КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
по теме «Глагол»
(Итоговый)
Солнце – самая яркая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются бесконечно далеко и выглядят песчинками, маленькими точками.
Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы составить точную карту звездного неба. Они разделили условно весь небосклон на участки, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.
Спрячьте однажды вечером учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, легко найдете Полярную звезду и Большую Медведицу*.
Звезды бывают самые разные: старые и молодые, великаны и карлики, горячие и холодные. Удивительно, что горячие звезды имеют белый, серебряный или голубой цвет. Самые холодные звезды красного цвета.
* Названия созвездий – это имена собственные, пишутся без кавычек.
1. Синтаксический разбор предложения
Спрячьте однажды вечером* учебники в стол, подойдите к окну и приглядитесь к звездному небу (* вечером – наречие).
2. Слова для морфемного разбора: появились, приглядитесь, заметите. (Примеры повышенного уровня сложности, возможна замена с учетом подготовленности класса и задания по вариантам.)
3. Морфологический разбор слова спрячьте.
4. Найдите примеры слов с проверяемой, непроверяемой и чередующейся гласной в корне, обозначьте орфограмму (дополнительное задание).
Источник
Письменные задания
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
1 . Русский язык ( II полугодие).
Выборочное изложение (упр. 340)
Сочинение-рассуждение (упр. 358)
Контрольный диктант № 9
Сочинение-рассказ (упр. 380)
Сочинение-рассуждение (упр. 410)
Сочинение-рассказ (упр. 422)
Контрольный диктант № 10
Сочинение-рассказ (упр. 439)
Изложение (упр. 461)
Рассказ по рисункам (упр. 478)
Сочинение-рассказ на основе услышанного (упр. 496)
Контрольный диктант № 11
Контрольный диктант № 12
Повторение и систематизация изученного в V и VI классах.
Сочинение (упр. 525)
Контрольный диктант № 8
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение — один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса. (Из книги «Почемучка».) (120 слов.)
Контрольный диктант № 9
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались, какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, она не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (По И. Соколову-Микитову.) (125 слов.)
Контрольный диктант № 10
Солнце – самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.
Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединились линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.
Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы.
Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета. (Из книги «Почемучка».) (141 слово.)
Контрольный диктант № 11
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.
Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.
Все крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы. (По А. Стрижову.) (109 слов.)
Итоговый контрольный диктант №12
Небо перед утренней зарей прояснилось. На нем нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжелая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал легкий ветерок. Раздается стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы.
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (109 слов.)
I.Укажите слово, в котором ударение падает на третий слог.
2. языковое (чутье )
II. Найдите грамматическую ошибку.
1. тоскую по вас
2. ихний сын
3. девятьюстами рублями
4. в обоих классах
III. Отметьте правильное словоупотребление.
2. моя автобиография
3 . одеть пальто
IV. Найдите неверный ответ в определении грамматических признаков.
1. нечто – отрицательное местоимение
2. пятерка – имя существительное
3. каждого – определительное местоимение
4. семеро – собирательное числительное
V. Найдите слова, в написании которых допущены ошибки.
безыдейный, 2) превилегия, 3) прикрасить, 4) разъезд; 5) растилать, 6) бесвязный, 7) безжалостный,
А) 1, 4, 8. Б) 1, 5, 6. В) 2, 5, 6.
VI. Выберите слова, в которых написание гласной в корне проверяется ударением.
М…ролюбие, 2) р…стение, 3) насл…ждаться, 4) сож…леть, 5) сл…жение, 6) разб…рать, 7) зам…реть,
А) 3, 5, 7. Б) 1, 3, 4. В) 4, 5, 8. Г) 2, 4, 6.
VII. Укажите слова, в которых на месте пропуска не пишется ь.
Прос…ба, 2) декабр…ский, 3) рыбач…его, 4) из-за туч…, 5) похож…, 6) увлеч…ся, 7) намаж…те,
А) 4, 5. Б) 1, 6, 8. В) 2, 3. Г) 4, 7.
VIII. Отметьте слова, в которых на месте пропуска пишется одна буква н.
Ю…ый, 2) подли…ый, 3) стари…ый, 4) стекля…ый, 5) даль тума…ая, 6) зем…ой, 7) безветр…ый,
А) 2, 5, 6. Б) 3, 5, 8. В) 1, 6, 8. Г) 1, 4.
IX. Укажите, на месте каких цифр не пишется раздельно.
(Не) большой дом; далеко (не) красивый поступок; (не) широкая, но
глубокая река; (не) ряха; (не) решительность действий; (не) правда.
А) 3, 4. Б) 2, 6. В) 2, 3. Г) 1, 5.
X. Найдите слова, строение которых соответсвует схеме:
Перечитала, 2) спишите, 3) приготовилась, 4) приморский, 5) преподаватель.
Источник
Глагол. Контрольный диктант.
Анна Владимировна
Вставьте там, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Со_нце _ самая бли_кая и единствен_ая в нашем к_смическ_м дом_ зв_зда. Она кажет_ся огромн_й_ потому что наход_т_ся сравнительно бли_ко от нас. Другие звёзды ра_пол-гают_ся дал_ко и кажут_ся п_счинками_ мал_нькими точеч_ками.
Но как их много_ Люди с давн_х пор пытал_сь сосч_тать звёзды_ чтобы лучше ор_ентироват_ся на неб_. Они разд_лили условно весь небосклон на р_йоны_ а самые яркие звёзды с_ед_нили линиями. Так по_вил_сь с_звездия_ которым учёные дали разные названия.
Спряч_те однажды веч_ром св_и учебники в стол_ выб_р_те удобное место у окна_ и пр_гл_дитесь к звёз_н_му небу. Вы замет_те с_звездия Лебедя_ Рака_ Рыбы. Если бы вы п_искали на неб_ Полярную зв_зду_ вы её ле_ко нашли бы.
Если вы п_смотр_те на небо в т_мноте_ то вы увид_те разные звёзды_ мал_нькие и б_льшие_ белые и красные. Цвет зв_зды завис_т от её т_мп_ратуры. Если зв_зда горячая_ то её цвет белый_ серебряный или голубой. Самые х_лодные звёзды красн_го цвета.
Ответы:
Солнце — самая близкая и единственная в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звёзды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками.
Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитать звёзды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звёзды соединили линиями. Так появились созвездия, которым учёные дали разные названия.
Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звёздному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы её легко нашли бы.
Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звёзды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от её температуры. Если звезда горячая, то её цвет белый, серебряный или голубой. Самые холодные звёзды красного цвета.
Источник
Диктант по русскому языку солнце самая близкая
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы. на начало учебного года.
Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умений выбора постановки знаков препинания:
— при однородных членах предложения;
— при обособленных определениях и обстоятельствах;
— при уточняющих членах предложения;
— в сложных предложениях.
Условий для написания:
— проверяемых безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова;
— приставок и предлогов;
— безударных падежных окончаний существительных, прилагательных и причастий;
— написание сложных прилагательных;
— не с разными частями речи;
— написание н-нн в прилагательных и причастиях;
— написание з-с на конце приставок.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
— выполнение синтаксического разбора сложного предложения;
— фонетический разбор слова;
— разбор слова по составу;
Светлою лентой вьётся Яик среди пойменных лугов, изрезанных бесчисленными притоками и рукавами, серебряной дорогой уходит в пойменные леса.
Тихий летний вечер. Багровея, катится к горизонту большое солнце.
Путь до реки не близкий — около двух вёрст. И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду.
Сверкающая река встретила мягкой прохладой. С её просторов дул свежий ветер. Вдаль уходило окаймлённое бархатной зеленью берегов дрожащее живое серебро воды.
Весной, во время паводка, Яик выходил из берегов, мутные воды захватывали огромные пространства, плескались над залитыми лугами, в затопленных лесах гуляла рыба. А сейчас, в разгаре лета, река была светла и нетороплива, величаво несла она свои воды к далёкому морю.
Вечерний воздух зазвенел от лягушиных трелей. В осоке пересохших ручейков, в зеленовато-синей слизи стоячей воды затаились пучеглазые певцы и оглашали хрупкую тишину бесконечными руладами.
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика.
Все эти звуки слились в пёструю симфонию.
( 171 слово) (По Х. Есенжанову)
1. Сделать фонетический разбор слова:
Вьётся — 1-й вариант багровея — 2-й вариант
2. Разобрать слова по составу:
Пойменных, изрезанных, заволакиваются — 1-й вариант
сверкающая, бесчисленными, захватывали — 2-й вариант
3.Выписать из текста по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
1 – 4 абзацы — 1-й вариант остальной текст — 2-й вариант
4.Сделать синтаксический разбор предложения:
И в это время, когда солнце катится к закату, а лощины заволакиваются лиловой дымкой, женщины обычно не ходят в одиночку по воду. — 1-й вариант
Вот в омуте лениво плеснулась огромная рыба, где-то гулко закричал удод, словно будил сонную лень реки, донёсся далёкий крик кулика. — 2-й вариант
Источник