Методический материал: практические упражнения по разделу «Фонетика»
Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Запишите количество звуков и букв.
Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя,
Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.
Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.
Упражнение 3. Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер
Упражнение 4. Затранскрибируйте:
Утренний поезд опять опаздывает . Такая картина мне нравится.
Данный материал содержит практические упражнения для отработки, закрепления и углубления знаний по разделу «Фонетика». Материал предназначен для учащихся 5 класса, так же может быть использован во время повторения знаний по фонетике в 4 классе. Задания можно включить в урок, в качестве дополнительного материала в виде карточек, а можно использовать на внеклассных, факультативных и кружковых занятиях.
Номер материала: ДБ-502082
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Подмосковье планируют внедрить электронный паспорт школ
Время чтения: 1 минута
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Правительство выделило дополнительные средства на кешбэк за детский отдых
Время чтения: 1 минута
В школах Подмосковья появятся предпринимательские классы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии
«Практические задания по фонетике и орфоэпии»
Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова
Методическая разработка « Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».
Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.
Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
Приведите примеры 2-3 слов, у которых:
написание совпадает с произношением;
написание и произношение расходятся.
Распределите слова по трём группам:
а) согласный перед Е произносится твердо;
б) согласный перед Е произносится мягко;
в) возможно вариативное произношение:
Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер
Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож
Распределите слова по группам:
а) ударение падает на первый слог;
б) ударение падает не на первый слог;
в) в слове возможна вариативная постановка ударения
Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,
Приведите примеры слов, в состав которых входят:
только твердые согласные;
только мягкие согласные звуки.
Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.
В приведённых словах расставьте ударение:
августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.
Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:
глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.
Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:
афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.
Восстановите слова по ударным слогам:
− фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .
Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
Ужа ужица съест на ужин.
Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:
Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.
Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ
а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;
б) согласный перед Е произносится мягко : академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;
в) возможно вариативное произношение : дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.
кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,
закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.
Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.
а) произносятся с Е : афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход
б) произносятся с Ё : новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец
Номер материала: ДВ-012306
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Валерий Фальков ответит на вопросы о приемной кампании в российских вузах
Время чтения: 0 минут
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Подборка курсов по арт-терапии
Время чтения: 6 минут
Рособрнадзор поблагодарил учителей за стабильность результатов ЕГЭ в 2021 году
Время чтения: 5 минут
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Методический материал: практические упражнения по разделу «Фонетика»
Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Запишите количество звуков и букв.
Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя,
Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.
Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.
Упражнение 3. Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер
Упражнение 4. Затранскрибируйте:
Утренний поезд опять опаздывает . Такая картина мне нравится.
Данный материал содержит практические упражнения для отработки, закрепления и углубления знаний по разделу «Фонетика». Материал предназначен для учащихся 5 класса, так же может быть использован во время повторения знаний по фонетике в 4 классе. Задания можно включить в урок, в качестве дополнительного материала в виде карточек, а можно использовать на внеклассных, факультативных и кружковых занятиях.
Номер материала: ДБ-502082
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
В Рособрнадзоре рассказали о предварительных результатах ЕГЭ-2021
Время чтения: 3 минуты
Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о ходе реализации ключевых задач в системе образования
Время чтения: 3 минуты
Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19
Время чтения: 1 минута
Выплаты и льготы для студентов в 2021 году
Время чтения: 14 минут
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник