A 23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Для измерения тех или иных научных объектов или явлений используются единые для всего мира единицы.
2) Тучи на горизонте то сходились и расходились то выстраивались в причудливые замки.
3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и лёгкие и переносятся потоком воздуха.
4) Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.
A 24 Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает наследствие того, о чём говорится в первой части.
A 25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил правила игры.
1) 1
2) 2
3) 1, 4
4) 2, 4
A 26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.
1) 2,4
2) 1,4
3) 1,2,3,4
4) 1,2
A 27 Прочитайте текст.
В III веке до нашей эры в Греции было немало статуй и архитектурных сооружений, по своим масштабам не уступавших Зевсу Олимпийскому работы Фидия, однако именно статуя Зевса (а не, скажем, статуя Афины или Акрополь) считается чудом света. Вместо Зевса, известного грекам по мифам, — тщеславного, коварного и жестокого бога, который не гнушается прибегнуть ко всяческим козням и лукавству, чтобы добиться любви и власти, Фидий изобразил старого, умудрённого опытом человека с добрыми чертами лица, бога, внушающего не ужас, а доверие. Таким образом, Фидию удалось создать принципиально новый, обладающий особой привлекательностью для простых смертных образ верховного греческого бога, и именно по этой причине Зевс Олимпийский был включён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света Древнего Мира.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Из всех статуй и архитектурных сооружений Греции, существовавших в III веке до нашей эры, именно Зевс Олимпийский работы Фидия, являвшийся самой большой по размеру скульптурой своего времени, был внесён Антипатром из Сидона в список Семи чудес света.
2) Статуя Зевса Олимпийского, которая не являлась самой масштабной скульптурой Древней Греции, была включена в список Семи чудес света, так как Фидию удалось изобразить доброго, внушающего доверие бога вместо коварного и жестокого Зевса, известного грекам по мифам.
3) Фидию, автору статуи Зевса Олимпийского, удалось создать принципиально новый образ Зевса: вместо тщеславного, коварного и жестокого бога, известного грекам по мифам, Фидий изобразил умудрённого опытом человека, Зевса, внушающего не ужас, а доверие.
4) До того момента, как Фидий создал скульптуру Зевса Олимпийского, древние греки видели в этом боге тщеславного, коварного и властолюбивого владыку, лишённого доброты.
Источник
Знаки препинания в предложениях
Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Возможные трудности
Добрые советы
Можно допустить ошибку при различении сложного бессоюзного предложения и простого предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой. (Простое? Сложное?)
Подчеркните грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения. Выясните, где стоит двоеточие (тире): между частями сложного предложения либо внутри простого. Это позволит вам исключить из рассмотрения некоторые варианты ответа.
Не следует считать отдельной грамматической основой ряд однородных подлежащих, стоящих после обобщающего слова:
Все кругом выглядело несказанно радостным и привлекательным: зелёная трава на улице, шумящая листва на деревьях, солнце над головой. (Простое предложение с обобщающим словом и однородными подлежащими.)
Иногда кажется, что в тесте возможны два правильных ответа.
Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Действительно, в приведенном примере значение сложного бессоюзного предложения школьник может истолковать так:
вторая часть поясняет содержание первой, называя причину события, отраженного в первой части.
То есть оба варианта ответа покажутся верными. Проблема связана с тем, что в школьной программе не изучают точное содержание термина «поясняющие отношения» и школьники понимают слово «поясняет» в его обычном, нетерминологическом значении.
Если вам встретится подобный случай, выбирайте ответ «про причину» (вы не ошибетесь).
Тире между подлежащим и сказуемым
В русском языке в настоящем времени при составном именном сказуемом вместо связки есть в определенных случаях ставят тире.
Случаи, когда между подлежащим и сказуемым ставят тире.
В роли подлежащего выступают следующие части речи либо формы слова:
В роли сказуемого выступают следующие части речи либо формы слова:
неопределенная форма глагола (инфинитив).
неопределенная форма глагола (инфинитив).
В подобных случаях часто используются частицы это и значит; они не отменяют тире, тире ставится перед ними.
Изучать культуру народа — значит осваивать его образ мыслей.
Запомните случаи — исключения, в которых тире не ставится:
1) перед сказуемым стоит отрицательная частица НЕ, предмету речи дается характеристика через отрицание (Рогожин не бандит.);
2) перед сказуемым стоит сравнительный союз, предложение имеет значение сравнения (Облака словно паруса.);
3) перед сказуемым стоит вводное слово, характеристика предмета речи осложняется особой оценкой говорящего (Князь, возможно, романтик.);
4) между подлежащим и сказуемым стоит местоимение в косвенном падеже (Антон мне друг.).
Когда подлежащее выражено существительным, а сказуемым являются устойчивые обороты один из . первый из . то тире между подлежащим и сказуемым ставится.
Запомните следующие случаи, когда тире обычно не ставится (оно может быть использовано здесь только в качестве авторского знака):
Жизнь — прекрасна! (Здесь тире — авторский знак.)
Ты — гражданин мира! (Здесь тире — авторский знак.)
Тире не ставится также, когда связочный глагол в настоящем времени ЕСТЬ не опускается.
Способность заполнять собой без остатка любой объем есть существенное свойство газов.
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
За полчаса снегом покрылась вся улица : и тротуар, и крыши домов, и спины прохожих.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
Гайки, обломки деталей, ветошь — всё это представляло теперь огромную ценность.
Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире.
Все они : и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька — Соколик — стояли молча, не глядя по сторонам.
Следует запомнить особый случай, когда в книжной речи после обобщающих слов перед однородными членами стоят слова как-то, а именно, например , указывающие на перечисление. В таких случаях после этих слов ставится двоеточие, а перед ними — запятая.
Здесь водились разные звери, как-то : волки, лисы, бобры и т. д.
Для успешной сдачи экзамена необходимы три условия, а именно : знание материала, умение выстроить ответ и умение справиться с волнением.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
В бессоюзном сложном предложении смысловая связь частей в устной речи выражается интонацией, а на письме — знаками препинания (запятой, двоеточием, тире). Поэтому выбор знака препинания производится при опоре на смысл предложения.
В таблице даны основные условия выбора знака препинания между частями.
Когда ставится запятая либо точка с запятой
Когда между частями при интонации перечисления наблюдаются отношения однородности, между ними ставится запятая.
Солнце светило ярко, у леса сильно пахло свежей листвой, на реке играли блики.
Если в этом случае части более распространены, между ними можно поставить точку с запятой.
На припеке трава желтее; в тени деревьев, высоких, раскидистых, бежит ручеек.
Когда ставится двоеточие
1. Когда вторая часть поясняет, уточняет первую (после первой части можно поставить союз «а именно»).
Сделай проще: пусть костюм вычистят в прачечной.
2. Когда первая часть указывает, что во второй содержится описание или изложение какого-либо факта (после первой части можно поставить союз что).
Я знаю: все будет хорошо.
3. Когда первая часть предполагает продолжение типа «и увидел (услышал, почувствовал), что…».
Я поднял голову: над домом кружил ястреб.
4. Когда в первой части содержится следствие, а во второй — причина (после первой части можно поставить союзы: потому что, так как, поскольку).
Шли молча: говорить было не о чем.
(Допускаются случаи, когда при ярком пояснительном значении в подобных конструкциях вместо двоеточия ставят тире: Он не говорит уже целый год — обещал настоятелю молчать, пока часовню не достроят).
5. Когда во второй части содержится прямой вопрос.
Не понимаю: как она могла это сделать?
Когда ставится тире
1. Когда части противостоят друг другу по смыслу (после первой части можно поставить союзы а, но).
Я нажал на газ — грузовик не тронулся с места.
2. Когда в первой части содержится причина, а во второй — следствие, результат (после первой части можно поставить слова: следовательно, поэтому, тогда).
Говорить было не о чем — шли молча.
3. Когда первая часть указывает время действия, обозначенного во второй части, или условие, при котором оно происходит (перед первой частью можно поставить союзы: когда, если).
Будет дождик — будут и грибы.
4. Когда во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (после первой части можно поставить союзы словно, будто).
Улыбнется — солнце выглянет.
5. Когда предложение рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Источник
Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Бессоюзные сложные предложения — это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без помощи союзов и союзных слов.
Между частями бессоюзного сложного предложения ставятся разные знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.
I. Запятаямежду частями бессоюзного сложного предложения ставится, если эти части тесно связаны между собой по смыслу, обозначают одновременно или последовательно происходящие события (между ними можно вставить союз и):
Тем временем выглянуло солнце, оно послало свои лучи на землю, лучи проникли в густую чащу и осветили каждую ветку.
II. Точка с запятойставится тогда, когда части бессоюзного сложного предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены (особенно если они имеют внутри себя запятые):
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд; по всем улицам пела капель звонкую песню весны.
III. Двоеточиев бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в таких случаях:
1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между этими частями можно вставить выражение «а именно»):
Никогда ещё он не видел такой осени: ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе (а именно какой осени?).
2) если в первой части есть глаголы видеть, смотреть, понимать, узнать, чувствоватьи т.п., с помощью которых делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в таких случаях между частями можно вставить союз что):
Я убеждён лишь в одном: вдохновение приходит во время труда.
3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушатьсяи другие, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себяслов «и увидел, что, «и услышал, что, и почувствовал, что» и т. п.:
Лук царевич опустил, смотрит: коршун в море тонет и не птичьим
4)есливтораячасть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между ними можно вставить союз потому что, так как, поскольку):
Дневные звёзды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.
IV. Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится в таких случаях:
4) если вовторойчасти содержится неожиданный результат или указание на быструю смену событий:
Он нажал на тормоз—скорость не уменьшилась.
Сыр выпал—с ним была плутовка такова.
5) если вовторойчасти содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а):
Смелые побеждают—трусливые погибают.
6) есливтораячасть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, так что):
Жара всё усиливалась—становилось тяжело дышать.
7) если впервойчасти указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно подставить союз когда):
Лес рубят—щепки летят.
8) еслиперваячасть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно подставить союз если):
Будет завтра хорошая погода—пойдём в лес.
9) если вовторойчасти содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части (между ними можно вставить союзы словно, будто, как):
Молвит слово—соловей поёт.
7) есливтораячасть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это):
Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце—дурной знак.
Следует помнить, что чужая речь может передаваться не дословно, а лишь с сохранением её содержания. В таких случаях говорят о косвенной речи. Косвенная речь является придаточной частью сложноподчинённого предложения.
В предложениях с прямой речью могут использоваться обращения, междометия, частицы, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.
Знаки препинания при диалоге. Употребление кавычек.
«- Когда родился Бенкендорф?
— Году в семидесятом, — ответил я.
— А точнее? – спросила женщина.
— К сожалению, — говорю, — забыл…»
С. Довлатов («Заповедник»)
Короче, надеюсь, всем понятно…Не знаю, как тут объяснять. Если точка, а потом косвенная речь, то эта точечка превращается в запятую. Восклицательный, вопросительный знаки, а также многоточие остаются в силе. Если прямая речь разрывается, то либо: «Знаешь, — замялась она, — я давно хотела тебя спросить…» (т.к. «Знаешь, я давно хотела тебя спросить…») либо: «Пасмурно сегодня, — сказал он. – Пойдем в дом.» (т.к. «Пасмурно сегодня. Пойдем в дом»)
Знаки препинания при обращении, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Обращение— это слово или словосочетание, называющее адресата речи (т. е. того, к кому обращаются с речью).
Обращение выделяется запятыми, а при особой эмоциональной нигрузке — восклицательным знаком:
Здравствуйте, друзья мои.
А вы, друзья, как ни садитесь.
Всё в музыканты не годитесь.
Поэт! Не дорожи любоаию народной.
Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется и воспринимается как второе обращение:
Петя, голубчик, где ты?
Петя, дорогой, куда же ты спрятался?
Частицы о.ах. аи др., стоящие перед обращением, от них не отделяются:
О любимые сердцем обманы.
Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или вопросительным знаком (в отличие от частицы междометие интонационно подчёркивается, акцентируется):
Эй. ребята, помогите мне.
Призывая к вниманию, междометие может и само выступать и качестве обращения:
Личные местоимениятыивы,как правило, не выступают в роли обращений.
Знаки препинания при отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
1. Словадаинет,выражающие утверждение и отрицание, выделяются запятыми. В зависимости от интонации после них может ставиться восклицательный знак, многоточие и точка:
Ист. это не так. Нет’ Я никуда не поеду!
Словодаможет ныступать в роли частицы, и тогдп оно не выделяется запятыми:
Да всё нормально!
Да ладно! Да хватит вам!
Словонетможет выступать в качестве члена предложения (сказуемого), в таком случае оно не выделяется запятыми:
Нет здесь никого.
Да нет у пас ничего.
Вопросительно-восклицательные словачто, что ли, ну как. что же, как же, ну, авыделяются знаками препинания:
Что. разве ты уже устал?
Отдохнем, что ли?
Употребление кавычек.
Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении
1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание, например: Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Тургенев);
2) слова, употребленные в особом, необычном значении, например: Они [пассажиры третьего класса] не имели права находиться на верхних палубах, предназначенных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса (Катаев);
3) слова, представляющие собой малоизвестные термины, например: Рано весной… начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков);
4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчёркивается эта их особенность, например: На эту весёлую «тусовку» пришли почти все ученики старших классов;
5) слова, употребленные в ироническом значении, например: …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский);
6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту), например: На манёврах «красные» выступали против «зелёных»; «противник» применил «атомное оружие».
Ср. также: «бочка» (в авиации), «котёл» (в военном деле), «зелёная улица» (у железнодорожников), «белое золото» (хлопок), «белый уголь» (электроэнергия воды), «Белая книга» (сборник документов), «чёрное золото» (нефть), «молния» (срочный выпуск в типографии), «летучая мышь» (фонарь у шахтеров), быть на «вы» (на «ты»), стричь «под горшок», «великий немой» (кино), «козёл» (в спорте) и т. п.
Источник