Конспект НОД в подготовительной группе «Для чего человеку космос?»
Екатерина Щукина
Конспект НОД в подготовительной группе «Для чего человеку космос?»
Цель: развивать представления о том, для чего человеку изучение космоса. Формировать представления о том, что люди во многом зависят от тех процессов, которые происходят в космическом пространстве. Развивать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: ноутбук. Иллюстрации. Фотографии Луны, Солнца, комет, метеоритов.
Ход занятия: — Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужно знать о космосе? (ответы детей)
-Интерес к космическому пространству человека вызван только любопытством, или он имеет какое – то практическое значение для жизни (ответы детей)
-Может ли человек обойтись без этих знаний? Почему? (ответы детей)
-Вы еще не так много знаете о космосе, о других планетах, о тех явлениях, которые происходят за пределами нашей Земли. Но это вовсе не значит, что космоса нет в нашей жизни. Часто не подозревая о том, люди очень зависят от космоса, от того, что в нем происходит. Он влияет на нашу жизнь каждый день. Как вы думаете, как происходит это влияние? (ответы детей)
-По вечерам мы часто видим на небе Луну. Мы думаем что это красиво, А между тем Луна руководит приливами и отливами морей и океанов. Луна влияет и на здоровье людей, на рост и развитие растений.
Утро начинается тогда, когда на небе появляется Солнце. Оно – источник тепла и света для всех, кто населяет нашу землю. Зимой Солнце светит слабо и почти не греет. Если в один прекрасный день Солнце потухнет – то всю живое на земле погибнет, потому что замерзнет. И без дневного света тоже не сможет обходиться. Когда вы будете учиться в школе, вам там будут рассказывать, что свет также жизненно необходим для роста и развития растений, животных и человека, как и тепло. От Солнца зависит смена времен года на Земле, смена дня и ночи.
На Солнце происходят сложные процессы, за которыми ученые пристально наблюдают. Одними из таких процессов являются вспышки. Эти вспышки влияют на здоровье человека, на его настроение. В те дни, когда вспышки бывают особенно сильными, на Земле фиксируют повышение солнечной активности. Это явление называют «магнитными бурями». В такие дни люди, имеющие хронические заболевания, чувствуют себя очень плохо. Но благодаря тому, что человек имеет возможность наблюдать за Солнцем, такие вспышки научились предсказывать, пусть не совсем точно, но достаточно, для того, чтобы предупредить, дав таким образом людям подготовиться к магнитной буре. А как можно подготовиться. (ответы детей)
-Зная о возможной вспышке на солнце, люди более внимательно относятся к своему самочувствию, стараются не планировать на эти дни каких – то трудных дел, поездок и т. д.
-Кроме Луны безоблачными вечерами что еще можно увидеть в небе? (звезды)
-Наблюдать звездное небо – это так красиво. Кто – ни будь из вас наблюдал звездное небо? (ответы детей)
-Но кроме удовольствия от наблюдения звезд, они помогают человеку ориентироваться. К примеру, вы заблудились в лесу. Умея ориентироваться по звездам вы наверняка найдете путь. Ориентировка по звездам раньше была единственной надеждой для путешественников и мореплавателей отыскать верную дорогу в море.
-Космос возбуждает любопытство, стремление узнать новое, непознанное, желание путешествовать открывать для себя новое.
-А вы знаете, что космос, не смотря на то, что так далеко от нас, таит в себе не мало опасностей не только для нас лично, но и для нашей Земли в целом
-Как вы думаете, какие? (ответы детей)
—Смертельную опасность для нашей планеты представляют метеорит и кометы.
-Что такое метеорит? (ответы детей)
-Что такое комета? (ответы детей)
-Какая опасность для нашей планеты может от них исходить? (ответы детей)
-Метеориты и кометы несутся с огромной скоростью. Их движение невозможно контролировать. Столкновение с ними может погубить нашу голубую планету. Два раза метеориты, пересекая орбиту Земли, уже падали (Тунгуссий и Челябенский метеорит) К счастию, они были очень маленькими, но даже они принесли определенный ущерб. Если же метеорит окажется очень большой, то произойдет непоправимая катастрофа, противостоять которой ученые пока не знают как. Чтобы попытаться предотвратить катастрофу, ученые внимательно наблюдают за кометами и метеоритами, изучают их в надежде найти способ в случае необходимости отразить их падение на Землю.
-Кроме того, не освой человек космос у нас с вами не было бы многих привычных для нас вещей, к примеру радио, телевидения. Искусственные спутники Земли по – прежнему несут днем и ночью свою вахту в бескрайних просторах космоса. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за погодой, Солнцем, звездами, атмосферой
С помощью спутников можно предсказывать погоду, предсказывать и предупреждать людей об опасности возникновения тайфунов, цунами; осуществлять телефонную связь.
В конце занятия воспитатель подводит итог.Задает детям вопросы на закрепление полученных знаний:
— Для чего человеку изучать космос?
-Какое значение имеет для людей космос?
-Как он влияет на жизнь людей?
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Далёкий и загадочный космос» Цель: Закреплять знания старших дошкольников о космосе, планетах Солнечной системы, рисовать акварелью космические объекты и анализировать.
Конспект квест-игры «Из чего я построен» для подготовительной группы Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Задачи: -обучающая: углублять знание о строении человеческого.
Конспект НОД по пластилинографии «Разноцветный космос» в подготовительной к школе группе Цель: Создание картины «Разноцветный космос», совершенствование у детей умения лепить, используя способ пластилинографии. Задачи: — закреплять.
Конспект НОД с ИКТ «Что такое космос» в подготовительной к школе группе .
Источник
Детям о космосе и космонавтах
Что такое космос?
Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё — части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над нашей головой: ракеты летят к неизведанному, звёзды рождаются и гаснут, а кометы мчатся к новым планетам. Познакомьте ребёнка с увлекательным миром космоса и отправьтесь вместе в захватывающее приключение по просторам Вселенной!
Путешествуем по Солнечной системе
Солнце — это самая близкая к нам звезда. По форме Солнце напоминает огромный шар. Солнце такое большое и горячее, что мы видим его и ощущаем тепло. Кроме Солнца в космосе ещё есть другие удивительные звёзды, многие из которых гораздо больше. Но они находятся так далеко, что мы можем только наблюдать их в ночном небе.
Кроме звёзд в космосе есть планеты. Они не умеют светить как звёзды, а только отражают свет. Все планеты движутся вокруг звёзд и вокруг своей оси. Мы с тобой живём на планете, которая называется Земля. Рядом с Землёй есть ещё планеты, давай назовём их по порядку: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Всего планет 8. Каждая из них имеет свои особенности: например, самая маленькая — это Меркурий, а самая большая планета — Юпитер, у Сатурна есть множество необычных колец, а Марс окрашен в оранжево-красный цвет. Все эти планеты движутся вокруг Солнца по своему пути — орбите. Такую “семью” планет вместе с Солнцем учёные назвали Солнечной системой.
Наш дом — планета Земля
Самая важная для нас планета — Земля. Это наш дом, единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь! Земля, как и другие планеты, по форме напоминает шар с множеством рек, озёр, морей и океанов, гор и равнин, лесов и пустынь. Из космоса наша планета кажется зелёно-голубой из-за большего количества воды. Вода и атмосфера — причина жизни на Земле.
Что такое атмосфера? Это воздушный слой, который защищает планету и её обитателей от горячих солнечных лучей, а также от космического мусора и небольших метеоритов. Атмосфера как воздушное покрывало, которое оберегает нас и обеспечивает необходимым для жизни воздухом.
Наша планета Земля настолько мала в сравнении с невероятными просторами космоса, но при этом так прекрасна!
Спутники планет. Луна
Многие планеты Солнечной системы имеют спутники. Учёные думают, что спутники — это осколки, которые образовались при формировании планеты. Спутники движутся по орбитам вокруг своих планет. Например, у самой большой планеты — Юпитера — около 63 спутников, у Марса 2 спутника, а у планеты Земля всего один — это Луна.
Луну мы наблюдаем в разное время суток, в основном, ночью. Чтобы увидеть спутник Земли, нам не нужен телескоп. Но не всегда мы видим Луну одинаково: она может быть разной формы — в виде полумесяца или круга. Это происходит потому, что Луна вместе с Землёй движется вокруг Солнца и освещается им с разных сторон.
Хвостатые кометы, астероиды и падающие метеориты
Кроме планет в Солнечную систему входят кометы и астероиды. Давай поближе с ними познакомимся.
Кометы — это очень яркие и необычные космические объекты, состоящие из льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, то его тепло сдувает с кометы пыль и газ. Так и получается огненный “хвост” кометы. Это очень красиво! Кометы не так часто приближаются к нам, поэтому увидеть это прекрасное зрелище астрономам и жителям планеты Земля удаётся редко.
Астероиды отличаются от комет. Это огромные каменные глыбы, которые могут быть любой формы и размеров. Астероиды движутся рядом с планетами. Так, в Солнечной системе между Марсом и Юпитером расположен целый “пояс астероидов”. Учёные тщательно их изучают, ведь столкновение даже с небольшим астероидом для планеты Земля и её обитателей может быть очень опасным.
А что такое метеориты? Это ещё одни космические объекты, которые напоминают камни. Метеориты похожи на астероиды и отличаются от них размером — они намного меньше и летают по всему космосу. Метеориты часто падают на Землю, но мы этого не замечаем. Нас, как щитом, защищает атмосфера планеты. Но встречаются части крупных метеоритов, упавших на Землю. Самый большой из обнаруженных метеоритов — Гоба — находится в Африке и весит 60 тонн.
Хочу быть космонавтом!
Во все времена люди пытались постичь тайны неба, изучали звёзды и планеты, положение Солнца и Луны. Изучение космоса продолжается до сих пор. Сейчас этим занимаются учёные. Их называют астрономами. Чтобы наблюдать за космическими объектами они используют специальные устройства — телескопы.
Но невозможно раскрыть тайны космоса только с поверхности Земли. Тогда учёные начали отправлять в космос животных: мышей, обезьян, кошек и собак. Самые известные из них — собаки Белка и Стрелка, которые в 1960 году отправились в космос, а потом благополучно вернулись на Землю. Так учёные смогли доказать, что полёт в космос возможен и для человека.
Первым таким человеком стал Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он отправился в космос на космическом корабле и облетел нашу планету за 108 минут. Космонавт вернулся на Землю живым и невредимым. После своего возвращения Юрий Гагарин стал знаменитым на весь мир! Каждый год в России 12 апреля празднуют День космонавтики в честь первого полёта человека в космос.
С тех пор всё больше космонавтов исследуют космическое пространство. Стать космонавтом может и учёный, и инженер, и человек другой профессии. Самое главное — иметь великолепное здоровье, быть очень выносливым и пройти тщательную подготовку и специальное обучение.
Увлекательно о космосе
Как же нескучно рассказать ребёнку о космосе? Превратите изучение в игру! Вместо обычного урока отправьтесь в путешествие по звёздам и планетам, чтобы дети почувствовали себя астрономами или космонавтами. А, может, они захотят стать инопланетянами? Используйте любые идеи!
Нарисуйте портрет инопланетянина или жителя другой планеты, а потом сделайте “инопланетный” костюм из подручных материалов. Из стульев, одеял и фольги постройте космический корабль и отправьтесь в нём на Луну. Придумайте вместе с ребёнком стихи, считалочки, загадки о космосе и планетах Солнечной системы, чтобы легче их запомнить. Чем смешнее получатся строчки, тем веселее!
Если ребенок любит вдумчивые игры, напишите вместе рассказ о невероятных космических приключениях любимого героя мультфильма или сказки. А ещё устройте необычную космическую вечеринку или тематический День рождения. Что насчёт поделок из пластилина, цветной бумаги и картона? С помощью ниток, красок, пенопласта и любых подходящих материалов можно создать свою собственную Солнечную систему!
Творите, экспериментируйте, исследуйте и вдохновляйтесь космосом вместе с ребенком. Тогда изучение нового превратится в увлекательное приключение и захватывающий квест.
Источник
Космическая тема
Вот и наступил знаменательный день, который мы в детстве очень любили и праздновали. 12 апреля — День космонавтики — день, когда впервые в мире человек оказался в космосе и совершил орбитальный облет планеты Земля. И сейчас спустя уже много лет с 1961 года мы рады поддерживать память о великом событии и рассказывать нашим детям о героических людях — о Юрии Гагарине и всех тех, благодаря кому космические полеты стали возможными.
Уверены, что практически в каждом Бэби-клубе проходят тематические недели, ребята узнают имена космонавтов и конструкторов и многое о необычности космоса. И, скорее всего, даже примеряют на себя костюмы космонавтов. Но здесь мы хотим поговорить на более широкую тему. Почему вообще темы о космосе, Вселенной и астрономии стоит обсуждать с нашими еще маленькими детьми? Не рано ли?
Вы уже знаете, что, как правило, на подобный вопрос мы отвечаем «чем раньше, тем лучше»! И не потому, что мы собираемся вырастить из ребенка космонавта, а потому, что эта удивительная для большинства тема привлекает внимание детей с раннего возраста, поражает воображение, будоражит фантазию и помогает верить в невероятное. А еще умение составить полную картину мира, почувствовать свою связь со Вселенной — это развитие так называемого интеллекта зрелости, духовного интеллекта. Только осознавая себя частью всего живого на Земле можно научиться трепетно и с величайшим уважением относиться ко всем формам жизни.
Давайте именно с этой точки зрения отнесемся к теме космоса и подумаем, какие игры можно придумать вместе с детьми и что может быть интересно им в разном возрасте.
Первые шаги к космосу
Самый первый интерес детей к небесным явлениям проявляется уже после Вспомните солнечные дни и вечерние прогулки с малышами, ясное темно-синее небо, Луна и звезды. Ваши дети удивлялись и спрашивали, что это такое там, на небе? Наши — да! 🙂 А потом уже самостоятельно радовались появлению «ночной хозяйки» на вечернем небосклоне или восходу солнца. И вот оно первое соприкосновение с космосом. Конечно, не стоит сразу вдаваться в астрономическую терминологию и рассказывать все от А до Я. Но при этом и сильно упрощать ничего не нужно. Важно рассказывать доступным для детей языком, без сложных определений, и обязательно с наглядным и игровым материалом. Отвечать на все те вопросы, какие вам задают ребята. И уж коли их заинтересовала эта тема, можно добавить ее в многотомный список ваших совместных игр.
Знакомство с нашей Вселенной лучше начинать с Солнца, ведь жизнь нашей планеты зависит от этой звезды. Конечно, малышу трудно представить размеры звезд, планет, но мы можем все это показать «на пальцах».
Вообще разговор о размере космических объектов очень интересный. Сначала спросите у ребенка, как он думает, Солнце/Луна/звезды — они какие, большие или маленькие. А потом расскажите, что звезды и другие космические объекты на самом деле очень большие. Такие, что нам даже иногда трудно себе представить. Но мы видим звезды маленькими. Почему? Покажите на любом предмете, как он уменьшается при удалении от нас. Очень удобно это демонстрировать на улице, где есть возможность отойти друг о друга на самые разные расстояния. Возьмите мячик и представьте, что это звезда, планета или Луна. Предложите ребенку отойти от вас подальше, а потом спросите, как менялся размер «вашего небесного тела», когда ребенок стоял рядом и когда отошел подальше. И таким вот опытным путем вы вместе сделаете вывод, что предметы (и объекты) могут быть на самом деле очень большими и даже огромными, но если они находятся от нас далеко, то кажутся маленькими. Звезды, например, для нас лишь маленькие точки, хотя их размер в реальности совсем другой.
Чтобы сравнить размеры Солнца и Земли, можно взять, например, арбуз и горошину. А чтобы рассказать о том, как Земля вертится вокруг своей оси и как поворачивается к Солнцу разными своими сторонами, здорово использовать глобус. Но даже если его нет, всегда можно придумать очень увлекательную игру, в процессе которой все будет предельно ясно.
Да, здесь также будет интересно рассказать ребятам, что Луна и Солнце — совсем не одно и то же. Дети ведь сначала уверены, что это так, просто отличается время суток, день или ночь. Расскажите им, что Солнце — это звезда, которая излучает свет. А Луна — это спутник нашей планеты Земля. Солнце светит, а Луна, как зеркало, может только отражать свет.
Вот пример игры. Поставьте в центре комнаты на табуретку фонарик или лампу и представьте, что это Солнце. Например, вы сами, с глобусом или мячиком в руках, можете изображать Землю. Начните ходить вокруг Солнца и при этом кружитесь вокруг себя (или крутите глобус). А задача Луны — непростая. Нужно бегать вокруг Земли, в руках можно держать небольшое зеркальце, при этом в идеальном варианте стараться быть все время лицом к Земле. Нам кажется, очень познавательно будет изобразить такую живую модель вместе со своими детьми! И при этом еще и увлекательно!
На этой модели вы сможете обсудить вопросы смены дня и ночи, а также почему Луна иногда бывает полной, а иногда мы видим только полумесяц. Объясните, что, конечно же, Луну никто не ест. С помощью того же мяча и лампы в темном помещении можно показать весь процесс наглядно. Перемещайте Луну-мячик вокруг Земли-мяча и наблюдайте, как падает на нее свет от Солнца-лампы в зависимости от положения. То есть мы видим только освещенную сторону Луны, а все остальное находится в тени. Интересно, не правда ли?
Для детей постарше можно уже рассказывать и более подробно: о наклоне оси Земли, о полярных дне и ночи, о полюсах, о приливах и отливах и т. д. В зависимости от возраста и от интереса маленьких «почемучек» можно пополнять копилку их знаний и разыгрывать самые разные сюжеты мироустройства.
Звездная одиссея
Когда начнете беседу о звездах, то можно предложить малышам закрыть глаза и начать описывать звездное небо. Достаточно дать ребятам секунд и попросить описать, что они представили. Очень часто дети говорят о том, что звезды разноцветные. И это действительно так! Как только вас ребенок спросит о том, почему звезды разных цветов, расскажите, как это зависит от их температуры. А рассказывая о том, как сильно звезды могут отличаться по размеру, можете показать, например, вот этот видеоролик на youtube(чтобы найти ролик, в поиске наберите «Star Size Comparison»).
Отдельная тема — созвездия. Здесь отличным материалом будут для нас мифы Древней Греции. Легенды можно послушать, проиграть, нарисовать, а потом сложить из заготовок созвездие и найти его на карте звездного неба. А настоящий телескоп дома — это просто чудесный подарок для познания тайн Вселенной!
Конечно, рано или поздно вы обсудите и то, что на самом деле созвездия — это группы звезд, образующие воображаемую фигуру, которая просто помогает астрономам Земли определить местоположение звезды среди тысяч других на ночном небе. Разные созвездия видны в разное время года по мере вращения Земли вокруг Солнца. По сути, никаких созвездий не существует, а входящие в них звезды расположены на разных расстояниях от Земли. Так что если бы мы хотели увидеть «наши» созвездия с другой планеты, то их очертания изменились бы кардинально.
Словарь космонавта
Детям, чтобы разобраться в целом космическом мире, по пути предстоит познакомиться с разными понятиями. В зависимости от их возраста вы можете сначала только называть эти понятия, а потом детям постарше рассказывать уже более подробно. А еще лучше — когда вы вместе с ребенком найдете ответ в энциклопедии и разберетесь в самых мельчайших особенностях. Какие слова станут новыми в ваших космических играх?
Космонавт. Это специально подготовленный человек, совершающий полеты в космос. Детям постарше можно рассказать об истории этого слова в нашей стране и о том, что его синонимом для англоязычных стран остается «астронавт». И, конечно, первым людям в космосе стоит посвятить отдельный рассказ.
Скафандр. Интересная тема обсудить, какие бывают скафандры и для чего они нужны. И что для каждого ответственного погружения нужны специальные скафандры. Так, для космического скафандра должна быть создана специальная система жизнеобеспечения, чтобы космонавт мог выжить в открытом космосе расчетное количество времени.
Источник