Меню

Дождь кончился выглянуло солнце

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Сложное предложение. Синтаксический разбор предложений.

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Умения различать простые и сложные предложения.

2. Развитие пунктуационных навыков.

3. Порядок синтаксического разбора сложного предложения.

Предложение – слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. Все слова в предложении связаны грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация конца предложения (завершённости).

Простые предложения – предложения, которые имеют одну грамматическую основу. Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: «Идёт дождь». Но может состоять и из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), например: «Ночь. Смеркалось».

Сложные предложения – предложения, которые состоят из двух или нескольких простых предложений, т. е. содержат две и более грамматические основы. Например: «Солнце спряталось, пошёл дождь». «Солнце спряталось, и пошёл дождь».

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложные предложения состоят из двух или нескольких простых, то есть содержат две и более грамматические основы, представляя собой единое целое.

«Солнце спряталось, и пошёл дождь».

Сложные предложения бывают союзные (части соединены с помощью союзов); и бессоюзные – части соединяются без союзов.

Простые предложения в составе сложного обычно разделены запятой. «Дождь кончился, и выглянуло солнце». «Дождь кончился, выглянуло солнце». Необходимо отличать сложные предложения от простых с однородными членами.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. «Мы танцевали, пели, водили хороводы» (однородные сказуемые). «Мы танцевали и пели».

Рассмотрим порядок синтаксического разбора сложного предложения.

По цели высказывания различают повествовательные предложения: они содержат сообщение; вопросительные (содержат вопрос); побудительные (содержат приказ, призыв, просьбу). Например: «Злая мачеха сидела перед зеркальцем своим и беседовала с ним». (Пушкин). Это повествовательное предложение.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательные и невосклицательные.

По наличии грамматической основы предложения бывают простые (одна основа: подлежащее и сказуемое) и сложные (две и более грамматические основы). Простое: «Белый пар по лугам расстилается». Сложное: «В зеркало залива сонный лес глядит, в чаще молчаливой темнота лежит».

Части предложения соединяются союзом или союзным словом. Союзные предложения бывают сложносочинительными и сложноподчини́тельными.

Части бессоюзного сложного предложения связаны по смыслу и интонационно.

Приведём предложение: «Дождь кончился, выглянуло солнце». Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Распределите эти предложения на простые и сложные.

1. В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются.

2. Мы танцевали, ребята пели.

3. Я люблю читать и рисовать.

4. Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянулась паутина.

5. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

6. Мы пришли поздно и остались ночевать.

7. Записка была на немецком, и сержант не понял её.

8. Солнце спряталось за горы и снова выглянуло.

1, 3, 6, 8 – простые предложения;

2, 4, 5, 7 – сложные предложения.

Укажите сложные предложения. Знаки препинания не расставлены.

1. Гора с горою не сойдётся а человек с человеком сойдётся.

2. Один собирает другой зевает.

3. Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.

4. Птица радуется весне а мать радуется деткам.

Источник

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учителя

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [ ], ( потому что ), ( что ).

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [ ], ( что , ( если ), ).

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [ ], ( что ( если ), то ).

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). ( когда ), [ ], ( которых ).

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [ ], ( когда ), ( ), ( ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [ ],( как ) и ( как ).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго не мог узнать ни у кого узнать, когда же подойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

2. Когда фигура Серёжи показалась в окне, он ему показалось что кто-то теперь увидит и схватит его.

3. Кучер Трофим, наклоняясь к переднему окну, сказал моему отцу, что дорога стала тяжела, что нам не доехать засветло до села, что мы запоздаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил, зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место, где родился писатель и где прошли годы юности.

8. Однажды, когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая сосна, стоящая на краю поляны.

9. Мне нравится, что дом построен на горе, что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старка, то уже впоследствии мне трудно будет освобождаться от его опеки.

11. Я заметил, что куда ни придёшь, увидишь что-нибудь замечательное.

Читайте также:  Вычислил период вращения солнца

12. Я зачитался до того, что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, то не сразу понял, кто звонит и зачем.

13. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то выступление не отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учащихся

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [ ], ( потому что ), ( что ).

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [ ], ( что , ( если ), ).

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [ ], ( что ( если ), то ).

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). ( когда ), [ ], ( которых ).

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [ ], ( когда ), ( ), ( ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [ ],( как ) и ( как ).

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго (не)мог (н_)(у)кого узнать когда(же) подойдёт тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправлят_ся.

2. Когда фигура Серёжи возникла в окне ему показалось что кто(то) теперь увид_т и схват_т его.

3. Кучер Трофим накл_няясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам (не) доехать (за)светло до села что мы зап_здаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад в котором м_лькнуло н_сколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту что когда он уходил зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв_тим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место где родился писатель и где прошли годы юн_ости.

8. Однажды когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы рухнула старая сосна стоящ_я на краю поляны.

9. Мне нравит_ся что дом постро__н на горе что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал что если в сию решительную минуту не переспорю старка то уже (в)последствии_ мне трудно будет освобождат_ся от его опеки.

11. Я заметил что куда н_ придёшь увидишь что(нибудь) замечательное.

12. Я зач_тался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце то (не)сразу понял кто звонит и (за)чем.

13. Мои спутники знали что если нет проливного дождя то выступление (не)отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора он оглянулся (на)зад и увидел что Собакевич стоял на крыльце и как казалось приглядывался желая узнать куда гость поедет.

Источник

Обособление присоединительных слов.

Обособляются п р и с о е д и н и т е л ь н ы е с л о в а и сочетания, которые явля­ются дополнительными замечаниями и разъяснениями. Они не­сколько напоминают вводные слова, но отличаются от них по значению: вводные слова выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, а присоединительные слова, являясь до­полнительными замечаниями, или разъясняют какой-либо член предложения, или выделяют его; они являются теми же члена­ми предложения, что и выделяемые или разъясняемые ими чле­ны предложения. Присоединительные слова и сочетания обычно присоединяются при помощи следующих слов и частиц: напри­мер, в частности, в том числе, вообще, да и вообще, даже, осо­бенно, в особенности, по преимуществу, главным образом, в первую очередь, прежде всего и т. п. Присоединительные слова и сочетания выделяются з а п я т ы м и.

П р и м е р ы. 1) Глаза его были глубоко забиты в сухое лицо, как шляпки машинных гвоздей в мягкое дерево,например в липу. (М. Г.) 2) Никогда,даже во время кулачного боя, он не ускорял движений. (Кор.) 3) Они все трое,в особенности старый казак, были краснее обыкновенного. (Л. Т.) 4) Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками, неразборчивым почерком, не дописывая слов, вообще небрежно. (С.-Ц.)

Упражнение112. Прочитайте и укажите обособленные присоединитель­ные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1) На след. щий день с раннего утра вид бульвара, в. бще внешний вид Парижа, н. занятого инсургентами, изменился, как по манию волшебного жезла. (Т.) 2) Ба. икады возн. кали всюду, особе. о по ту сторону Сены. (Т.) 3) На ближайш. й к Инкерманским высотам Северной стороне все, даже и самые маленькие, хатки были давно и прочно заняты офицерами из штаба. (С.-Ц.) 4) Больных и ране. ых лечили свои же каза. кие медики, большей частью к. шевары. (С.-Ц.)

113. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Как скоро дрогн. т вода то есть пойдёт на убыль рыба поворачивает назад и с таким же стр. млением скатывае. ся вниз, с каким до сих пор шла вверх. (А.) 2) Было ещё рано около полудня. (М. Г.) 3) Пообедал он весело и после обеда уже ничего н. писал н. каких бумаг. (Г.) 4) Он сразу в пер­вые же минуты заговорил об этом. (М. Г.) 5) Я всегда и везде особе. о на Кавказе замечал особе. ый такт у нашего солдата. (Л. Т.) 6) Наклонность к умстве. ым наслаждениям например к театру и чтению у меня была развита до страсти. (Ч.) 7) Мы исполняли разные наружные работы главным образом красили крыши. (Ч.) 8) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч. т (Ч.) 9) Удобства жизни можно соч. тать с каким угодно даже с самым тяж. лым и грязным трудом. (Ч.)

Читайте также:  Таблица закаливание воздухом солнцем водой

§ 85. Общее понятие о сложном предложении. Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые.

Предложения, в которых более чем одна предикативная связь (то есть более чем одна пара подлежащего и сказуемого), называются с л о ж н ы м и. Сложные предложения состоят из двух или нескольких частей, объединяемых в одно целое по смыслу и интонационно. Например: 1) Природа не спала, и ночь нельзя было назвать тихой. (Ч.) 2) Надо мною расстилалось голубое небо,по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (Кор.) 3) Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы,где вместе рубились они. (П.) 4) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.) Частями сложного предложения служат предложе­ния простые. Они соединяются в сложные двумя основными способами: 1) при помощи с о ю -з о в и относительных место­имений и местоименных наречий, которые называются с о ю з­ н- ы м и с л о в а м и (примеры 1-й, 2-й, 3-й); 2) при помощи интонации (без союзов и союзных слов) (пример 4-й).

П р и м е ч а н и е Есть сложные предложения, состоящие из трёх и бо­лее частей, в которых одни части соединяются интонационно, а другие со­чинительными союзами, например: Барка тихо покачивалась на игравшей воде, где-то поскрипывало дерево жалобным звуком, дождь мягко сыпался на палубу, и плескались волны о борта. (М. Г.)

Сложные предложения, в которых части соединяются со­юзами и союзными словами, делятся на две группы: 1) п р е д ­л о ж е н и я с л о ж н о с о ч и н ё н н ы е, 2) предложения сложноподчинённые.

С л о ж н о с о ч и н ё н н ы м и п р е д л о ж е н и я м и назы­ваются такие, в которых части предложения соединяются сочи­нительными союзами, например: 1) Небо снова покрылось ту­чами, и посыпался дождь. (М. Г.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.) 3) Солнце зашло за горы, но было ещё светло. (Л. Т.)

Сложноподчинёнными предложениями назы­ваются такие, у которых одна часть присоединяется к другой подчинительным союзом или союзным словом, например:

1) Пурга не страшна,если человек не будет её бояться. (Семушк.) 2) В одном месте мы спугнули несколько пар журав­лей,которые с печальным криком полетели дальше. (М.-С.)

П р и м е ч а н и е. Бессоюзные сложные предложения не делят на слож­носочинённые и сложноподчинённые, потому что в них нет основных показателей сочинения и подчинения — союзов и союзных слов. Вся группа бессоюзных сложных предложений изучается целиком, но вполне возможно от­мечать, что одни из них по смыслу и по интонации ближе к сложносочи­нённым предложениям (В глазах у меня потемнело, голова закружились) (Л.), другие — к сложноподчинённым (Успокойтесь: рана неопасна) (Т.). третьи возможно сопоставить и со сложносочинёнными, и со сложно­подчинёнными (Дождь кончился, выглянуло солнце. Ср.: Дождь кончился, и выглянуло солнце. Когда дождь кончился, выглянуло солнце).

Упражнение 114. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) прос­тые предложения, 2) сложносочинённые предложения (с союзамии, но), 3) сложноподчинённые предложения (с подчинительными союзамичтобы, если и союзными словамикоторый, куда), 4) бессоюзные сложные предложения. В сложных предложениях подчеркните союзы и союзные слова.

1) День проводил Павел на лесопилке, а вечером бежал на электростанцию. (Н. О.) 2) Павел сменил в потолке розетку, и через минуту в кухне появился свет. (Н. О.) 3) Я хочу, что­бы моя новая книга была произведением ярким, волнующим ду­шу, зовущим к борьбе. (Н. О.) 4) За болотцем, которое Мересьев прополз, открывалась поляна. (Б. П.) 5) Порывы ветра тре­пали деревья, вода фонтаном обливала стоящих, но они ниче­го не чувствовали. (Гл.) 6) Надо ехать, если он советует. (Гонч.) 7) Реденький лес, куда они вскоре вошли, тоже заметно по­страдал от боя. (Бубен.) 8) Поезд ушёл, его огни скоро исчез­ли. (Ч.) 9) Мой Трезор остановился, попятился. (Т.) 10) По­года была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.)

§ 86. Основные группы сложносочинённых предложений.

По союзам, которые связывают части сложного предложения, слож­носочинённые предложения делятся на три основные группы:

1) сложносочинённые предложения с с о е д и н и т е л ь н ы м и союзами (и, да, ни—ни, тоже, также, 2) сложносочинённые предложения с р а з д е л и т е л ь н ы м и союзами (или,либо, то — то, не то — не то); 3) сложносочинённые предложения с п р о т и в и т е л- ь н ы м и союзами (но, а, да, зато, же, однако, а то, не то).

Разные союзы выражают различные отношения между про­стыми предложениями, входящими в состав сложносочинённого, например: 1) союз и может выражать одновременность явле­ний: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (П.); 2) союзно выражает’проти­вопоставление: Я звал тебя,но ты не оглянулась. (Блок.)

Различные смысловые отношения между предложениями при их сочинении выражаются не только союзами, но часто соот­ношением глагольных форм, а также лексическими средства­ми, в частности местоимёнными словами, включаемыми во вто­рое предложение.

1) Солнце только чтосело, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на высоких тычинках, на сухой земле. (Т.) Со­юз и выражает последовательность явлений. Сказуемое в первом предложении (село) выражено глаголом совершенного вида, а во втором предложении — глаголом несовершенного вида (ле­жал). Эти глагольные формы позволяют указать, что после не­длительного действия возникло действие длительное.

2) В этот день мне нездоровилось немного,и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. (Арс.) В этом примере вто­рое предложение по смыслу является следствием первого; это его значение поддерживается местоимённым наречием потому. (Ср.: В этот день мне нездоровилось немного, и я не стал до­жидаться ужина и лёг спать.)

Читайте также:  Быков пелевин непобедимое солнце

3) Марианнане была ребёнком, но прямотою и простотою чувства она походила на ребёнка. (Т.) Значение противопо­ставления поддерживается в этом примере отрицательной части­цейне при сказуемом первого предложения.

§ 87. Сложносочинённые предложения с соединительными со­юзами.

1. Союз и неоднозначен: он может указывать на одновре­менность действий (сидел и молчал), на их последовательность (вскочил и побежал), на обусловленность одного действия дру­гим (Он вскрикнул во сне и проснулся, т. е. проснулся от кри­ка) и т. п. Поэтому и в сложном предложении он может со­единять части, в которых говорится об одновременности событий, или об их следовании друг за другом, или об обусловленнос­ти одного события другим. Рассмотрим примеры: 1) Урожайный сгибается колос, и пшеница стеною встаёт, и подруги серебряный голос нашу звонкую песню поёт. (Л. К.) (Это сложносочинён­ное предложение состоит из трёх частей; в сложном предложе­нии устанавливается одновременность явлений; одновременность выражается перечислительной интонацией, союзом и и одно­типностью глагольных форм: во всех трёх частях сказуемыми являются глаголы несовершенного вида настоящего времени.) 2) Ямщик свистнул, и лошади поскакали. (П.) (В этом слож­ном предложении передаётся последовательность явлений; после­довательность выражается союзом и, лексическими значени­ями глагольных форм; сказуемые выражены глаголами совер­шенного вида прошедшего времени.) 3) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (В этом предложе­нии передаётся последовательность явлений; последовательность выражается прежде всего сочетанием вслед за тем, а также со­юзом и.) 4) Потёмки между тем всё более сгущались, и пред­меты теряли свои контуры. (Ч.) (Вторая часть предложения име­ет значение следствия.) 5) Я вас не знаю, Дарья Михайлов­на, и потому вы мне не нравиться не можете. (Т.) (В этом примере наличие местоименного наречия потому во второй час­ти подчёркивает значение следствия.) В научной прозе вре­менная последовательность очень часто сочетается со значением следствия, например: Земля постепенно остывала, отдавала своё тепло в холодное межпланетное пространство. Наконец, её тем­пература приблизилась к 100°,и тогда водяной пар атмосфе­ры стал сгущаться в капли и в виде дождя устремился на го­рячую пустынную поверхность земли. (Опарин.) Во втором сложносочинённом предложении простое предложение, прикреп­лённое союзом и, который сочетается со словом тогда, вклю­чает последующие события, являющиеся следствием. В научной и деловой речи встречаются и сложносочинённые предложения с условно-следственным значением, например: Измените тип об­мена веществ живого тела, и вы измените наследственность. (Пер­вая часть со сказуемым в форме повелительного наклонения име­ет значение условия, а вторая — со сказуемым в форме будуще­го времени — имеет значение следствия.)

2. Значительно реже употребляется в литературном языке соединительный союзда. Он встречается преимущественно в ху­дожественной речи, например: Голодный волк в лесной глуши пронзительно стонал,да ветер бился и ревел, играя на реке. (Н.) Он имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклор­ный оттенок.

3. Союзы тоже итакже по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между частями предложения, а внутри вто­рой части, при них может быть добавочный союз и.

П р и м е р ы. 1) Слезы высохли у меня на глазах, сестри­ца тоже перестала плакать. (А.) 2) Странный старичок за­говорил очень протяжно, звук его голосатакже изумил меня. (Т.)

4. Союз нини (в современном литературном языке толь­ко повторяющийся) совмещает в себе два значения: соеди­нительного союза и и усилительной частицыни, которая употребляется в отрицательных предложениях, поэтому и союзни — ни используется для связи отрицательных предло­жений.

Пример.Ни солнца мне не виден свет,ни для корней моих простору нет. (Кр.) (Ср.: И солнца мне не виден свет, и для корней моих простору нет.)

§ 88. Сложносочинённые предложения с разделительными со­юзами.

1. Союзили указывает на наличие или возможность че­го-нибудь одного из двух или из ряда явлений, а также на чередование явлений, о которых говорится в предложе­ниях.примеры. 1) Лишь изредка олень пугливый через пусты­ню пробежит, или коней табун игривый молчанье дола возму­тит. (Л.) 2)Иль чума меня подцепит,иль мороз окостенит,ильмне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид. (П.)

2. Союзто — то (только повторяющийся) указывает на че­редование явлений.

П р и м е р. То скрипнет дверь,то тихо отворится калитка, то сгорбленная фигура плетётся от дома к дому по огородам.

3. Союз не то — не то (только повторяющийся) указыва­ет на трудность выделить из двух или из ряда явлений одно вследствие неопределённости впечатления от каждого

Пример.Не то кому подали лошадей,не то кто новый при­ехал. (Данилевский.)

Союзыили, то — то стилистически нейтральны, предложения

с ними могут употребляться в любом стиле речи. Союзы же иль, не то — не то имеют оттенок разговорности, конструк­ции с ними более характерны для обиходно-бытового стиля

§ 89. Сложносочинённые предложения с противительными со­юзами.

1. Союз а указывает, что второе явление противопола­гается первому или чем-то отличается от него.

П р и м е р ы. 1) Они проснулись—а мы спать собираемся. (Т.) 2) Мне встретились на болоте мужчина и женщина. Он шёл с косой, а она — с граблями. (Пр.)

2. Союзыно, да, зато, однако указывают, что второе явление противополагается первому. Союзда, как и соединительный союз да, имеет добавочный разговорно-бытовой или фольклорный от­тенок.

П р и м е р ы. 1) Солнце село,но в лесу ещё светло. (Т.)

2) Я лежал как бы в забытьи,но сон не смыкал глаз моих. (Дост.) 3) Горячее лицо искало ветра,да ветра-то и не было. (Т.) 4) Видна на боках твоих впалых кнута не одна полоса, зато на дворах постоялых покушал ты вволю овса. (Н.)

3. Союз же совмещает в себе два значения: противительно­го союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между частями предложений, а после первого слова во второй части предложений (особо выделяя это слово); он употребляется, как правило, для связи предложений, а не отдельных слов.

П р и м е р. Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал. (М. Г.)

4. Союзыа то, не то соответствуют по значению словам ина­че, в противном случае; предложения с ними обычно употреб­ляются в разговорно-бытовой речи.

П р и м е р ы. 1) Ты, Тиша, скорей приходи,а то маменька опять браниться станет. (Остр.). 2) Правду говори,не то тебе достанется.

Источник

Adblock
detector