Меню

Доброта как солнце без нее немыслима сама жизнь

обобщающий урок «Бессоюзные сложные предложения» 9класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

данный урок является обобщающим по теме «Бессоюзные сложные предложения». Материал урока составлен по одной тематике «доброта», что дает не только повторить изученный материал, но и воспитывать нравственные качества.

Скачать:

Вложение Размер
9kl_urok.docx 31.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

1 . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

оборудование: проектор, компьютер

1. Организационный этап .

2 . Сообщение темы урока и постановка целей

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть : злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. ( Лакордер)

3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях .

Настроимся на разговор о доброте . Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.

(Д о бродушие, незл о бивость, доброс е рдечность, отзывчивость, душевность, состр а дание, милосердие)

Составьте словосочетание с типом связи управление ( пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -б ездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта — присущая человеку, бескорыстное чувство )

Задание к эпиграфу:

Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

4. Актуализация уже имеющихся знаний .

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

А) Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие

4. Доброта. постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время

Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро .
  2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.
  3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
  4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
  5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
  6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.
  7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
  9. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.
  10. Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  11. Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу .
  12. Желаешь себе добра ()не делай зла другому.
  13. Самый светлый талант () доброта.
  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.
  15. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  17. Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру .
  18. Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.
  19. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро .(пояснение)
  2. Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
  3. Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
  4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
  5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица .) противопоставление
  6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
  7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
  8. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. ( следствие)
  9. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
  10. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.( дополнение)
  11. Поговоришь с добрым человеком — солнечный луч озарит твою душу .(сравнение)
  12. Желаешь себе добра — не делай зла другому.( условие)
  13. Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. . Обобщающее слово
  15. Будешь думать о хорошем — мысли созреют в добрые поступки.( условие)
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. ( причина)
  17. Ум, доброта, душевное тепло – словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру . Обобщающее слово
  18. Добрый человек оставляет добрую память — злой человек будет быстро забыт.( противопоставление)
  19. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) (спп предложение)

Источник

обобщающий урок «Бессоюзные сложные предложения» 9класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

обобщающий урок по теме «бессоюзные сложные предложения» дает возможность не только повторить пройденный материал, но и воспитывать нравственные качества. Материал урока подобран о доброте.

Скачать:

Вложение Размер
9kl_urok.docx 31.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Бессоюзные сложные предложения» (обобщающий урок в 9 классе по русскому языку)

1 . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

оборудование: проектор, компьютер

1. Организационный этап .

2 . Сообщение темы урока и постановка целей

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.

Лучше добрым на свете быть : злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой)

Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает большинство людей. ( Лакордер)

3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях .

Настроимся на разговор о доброте . Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?

(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим)

Назовите синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск синонимов в словаре синонимов.

(Д о бродушие, незл о бивость, доброс е рдечность, отзывчивость, душевность, состр а дание, милосердие)

Составьте словосочетание с типом связи управление ( пользоваться добротой, показывать доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -б ездумное доброе отношение к чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта, душевная доброта — присущая человеку, бескорыстное чувство )

Задание к эпиграфу:

Почему автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.

(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

4. Актуализация уже имеющихся знаний .

1)Какое предложение называется бессоюзным?

(Это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения)

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

(Перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время, дополнение, противопоставление)

3)Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

(Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

А) Опуская союзы, преобразуйте сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в синонимичные им бессоюзные; расставьте в них знаки препинания и объясните их.

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление

2. Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время

3. Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.) тире-время, условие

4. Доброта. постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина

5. Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время

Б) Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, расставьте и объясните знаки препинания в них.

  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость () человек должен делать только добро .
  2. Добро не лежит на дороге ()его случайно не подберешь.
  3. Ты сделал добро () скрой, тебе сделали добро () расскажи.
  4. Я убежден() правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
  5. Злой плачет от злости ()добрый — от жалости.
  6. Хочешь людям добра ()сей в их сердцах любовь.
  7. Мудрость доброты в одном ()она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
  8. Доброта как солнце () без нее немыслима сама жизнь.
  9. Доброта бессмертна() в ней наша духовная сущность.
  10. Мы знаем() главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
  11. Поговоришь с добрым человеком ()солнечный луч озарит твою душу .
  12. Желаешь себе добра ()не делай зла другому.
  13. Самый светлый талант () доброта.
  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства() радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев.
  15. Будешь думать о хорошем () мысли созреют в добрые поступки.
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
  17. Ум, доброта, душевное тепло ()словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру .
  18. Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.
  19. Доброта () язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)
  1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро .(пояснение)
  2. Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. (Ч. Айтматов.)
  3. Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие
  4. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
  5. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица .) противопоставление
  6. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
  7. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
  8. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. ( следствие)
  9. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
  10. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.( дополнение)
  11. Поговоришь с добрым человеком — солнечный луч озарит твою душу .(сравнение)
  12. Желаешь себе добра — не делай зла другому.( условие)
  13. Самый светлый талант — доброта (С. Граховский) (простое предложение)
  14. Каждый человек когда-нибудь испытывал все человеческие чувства: радость и ненависть, боль и страдание, добро и зло, любовь и гнев. . Обобщающее слово
  15. Будешь думать о хорошем — мысли созреют в добрые поступки.( условие)
  16. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. ( причина)
  17. Ум, доброта, душевное тепло – словом, все эти достоинства отражают богатую, сильную натуру . Обобщающее слово
  18. Добрый человек оставляет добрую память — злой человек будет быстро забыт.( противопоставление)
  19. Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви) (спп предложение)

Источник

Читайте также:  Как гармонизировать солнце женщине
Adblock
detector