Меню

Диск луны лучи заката

Александр Блок Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2020. Борис Романов Пока стихотворенья пишутся
  • 30.07.2020. Елена Сойни Освобожденье
  • 29.07.2020. Ирина Снегова О тишине
  • 28.07.2020. Александр Твардовский Признание
  • 27.07.2020. Юргис Балтрушайтис На берегу
  • 26.07.2020. Анна Ахматова Бессонница
  • 25.07.2020. Арсений Тарковский Бессонница
  • 24.07.2020. Александр Блок Летний вечер
  • 23.07.2020. Владимир Артюх Пора задуматься. Пора
  • 22.07.2020. Юлиан Анисимов Над узором вечернего неба
  • 21.07.2020. Георгий Адамович Есть, несомнено, странные слова
  • 20.07.2020. Константин Фофанов Я сидел у окна, я смотрел в пол
  • 19.07.2020. Юрий Поляков Засвеченная пленка
  • 18.07.2020. Ирина Снегова Боже, как они мелькают
  • 17.07.2020. Булат Окуджава У поэта соперников нету
  • 16.07.2020. Сергей Зубарев Немота
  • 15.07.2020. Борис Романов Неподвижны большие пейзажи
  • 14.07.2020. Александр Городницкий Компьютер — современности пр
  • 13.07.2020. Татьяна Максименко Горе
  • 12.07.2020. Александр Блок Миры летят. Года летят. Пустая
  • 11.07.2020. Булат Окуджава Молитва
  • 10.07.2020. Владимир Нарбут Вишня
  • 09.07.2020. Алёна Емелина Ударившись о тишину
  • 08.07.2020. Дон Аминадо Летняя запись
  • 07.07.2020. Ирина Снегова У воды
  • 06.07.2020. Вероника Шелленберг За окном вагонным светает
  • 05.07.2020. Сергей Телюк И наше время будто канет в Лету
  • 04.07.2020. Борис Садовский Море
  • 03.07.2020. Валерий Брюсов Волны приходят, и волны уходят
  • 02.07.2020. Борис Пастернак Июль
  • 01.07.2020. Пётр капнист В июле

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Александр Блок — Летний вечер: Стих

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

А. Блок считается поэтом-символистом. Этому направлению он посвятил большую часть своего творчества. Однако ранние произведения поэта еще не насыщены мистицизмом и таинственными символами. Молодой поэт искренним и доступным языком излагал свои чувства и впечатления. Ярким примером является стихотворение «Летний вечер», написанное Блоком в студенческие годы (1898 г).

Стихотворение посвящено воспоминаниям поэта о лете, которое он провел в родовом имении семьи матери. Блок только закончил гимназию и успешно сдал вступительные экзамены в Петербургский университет. Он находится в самом расцвете жизненных сил, будущее представляется безоблачным и счастливым. Такое настроение сказывается на его восприятии окружающей природы. Поэт восхищен простым деревенским пейзажем. Спокойный ласковый вечер приносит успокоение и прохладу после жаркого дня. Блока приводит в восторг любая незначительная деталь окружающего мира. Природа готовится ко сну, исчезают все звуки, прекращается движение. В воцаряющейся тишине особенно отчетливо слышится медленно угасающая «песня жницы». «Сжатая рожь» и «некошенная межа» указывают на то, что стоит уже позднее лето. Начинается уборка урожая, чему Блок был непосредственным свидетелем. Подходит к концу очередной крестьянский трудовой цикл. Поэт чувствует свое единение не только с природой, но и со всем русским народом.

Читайте также:  Двое танцуют при луне

В таком состоянии наивысшего духовного подъема Блок хотел бы остаться на всю жизнь. Он понимает, что новый день принесет с собой очередные тревоги и волнения, которые будут постепенно накапливаться. Поэт мечтает о вечной молодости «без заботы и печали». В воображении он уносится на волшебном коне в таинственные «луговые дали». Это путешествие не имеет цели и смысла. Возможно, оно навеяно поэту традиционным образом тройки, символизирующей собой всю необъятную Русь. С другой стороны фантастическая поездка на коне «навстречу ночи и луне» означает, что Блок испытывает переизбыток творческих сил и не может найти им достойного применения. Он ощущает, что готов «свернуть горы», и стремится поделиться этим ощущением с читателем.

Стихотворение «Летний вечер» показывает, что в молодости Блок находился под влиянием лучших образцов русской пейзажной лирики. Произведение не содержит тайного смысла и слишком ярких образов. Оно легко воспринимается любым читателем.

Источник

«Лучи заката», «диск луны». Это какое худ. -выразительное средство?

Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях «лучи заката», «диск луны»?

В стихотворении Блока «Летний вечер» мы можем встретить такие слова как Лучи заката или Диск Луны. В них поэт прибегает к выразительному приему речи, который носит название Метафора. Иначе говоря, мы знаем, что Луна — это спутник Земли, который представляет собой почти шар, но видим мы с земли ее плоской и поэт сравнивает Луну с диском. Тоже самое с лучами, которые формально являются геометрической фигурой, но свет солнца мы воспринимаем именно как лучи, лучики.

Поэт показывает любопытство вороны в стихотворении «Ворона» вот этими словами:

Что белеет под нежною травкой?

Эти строчки показывают, что ворона заинтересовалась, что же там белеет под травкой зеленой и может можно чем-то поживится.

Любовь свойственна всем нам, и это — естественное состояние человека (на любовь способны только люди. ) С другой же, стороны, обычный человек настолько далеко ушел от своего естественного состояния, что и «любви» в нем осталось так мало, ну а это слово «любовь» в языке сохранилось. Вот и называют им любую привязанность. И в нашей жизни, мы все привыкли испытывать любовь к нашим родителям, к мужчинам, к женщинам, к детям, к животным. Хотя, всё это и является разными проявлениями одной и той же Божественной Любви, но это лишь ее «узкие» проявления.

А, в высказывании Блока о любви, скорее всего, говорится о бОльшей Любви, о той Любви, которая не разделяет мужчин, женщин, (детей, животных и даже неодушевлённую природу), и у которой, есть определение — «Космическая Любовь» (это та Любовь, которая раскрывает в каждом человеке самое лучшее), и человек идет по жизни, бесконечно эволюционируя, становясь «лучше, чем был прежде» — это Любовь делает его такими (опять приведу пример из фильма «Матильда», где главному герою говорят про балерину: «Если тебя полюбит такая женщина, ты станешь «настоящим», каким тебя задумал Бог»…) Вот это-то с нами и должна делать настоящая любовь — делать «настоящими», а это значит — полюбив, ощутить свое «божественное» Я!

Читайте также:  Луна без курса что это значит для человека

А Космос построен таким образом, что (на основе этой Высшей любви ко всему живому), в мире ничего не погибает, а только переходит с одного Уровня развития на другой. То есть, матрица остаётся вечной, а меняется лишь её качественное наполнение. И это две противоположные системы развития, с принадлежащими им, качествами, когда всё прекрасное создаёт любовь (созидает, вдохновляет и дарит вечный свет…), ну, а всё отвратительное, в случае неудачного развития этой души — порождает ненависть, (которая разрушает, подавляет и бросает во мрак непроглядной тьмы. ) А в том мире, где все любят друг друга — каждая личность раскрывается максимально (потому что её развитию не препятствуют, а, наоборот, помогают), и где вышестоящие подтягивают нижестоящих до своего уровня, и цель каждого — помочь «рядом идущему» (ведь, общие цели соединяют только на определённое время, любовь же — воссоединяет навечно!) И именно в ней, и только в ней — таится эта огромная сила объединения! «Космическая Любовь» творит чудеса. И в тех обществах, где она существует, нет равнодушия и пороков, несчастий и страданий, потому что нет эгоизма и борьбы личности за своё частное и эгоистичное, (а все проблемы человека именно из за этого!)

Так как эта «Космическая любовь» проявляется не только к себе подобным, но и ко всему живому, это отражается и на силах созидания, (поэтому Любовь творит удивительные миры с чистыми красками, полные блаженства и, похожими на. рай. И наше «подсознательное» стремление к раю — не эта ли потребность во Вселенской Любви, которую мы «ощущаем», но. выразить не можем?)

И еще: Только на чувстве этой Божественной Любви(!) мы и способны к восприятию Истины (истина «открыватся» только тогда, когда мы способны любить, а поэтому и принимать этот мир . ), ведь качество Любви, Света и Жизни (это природные свойства бессмертной души) — это проявления Саттвы, благодаря которой и возникает Сознание, которая дарует нам возможность Эволюции Сознания через Любовь!

Источник

Анализ стихотворения Летний вечер, Блок

Прочитать стих

Краткий анализ

История создания: Произведение было написано в 1898 году под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения: Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция: Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр: Элегия.

Стихотворный размер: Четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры: «красный диск луны», «дремотой розовой объята трава», «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты: «некошеная трава», «розовая дремота», «последние лучи», «вечерняя тишина».

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение “Летний вечер” (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр: Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Читайте также:  Луна ту с украинского конкурса

3. Основная идея стихотворения: Природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему чувствовать себя свободным.

4. Темы и проблемы: Торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену – Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение (“ни ветерка, ни крика птицы”). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали “песня жницы”.

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда “последние лучи заката” внезапно сменяются “красным диском луны”. Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих “забот и печалей”. В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку “навстречу ночи и луне”.

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении “Летний вечер” присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его “витание в облаках”.

5. Композиция: Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

6. Выразительные средства: Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть:

  • метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»;
  • эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Источник

Adblock
detector