Храм Амон Ра
Храм Амон Ра — главное религиозное сооружение Древнего Египта, находится он близ города Луксор, в деревне Карнак (от Хургады примерно 270 км). На этой территории когда-то были великие Фивы — столица античного Египта. Несмотря на то, что прошли тысячелетия, священный комплекс более-менее сохранился и гостеприимно принимает туристов со всего мира.
Это сейчас он открыт для всех посетителей, а во времена Древнего Египта, если верить историкам, храм Амон Ра могли посещать лишь избранные — фараоны и великие жрецы. А все потому, что это место было святилищем египтян. Храм, как понятно из названия, построен в честь «царя всех богов» — бога Солнца Амон Ра.
Впрочем, со строительством храма в античном Египте особо не торопились и возводили его не один год и даже не одно столетие. Каждый из правителей, вступавших на царство, считал непременным долгом внести свою лепту в историю храма Амон Ра. И что скрывать: некоторые из фараонов были настолько тщеславны, что приказывали на корню уничтожать труды предшественников и заново отстраивать храм. Так, известный по учебникам истории фараон Тутмос III разрушил обелиски предыдущей царицы Хатшепсут и велел возвести новое здание храма с высеченными на стенах текстами и сценами из своих победоносных военных походов.
Чтобы попасть внутрь храма Амон Ра, нужно пройти через гигантские ворота-пилоны. Их всего 10, зато самый крупный имеет — внимание — длину 113 м, а в высоту достигает почти два (!) девятиэтажных дома. После пилонов посетителей святыни ждет не менее величественный колонный зал.
Еще одна поражающая воображение цифра: колонн в зале изначально было 134, а чтобы обхватить хотя бы одну, нужно прибегнуть к помощи не менее шести человек! Вот уж где были талантливые зодчие, прекрасно обходившиеся без компьютерных и инженерных технологий, не правда ли?!
Когда-то на колоннах и стенах гипостильного зала сплошь и рядом сверкало золото, сейчас туристы тоже могут любоваться античными рельефами, но уже без драгоценного покрытия.
Еще одна особенность храма Амон Ра в Карнаке — Священное озеро, примыкающее к нему. Древние египтяне, согласно традиции, каждый год пускали по озеру ладью с тремя статуями: Амон Ра, его жены — богини неба Мут и их сына — бога Луны Хонсу.
Цена вопроса
Автобусная экскурсия в Луксор стоит где-то 1426 EGP. В эту цену входит посещение достопримечательностей, в том числе храма Амон Ра, услуги гида и обед (напитки не включены).
Источник
От солнечной колесницы в Дании до храма солнца в Египте: 10 древних артефактов, посвящённых культу Солнца
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Самое раннее изображение затмения
В далекие времена солнечные затмения люди воспринимали с суеверным ужасом. Древнейшими письменными источниками, рассказывающими о внезапном наступлении ночи среди ясного дня, были китайские рукописи. Древнейшие изображения солнечного затмения обнаружены недавно на востоке Ирландии. Вырезаны они более чем 5,000 лет назад, в 3340 г. до н.э., на трех гигантских камнях одного из памятников времен неолита “Пирамиде из камней L” в графстве Мит. Указанием на астрономические и космологические наблюдения древних ирландцев может служить также их культовое сооружение Ньюгрейндж − храм Солнца. Каждый год в дни зимнего солнцестояние его кромешную тьму на 17 минут освещает Солнце. Кельты, заселившие Изумрудный остров впоследствии, продолжили поклонение Солнцу. Божеством света у них была богиня Бриджит, известная, как “Яркая”.
2. Культ Солнца и человеческие жертвоприношения у майя
Отличительной чертой культа Солнца у майя были человеческие жертвоприношения. Майа верили, для того, чтобы Солнце всегда светило, ему надо подносить человеческие сердца. На территории Тикаля, одного из крупнейших городищ майя, археологи обнаружили захоронение, содержащее тело мальчика лет 10-14 и мужчины 35-40 лет. По всей видимости, они были принесены в жертву и сожжены. Ножевые раны и сломанные ребра говорят о том, что они были вначале убиты, а потом уже сожжены.
3. Могила жрицы Солнца
В 1921 году археологи обнаружили захоронение “жрицы солнца” в Дании, возраст которого 3,400 лет. Останки молодой девушки и ее кремированного ребенка были найдены неподалеку от деревушки Эгтвед. От ее скелета практически ничего не осталось, зато частично сохранились волосы, зубы, одежда. На поясе у девушки был большой бронзовый диск в форме Солнца, свидетельство того, что она была жрицей древнего культа Солнца. И хотя ее одежда была типична для Дании той поры, однако сделана была из животных, живших в другом месте. Изотопный анализ останков показал, что девушка не была уроженкой Дании, где ее похоронили, а скорее всего, ранее проживала на юге Германии. Возможно, она была выдана замуж за вождя датского племени.
4. Золото Британии
Археологи недавно обнаружили, что прихожане храма Солнца в Ирландии бронзового века собирали золото для него в разных концах света. И хотя в самой Ирландии были собственные золотые месторождения, они, почитая этот священный металл, предпочитали их не трогать, чтобы не навлечь проклятия, а закупали золото в Великобритании. Корнуолльцы же, наоборот, особо не ценили золото, оно для них являлось побочным продуктом при добыче олова, из сплава которого с медью они получали бронзу.
5. Солнечная колесница из Трундхольма
Солнечная колесница является отражением мифа о божестве, колесящем по небу на своей колеснице. В 1902 археологи обнаружили эту скульптуру в датской трясине. Датированный 1800 – 1600 гг. до н.э, экспонат состоит из лошади, шести колес и диска — все сделаны из бронзы. На одной стороне диск покрыт тонким золотым листом.
6. Лодки Абидоса
В 2000 году исследователи, производя раскопки на древней египетской территории Абидоса, обнаружили 14 лодок 5,000-летней давности. Лодки были достаточно большими, и могли вместить до 30 гребцов. Технически совершенные, они вполне могли выдержать большие волны и плохую погоду в открытом море. Возможно, лодки Абидоса связаны с древнеегипетским мифом о том, что бог Солнца Ра перемещался по небу в солнечной лодке. Закопанные вблизи захоронений фараонов, они могли предназначаться для загробных путешествий их душ. Сделанные из отдельных досок, они являют собой самые ранние образцы такого типа лодок. Остается неизвестным, использовались ли эти лодки по их прямому назначению до того, как были закопаны, или нет.
7. Датский храм солнца и древняя карта
Археологи полагают, что на датском острове Борнхольм более чем 5,500 лет назад располагался комплекс храмов для поклонения солнечному божеству. Было найдено большое количество каменных дисков с вырезанными узорами, напоминающими Солнце и расходящиеся от него лучи. На одном из камней ученым удалось разглядеть набросок карты. Видимо, в ходе магического ритуала в честь бога Солнца, камень с изображением карты был разбит на три части. Две из них нашлись, а третья пока отсутствует.
8. Диск Солнца из Монктона
В 1947 году около Стоунхенджа, в Англии, вместе с остатками скелета, археологи обнаружили таинственный золотой диск Солнца, представляющий собой тонкий лист тисненого золота с крестом в центре. Возраст находки — 4,500 лет. До сих пор только шесть дисков Солнца были найдены на острове. Учитывая редкость находки, эксперты предположили, что диск принадлежал вождю. Два маленьких отверстия использовались, видимо, для того, чтобы носить диск на себе в качестве талисмана и для статусности.
9. Гозекский круг
В 2002 году в Германии студенты-археологи обнаружили самую старую солнечную обсерваторию возрастом 7000 лет. Она представляет собой площадку диаметром 75 метров, окруженную концентрическими рвами и деревянными стенами с воротами. По всей видимости, площадка использовалась для наблюдений за небесным сводом, и в таком случае она является самой древней из найденных солнечных обсерваторий. На ее территории также были обнаружены остатки пожертвований, происходивших здесь.
10. Храм солнца Рамсеса II
В 2006 археологи обнаружили в Каире древний храм. Ранее он находился на территории древнего города Гелиополя и был эпицентром поклонения главному египетскому солнечному божеству, богу Ра. Надписи указывают, что основал храм Рамзес II, известный своими монументальными проектами строительства. Во время своего правления он возводил в свою честь храмы и статуи. Храм Ра в Гелиополе является самым большим храмом Рамзеса II.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Храм Сурьи в Конараке
На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога Солнца Сурьи — одного из самых больших святилищ во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании.
Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I в XIII веке. Это одно из последних и крупнейших сооружений в честь бога Солнца.
Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238-1264) из династии Ганга, после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи.
Местность, избранная для сооружения храма издавна почиталась священной, связанной с культом Солнца. Само название Конарак — «Кона-Арка» — означает «Край солнечного света». Возведение храма началось в «благоприятный» пятый год правления раджи и продолжалось восемнадцать лет. Камень для строительства — гранит, базальт, песчаник различных оттенков — доставляли водным путем из трех дальних каменоломен.
Фантастическое здание храма Солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты — шикхара. Сегодня она представляет собой груду развалин. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть — здание колонного зала, где находился вход в храм. Главная часть святилища, башня-шикхара, разрушена то ли в результате стихийного бедствия, то ли в результате набегов мусульман в середине XVI века. О том, что в разрушении храма приняли участие какие-то враждебные силы, свидетельствует храмовая летопись, в которой говорится: «Когда фиринги разрушили храм, мы потеряли все. Благовония испарились, осталась одна ветошь». Кто такие фиринги — неясно, тем более что летописец не указывает даты бедствия. Может быть, это европейцы — например, португальцы.
Несмотря на то, что храм Сурьи был разрушен и опустел, к нему долгое время продолжались совершаться паломничества. Толпы людей стекались сюда, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (это соответствует концу января — началу февраля). В этот день по древней традиции отмечался праздник Парамасура — праздник Высшего Сурьи.
В середине XVIII века святилище было уже заброшено, и брахман Баба Брахмачари, посетивший его в те времена, два дня вынужден был с проводниками пробираться к нему сквозь джунгли. Он увидел его разрушенным и совершенно заросшим. Брахман приказал своим проводникам забрать из храма лучшие изваяния и перевезти их в город Пури, где они были установлены в местных храмах.
Но и сегодня, несмотря на плохую сохранность многих архитектурных деталей, общий облик здания вполне величественен. Высота сохранившейся части святилища составляет почти 40 метров. Она выполнена в виде гигантской колесницы — это образ божественной колесницы Виманы, запряженной семью разноцветными священными конями (по другим преданиям — белыми или золотыми), на которой солнечный бог Сурья едет по «верхнему» и «нижнему» небу.
Храм-колесница уходит в небо тремя большими уступами, на террасах которых установлены монументальные скульптурные изваяния. Цоколь сооружения окружают каменные колеса диаметром в три метра каждое — по двенадцать с каждой стороны. Они богато орнаментированы и украшены резьбой. Колесо символизирует подобие солнечного диска, символ повторяющегося ритма времени.
Два колеса, соединенные осью, символизируют Небо и Землю, соединенные в супружеском союзе. Отсюда происходит такое обилие эротических сцен, бесконечно повторяющихся в скульптурном убранстве храма и отличающихся грубой откровенностью. Такие же сцены украшают двенадцать пар гигантских колес на цоколе храма-колесницы. Скульптурные эротические сцены храма Сурьи получили широкую известность и вызвали к жизни множество толкований этих изображений. Наиболее вероятным считается, что эти скульптуры изображают храмовых танцовщиц — «невест бога Сурьи», постоянно живших при храме и совершавших с приходившими паломниками священный ритуал «слияния».
Среди каменной резьбы встречаются и многочисленные индийские символы солнца: лотос, конь, колесо-чакра. Восточный фасад разрушенной башни-шикхары некогда украшал исполинский каменный лев, попирающий слона. Этот же образ многократно повторяется в других частях здания. Лев — символ строителя храма раджи Нарасимхадевы I, имя которого в переводе означает «человек-лев». Стены храма в изобилии украшены скульптурой и резьбой, отличающихся богатством форм и виртуозностью проработки, почти кружевной отделкой.
На цоколе, фризах террас, в орнаментальных поясах, тянущихся по всему фасаду, размещены рельефные изображения слонов, лошадей, верблюдов и прочих животных. Рядом с ними — традиционные эротические сцены. Многие рельефы посвящены страницам истории правления раджи Нарасимхадевы: отряды воинов в походе, ловля и приручение слонов, прибытие к радже редкого подарка из Африки — жирафа.
Величественные скульптурные изображения загадочно улыбающегося бога Сурьи украшают все четыре стороны храма. С ювелирной тщательностью выполнены драгоценные ожерелья и тончайшие ткани, покрывающие тело каменных истуканов. К лучшим произведениям монументальной пластики индийского классического искусства относятся скульптуры женщин-музыкантш, расположенные на террасах верхней части храма.
Особое место принадлежит окружающим здание храма каменным скульптурам животных, имевшим, по-видимому, какое-то символическое значение. Это прежде всего фигуры грозных боевых слонов, выполненные почти в натуральную величину с присущим индийским мастерам совершенством и реализмом. Вполне вероятно, что это — боевые слоны раджи Нарасимхадевы. Один из них изображен в тот момент, когда своим мощным хоботом он схватил оглушенного вражеского воина, и вот-вот отшвырнет его в сторону…
Еще более выразительна скульптура коня, топчущего передними копытами какое-то поверженное чудовище. Спешившийся всадник ведет коня под уздцы. Британский исследователь Хавелл сравнивал эту скульптуру с лучшими образцами конных статуй в европейском искусстве.
Храм Сурьи в Конараке, одиноко вздымающийся над пустынным океанским берегом, является высшим достижением средневековой архитектуры Восточной Индии. Его сравнивают с «лотосом, встающим из утренних вод». Недаром одним из названий храма Сурьи было Падмакешара — «пестик лотоса».
Источник