Притча о Диогене, мудреце из бочки
К сидевшему у бочки Диогену
Пришел Властитель мира, Александр.
«В моих руках — сокровища вселенной!
Где я ступил — там золотой меандр.
Проси! Исполню всякое желание,
Я вместо бочки дам тебе Дворец!
Идём со мной! Богатство дам и Звание!
Не прогадай! Ну, отвечай, мудрец. «
«Уйди! Не загораживай мне Солнце!»
Сказал невозмутимый Диоген.
«Моя Душа, мой Бог — не продаётся.
Во мне — весь мир! Мой мир — благословен!».
Художник:
Giambattista Langetti, Diogenes and Alexander, c. 1650. Fondazione Querini Stampalia, Venice
Все слышали о Диогене. Это древнегреческий философ, который жил в бочке.
Умер наш Диоген из бочки, согласно его тёзке — Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским. На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:
Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.
***
Случаи из жизни Диогена
Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни».
Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
***
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги»
***
Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие.
Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя.
Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?»
«Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю».
«А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?»
«Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».
По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э.
***
Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил.
На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «Все заняты делом, я тоже».
Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
***
Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?».
«Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?».
«Людей — почти никого», — покачал головой Диоген.
Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало».
А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!»
На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
***
Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все.
Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»
На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется».
Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз»
***
Афоризмы Диогена:
Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе
Однажды Диогена спросили:
— Почему люди охотно подают милостыню калекам и нищим, а мудрецам отказывают?
Философ ответил:
— Эти люди боятся стать калеками и нищими, но хорошо знают, что мудрецами им не стать никогда.
***
Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих, ни хороших. Философ ответил:
— Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Однажды афинянин смеялся над ним в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» – «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых»
Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы»
Диоген, чтобы показать, что он не считает афинян достойными называться людьми, средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам города.
— Что ты делаешь?— спрашивали его.
— Ищу человека,— отвечал Диоген
Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
Поучать старца – что лечить мертвеца
Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись»
Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Некий софист спросил Диогена: «Я – это не ты, верно?» – «Верно», – сказал Диоген. «Я – человек». – «И это верно», – сказал Диоген. «Следовательно, ты – не человек». –
«А вот это, – сказал Диоген, – ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня»
Как-то на одном ужине всем наскучил своей плохой игрой арфист. Но Диоген похвалил его:
— Молодец, что, будучи плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не идет воровать.
Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию.
Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак.
— Вот, афиняне, цена вашего ума,— сказал им Диоген.—Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.
(http://affinity4you.ru/post129713413/)
Кинизм- самое контркультурное направление в античной философии. Одним из его выводов стало убеждение в том, что основные потребности человека — животные.
Образ жизни вне цивилизационного комфорта — бочка, в которой жил Диоген. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей.
Путь, ведущий к добродетели — аскеза. Удовольствия расслабляют душу и тело, мешают свободе.
Киник — вне государства, его отечество — весь мир.
Когда Александр Македонский обратился к Диогену со словами: «Проси, чего хочешь», мудрец ответил великому полководцу: «Уйди, не заслоняй мне солнца. «.
Перед лицом могущественнейшего монарха Диогену была достаточна натуральнейшая вещь, солнце, и этим он подчеркивал суетность любой власти.
Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.)
***
Как поёт Елена Максимова: «Счастье внутри! Его искать не надо. «
Источник
Неординарные поступки и изречения Диогена Синопского, которые заставляют улыбнуться и задуматься
Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!
Диоген Синопский многим известен, как философ, который жил в бочке (пифосе). Тот самый, который вооружился фонарём и средь бела дня отправился на «поиски человека».
Как-то раз Александр Македонский остановился над Диогеном и сказал: «Проси у меня, чего хочешь». «Не заслоняй мне солнца» — таковой была просьба киника.
Вышеперечисленными общеизвестными историями не ограничивается жизнь Диогена. Давайте вспомним другие неординарные поступки и изречения знаменитого философа.
Однажды Диоген рассуждал на серьёзные темы, но слушателей не привлекали его речи. Тогда принялся мыслитель верещать по-птичьему.
Вокруг него собралась толпа любопытных зевак, и Диоген пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, ради важных вещей — нет.
Бедняк уронил хлеб и постеснялся поднять с земли. Диоген стал его порицать за расточительство, показательно привязал ему на шею горшок и поволок по улицам.
На вопрос, какие звери опаснее всего кусаются, философ ответил: «Из диких — сикофант (прим. доносчик), из домашних — льстец» .
«Вот большие воры ведут мелкого» — произнёс Диоген, когда увидел храмоохранителей, ведущих в тюрьму человека, укравшего какую-то чашу.
Если ему говорили: «Ты стар, отдохни от трудов», он отвечал: « Как, если бы я бежал дальним бегом и уже приближался к цели, разве не следовало бы мне скорее напрячь все силы, вместо того, чтобы уйти отдыхать? ».
« Ты был бы вполне счастлив, если бы он заодно и нос тебе утирал; отруби же себе руки, тогда так оно и будет » — данную фразу знаменитый философ адресовал человеку, которого обувал раб.
И в заключение нельзя не вспомнить мысль Диогена об образовании. О нём философ сказал, что оно: «сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает» .
Подготовил Виталий Котобород. Исп. и рек. лит./ист.: О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Диоген Лаэртский (пер.: Гаспаров М. Л.).
Источник
СРЕДИ ЛЮДЕЙ ОН ИСКАЛ ЧЕЛОВЕКА
В античные времена, когда философия не была обременена массой формулировок, мудрецы славились своим весельем. Теория суха, а древо жизни вечно зеленеет, и поэтому мы спешим поведать о одном незаурядном человеке. Древнегреческий философ Диоген из Синопа был непонятен современникам, однако жителям Афин вовремя не объяснили его истинной сущности, и поэтому до XX века дошел только термин «киник», от киникос — собачий — собачья философия.
Развивая посылку Сократа, «чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам», киники ограничили свои потребности до того, что жили как собаки. Диоген был яркой вспышкой на греческом философском Олимпе, и его дерзкая мысль пробилась сквозь толщу двух тысячелетий. Многие его высказывания не потеряли своей актуальности и по сей день. Это лишь в очередной раз подчеркивает, что технократическая цивилизация так и не повлияла на человеческую сущность.
Кто знает, может быть именно с появлением потрясавшего устои и доказавшего превосходство мудреца над простыми людьми Диогена мир обзавелся первыми анекдотами.
По свидетельству Диогена Лаэртского, отец Диогена из Синопа, меняла Гикесий, заведовавший меняльным столом (по-нашему, киоском), портил монету (ст. 79 УК — от 3 до 15 лет), и приобщил к делу юного отпрыска. Позывы совести привели юношу к дельфийскому оракулу, который и посоветовал обратившемуся сделать переоценку ценностей. Смышленый Диоген воспринял намек буквально, стал активней портить монету, за что вскоре был уличен и вместе с папашей приговорен к изгнанию.
Бомжуясь по Греции, Диоген понял, на кого надо равняться в его положении, наблюдая пробегавшую мышь, не нуждавшуюся в подстилке и мнимых наслаждениях. Ему тоже всякое место было одинаково подходящим для еды, для сна и для беседы. Не имея под рукой брошюры Порфирия Иванова, Диоген закалялся по собственной методике: летом перекатывался на горячий песок, а зимой обнимал запорошенные снегом статуи. Дабы быть последовательным до конца, он предпринимал отчаянные попытки есть сырое мясо, но почему-то не мог его переварить. К соплеменникам же он питал язвительное презрение.
ПРОГУЛИВАЯСЬ ПРИ ДНЕВНОМ СВЕТЕ С ФОНАРЕМ, ОН ИСКАЛ ЧЕЛОВЕКА СРЕДИ ЛЮДЕЙ.
В самом деле, так называемые люди, по мнению Диогена, соревнуются в том, кто кого столкнет пинком в канаву, но никто не соревнуется в том, чтобы быть прекрасным и добрым.
Когда Диогена привели в роскошное жилище и не позволили плевать, он плюнул в лицо спутнику, заявив, что не нашел места хуже. В другой раз он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой со словами: «Я звал людей, а не мерзавцев».
В очередной раз, желая снискать расположение афинского бродяги, принимавшего солнечные ванны, Александр предложил просить у него что угодно, но БЫЛ ОТШИТ КОРОТКОЙ ФРАЗОЙ: «НЕ ЗАСЛОНЯЙ МНЕ СОЛНЦЕ».
Оправившись от нокаута, покоритель мира решил «наехать» на титана мысли с позиции силы: Ты не боишься меня?
— А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
— Кто же боится добра?
Размышляя о сущностях, античный бомж говаривал: «Большинство людей отстоит от сумасшествия всего на один палец; если человек будет вытягивать средний палец, его сочтут сумасшедшим, а если указательный, то не сочтут».
Один юноша решил записаться в ученики к мыслителю. Экзаменатор, собираясь выяснять, настоящий ли философ его последователь, в качестве простого теста велел ему ходить за собой с рыбой в руках, но тот застыдился, бросил рыбу и ушел. Спустя некоторое время Диоген встретил своего бывшего фаната со словами: «Нашу дружбу разрушила рыба».
Ничто не ускользало от пытливого взора гиганта мысли. Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, он заметил: «А не боишься, женщина, что, быть может, Бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием».
В те времена великие умы человечества бродили по тесным Афинам, как по театральным подмосткам, очень скучено (плотность мыслителей на квадратный метр была невероятной). Не осознавая собственного величия, они зачастую не проявляли друг к другу особого почтения.
Подходит как-то бродяга Диоген к состоятельному Аристотелю с просьбой отведать сушеных смокв (вероятно, это то же самое, если бы бомж поделился с новым русским глотком тройного одеколона). Аристотель догадался, что если он, отвергнет подношение, то у Диогена уже заготовлено острое словцо, которое ему вряд ли удастся парировать, и учитель великого Александра войдет в историю как потерпевшая сторона. Он принял смоквы со словами: «и словцо ты потерял, Диоген и смоквы».
После столь сокрушительного поражения в словопрениях с Аристотелем, наш герой от души поизгалялся над Платоном, когда тот дал определение, имевшее большой успех — «человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев».
ДИОГЕН ОЩИПАЛ ЦЫПЛЕНКА,ПРИНЕС К НЕМУ В ШКОЛУ И ШВЫРНУЛ К НОГАМ ОППОНЕНТА СО СЛОВАМИ: «ВОТ ТВОЙ ЧЕЛОВЕК!»
После этого Платон существенно дополнил определение — «и с широкими ногтями».
В свою очередь, Платон, стараясь не оставаться в долгу, именовал Диогена не иначе, как собакой и придурком. Как то Платон рассуждал, что каждому предмету предшествует определенная идея: например, лошади соответствует идея лошадности. На что проповедник собачьей философии воскликнул: «Лошадь вижу, а лошадности нет». «И понятно, для того, чтобы видеть лошадь, хватит глаз, а чтобы видеть лошадность. нужен разум» — торжествовал Платон. По дороге на очередную презентацию к Дионисию Платон встретил брата по разуму Диогена, моющего овощи:
— Вот кабы ты умел общаться с людьми, тебе не пришлось бы мыть овощи.
— А если бы ты мог мыть овощи (т.е. обходиться малым), тебе не пришлось бы пресмыкаться перед Дионисием.
Обычно, обращаясь к гражданам за подаянием, киник не пытался жалобить народ фразами типа «люди добрые, я беженец. «, а заявлял просто — «если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня».
Обратился он и к человеку со скверным характером.
— Дам, если ты меня убедишь, — говорит тот.
— Если бы я мог тебя убедить, я убедил бы тебя удавиться.
Вообще, закаляя душу и приучая себя к отказам, Диоген просил милостыню даже у статуй. Когда его утомили вопросом, почему подают калекам, а не философам, ответил так: «Потому что знают — хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами вряд ли».
Следил Диоген и за нравственностью сограждан. Один развратный евнух написал у себя на дверях: «Да не внедет сюда ничто дурное». Диоген язвительно спросил: «А как же войти в дом самому хозяину?» Торговец Лисий интересовался, верит ли философ в богов, «Как же не верить, — удивлялся Диоген, — тебя я иначе назвать не могу, как богом обиженным». Храмохранители имели неосторожность вести в тюрьму на глазах Диогена человека, укравшего из храмовой казны какую-то чашу. В их адрес было сказано: «Вот большие воры ведут мелкого». Кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, что он делит роскошную жизнь с Александром. Диоген же ответил: «Вот по-настоящему несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру».
Пробивало весельчака и на черный юмор. Как-то, увидев женщин, удавившихся на оливковом дереве, он воскликнул: «О, если бы все деревья приносили такие плоды». Его пытались стыдить за пребывание в нечистых местах, а он кинул фразу: «Солнце тоже заглядывает в навозные ямы, но от этого не оскверняется».
Все дела он совершал при всех, и дела Деметры и дела Афродиты. Рассуждал мудрец при этом так: «Если завтракать прилично, то прилично завтракать и на площади». Его утренняя трапеза на площади вызвала всеобщее негодование, народ скандировал «собака, собака», Диоген резко парировал: «Это Вы собаки, потому что толпитесь вокруг моего завтрака».
Не любил Диоген стеснять себя лишними условностями, потеряв чувство ложного стыда задолго до открытий Фрейда. То и дело он занимался рукоблудием у всех на виду с комментарием: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот». Задолго до сексуальной революции он склонился к мнению, что жены должны быть общими: «Кто какую склонит, тот с тою и сожительствует».
Не усматривал Диоген ничего дурного в том, чтобы украсть что-нибудь из храма или отведать любого мясца, включая человеческое. Тем не менее, древние греки ценили шоуменство Диогена. Когда мальчишка разбил его любимую глиняную бочку, афиняне его высекли, а Диогену выделили новую.
Судьба, подарила философу возможность раскрыть и положительные стороны своей многогранной натуры. Когда он плыл на корабле в Эгину, то попал в плен к пиратам, и был увезен на Крит и продан а рабство. Когда его спросили, что он делает на торге, Диоген заявил: «Выбираю себе хозяина». Глашатай поинтересовался, что он умеет делать. «Властвовать людьми», и добавил, указав на зажиточного коринфянина Ксениада: «ПРОДАЙ МЕНЯ ЭТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЕМУ НУЖЕН ХОЗЯИН».
Ксениад приставил его воспитателем к своим сыновьям и доверил рабу ведение хозяйства, после чего ему самому оставалось повсюду рассказывать, что в его доме поселился добрый дух. Детей хозяина философ посвящал в науки, проявляя нешуточные педагогические способности, а они в свою очередь обожали Диогена. Однажды ученики пытались выкупить мыслителя из рабства, чем его сильно разгневали, мудрец и без того не чувствовал себя стесненным.
Диоген покинул мир почти в девяносто лет. Есть несколько вариантов прощания философа с жизнью. Одни утверждают, что он встретил смерть, когда съел сырого осьминога и заболел холерой. Подругой, более концептуальной, версии он всего лишь хотел разделить того самого осьминога между меньшими братьями собаками, а друзья человека не оценив столь благородного жеста, заставили умереть живую легенду, искусав его за ноги.
Ученики же Диогена настаивают на том, будто ЧЕЛОВЕК, ИМЕНОВАВШИЙ СЕБЯ ГРАЖДАНИНОМ МИРА, всю жизнь пытавшийся разбудить в людях осмысляющее начало, устал от жизни и сбросил бремя бытия, задержав дыхание. Он, оставил последующие поколения раздумывать над тем, где же скрывается эта чертова грань между гениальностью и помешательством.
Источник