Меню

Дневные звезды никогда не видны их затмевает солнце знаки препинания

A 23 Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром нужно по­ста­вить одну за­пя­тую. (Знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны.)

1) Для из­ме­ре­ния тех или иных на­уч­ных объ­ек­тов или яв­ле­ний ис­поль­зу­ют­ся еди­ные для всего мира еди­ни­цы.
2) Тучи на го­ри­зон­те то схо­ди­лись и рас­хо­ди­лись то вы­стра­и­ва­лись в при­чуд­ли­вые замки.
3) Споры шля­поч­ных гри­бов очень мел­кие и лёгкие и пе­ре­но­сят­ся по­то­ком воз­ду­ха.
4) Видны были толь­ко белые ство­лы бли­жай­ших берёз да ку­со­чек аллеи.

A 24 Ука­жи­те пра­виль­ное объ­яс­не­ние по­ста­нов­ки двое­то­чия в дан­ном пред­ло­же­нии.

Днев­ные звез­ды ни­ко­гда не видны в небе: их за­тме­ва­ет солн­це.

1) Вто­рая часть бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части.
2) Обоб­ща­ю­щее слово стоит перед од­но­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния.
3) Вто­рая часть бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния до­пол­ня­ет со­дер­жа­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части.
4) Вто­рая часть бес­со­юз­но­го слож­но­го пред­ло­же­ния ука­зы­ва­ет на­след­ствие того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части.

A 25 В каком ва­ри­ан­те от­ве­та пра­виль­но ука­за­ны все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые?

Тре­нер рас­пре­де­лил участ­ни­ков со­рев­но­ва­ний в ко­ман­ды (1) каж­дая (2) из ко­то­рых (3) вклю­ча­ла пять че­ло­век (4) и ещё раз на­пом­нил пра­ви­ла игры.
1) 1
2) 2
3) 1, 4
4) 2, 4

A 26 В каком ва­ри­ан­те от­ве­та пра­виль­но ука­за­ны все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые?

На за­ка­те пошёл дождь (1) ко­то­рый сразу раз­ве­ял на­ко­пив­шу­ю­ся в воз­ду­хе ду­хо­ту (2) и (3) в то время как он гулко и од­но­об­раз­но шумел по саду во­круг дома (4) в не­за­кры­тые окна в зале тя­ну­ло слад­кой све­же­стью мок­рой зе­ле­ни.
1) 2,4
2) 1,4
3) 1,2,3,4
4) 1,2

A 27 Про­чи­тай­те текст.

В III веке до нашей эры в Гре­ции было не­ма­ло ста­туй и ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний, по своим мас­шта­бам не усту­пав­ших Зевсу Олим­пий­ско­му ра­бо­ты Фидия, од­на­ко имен­но ста­туя Зевса (а не, ска­жем, ста­туя Афины или Ак­ро­поль) счи­та­ет­ся чудом света. Вме­сто Зевса, из­вест­но­го гре­кам по мифам, — тще­слав­но­го, ко­вар­но­го и же­сто­ко­го бога, ко­то­рый не гну­ша­ет­ся при­бег­нуть ко вся­че­ским коз­ням и лу­кав­ству, чтобы до­бить­ся любви и вла­сти, Фидий изоб­ра­зил ста­ро­го, умудрённого опы­том че­ло­ве­ка с доб­ры­ми чер­та­ми лица, бога, вну­ша­ю­ще­го не ужас, а до­ве­рие. Таким об­ра­зом, Фидию уда­лось со­здать прин­ци­пи­аль­но новый, об­ла­да­ю­щий осо­бой при­вле­ка­тель­но­стью для про­стых смерт­ных образ вер­хов­но­го гре­че­ско­го бога, и имен­но по этой при­чи­не Зевс Олим­пий­ский был включён Ан­ти­па­тром из Си­до­на в спи­сок Семи чудес света Древ­не­го Мира.

В каком из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1) Из всех ста­туй и ар­хи­тек­тур­ных со­ору­же­ний Гре­ции, су­ще­ство­вав­ших в III веке до нашей эры, имен­но Зевс Олим­пий­ский ра­бо­ты Фидия, яв­ляв­ший­ся самой боль­шой по раз­ме­ру скульп­ту­рой сво­е­го вре­ме­ни, был внесён Ан­ти­па­тром из Си­до­на в спи­сок Семи чудес света.
2) Ста­туя Зевса Олим­пий­ско­го, ко­то­рая не яв­ля­лась самой мас­штаб­ной скульп­ту­рой Древ­ней Гре­ции, была вклю­че­на в спи­сок Семи чудес света, так как Фидию уда­лось изоб­ра­зить доб­ро­го, вну­ша­ю­ще­го до­ве­рие бога вме­сто ко­вар­но­го и же­сто­ко­го Зевса, из­вест­но­го гре­кам по мифам.
3) Фидию, ав­то­ру ста­туи Зевса Олим­пий­ско­го, уда­лось со­здать прин­ци­пи­аль­но новый образ Зевса: вме­сто тще­слав­но­го, ко­вар­но­го и же­сто­ко­го бога, из­вест­но­го гре­кам по мифам, Фидий изоб­ра­зил умудрённого опы­том че­ло­ве­ка, Зевса, вну­ша­ю­ще­го не ужас, а до­ве­рие.
4) До того мо­мен­та, как Фидий со­здал скульп­ту­ру Зевса Олим­пий­ско­го, древ­ние греки ви­де­ли в этом боге тще­слав­но­го, ко­вар­но­го и вла­сто­лю­би­во­го вла­ды­ку, лишённого доб­ро­ты.

Источник

Знаки препинания в предложениях

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Можно допустить ошибку при различении сложного бессоюзного предложения и простого предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зе­лёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над голо­вой. (Простое? Сложное?)

Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения. Выясните, где стоит двоеточие (тире): между частями сложного предложения либо внутри простого. Это позволит вам исключить из рассмотрения некоторые варианты ответа.

Не следует считать отдельной грамматической основой ряд однородных подлежащих, стоящих после обобщающего слова:

Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зе­лёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над голо­вой. (Простое предложение с обобщающим словом и однородными подлежащими.)

Иногда кажется, что в тесте возможны два правильных ответа.

Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Читайте также:  Солнце возраст класс строение

Действительно, в приведенном примере значение сложного бессоюзного предложения школьник может истолковать так:

вторая часть поясняет содержание первой, называя причину события, отраженного в первой части.

То есть оба варианта ответа покажутся верными. Проблема связана с тем, что в школьной программе не изучают точное содержание термина «поясняющие отношения» и школьники понимают слово «поясняет» в его обычном, нетерминологическом значении.

Если вам встретится подобный случай, выбирайте ответ «про причину» (вы не ошибетесь).

Тире между подлежащим и сказуемым

В русском языке в настоящем времени при составном именном сказуемом вместо связки есть в определенных случаях ставят тире.

Случаи, когда между подлежащим и сказуемым ставят тире.

В роли подлежащего выступают следующие части речи либо формы слова:

В роли сказуемого выступают следующие части речи либо формы слова:

неопределенная форма глагола (инфинитив).

неопределенная форма глагола (инфинитив).

В подобных случаях часто используются частицы это и значит; они не отменяют тире, тире ставится перед ними.

Изучать культуру народа — значит осваивать его образ мыслей.

Запомните случаи — исключения, в которых тире не ставится:

1) перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ, предмету речи дается характеристика через отрицание (Рогожин не бандит.);

2) перед сказуемым стоит сравнительный союз, предложение имеет значение сравнения (Облака словно паруса.);

3) перед сказуемым стоит вводное слово, характеристика предмета речи осложняется особой оценкой говорящего (Князь, возможно, романтик.);

4) между подлежащим и сказуемым стоит местоимение в косвенном падеже (Антон мне друг.).

Когда подлежащее выражено существительным, а сказуемым являются устойчивые обороты один из . первый из . то тире между подлежащим и сказуемым ставится.

Запомните следующие случаи, когда тире обычно не ставится (оно может быть использовано здесь только в качестве авторского знака):

Жизнь — прекрасна! (Здесь тире — авторский знак.)

Ты — гражданин мира! (Здесь тире — авторский знак.)

Тире не ставится также, когда связочный глагол в настоящем времени ЕСТЬ не опускается.

Способность заполнять собой без остатка любой объем есть существенное свойство газов.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

За полчаса снегом покрылась вся улица : и тротуар, и крыши домов, и спины прохожих.

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Гайки, обломки деталей, ветошь — всё это представляло теперь огромную ценность.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире.

Все они : и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька — Соколик — стояли молча, не глядя по сторонам.

Следует запомнить особый случай, когда в книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, например , указывающие на перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними — запятая.

Здесь водились разные звери, как-то : волки, лисы, бобры и т. д.

Для успешной сдачи экзамена необходимы три условия, а именно : знание материала, умение выстроить ответ и умение справиться с волнением.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзном сложном предложении смысловая связь частей в устной речи выражается интонацией, а на письме — знаками препинания (запятой, двоеточием, тире). Поэтому выбор знака препинания производится при опоре на смысл предложения.

В таблице даны основные условия выбора знака препинания между частями.

Когда ставится запятая либо точка с запятой

Когда между частями при интонации перечисления наблюдаются отношения однородности, между ними ставится запятая.

Солнце светило ярко, у леса сильно пахло свежей листвой, на реке играли блики.

Если в этом случае части более распространены, между ними можно поставить точку с запятой.

На припеке трава желтее; в тени деревьев, высоких, раскидистых, бежит ручеек.

Когда ставится двоеточие

1. Когда вторая часть поясняет, уточняет первую (после первой части можно поставить союз «а именно»).

Сделай проще: пусть костюм вычистят в прачечной.

2. Когда первая часть указывает, что во второй содержится описание или изложение какого-либо факта (после первой части можно поставить союз что).

Я знаю: все будет хорошо.

3. Когда первая часть предполагает продолжение типа «и увидел (услышал, почувствовал), что…».

Я поднял голову: над домом кружил ястреб.

4. Когда в первой части содержится следствие, а во второй — причина (после первой части можно поставить союзы: потому что, так как, поскольку).

Читайте также:  Светимость солнца это определение

Шли молча: говорить было не о чем.

(Допускаются случаи, когда при ярком пояснительном значении в подобных конструкциях вместо двоеточия ставят тире: Он не говорит уже целый год — обещал настоятелю молчать, пока часовню не достроят).

5. Когда во второй части содержится прямой вопрос.

Не понимаю: как она могла это сделать?

Когда ставится тире

1. Когда части противостоят друг другу по смыслу (после первой части можно поставить союзы а, но).

Я нажал на газ — грузовик не тронулся с места.

2. Когда в первой части содержится причина, а во второй — следствие, результат (после первой части можно поставить слова: следовательно, поэтому, тогда).

Говорить было не о чем — шли молча.

3. Когда первая часть указывает время действия, обозначенного во второй части, или условие, при котором оно происходит (перед первой частью можно поставить союзы: когда, если).

Будет дождик — будут и грибы.

4. Когда во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (после первой части можно поставить союзы словно, будто).

Улыбнется — солнце выглянет.

5. Когда предложение рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Источник

Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения — это такие сложные предложе­ния, части которых связаны только смыслом и интонацией, без помощи союзов и союзных слов.

Между частями бессоюзного сложного предложения ставятся разные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

I. Запятаямежду частями бессоюзного сложного предложения ста­вится, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, обозначают одновременно или последовательно происходящие события (между ними можно вставить союз и):

Тем временем выглянуло солнце, оно послало свои лучи на землю, лучи проникли в густую чащу и осветили каждую ветку.

II. Точка с запятойставится тогда, когда части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены (особенно если они имеют внутри себя запятые):

Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд; по всем улицам пела капель звонкую песню весны.

III. Двоеточиев бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в таких случаях:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между этими частями можно вставить выражение «а именно»):

Никогда ещё он не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе (а именно какой осени?).

2) если в первой части есть глаголы видеть, смотреть, понимать, уз­нать, чувствоватьи т.п., с помощью которых делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в таких случаях между частями можно вставить союз что):

Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, при­слушатьсяи другие, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себяслов «и увидел, что, «и услышал, что, и почувствовал, что» и т. п.:

Лук царевич опустил, смотрит: коршун в море тонет и не птичьим

4)есливтораячасть указывает причину того, о чём говорится в пер­вой части (между ними можно вставить союз потому что, так как, поскольку):

Дневные звёзды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

IV. Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в таких случаях:

4) если вовторойчасти содержится неожиданный результат или указание на быструю смену событий:

Он нажал на тормозскорость не уменьшилась.

Сыр выпалс ним была плутовка такова.

5) если вовторойчасти содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а):

Смелые побеждаюттрусливые погибают.

6) есливтораячасть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, так что):

Жара всё усиливаласьстановилось тяжело дышать.

7) если впервойчасти указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно подставить союз когда):

Лес рубятщепки летят.

8) еслиперваячасть обозначает условие совершения действия, о ко­тором говорится во второй части (в начале первой части можно подставить союз если):

Читайте также:  Восход солнце над болотом

Будет завтра хорошая погодапойдём в лес.

9) если вовторойчасти содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части (между ними можно вставить союзы словно, будто, как):

Молвит словосоловей поёт.

7) есливтораячасть представляет собой присоединительное пред­ложение (перед ним можно вставить слово это):

Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнцедурной знак.

Следует помнить, что чужая речь может передаваться не дословно, а лишь с сохранением её содержания. В таких случаях говорят о косвенной речи. Косвенная речь является придаточной частью сложноподчинённого предложения.

В предложениях с прямой речью могут использоваться обращения, междометия, частицы, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Знаки препинания при диалоге. Употребление кавычек.

«- Когда родился Бенкендорф?

— Году в семидесятом, — ответил я.

— А точнее? – спросила женщина.

— К сожалению, — говорю, — забыл…»

С. Довлатов («Заповедник»)

Короче, надеюсь, всем понятно…Не знаю, как тут объяснять. Если точка, а потом косвенная речь, то эта точечка превращается в запятую. Восклицательный, вопросительный знаки, а также многоточие остаются в силе. Если прямая речь разрывается, то либо: «Знаешь, — замялась она, — я давно хотела тебя спросить…» (т.к. «Знаешь, я давно хотела тебя спросить…») либо: «Пасмурно сегодня, — сказал он. – Пойдем в дом.» (т.к. «Пасмурно сегодня. Пойдем в дом»)

Знаки препинания при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Обращение— это слово или словосочетание, называющее адресата речи (т. е. того, к кому обращаются с речью).

Обращение выделяется запятыми, а при особой эмоциональной нигрузке — восклицательным знаком:

Здравствуйте, друзья мои.

А вы, друзья, как ни садитесь.

Всё в музыканты не годитесь.

Поэт! Не дорожи любоаию народной.

Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособля­ется и воспринимается как второе обращение:

Петя, голубчик, где ты?

Петя, дорогой, куда же ты спрятался?

Частицы о.ах. аи др., стоящие перед обращением, от них не отделяются:

О любимые сердцем обманы.

Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или вопросительным знаком (в отличие от частицы междометие интонационно под­чёркивается, акцентируется):

Эй. ребята, помогите мне.

Призывая к вниманию, междометие может и само выступать и качестве обращения:

Личные местоимениятыивы,как правило, не выступают в роли обращений.

Знаки препинания при отрицательных и вопросительно-восклицательных словах

1. Словадаинет,выражающие утверждение и отрицание, выделяются запя­тыми. В зависимости от интонации после них может ставиться восклицательный знак, многоточие и точка:

Ист. это не так. Нет’ Я никуда не поеду!

Словодаможет ныступать в роли частицы, и тогдп оно не выделяется запя­тыми:

Да всё нормально!

Да ладно! Да хватит вам!

Словонетможет выступать в качестве члена предложения (сказуемого), в таком случае оно не выделяется запятыми:

Нет здесь никого.

Да нет у пас ничего.

Вопросительно-восклицательные словачто, что ли, ну как. что же, как же, ну, авыделяются знаками препинания:

Что. разве ты уже устал?

Отдохнем, что ли?

Употребление кавычек.

Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении

1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание, например: Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Тургенев);

2) слова, употребленные в особом, необычном значении, например: Они [пассажиры третьего класса] не имели права находиться на верхних палубах, предназначенных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса (Катаев);

3) слова, представляющие собой малоизвестные термины, например: Рано весной… начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков);

4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчёркивается эта их особенность, например: На эту весёлую «тусовку» пришли почти все ученики старших классов;

5) слова, употребленные в ироническом значении, например: …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский);

6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту), например: На манёврах «красные» выступали против «зелёных»; «противник» применил «атомное оружие».

Ср. также: «бочка» (в авиации), «котёл» (в военном деле), «зелёная улица» (у железнодорожников), «белое золото» (хлопок), «белый уголь» (электроэнергия воды), «Белая книга» (сборник документов), «чёрное золото» (нефть), «молния» (срочный выпуск в типографии), «летучая мышь» (фонарь у шахтеров), быть на «вы» (на «ты»), стричь «под горшок», «великий немой» (кино), «козёл» (в спорте) и т. п.

Источник

Adblock
detector