Меню

Двигатели для космоса сша

США получили первый ракетный двигатель на замену российским РД-180

Компания United Launch Alliance (подрядчик NASA) получила от аэрокосмической компании Blue Origin, основанной самым богатым человеком планеты Джеффом Бэзосом, первый ракетный двигатель BE-4, созданный для замены российских РД-180. Об этом сообщил портал Space News.

По словам представителя Blue Origin, двигатель не является серийным, его будут использовать для испытаний вместе с носителем.

Он также сообщил, что второй двигатель BE-4 планируется поставить ULA в течение июля.

Двигатели РД-180 были разработаны НПО «Энергомаш» (предприятие «Роскосмоса») в середине 1990-х годов на базе советского РД-170, который был мощнейшим ракетным двигателем в мире и использовался на сверхтяжелой ракете-носителе «Энергия». РД-180 поставляются на экспорт в США, где их используют в запусках ракет семейства Atlas. Соглашение о поставках двигателей РД-180 американцам было заключено в 1997 году. По данным «Энергомаша», всего в Штаты было отправлено 119 двигателей, при этом выполнено 89 полетов на ракетах Atlas.

В 2014 году РД-180 попали под санкции США — в апреле американский суд по федеральным искам запретил United Launch Alliance использовать эти двигатели. ULA было запрещено «производить какие-либо покупки или платежи с НПО «Энергомаш». Однако уже в мае того же года Вашингтон отменил запрет. В 2016 году конгресс пытался отказаться от использования РД-180 с 2019 года, однако из-за отсутствия аналогов прекратить закупки российских двигателей не получилось.

В сентябре 2016-го газета The Wall Street Journal узнала, что Пентагон не сможет отказаться от импорта двигателей РД-180 как минимум до 2025 года. Однако в октябре 2017 года стало известно, что компания Blue Origin провела первые огневые испытания двигателя BE-4, которым, по плану американских властей, оснастят ракеты нового типа. Ими Вашингтон намерен заменить ракеты Atlas V, оснащенные российскими РД-180.

Разработанный Blue Origin двигатель BE-4 работает на кислороде и метане. Им оснастят ракеты Vulcan Centaur, разработанные United Launch Alliance. Планируется, что первый пуск ракеты состоится в 2020 году. Blue Origin заключила соглашение о поставке двигателей BE-4 подрядчику NASA в сентябре 2018 года.

Источник

Правда ли американцы до сих пор летают в космос на наших двигателях?

Под каждой публикацией о достижениях в ракетостроении, тем более, когда речь о ракетных двигателях, не меньше десятка комментариев, как под копирку сообщают, что «американцы до сих пор летают на наших двигателях» .

В данном случае, речь всегда о РД-180 и, иногда, РД-181. Люди здесь, как правило, пускаются в крайности, но всё куда более прозаично.

NASA от ВВС получило почти бесплатно 100 ракет-носителей, так как их изготовление было оплачено Пентагоном. Чтобы модернизировать их для доставки полезной нагрузки в космос, в 1995 году General Dynamic объявила тендер на разработку двигателя для этих РН семейства «Атлас», победу в котором одержало НПО «Энергомаш» (сегодня АО «НПО Энергомаш»), предложив самую низкую цену .

Руководство НПО «Энергомаш» можно понять в стремлении любыми способами получить контракт — в середине 90-х предприятия буквально выживали. Ну а тут не то, чтобы очень сложная задача (для специалистов, конечно) — взять готовый советский РД-170 и «уполовинить» его — за хорошие деньги.

Таким образом, фраза «до сих пор летают на наших двигателях» не имеет никакого смысла, так как РД-180 был создан в рамках конкретного проекта для определённой ракеты-носителя . Да используется этот двигатель лишь на первой ступени, в то время как на двух других стоят американские RL-10A-4-2. РД-181 — это вообще лишь экспортная модификация РД-193 для РН «Антарес», так что тут всё ещё проще. Да и странно так говорить, ведь в 2020 году американцы «Атлас-5» пускали 5 раз, а «Антарес» дважды при общем количестве пусков 37 .

Читайте также:  Рассказы юрия гагарина про космос

Да, РД-180 — российский двигатель, созданный на основе советских разработок, тут и спорить не о чем, но создавался он с самого начала по заказу американцев и для американских ракет-носителей.

Следующим пунктом в этой истории идёт тот факт, что «американцы не смогли его повторить, имея всю документацию» . Ну конечно. Этот двигатель настолько не похож на любой другой, что, имея документацию, и, собственно, сам двигатель, его не смогли воспроизвести на собственном производстве. В это действительно кто-то верит?

Дело в том, что никто не собирался его повторять. РД-180 позволил NASA максимально удешевить вывод полезной нагрузки на ракетах-носителях, за производство которых, напомню, оно не платило, благодаря тому, что российское предприятие демпинговало цену, чтобы точно заполучить контракт. На минуточку, согласно открытым данным, в 2008—2009 годах чистый убыток «НПО Энергомаш» от поставок РД-180 в США составил 880 миллионов рублей , или почти 68% всех убытков предприятия. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство .

С 2014 года новых контрактов не заключалось и все поставки ведутся по старым. Более того, наш двигатель не отвечает новым экологическим стандартам, из-за чего его точно не собираются «повторять». В качестве замены РД-180 Aerojet Rocketdyne работают над двигателем AR1, который можно будет установить на РН «Атлас-5» без особых доработок самой ракеты. Ну а Blue Origin разрабатывает принципиально новый двигатель BE-4, работающий на метане.

При этом, не сто́ит забывать о том, что на данный момент все 92 пуска за 20 лет эксплуатации РД-180 являются успешными. Да, это повод для гордости, который, тем не менее, не должен перерастать в торможение развития, обретая масштаб общегосударственной истерии. Этот двигатель, по большому счёту, произведён на основе разработок страны, которой уже нет. Если уж на то пошло, то по-настоящему хорош он был именно в своё время. Сегодня было бы неплохо создавать что-то действительно новое.

Подписывайтесь на S&F , канал в Telegram и чат для дискуссий на научные темы.

Источник

Как тебе никакое, Илон Маск? Почему у США нет своего ракетного двигателя

Компания SpaceX Илона Маска подала в суд на Военно-воздушные силы США и требует отменить результаты тендера по созданию замены российскому ракетному двигателю РД-180. Почему США никак не построят свой аналог и чего добивается SpaceX?

США вот уже более 20 лет используют в своей космической программе российские ракетные двигатели РД-180, у которых нет аналогов в мире. Перейти на лучшие в мире жидкостные двигатели американцам пришлось после официального закрытия программы Space Shuttle и из-за отсутствия собственных разработок.

Разумеется, подобная ситуация не может быть вечной, и США с тех пор ведут собственные разработки аналогов. Однако пока они существуют в виде чертежей и прототипов, а правительство США всеми силами старается избавиться от зависимости и выделяет деньги на опытно-конструкторские работы и испытания.

SpaceX при этом уже получала финансовую поддержку на свои разработки грузовиков Dragon и других космических новинок. В то же время компания неожиданно проиграла тендер на создание аналога российскому РД-180. Победителем вышла компания United Launch Alliance (ULA) — совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing. ULA обещает построить свои ракеты-носители вместе с двигателями к 2021 году, а SpaceX уверяет, что может успеть раньше. А значит, и деньги должны принадлежать ей, а не конкурентам.

Драка за двигатель

Читайте также:  Принт ты мой космос

О поданном в Федеральный суд США иске SpaceX против ВВС США сообщило в четверг агентство Reuters. В иске компания отмечает, что тендер на 2,3 млрд долларов по созданию американского аналога двигателя РД-180 должен быть объявлен вновь из-за нарушения контрактных правил со стороны ВВС США.

SpaceX полагает, что состоявшийся в 2018 году тендер нечестно распределил эти 2,3 млрд долларов между компаниями-конкурентами. Так, наибольшую долю финансирования получила ULA — 967 млн долларов. Компания Blue Origin Джеффа Безоса получила 500 млн долларов, а корпорация Northrop Grumman — 791,6 млн. SpaceX же не получила ничего, хотя считает себя лидером по разработке космических технологий.

В своей жалобе компания Space Exploration Technologies Corp заявила, что были заключены контракты на три «не построенные и никогда не летавшие» ракетные системы, которые не будут готовы к полётам в установленные правительством сроки, что «нанесёт ущерб целям», намеченным в программе ВВС,

— сообщает Reuters со ссылкой на содержание иска.

Фото: www.globallookpress.com

Три победителя тендера получили финансирование на создание своих ракет с соответствующими двигателями. ULA строит тяжёлую ракету Vulcan, Northrop Grumman — ракету OmegA, Blue Origin — ракету New Glenn. SpaceX отмечает, что ВВС США нарушили контрактные условия по пяти пунктам, не предоставив компании Илона Маска возможности конкурировать с победителями конкурса. Все три компании уже заявили, что намерены участвовать в судебной тяжбе, так как иск напрямую затрагивает их коммерческие интересы.

Стоит отметить, что SpaceX и ULA — злейшие конкуренты. Как напоминает Reuters, SpaceX уже пыталась навредить деятельности ULA. В 2014 году компания Илона Маска подала в суд из-за контракта ВВС США на 36 млрд долларов на 36 ракетных запусков компанией ULA. Самое интересное было потом: до открытой драки за правительственные контракты так и не дошло, потому что ВВС в итоге сертифицировали SpaceX на пуски в интересах национальной безопасности, что тогда удовлетворило компанию.

Таким образом, на наших глазах в США разворачивается корпоративная борьба за то, кто в итоге будет официальным создателем американской замены РД-180. Компанию Маска в чём-то можно понять: за последние годы она построила космический грузовик Dragon, который успешно летал на МКС, запускала ракету-носитель Falcon и даже придумала, как возвращать её первую ступень на плавучую платформу. Конкуренты же пока такими достижениями похвастаться не могут.

На чём летают американцы?

Россия и США заключили первый контракт на поставку 101 двигателя РД-180 ещё в далёком 1997 году. С тех пор соглашение продлялось, так как американцы никак не могут сделать ничего, что могло бы сравниться с нашей разработкой. РД-180 используются в США на ракетах Atlas V, первая ступень которых в полёте отделяется и падает в океан. Наличие РД-180, которые использует ULA, до сих пор позволяет ей на равных конкурировать со SpaceX, у которой есть не такие мощные и надёжные двигатели Merlin собственной разработки.

Фото: www.globallookpress.com

На первую ступень Atlas V ставится просто один российский РД-180, тогда как более-менее схожего эффекта для своей ракеты-носителя Falcon SpaceX добивается компоновкой сразу нескольких двигателей Merlin — на «соколе» Маска стоят сразу девять маршевых двигателей Merlin 1D+, которые используют керосин в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя, как и российский двигатель.

Однако характеристики «мерлинов» далеки от того, что показывает российский космический «мотор»: тяга РД-180 в вакууме составляет 423,4 тонна-силы, а у Merlin 1D+ — всего 78 тонна-силы. Важно отметить и тот момент, что РД-180 сконструирован для многоразового использования, тогда как ULA просто топит в океане каждый новый российский двигатель вместе с первой ступенью, а SpaceX только-только изобрела способ возвращения первой ступени своей ракеты на плавучую платформу.

Читайте также:  Хоум кредит космос процент

На что же тогда делает ставку Илон Маск? SpaceX сейчас продолжает работу над двигателем Raptor. 11 февраля 2019 года Маск сообщил в Twitter, что Raptor во время испытания впервые смог превзойти РД-180 по уровню давления в камере сгорания — оно достигло 274,2 килограмм-силы на кв. см против 261,7 кгс у РД-180.

Однако тогда «Энергомаш» напомнил, что российский двигатель сертифицирован с запасом как минимум в 10% мощности, тогда как для Raptor нынешние показатели являются, вероятно, предельными. Главное также состоит в том, что Raptor — это всё же прототип, а не реально существующий двигатель, и доводить его до ума, стабилизировать характеристики, испытывать в разных условиях и при разных нагрузках инженерам SpaceX предстоит ещё долго.

Свой аналог РД-180 создаёт и компания Blue Origin. Он получил название BE-4. Ожидается, что он будет иметь тягу в 249,5 тс, что больше, чем Merlin от SpaceX, но почти в два раза меньше, чем у РД-180.

Долгий путь

На самом деле, несмотря на все разработки, американцам предстоит проделать сложную работу. Если вернуться вновь к тому, что делает SpaceX, то нельзя не отметить ещё несколько интересных разработок. Компания уже построила целую линейку двигателей Draco, которые используются на «грузовиках» Dragon (18 двигателей) для управления и ориентации в космосе. Также Draco устанавливались на вторую ступень носителей Falcon и включались тогда, когда на первой ступени уже отработали двигатели Merlin.

Фото: www.globallookpress.com

SpaceX также построила двигатель SuperDraco, который должен использоваться в пилотируемых полётах в космос на корабле Crew Dragon. Задача двигателя — резко отстрелить и увести в сторону капсулу с астронавтами в случае возникновения нештатной ситуации. При помощи SuperDraco Илон Маск даже планировал мягко и плавно приземлять спускаемый аппарат с астронавтами в заданном районе.

Но реальность оказалось другой: во время испытаний двигателя SuperDraco в конце апреля 2019 года произошёл взрыв, который уничтожил спускаемый аппарат корабля Crew Dragon. Планы SpaceX провести уже в этом году первый пилотируемый полёт сорвались, и компания оказалась отброшена в работах по этой программе на несколько лет назад. Но самое страшное для США заключается в том, что эти испытания похоронили и надежды американцев на скорое обретение собственных средств доставки астронавтов на МКС: им придётся по старинке пользоваться нашими «Союзами», покупая «билеты» по цене около 83 млн долларов за одно астронавто-место.

Важно также и то, что все успешные и провальные разработки SpaceX — это маневренные двигатели, а вовсе не маршевые гиганты вроде РД-180. Да и с маневренными, как мы видим, есть большие проблемы. Что же касается маршевых, то ULA проводит запуски в интересах США, включая даже спутники связи и слежения, только лишь с помощью РД-180. Потому что этот двигатель надёжен и зарекомендовал себя десятилетиями.

Нынешняя ситуация с контрактами на создание американского аналога РД-180 в США печальна. Несколько компаний в буквальном смысле грызутся за контракты от правительства и мешают друг другу жить, пытаясь урвать кусок пожирнее и навредить конкуренту. Возможно, именно из-за отсутствия единой государственной программы, единого управления опытными и конструкторскими работами, а также из-за наличия «волчьих» корпоративных интересов и стремления к обогащению отдельно взятых и без того не бедных менеджеров США по-прежнему всё ещё отстают от России в технологиях космических кораблей и ракетных двигателей.

Источник

Adblock
detector