Меню

Догорает холодный пасмурный день редко проглянет холодный луч солнца

Глаголы в изъявительном наклонении

Исходное положение >>

УЭ – 3 Цель: закрепление изученного материала (20 мин.). 1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении. Догорает холодный пасмурный день. Редко проглянет холодный луч солнца. Поставил задачу – выполни! Увидел, что обижают слабого, заступись! Ты решишь эту задачу? Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже. Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи! Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл. 2. Упражнение 482 стр. 202. Работайте устно. За правильное объяснение – 1 балл.

Слайд 8 из презентации «Изъявительное наклонение». Размер архива с презентацией 264 КБ.

Русский язык 6 класс

«Правописание имён существительных» — Какаду. Пришёл просить, а не правду гласить. Пурга. Обобщение по теме «Имя существительное» (УРОК-СКАЗКА) 6 класс. Мысли. Буквенный диктант. Крылья. Ключик, квадратик, носик, мячик. «Чужеземные штучки». Юнна Мориц. Один в поле не воин. На нем были жилет, на шее кашне, а в руке саквояж. Испытание от Бабы-Яги. Испытание от Кощея Бессмертного. Голове. «Ловушка». Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

«Правописание отрицательных местоимений» — Образование отрицательных местоимений. Местоимения. Тестовое задание. Вид отца. Какие местоимения называются отрицательными. Взаимопроверка. Сравните предложения. Отрицательные местоимения. Склонение отрицательных местоимений. Долбили своими толстыми клювами чёрствую землю. Пустые речи. Синтаксическая пятиминутка. Приставка с местоимением. Написание отрицательных местоимений. Правильно писать отрицательные местоимения.

«Основные виды сложных предложений» — Запятая ставится перед союзами а, но. Синтаксическая пятиминутка. Союзное предложение. Сведения о видах сложных предложений. Сложное предложение и его виды. Выделите главные члены предложения. Проверь своё произношение. Сложное предложение. Занимательная информация. Однородные члены. Налетел ветер. Однородные члены предложения.

«Притяжательные местоимения» — Привычки. Пейзажи. Коровы. Зачитаем примеры. Прохожий. Вспомним пунктуационные правила. Морды. Почтовая марка. Притяжательные местоимения. Какое местоимение притяжательное. Хозяин. Исходный текст. Первые стихи. Лавочник. Личное местоимение. Продолжаем изучение местоимений.

«Имя прилагательное — это часть речи» — Чтение диалога по ролям. Имя прилагательное как часть речи. Представления о роли прилагательных. Теоретическая разминка. Странная ягода. Выполняет синтаксическую функцию. Отгадайте народные загадки. Красное лето. Имя существительное. Имя прилагательное. Слово «путь».

«Местоимения разных разрядов» — Научиться находить местоимения. Разряды местоимений. Стадия осмысления. Пример сочинения. Завершающий этап работы. Кластер. Пример синквейна. Запишите предложения. Выучить разряды местоимений. Стадия вызова. Напишите синквейн.

Всего в теме «Русский язык 6 класс» 82 презентации

Источник

Презентация «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» 6 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение». 6 класс. Цели урока: в процессе работы вы должны: получить знания о том, что такое наклонение глагола, о видах наклонения глагола; уметь определять глаголы в форме изъявительного наклонения; отработать навык правописания глаголов в форме изъявительного наклонения.

1. Запишите дату и тему урока.

Работа в тетради самостоятельно

2. Закончите начатые утверждения:

2)Глагол как часть речи обозначает …

3)Разноспрягаемые глаголы – это…

4)Переходные глаголы сочетаются с…

5)Непереходные глаголы – это…

6)Глаголы с суффиксом -ся (-сь) являются…

Работайте самостоятельно. Взаимопроверка. За каждое правильное определение – 1 балл.

2. Закончите начатые утверждения:

    Глагол – это часть речи.

2)Глагол как часть речи обозначает действие предмета.

3)Разноспрягаемые глаголы – это хотеть, бежать.

4)Переходные глаголы сочетаются с сущ., местоим., числит. в В.п. без предлога.

5)Непереходные глаголы – это все остальные.

6)Глаголы с суффиксом -ся (-сь) являются возвратными.

Работайте самостоятельно Взаимопроверка. За каждое правильное определение – 1 балл.

Цель: знакомство с новым материалом

1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом.

Прочитайте информацию в учебнике

2. Заполните таблицу.

Начните заполнять таблицу по материалу учебника (продолжать заполнять эту таблицу мы будем и на следующих уроках).

За правильно выполненную работу – 1 балл за каждую графу, всего – 4б.

Цель: знакомство с новым материалом

1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом.

Прочитайте информацию в учебнике

2. Заполните таблицу.

Начните заполнять таблицу по материалу учебника (продолжать заполнять эту таблицу мы будем и на следующих уроках).

За правильно выполненную работу – 1 балл за каждую графу, всего – 4б.

действия, которые происходили, происходят, будут происходить

Цель: закрепление изученного материала

1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.

  • Догорает холодный пасмурный день.
  • Редко проглянет холодный луч солнца.
  • Поставил задачу – выполни!
  • Увидел, что обижают слабого, заступись!
  • Ты решишь эту задачу?
  • Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
  • Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.

2. Упражнение 539 стр. 115.

Работайте устно. За правильное объяснение – 1 балл.

Цель: закрепление изученного материала

1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.

  • Догорает холодный пасмурный день.
  • Редко проглянет холодный луч солнца.
  • Поставил задачу – выполни!
  • Увидел, что обижают слабого, заступись!
  • Ты решишь эту задачу?
  • Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
  • Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи!

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.

3. Выпишите из текста предложение с глаголами изъявительного наклонения будущего времени. Объяснить знаки препинания.(Характеристика предложения, схема).

Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

Всё правильно – 3б.

Одна ошибка — 2б.

3. Выпишите из текста предложение с глаголами изъявительного наклонения будущего времени. Объяснить знаки препинания.

Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

(Повествовательное, невосклиц.,простое, двусостав.,распростр.,осложнено О.Ч.П.)

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

Всё правильно – 3б.

Одна ошибка — 2б.

4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).

    Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

2) А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький

Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.

Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –

4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).

    Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

2) А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Справка: вьется, шепчет, клокочи, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет.

Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. За каждый верный ответ – 1 балл

1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Спал, говорите, уходи, сказал бы;
  • Ответил, смотрел, смотри, смотрю;
  • Плакала, ответил, говорю, буду молчать;
  • Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу. 1б

2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Угостит, вышлите, решил бы, бегите;
  • Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;
  • Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал;
  • Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы.

1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

2)Ответил, смотрел, смотри, смотрю;

2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

2)Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;

3. Какие пословицы «лишние»?

  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не стрела, а пуще стрелы.
  • Малое слово большую беду творит.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Доброе слово режет сталь. 1б.

4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

  • Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
  • Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
  • Действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

3. Какие пословицы «лишние»?

  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не стрела, а пуще стрелы.
  • Малое слово большую беду творит.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Доброе слово режет сталь.

4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

2)Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.

Цель: формирование навыка самооценки.

Ответьте на вопрос. Подсчитайте количество баллов.

Источник

Урок русского языка в 6 классе по теме «Изъявительное наклонение»

Разработка урока по русскому языку по теме «Изъявительное наклонение» с презентацией по программе Т.А.Ладыженской

Содержимое разработки

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. 6 класс
Цель : 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- — бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока :
1. Орг. момент.
2. Повторение.

1. Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам;1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы. Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни..

Прочитать записанные слова, выделяя голосом корень.

Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.

Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

Работа с текстом.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

— Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

— Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли ) могут обозначать реальные действия?

— А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

— Прочитать выписанные слова, выделяя голосом морфемы.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 482.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

1.Как-то в лесу мы ночку поС. Дели

и от страха чуть не по С. Дели.

2. Под обстрелом поС. Дели.

Было страшно – поС. Дели.

3. Мы на грядках поС. Дели –

родители увидели, чуть не поС. Дели.

4. Бабушка немножко с внуком поС. Дела,

но за это время чуть не поС. Дела.

5. На фильме ужасов поС. Дел.

За полтора часа я чуть не поС. Дел.

Диктант с грамматическим заданием.

Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы. Определите время и наклонение глаголов-сказуемых

Мне очень нравился этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит он меня или услышит мой голос, сразу бросается к клетке. Прижмется лбом к прутьям и следит за мной. Наступило лето, и вот, когда я уже надеялась, что гепард останется в зоопарке, за ним приехали из цирка.

6. Итог урока. Объявление оценок.

7. Домашнее задание.

Содержимое разработки

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ЦЕЛИ УРОКА

Цели урока : в процессе работы над учебными элементами вы должны: получить знания о том, что такое наклонение глагола, о видах наклонения глагола, уметь определять глаголы в форме изъявительного наклонения, отработать навык правописания глаголов в форме изъявительного наклонения.

Работа в тетради самостоятельно

2. Закончите начатые утверждения:

  • Глагол – это…
  • Глагол как часть речи обозначает …
  • Морфологические признаки глагола:
  • Разноспрягаемые глаголы – это…
  • Переходные глаголы сочетаются с …
  • Непереходные глаголы – это…

Работайте самостоятельно. Взаимопроверка.

Цель: знакомство с новым материалом

1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом & 83.

Прочитайте информацию в учебнике

2. Заполните таблицу.

Начните заполнять таблицу

Цель: закрепление изученного материала

1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.

  • Догорает холодный пасмурный день.
  • Редко проглянет холодный луч солнца.
  • Поставил задачу – выполни!
  • Увидел, что обижают слабого, заступись!
  • Ты решишь эту задачу?
  • Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
  • Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи !

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

3. Спишите текст, подчеркните глаголы изъявительного наклонения будущего времени.

Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.

Всё правильно – 4б.

Одна ошибка — 3б.

4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).

Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –

Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

2) А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький

Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.

Цель: проверить уровень усвоения нового материала.

Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. За каждый верный ответ – 1 балл

1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Спал, говорите, уходи, сказал бы;
  • Ответил, смотрел, смотри, смотрю;
  • Плакала, ответил, говорю, буду молчать;
  • Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу.

2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?

  • Угостит, вышлите, решил бы, бегите;
  • Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;
  • Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал;
  • Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы.

3. Какие пословицы «лишние»?

  • Слово жжет хуже огня.
  • Слово не стрела, а пуще стрелы.
  • Малое слово большую беду творит.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Доброе слово режет сталь.

4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

  • Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
  • Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
  • Действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Цель: формирование навыка самооценки.

  • Внимательно перечитайте цели урока.
  • Всех ли целей вы достигли?
  • Подсчитайте количество баллов, набранное за урок.

Ответьте на вопрос. Подсчитайте количество баллов.

«2» — 16 баллов и менее.

УЭ – 6 Дифференцированное домашнее задание (2 мин.)

Цель: закрепление усвоенного материала.

  • Всем – выучить правило на стр. 114.
  • П. 91. Упр.540.

Источник

Читайте также:  Солнце оно живое или нет

Космос, солнце и луна © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
  • Внимательно перечитайте цели урока.
  • Всех ли целей вы достигли?
  • Подсчитайте количество баллов, набранное за урок.