Легенды Армении: любовь к солнцу и страх перед ним
Sputnik Армения начинает новый проект под названием «Легенды Армении», в рамках которого наши корреспонденты представят истории, берущие начало еще с дохристианских времен.
Проект под названием «Легенды Армении» представляет мифы, в которые когда-то верили наши предки и которые сейчас стали для нас лишь сказаниями.
В древности армяне боялись солнца так же сильно, как и благоговели.
Солнце
Солнце – это прекрасный юноша с яркими волосами. Он жил с отцом в роскошном синем мраморном дворце и плавал в водах Ванского моря. Уставая от вращения, он заходил в воду, очищался, опускался на дно и спал в постели из пены. Проснувшисл, он снова выходил из моря.
Своим жаром он мог превратить весь мир в пепел. Но навстречу ему выходила огромная птица, раскрывала крылья и спасала планету от жаркого солнца. Спалив крылья, птица падала в Ванское море, чтобы оно ее излечило, и она могла бы спасти планету в очередной раз. Солнце поднималось на небо верхом на льве. В лапах лев держал огромный меч, чтобы защитить Солнце от великанов. Вечером Солнце отдыхало и находило успокоение только в объятиях матери.
Девушка и Солнце
Как-то вечером девушка подметала пол и вынесла мусор (есть поверье, что нельзя выносить мусор вечером — ред). Велика была ее вина, и Солнце ее наказало: днем под солнцем ее лицо чернеет, и она умирает, а ночью просыпается. Говорят, отец девушки, бродя с посохом и в железных башмаках, ищет Солнце, чтобы вылечить дочь, но — все тщетно.
Мальчик и Солнце
Одна женщина вязала носок для своего сына. Солнце хотело уже уйти на закат, но женщина попросила его задержаться, чтобы она успела довязать. Солнце запоздало, и его мать рассердилась. Когда она узнала причину его задержавшую, то наказала женщину. Ее сын днем умирал, а ночью оживал. С тех пор каждую ночь он встает и просит дать свой носок, но мать до сих пор его не довязала. Носок сам собой распускается, а мальчик каждую ночь бродит босой.
Источник
Древние боги Армении — герои и легендарные монархи
Древние боги Армян, герои и легендарные монархи – это не глубокий научный анализ древних (дохристианских) богов армян, а просто рассказ. Кто знает больше и лучше – поправьте и дополните, пожалуйста.
АР (Ար) – главный протоармянский (арийский) бог. Символизирует могущество солнца (Арев), соединял в себе черты силы природы, весны, позже — черты бога войны. Днем Ара считалось 21 марта — день весеннего равноденствия. С именем Ара связываются также название древнеармянского 6-го месяца года «Арац».
С течением времени, примерно в VI веке до н. э., первоначальное собственно армянское имя АР трансформировалось в имя АРАМАЗД (Արամազդ) — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, бог плодородия, отец богов.
Главное святилище Арамазда находилось в Ани (современный Камах на территории Турции) и было разрушено в конце III в. н. э. при распространении христианства.
Ար — Арамазд Արամազդ
АНАИТ (Անահիտ) — богиня-мать, богиня плодородия и любви. Ей соответствовали древнеегипетская Ниити, персидская Анахит, древнегреческая Артемида или Афродита, древнеримская Диана, древнегрузинская Дали. Её называют Великой госпожой, покровительницей и защитницей Армянской земли.
После принятия в 301 г. христианства в Армении в качестве государственной религии поклонение богине Анаит трансформировалось в поклонение Богородице. Главные храмы Анаит находились в Ерезе, Армавире, Арташате и Аштишате.
Гора в Софене называлась «Троном Анаит» («Атор Анахта»). Целый район (гавар) в Ерезе в провинции Акилисена (Екегиац), где находился ее главный храм, назывался «Анахтакан Гавар». Празднованиями в её честь начинался праздник созревания урожая во время празднования Навасарда (древнеармянского Нового года) (15 августа).
Анаит Անահիտ
ВААГН (Վահագն) — бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. Ваагн суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. На своем пути он ронял мелкие соломинки и из них образовался Млечный Путь, по-армянски — «дорога соломокрада» — Мкртич Нагаш.
Любопытно, что у Мовсеса Хоренаци он выступает в качестве человеческого существа, сына Тиграна Ервандяна (хотя тут же в гимне выяв¬ляется его божественная сущность и описывается его рождение из лона при¬роды — из ствола огнедышащего тростника). Подобно этому в эллинистическую эпоху в греческой мифологии Геракл был человеком, сыном бога Зевса и смертной Алкмены, и лишь впоследствии был обожествлён и взят на Олимп.
Ваагн — Վահագն драконоборец, картина советского художника Иосифа Роттера
АСТХИК («աստղիկ» — звёздочка) — в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты, возлюбленная бога грозы и молнии Ваагна. По легенде, после любовных встреч Астхик и Ваагна шёл дождь. Астхик — покровительница девушек и беременных женщин. Поклонение Астхик связан также с орошением садов и полей.
Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик.
До сих пор в Армении празднуют праздник Вардавар (дословно: «праздник роз» или, по другой интерпретации — «водная война»), посвящённый Астхик, во время которого люди обливаются водой и дарят друг другу розы. Изначально этот праздник приходился на день летнего солнцестояния (22 июня).
Астхик Աստղիկ
АРЭВ (Արեւ, буквально — «Солнце» (в переносном значении — «жизнь») — персонификация Солнца, иногда в виде колеса, излучающего свет, чаще в образе юноши. С течением времени юноша вырос, преобразовался и получил имя МИХР (Միհր), также Мгер, Мхер — бог небесного света и справедливости. Сын Арамазда, брат Анаит и Нанэ. Изображался в виде молодого мужчины, борющегося с львом или быком.
Арэв (Արեւ, буквально — «Солнце»-
БАХТ (Բախտ — «судьба», «рок») — дух в армянской мифологии, персонификация судьбы.
ГИСАНЭ (Գիսանե) — умирающий и воскресающий бог животворящей природы.
ГРОХ (Գրող, Grogh — «пишущий», «записывающий») — дух смерти. Главной функцией Гроха считался учет грехов и добрых дел людей.
Грох на лбу человека при рождении записывает его судьбу (определяет которую Бахт); на протяжении жизни человека Грох отмечает в своей книге его грехи и благие поступки, которые должны быть сообщены на Божьем Суде. Иногда Гроха отождествляли с цаверами, духами болезни.
Боги Армении
ЛУСИН (Լուսին) — персонификация Луны. По народным поверьям, фазы Луны связаны с циклами жизни царя Лусин: новолуние связано с его юностью, полнолуние — со зрелостью, когда же луна убывает и появляется полумесяц, наступает старость Лусина, который затем уходит в рай (то есть умирает). Из рая Лусин возвращается возрождённым (мифологема умирающего и воскресающего бога).
НАНЭ (Նանե), также Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина, с копьём и щитом в руках. Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Не случайно, её храм находился в гаваре Екехяц, вблизи храма Анаит.
Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение — бабушка, мать).
АМАНОР (Ամանոր) – божество, олицетворяющее Новый год (который по древнеармянскому календарю начинается в августе) и приносящее его первые плоды. Черты культа прослеживаются даже в XX веке – например, в хвалебных песнях о «Нубаре» («Новый Плод»).
СПАНДАРАМЕТ (Սանդարամետ) — бог подземелья и царства мёртвых. Иногда «спандарамет» понималось как само подземелье.
ТИР (Տիր) — бог письменности, мудрости, знаний, защитник наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы (открывающий людям будущее в снах). По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат), называвшийся «Диван писца Арамазда», был местопребыванием оракулов, где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам.
ТОРК АНГЕХ (Տորք Անգեղ), также Турк Ангех, Турк Ангехеа, Торг Ангех — правнук Айка. Изображался как высокий, уродливый человек, обладающий огромной силой. Торк Ангех является неуклюжим пахлеваном (исполином) безобразной наружности: имеет грубые черты лица, сплюснутый нос, ввалившиеся голубые глаза, дикий взгляд. Торк Ангех — каменотёс-ваятель.
Может руками откалывать гранитные скалы, ногтями обтёсывает их, создавая гладкие плиты, на которых ногтями же рисует изображения орлов и др. Разъярившись, он отрывает огромные скалы и швыряет их в корабли недругов.
Памятник Торк Ангех — Տորք Անգեղ, 1982г. Скульптор Карлен Нуриджанян.
ЦОВИНАР (Ծովինար,»тцов» — «море») — богиня воды, моря и дождя. Она была огненным существом, которая заставляла идти дождь и град с небес силой своего гнева. Изображается, как молодая женщина с редкими водорослями и лилиями в волнистых тёмных волосах.
АЙК (Հայկ) — прародитель армянского народа. Упоминается также как потомок библейского послепотопного патриарха Фогарма. Поднял восстание против тирана Бэла, правившего в Вавилоне, убил его стрелой и увёл свой народ в «страну Араратскую», положив тем самым начало Армянскому царству.
Айк — Hayk — Հայկ նահապետ
АРА ГЕХЕЦИК (Արա Գեղեցիկ — Ара Прекрасный) — армянский царь. Покорённая его красотой Семирамида предлагала Аре «себя и свою страну», но получив отказ, возненавидела его и объявила войну с единственной целью — захватить царя в плен.
Однако тот погиб в бою, и Семирамиде достался только его труп, который она безуспешно пыталась оживить.
Шамирам и Ара Прекрасный. Вардкес Суренянц
АНУШАВАН СОСАНВЕР (сос — «платан» и нвер — «дар, посвящение») – внук Ара Гехецика. Воплощение платана или священной рощи платанов близ Армавира, столицы и религиозного центра Араратского царства (в общепринятой исторической науке — Урарту). К нему, как к духу священного платана, обращались за предсказанием будущего (в роще гадали по шелесту листьев деревьев).
АРАМ (Aram) — герой, предок — один из эпонимов армян. По его имени, согласно преданиям, стала называться другими народами страна армян (греками — Армен, иранцами и сирийцами — Армени(к)).
САНАСАР и БАГДАСАР (Սանասար և Բաղդասար) — в армянском эпосе «Давид Сасунский» или «Сасна црер» братья-близнецы, зачатые матерью Цовинар от выпитых ею двух пригоршней животворящей воды (по более позднему варианту, они родились от двух пшеничных зёрен).
От полной пригоршни родился Санасар, во всём превосходящий своего брата, от неполной и мутной (из-за того, что иссяк источник) — Багдасар. Братья основали город Сасун, положив начало одноимённому государству. Санасар считается родоначальник нескольких поколений сасунских героев.
Источник
Кому поклонялись армяне до принятия христианства?
Как все знают, армяне — очень-очень древний народ. Возникли они задолго до появления христианской религии, приверженцами которой ныне являются большинство верующих армян.
Понятное дело — любой народ во все эпохи имел какую-то веру. Но кому же поклонялись армяне в языческие времена до принятия христианстве в 301 году нашей эры при царе Трдате III?
Армянское язычество довольно неплохо задокументировано, в отличие, например, от славянского. О ней писали и армянские, и греческие, и римские авторы.
Известно, что у армян в древности имелся целый обширный список влиятельных богов и покровителей. Главным богом-демиургом считался Ар или Арарич, высшая сила, сотворившая Небо и Землю, а также других богов. Ну и, разумеется, человека.
Другим богами, которым поклонялись армяне, были Бог огня и войны Ваагн, богиня-мать Анаит, богиня любви Астхик, бог солнца Митра Арамазд, бог мудрости Тир.
Боги армянского пантеона в античную эру ассоциировались с греческими богами. Например, Арамазд с Зевсом, Анаит с богиней охоты Артемидой, Ваагн с великом Гераклом.
Также древние армяне верили в духов и демонов: вишапов и каджи — демонов воды, ветра и бури. До нагих дней в Армении сохранились древнейшие огромные каменные изваяния, в форме рыб, прозванные « вишапы ». Они обычно ставились у родников и водоёмов.
Древние армяне строили своим богам большие языческие храмы. Но после принятия христианства как государственную религию, практически все языческие святилища в Армении были уничтожены. До наших дней уцелел лишь единственный армянский языческий храм в Гарни, построенный в эллинистическом стиле. Полностью Гарнийский храм был восстановлен в 1970 году.
Священная книга армянских неоязычников называется Ухтагирк. Интересно, что составлена она на основе Ветхого завета Библии(где упоминается армянская земля), средневековой «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци и еще нескольких древних армянских летописях.
Интересно, что сейчас в Армении находится немало людей, ратующих за возрождение прежнего язычества — религии этанизм, как называют ее верующие. Всего в современной Армении насчитывается около пяти тысяч язычников — почитателей хэтанос или хэтаносутюн, как называется язычество на армянском языке.
Неоязычество армянское появилось где-то на заре XX столетия. И возродилось в Армении примерно в начале 90-х годов. Армянские язычники верят в то, что прародиной арийцев является именно земля Великой Армении. На этом основании армянские язычники указывают, что они являются прямыми наследниками древних праиндоевропейцев и их великой духовной силы.
Любопытный факт. Армянские язычники довольно неплохо находят общий язык с Армянской Апостольской церковью (ААЦ). По крайней мере, армянские христианские священники язычников никогда не критикуют, заявляя, что «помнить надо и дохристианскую историю страны». И это при том, что ААЦ довольно строго настроена, например, к протестантизму.
Источник