урок окр. мира «Движение Земли вокруг Солнца»
презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему
Презентация к уроку окр. мира во 2 классе. УМК «Школа 2100. «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhenie_zemli_vokrug_solntsa_2kl.ppt | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение Земли вокруг Солнца
Вспомните имя каждой планеты. Сколько их?
Без него плачемся, А как появится- От него прячемся.
Вращение Земли вокруг Солнца
1) Земля вращается вокруг… а) Солнца; б) оси; в) экватора. От чего зависит смена времен года?
2) Глобус – это. а) разрисованный мяч; б) модель Земли; в) модель Луны.
3) Экватор делит земной шар: а) на 3 полушария; б) на 2 полушария; в) на 4 полушария.
4) Солнце – это. а) звезда; б) планета; в) спутник.
5) Звезда, которую можно увидеть днем. а) Венера; б) Луна; в) Солнце.
6) Земной год – это… а) 360 дней; б) 300 дней; в) 365 дней.
7) Солнце восходит а) на юге; б) на востоке; в) на севере.
8) Смена времен года происходит… а) если Земля сделает оборот вокруг своей оси; б) если Земля сделает оборот вокруг Солнца; в) если Земля сделает оборот вокруг Луны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе по образовательной системе «Школа 2100» построен на деятельностной основе с использование проблемно-диалогической, ИКТ-технологий. Созданы условия для развития универ.
Разработка урока по православной культуре(УМК Шевченко Л.Л.) по теме :» Солнце земли русской. Святой Благоверный князь Александр Невский».
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией.
Конспект урока во втором классе по УМК «Перспективная начальная школа» . Тема урока: «Планеты. Движение Земли вокруг Солнца».
Движение Земли вокруг Солнца 3 класс.
Солнечная система,млечный путь ,планеты,луна-спутник Земли.гости из космоса.
Источник
Движение Солнца
Движение Солнца, а также планет по сфере неба отражает только их видимое перемещение, кажущееся земному наблюдателю. При всём этом любые колебания не имеют никакого отношения к суточному вращению нашей планеты. Ведь оно, в свою очередь, воспроизводится вращением небесной сферы.
Особенности протекания процесса
Движение Солнца является практически равномерным, но не полностью, в связи с эксцентриситетом земной орбиты. Оно перемещается по большому кругу сферы (эклиптике) и делает полноценный оборот за отрезок времени, равный одному сидерическому году. Если измерять его в днях, он составит 365,2564 суток. Основное отличие от классического года, в рамках которого происходит смена сезонов, заключается в прецессии земной оси.
Смена экваториального нахождения
Когда звезда располагается в зоне весеннего равноденствия, восхождение приравнивается к нулю. С каждым днём этот показатель увеличивается, и, в конце концов, равняется 90 градусов, в то время как склонение достигает своего максимального уровня, равного +23 градуса 26 минут.
После этого наблюдается заметное увеличение прямого восхождения и полное уменьшение склонения. В итоге в области осеннего равноденствия значение равняется 180 градусов соответственно. После этого происходит увеличение прямого восхождения, а на пике зимнего солнцестояния показатель равняется 270 градусов. Склонение, в свою очередь, начинает равняться 23 градуса 26 минут. Затем оно идёт на возрастание.
Видимое годовое перемещение Солнца
Годовое движение Солнца имеет вполне разумное и логичное объяснение. Действует специальная схема, позволяющая описать этот феном более подробно. На ней отображено, что исходя из положения Земли, можно наблюдать Солнце на фоне неодинаковых созвездий. Он будет понимать, что оно постоянно перемещается. Данное движение – своего рода отражение обращения Земли вокруг нашей звезды. За год произойдёт её полный оборот.
Большой круг в области небесной сферы, где осуществляется видимое годовое движение звезды, получил название эклиптики. Это греческое слово. Если перевести его на русский язык, можно получить «затмение». Круг получил именно такое название в связи с тем, что явление происходит исключительно при нахождении обоих светил на одном этом круге. Стоит также принять во внимание тот факт, что плоскость эклиптики полностью совпадает с плоскостью земной орбиты.
Наряду с этим постоянное движение Солнца по эклиптике наблюдается в аналогичной направленности, в которой происходит постоянное перемещение планеты по орбите (то есть движение по направлению к востоку). На протяжении года звезда последовательно проходит к эклиптике 12 созвездий, за счёт которых и формируется зодиакальный пояс (все известные знаки зодиака).
По той простой причине, что экваториальная плоскость наклонена к земной орбите на отметку в 23 градуса 27 минут, небесный экватор также располагается под углом по отношению к эклиптике. Значение его является таким же. Однако этот параметр не является постоянным. Ведь на планету Земля постоянно действуют силы притяжения Луны и Солнца.
Так в 1896 году в процессе утверждения астрономических постоянных единиц было принято решение о том, что наклон стоит считать по значении, 23 градуса 27 минут 8 секунд.
Небесный экватор и эклиптическая плоскость
Чтобы объяснить движение Солнца более логично и детально, необходимо рассмотреть процессы, протекающие на небесном экваторе. Эклиптика пересекается с ним в двух зонах. Их официальные названия – точки равноденствия. В них наша звезда находится в марте (21) и сентябре (23). Именно в эти дни на планете Земля день и ночь равны.
Эклиптические точки, которые отстоят от точек равноденствий на 90 градусов, именуются точками солнцестояний. Именно в них звезда находится в максимально высоком и низком положении по отношению к экватору неба. В первом случае, где Солнце располагается высоко, речь идёт о летнем солнцестоянии, которое приходится на 22 июня. Во втором, где Солнце низко – о зимнем (22 декабря).
Экваториальные координаты
Движение Солнца подразумевает неравномерное изменение на протяжении года координат. Происходит это из-за того, что Солнце немного хаотично перемещается по эклиптике, которая к тому же наклонена к экватору. Около ½ части своего видимого годового пути звезда проходит за отрезок времени в 186 суток – в период с 21 марта по 23 сентября. Что касается ещё ½ части, на неё остаётся 179 суток в оставшуюся часть года.
Такая неравномерность вызвана тем, что земля в течение всего периода обращения вокруг звезды перемещается по орбите с неодинаковой скоростью. Солнце располагается в одном из фокусов эклиптики. Второй закон Кеплера гласит, что линия, которая соединяет эти небесные объекты, за равные отрезки времени описывает одинаковые площади. Поэтому получается, что в зимнее время года наблюдается быстрое движение планеты, а в летнее – медленное.
Таким образом, в областях, где Солнце перемещается, происходят разные события, и некоторые из них до сих пор непонятны учёным. Они зависят от степени отдалённости звезды от нашей планеты, а также от ряда других событий, происходящих в космическом пространстве. Учёные до сих пор изучают данный феномен, поэтому окончательного ответа на вопрос, связанный с перемещением Солнца, пока не имеется.
Источник
«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnaya_sistema.rar | 586.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ленино-Кокушкинская СОШ»
Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Открытый урок по окружающему миру
в 4 классе на тему:
Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»
Тема: Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца.
Задачи урока: 1) повторение ранее изученного материала о Солнечной системе, углубление знаний, связанных с её происхождением;
2) расширить ранее полученные знания учащихся о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;
3) воспитание любознательности у учащихся.
Оборудование: учебник, глобус, проекционный фонарь, металлическая пластина, компьютер, видеопроектор или интерактивная доска.
а) подготовка класса к уроку;
б) эмоциональный настрой детей;
— Нас с вами ждёт интересный урок.
— Вы боитесь трудностей?
— К кому можно обратиться за помощью?
( к другу, учителю).
в) сообщение темы и цели урока;
— Сегодня мы приступаем к изучению новой главы. Откройте учебники на стр. 49, прочитайте название этой главы и вспомните всё, что вы знаете о Солнечной системе.
2. Работа над материалом урока
1) Вступительное слово учителя.
— Древние славяне и другие народы обожествляли Солнце. Наблюдение за природными явлениями позволяли людям уже в те далёкие времена сделать вывод, что жизнь на Земле невозможна без Солнца, которое постоянно излучает свет и тепло. Однако с давних пор человек не только обожествляет Солнце, но изучает его и многообразный мир Вселенной.
С точки зрения астрономов, Вселенная – это весь мир.
Солнце – одна из звёзд Вселенной. Вокруг Солнца на разных расстояниях от его центра обращаются холодные небесные тела, которые называются планетами. Кроме планет, вокруг Солнца вращаются и более мелкие космические тела, например, астероиды, кометы, метеорные тела.
Солнце вместе со всеми вращающимися вокруг него небесными телами образуют СОЛНЕЧНУЮ СИСТЕМУ.
2) – Как же образовалась Солнечная система?
— Вы, конечно, видели вспышки молнии или искры при электросварке? Так вот, голубое сияние электросварки и ламп дневного освещения, молнии – всё это примеры ПЛАЗМЫ. Учёные предполагают, что примерно 5 миллиардов лет назад из плазмы возникло и наше Солнце. Оно вспыхнуло в центре вращающегося облака, состоящего из газа и космической пыли, — звёздного вещества.
Большая часть вещества вращающегося облака собралась в центре, образовав Солнце. Небольшие остатки сгустков газопылевого облака образовали планеты и другие малые космические тела. Все вновь возникшие тела продолжали и продолжают вращаться вокруг общего центра, как это делали частицы первоначального облака.
3) Фильм «Образование Солнечной системы»
4) Рассказ детей о планетах
— Некоторым ребятам я велела подготовить рассказ о планетах.
5) Презентация «Планеты»
Все планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. Орбита – это воображаемая линия. Чем дальше от Солнца находится планета, тем длиннее её орбита.
Наша планета Земля – часть Солнечной системы. Ну и единственная планета, о которой известно, что на ней есть жизнь.
Один оборот вокруг Солнца Земля делает за один год. Это 365 дней 6 часов и 9 минут.
За каждые 4 года из этих часов и минут набегает 24 часа. Это как бы «лишние» сутки. Поэтому раз в 4 года бывает ВИСОКОСНЫЙ ГОД, в календаре которого 366 дней.
— Кстати, продолжительность года:
Меркурий – 88 земных дней
Венера — 222 земных дня
Земля — ….. земных дней
Марс – 687 земных дней
Юпитер – 4 333 земных дня
Сатурн – 10 759 земных дней
Уран – 30 685 земных дней
Нептун – 60 190 земных дней
Плутон – 90 800 земных дней
— Если высказывание, которое я буду говорить, истинно, то вы хлопаете в ладоши. Если оно ложно, то вы приседаете.
— Земля вращается вокруг Солнца (И)
— Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 24 часа (Л)
— В високосном году 365 дней (Л)
— В Солнечной ситеме 9 планет (И)
— На Венере есть жизнь (Л)
— Вселенная включает в себя звёзды, планеты, кометы, астероиды (И)
4. Работа с частью текста на стр. 54-55.
(Чтение текста по цепочке)
Какие выводы можем сделать?
— Кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, она вращается вокруг своей оси.
Вращается она с запада на восток (против часовой стрелки). Полный оборот она совершает за 24 часа (за одни сутки). Из-за этого вращения происходит смена дня и ночи.
По мере движения Земли освещённая часть постепенно становится тёмной, а тёмная – освещённой.
Мы живём в Северном полушарии.
Благодаря движению Земли вокруг Солнца, а также наклону земной оси в большинстве районов земного шара происходит смена времён года.
В районе экватора Солнце стоит высоко над горизонтом, земная поверхность получает большое количество солнечного тепла, поэтому резкая смена времён года не происходит. Там царит вечное лето.
— Чем это можно объяснить?
5. Практическая работа
— Дело в том, что Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Рассмотрим рисунок, на котором показан опыт нагревания металлических пластин лучами Солнца. Проведём такой же опыт и убедимся, что поверхность, на которую лучи Солнца падают отвесно, нагревается сильнее.
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
Источник
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20.03.17.doc | 69.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Студентка: Дутковская Алина, 42 гр .
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема урока: «ВРАЩЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ
И ЕЁ ДВИЖЕНИЕ ВОКРУГ СОЛНЦА».
Цель деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца
- закрепить знания о смене дня и ночи и о смене времён года;
- познакомить учащихся с движениями Земли.
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- прививать познавательный интерес;
- развивать речь, мышление, умения делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебная программа «Перспективная начальная школа»; учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть, автор О.Н. Федотова; рабочая тетрадь к учебнику; презентация; раздаточный материал (карточки) .
Методы и приемы
I. Организация начала занятия
Словесный: слово учителя.
— Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!
— Ребята, посмотрите на слайд.
На доске появляется высказывание Альфонс де Ламартин «Мир — это книга, страницы которой открываются нам с каждым шагом » .
— Что нам хотел сказать этим высказыванием французский писатель Альфонс де Ламартин? (чтобы познать мир – нужно действовать – изучать новое)
Смотреть на слайд.
Отвечать на поставленный вопрос.
К: настрой на урок
К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
Практический: работа с тестом
Словесный: слово учителя, ответы на вопросы
-Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее. Кто может назвать тему? (солнечная система)
Проверка домашнего задания
— На столах вы видите зеленые листочки по вопросам пройденной темы. Выполните задание на листочке, вставив пропущенные слова и числа. Читайте внимательно!
— Объединитесь в группы и проверьте ответы.
— Кто не сделал ни одной ошибки? Поднимите руку
— Кто допустил одну ошибку? Поднимите руку
Слушать установку учителя
П.: ориентироваться в информации, чтобы правильно выполнить тест
П.: строить логическую схему размышлений
III.Постановка учебной задачи
— Ну что ж, а сегодня нас ждет изучение новой темы.
— Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.
1) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)
2) Нет начала, нет конца,
Нет затылка, нет лица,
Только знает млад, да стар –
Что она огромный шар! (Земля)
3) ребус. Ответ – вращение
4) ребус. Ответ – ось.
— Вот такие 4 слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)
Вот такая вот точная формулировка темы. Прочитайте название на слайде (вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца)
— Какие цели мы поставим на урок? Что вы хотите узнать? Что вы хотите понять? Чему хотите научиться? (узнать о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также познакомиться с движениями Земли)
Определять тему урока
Ставить цели на урок.
Отвечать на вопросы учителя.
Р.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
К. Строить речевое высказывания
П. Отвечать на вопросы учителя опираясь на ранее изученный материал
IV.Открытие нового знания
работа по учебнику
Объяснение нового материала
— Солнце – источник тепла и света для всего живого на земле. Что Солнце делает с нашей планетой? (Солнце освещает нашу планету)
— Верно! А что происходит на планете от освещения? (на Земле сменяются день и ночь)
— Отлично! Прочитайте первый абзац.
— Что вы поняли? Что Земля вращается не только вокруг но Солнца, но и вокруг… (своей оси)
К доске вызываются два человека. Один – Солнце, второй – Земля. Задача: на практическом опыте показать вращение вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Чтение первого предложения.
— Про какую линию говорят? (земную ось)
Чтение второго абзаца.
— Ребята, вы представили себе земную ось? Посмотрите теперь на слайд. На слайде рисунок с земной осью
Чтение третьего абзаца – первого предложения.
Вращение Земли. Показать практически на глобусе и на слайде.
После прочтение третьего абзаца – опыт с фонарем и глобусом –«День-ночь».
-Ребята, давайте возьмем нашу страну – Россию и Соединенные Штаты Америки (США). Если в России – день, то что в США? (ночь)
— А если в России ночь, то в США? (день)
После чтения первого предложения из 4 абзаца, показать картинку глобуса на слайде.
Далее чтение 4 абзаца.
После прочтения абзаца.
— т.е. как бы не менялся наклон земной оси, северный полюс всегда будет направлен на полярную звезду в созвездии Малой Медведицы.
— Раньше, когда моряки были в северном полушарии, и не было компасов, они ориентировались по звездам. И основной ориентир в северном полушарии был на Полярную звезду. Полярная звезда всегда показывает на север.
Чтение 5 абзаца с вопросом.
— ответ – ан северном полюсе идет смена времен года.
— Угол падения земной оси равен 66º. Сейчас я вам покажу небольшой фрагмент, а вы внимательно следите, и потом мне скажите, что же происходит с земной осью за год.
— Что происходит с осью? (ось с 66º, меняется на 90º, затем на 66º и обратно на 90º)
— Что значит 90º? (значит день равен ночи)
— Верно! Такие дни называются равноденствием. Это 21 марта – день весеннего равноденствия и 23 сентября – день осеннего равноденствия.
— А еще есть дни солнцестояния. 22 июня – день летнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария освещена Солнцем, т. е. в эту дату день — самый длинный в году, а ночь – самая короткая на северном полушарии. А 22 декабря – день зимнего солнцестояния, т.е. северный полюс Земли направлен в сторону от Солнца, и большую часть суток любая точка северного полушария находится в тени, т. е. в эту дату ночь — самая длинная в году, а день — самый короткий на северном полушарии.
Источник