в своих руках и напряженно рассматривают. Земля, на которой они стоят, написана абстрактно, едва намечена яркими лучащимися красками, просвечивающими сквозь тела, -это наглядное изображение того, как невидимые рентгеновские лучи просвечивают материю. Идею рентгеновского излучения передают также широкие линии, идущие от голов, а между линиями лучей изображены кристаллы. На картине «Химия» запечатлен многозначный акт творения. Женщина стоит лицом к мужчине с чашей в руках. Мужчина что-то наливает из сосуда в ее чашу. Дым, возникающий в результате этого, поднимается из чаши в небо и приводит к появлению трех гениев-младенцев, которые парят над головами персонажей. Реторты и колбы с разноцветным содержимым обрамляют картину снизу и по бокам.
«Альма Матер» — в буквальном переводе с латыни «кормящая мать» — так в античности называлась Магна Матер, или «Великая мать», а в средние века так именовали Деву Марию. В университетских кругах понятие «Альма Матер» используется в метафорическом значении при упоминании учебного заведения. Как уже говорилось, изначально задумка Мунка по оформлению Аулы состояла в том, чтобы представить факультеты университета. Таким образом, фигура «Альма Матер» метафорически изображает мать факультетов. На картине «Альма Матер» изображена кормящая мать с грудным младенцем на руках — простая земная женщина, такая же, как старец на полотне «История» (илл. 15). Очевидно, идея представить «Мать университета» в образе кормящей грудью крестьянки могла быть воспринята многими современниками как прямое оскорбление, и это было одной из причин, по которой университет Осло долго противился тому, чтобы отдать Мунку заказ на оформление Аулы. Первый монументальный набросок «Альма Матер» был назван «Исследователи»: на нем группа обнаженных детей познает окружающий мир (илл. 16). Эскиз «Исследователей» Мунк сделал летом 1910 года. Как и «История», панно составлено из трех основных частей, и каждая из них сшита с несколькими большими и меньшими по размеру кусками холста. Сам Мунк полагал, что источником вдохновения для создания этой картины послужила крестьянка, которую он видел лет в семнадцать-восемнадцать и тогда же зарисовал 6 . Художник изменил название сюжета на «Альма Матер», когда после 1913 года удалил из композиции нескольких детей. Мунк был недоволен окончательной версией картины в Ауле (илл. 15) и несколько раз вешал там на пробу более раннюю полноформатную версию (илл. 17).
По обе стороны от «Альма Матер» висят картины «Женщины, собирающие урожай» и «Источник» (илл. 18, 19). Многочисленные широкоформатные эскизы свидетельствуют о том, что Мунк рассматривал оба сюжета в качестве возможных кандидатов на центральный мотив, но в итоге переработал их в боковые панно. Это характерно для его манеры работать: сюжеты никогда не отбрасывались, развивались дальше и, видоизменяясь, использовались для новых композиций. Подобный подход характерен не только для оформления Аулы, но и для творчества Мунка в целом. На панно «Женщины, собирающие урожай» изображены две обнаженные женщины, тянущиеся к тяжелой от плодов ветви. Дерево символизирует университет, а плоды — метафора знаний, которые надо собрать. Эскиз «Медицина. Больные и здоровые» (илл. 19), созданный летом 1909 года — первоначальное композиционное решение для медицинского факультета. На боковом панно «Источник» двое мужчин пьют воду из ручья, стекающего с гор на заднем плане — аллегорический парафраз университета, понимаемого как источник знаний.
В сентябре 1916 года декоративные панно Эдварда Мунка заняли в конце концов свое место в университетском актовом зале. На оформление Аулы ушло несколько лет работы: в период с 1909 по 1916 год художник создал около 140 набросков, эскизов и версий одиннадцати сюжетов, украсивших Аулу, причем несколько работ — в монументальном формате (4,5 х 11,5 м). Этот уникальный материал дает представление о новаторских экспериментах Мунка с техникой живописи и образами. В этом смысле его работа уникальна и свидетельствует о большой трудоспособности, энергии и обилии идей. Сегодня никто не удивляется сюжетам или технике картин, но во времена их создания тематика и манера живописи были весьма необычными для украшения общественных зданий как в Норвегии, так и за рубежом.
- С 1624 по 1924 г. столица Норвегии Осло называлась Кристиания (Kristiania), а до семидесятых годов XIX в. название писалось через «Ch», т. е. Christiania.
- Эмануэль Вигеланн — брат скульптора Густава Вигеланна.
- Письмо Мунку профессора Эбер-хардта Гризенбаха от 20 января 1914 г.
- Записи Мунка, 1933-40, Музей Мунка, № 48.
- Рентгеновские лучи открыл в 1895 г. немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923).
- Открытка Йенсу Тису, проштемпелеванная 8 ноября 1933 г.
Источник