Презентация на тему: ТРОПЫ. Урок обобщения и систематизации
ТРОПЫ. Урок обобщения и систематизации Л.П. Булатова, учитель БОУСОШ №1 МО Динской район Краснодарского края
Повторяем определения — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Повторяем определения Найдите ошибку A) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка Г) Сравнение — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
Выпишите эпитеты . Дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И. С. Тургенев) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев)
Найдите сравнения Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель. (М. Ю. Лермонтов); Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. А. Есенин) В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ. (М. М. Пришвин) Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает. (А. А. Фет) Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли, точно в клетке золотистой. (А. Н. Майков)
Найдите в текстах метафоры 1) Отсталых туч над нами пролетает Последняя толпа. Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. (А. А. Фет) 2) Вся в пыли торчит щетина Придорожного хвоща. (Саша Черный) 3) Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин) 4) Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)
Найдите соответствия. Назовите троп, лежащий в их основе 1. Братья наши меньшие2. Блистающая сталь3. Солнце русской поэзии4. Весна человеческой жизни5. Седая чародейка6. Голубая планета7. Потомок викингов отважных8. Белые воротнички9. Прикованный к скале титан10. Бессмертный творец «Илиады»
Какой троп используется в тексте: И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)
Какой троп используется в тексте: «Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц. » (Ю. К. Олеша)
Какой троп используется в тексте: С вечера все спится, На дворе темно, Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. (А. А. Фет)
Какой троп используется в тексте: «Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди горожан совершенно как в родной семье, а в лавки и гостиный двор наведывался как в собственную кладовую.» (Н. В. Гоголь)
Источник
Задание 24 Тропы. Практика
Задание 24 Тропы. Практика.
Задание 24 Тропы. Практика.
Метафора. 1. Отсталых туч над нами пролетает Прозрачный их отрезок мягко тает У лунного серпа. 2.Вся в пыли торчит щетина 3.Россия! В злые дни Батыя Кто, кто монгольскому потопу Возвел плотину, как не ты? 4.«Золото, золото падает с неба!» Дети кричат и бегут за дождем. — Полноте, дети, его мы сберем, Только сберем золотистым зерном В полных амбарах душистого хлеба! 5.Топи да болота, синий плат небес. 6.Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (). 7.Ель рукавом мне тропинку завесила. 7. Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на маленькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. (И. Шмелёв) 8. Облаком волнистым Пыль встаёт вдали; Конный или пеший- Не видать в пыли. 9. Летнее утро. В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. На небе неподвижно стоят перистые облака, похожие на рассыпанный снег. (А. Чехов) 10. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. (М. Лермонтов) 11. Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слёз! Родитесь вы в минуты роковые И бьётесь о сердца людские, Как волны об утёс. 12. Внизу глубоко подо мной Поток, усиленный грозой Шумел, и шум его глухой Сердитых сотне голосов Подобился. (М. Лермонтов) 13. Нос, загнутый, словно клюв совы. (М. Горький) 14. Молодой месяц — точно золотой серп. (А. Кольцов) | ||
Сравнение. 1. Раненым медведем Мороз дерет. безмолвен черный лес; Русалка белая небрежно выплывает; Как лебедь молодой, луна среди небес Скользит и свой двойник на влаге созерцает. 3. А сосны гнутся, как живые, И так задумчиво шумят. И, словно стадо птиц огромных, Внезапно ветер налетит И в сучьях спутанных и темных 4. Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьется огонек. Т ак плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылек. 5. Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой Мы стояли точно в клетке золотистой. Между берёзой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной. | Гипербола. 4. Литота. 1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. () 2. Но я люблю — за что, не знаю сам- Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям. 3.Редкая птица долетит до середины Днепра. () 4.И чего это барышни некоторые Дрожат, пугливо поворачивают Глаза громадные, как прожекторы? 5. По мостовой моей души изъезженной шаги помешанных вьют жёстких фраз пяты. 1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 2. И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах. а сам с ноготок! 3. Сказка «Мальчик с пальчик». 4. Талии никак не толще бутылочной шейки. 1.Побледневшие, нежно — стыдливые Распустились в болотной глуши Белых лилий цветы молчаливые, И вкруг них шелестят камыши. 2. Гуляют тучи золотые Над отдыхающей землёй; Поля просторные, немые Блестят, облитые росой. Ручей журчит во мгле долины- Вдали гремит весенний гром, Ленивый ветр в листах осины Трепещет пойманным крылом. 3.Лес. Точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. 4. Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом, Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной, по ним ползущий, 5. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. 6.Пар полуденный, душистый Поднимается с земли. Что ж за звуки в серебристой Всё мне чудятся дали? 7. На трепещущие листья Капли крупные летят, И печальных сосен кисти Чуть кивают ветру в лад. 8. О! Сколько есть душой свободных Сынов у родины моей И неподкупно верных ей. 9. Голубые сны — божественно — целительное лекарство, пусть и временное. 10. В красном закате плыли величавые лебеди — розовато — золотые в солнце. Отзывался их пустынный крик в парке. (И. Шмелёв) 1.Ветер спит, и всё немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть. (А. Фет) 2. Тропами потаёнными, глухими, В лесные чащи сумерки идут. Засыпанные листьями сухими, Леса молчат — осенней ночи ждут. 3. В сильный мороз берёзовые дрова весело трещат, а когда разгорятся- начинают гудеть и петь. (И. Шмелёв) 4. Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком. 5. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч. 6. Вешних дней минутны грозы; Воздух чист, свежей листы. И роняют тихо слёзы Ароматные цветы. (А. Фет) 7. Светило солнце ласково Дышало утро раннее Косимых всюду трав. (Н. Некрасов) 8. На родину тянется туча, Чтоб только поплакать над ней. 9. Знойный и душный полдень. На небе ни облачка. Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадёжно: хоть и будет дождь, но уже не зеленеть ей. Лес стоит молча, неподвижно, словно всматривается куда — то своими верхушками или ждёт чего — то. (А. Чехов) 1. Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом — люди согреваются. (). 2. Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели. (). 3. Я три тарелки съел. (). 4.Уж верба вся пушистая Опять весна душистая 5. Не то на серебре — на золоте едал. () 6. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит. () 1.С вечера все спится, Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. () 2. Что с Вами, синий свитерок? В глазах тревожный ветерок. 3. На одном диване лежит поручик в папахе и спит. — Вставайте! — будит доктор папаху. (). 4. Контрабас пил чай вприкуску, а флейта — внакладку. 5. Борода! Что ты все молчишь? (.) 6. А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами. Он был известное перо в губернии. (). 7. Скажите: скоро ль нам Варшава (т. е. Польша) Предпишет гордый свой закон? 8. Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. Прочитайте тексты. Каков прямой смысл сказанного? О чем в действительности говорит автор? 1. Славная бекеша у Ивана Ивановича. Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господь Боже мой! Николай Чудотворец, угодник Божий! отчего же у меня нет такой бекеши! (.) 2. На сытой лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (А. П.. Чехов). 1. Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. (). 2. А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (). 3. То не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается. 4. Не слыша, не видя, не внимая, он несется по легким следам прекрасных ножек, стараясь сам умерить быстроту своего шага, летевшего под такт сердца. (). 5. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (.) 6. О скорбный лютый день и варварски ужасный, День, мне и сродникам для пагубы опасный! 7. Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись. () 8. Задремавшая река Тихий, бледный свет небес, Тихий, темный, сонный лес. 1. Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт. 2. Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Ты и бессильная, 4. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный -— бледную. () 5. Мне грустно потому, что весело тебе. 6. То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. 7. У сильного всегда бессильный виноват. 8. Я — царь, я — раб, я — червь, я — Бог. 1. Таинственно шумит лесная тишина, Незримо по лесам поет и бродит Осень. Темнеет день за днем, — и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. 2. С того часу начались для Ильи сладостные мучения, светло опаляющие душу. (). 3. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет. 3. В тревожно-радостном полусне я слышу это, все торопящееся кап, кап. Радостное за ним стучится, что непременно будет, и оно-то мешает спать. кап-кап. кап-кап-кап. кап-кап. Источник Упражнения по теме «Выразительные средства лексики. Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение»Упражнение 1. Найдите эпитеты, определите их роль в тексте. 1) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести. (А. П. Чехов) 2) Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди сонных, блаженных сосен. (А. П. Платонов) 3) В красном закате плыли величавые лебеди — розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. (И. С. Шмелев) Упражнение 2. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье; в ясной лазури; по бархатным лугам; судьба жестокая; тщетный шум пиров; счастливый край. Упражнение 3. Из слов правой и левой колонок составьте словосочетания.
|