Меню

Девушка освещенная солнцем художник

Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович, Серов

Описание картины:

Эксперименты со светом – любимое занятие импрессионистов. Серов не исключение. Именно свет – главный герой этой картины.

В тени дерева отдыхает молодая девушка. Лучи солнца, сначала долго блуждали по густой кроне и, наконец, пробив ее, рассыпались сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке. Чтобы выделить и подчеркнуть роль световых бликов, окружают героиню затененные объекты: ствол дерева, темная юбка, ее собственные волосы. По воле художника, свет минует их. Смешиваясь с добрым душевным теплом самой модели, солнечные лучи на картине превращаются в некое внутреннее мерцание самой девушки. В портрете присутствует мистическая составляющая.

Героиня работы — кузина художника. Они хорошо знакомы, но некое напряжение все же заметно. Серов представляет нам свою родственницу с любовью и нежностью. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Поза расслаблена. Солнечный свет, само лето располагают к отдыху и снятию напряжения.

Автору прекрасно удалась гениальная задумка — соединить воедино солнечные блики, внутреннюю теплоту и душевность модели. В портрете поражает количество оттенков, полутонов, цветовых и световых нюансов. Ничего лишнего, всякий мазок «в строку».

Гениальность Серова в том, что ему несомненно удалось «поймать» свет, передать ощущение движения, мерцания. В этой работе импрессионистская эстетика художника проявилась особенно сильно и талантливо.

Источник

«Девушка, освещенная солнцем» — описание картины В. Серова

Героиня портрета

Являясь одним из первых импрессионистов в России, художником дома Романовых, популярным портретистом, Серов еще во время жизни получил много художественных наград.

Девушкой «в солнечных лучах» была его кузина — Мария Симонович. Подходящее место для написания картины они вместе нашли в саду. Художник решил нарисовать сестру при солнце, которое пробивается через листья, создавая оригинальную игру света и тени.

Он утверждал: «В современном мире пишут все тяжелое, нет чего-то отрадного. Я хочу отрадного и буду рисовать только это».

Сестра позировала художнику, находясь на старой скамье, которую окружала раскидистая липа. Марии приходилось сидеть неподвижно долгими часами, сохраняя на лице одинаковое выражение. Как она сказала: «Мне нужно было все время думать о чем-то хорошем, чтобы не нарушить принятое выражение, которое было важным условием для выполнения этой трудной задачи».

Художник работал над полотном 3 месяца — в самое жаркое время, пытаясь поймать любой солнечный день.

Мария писала: «Мы работаем в запой, и он, и я одинаково увлечены: он удачным написанием, я — важностью назначения». В пасмурную погоду Серов работал над картиной «Заросший пруд».

Использование импрессионистских средств в картине

Работал над полотном художник летом в 1888 г. В то время он навещал в поместье Домотканово своего близкого приятеля, родственника и соратника по художественной академии Владимира фон Дервиза. Несколькими годами ранее он смог помочь Дервизу купить этот дом и после его приобретения приезжал в гости практически каждое лето, пока не умер. В этом имении он написал около 20 полотен, среди которых можно выделить:

  • «Баба с лошадью»;
  • «Баба в телеге»;
  • «Октябрь. Домотканово»;
  • картинки к басням Крылова.

Серов первый живописец России, где в творчестве появились характерные черты для импрессионизма. Не только отечественные, но и английские исследователи сегодня говорят, что у него в это время наступил некий «период увлечения». Первой картиной талантливого мастера в этом живописном стиле было полотно «Девочка с персиками», он ее нарисовал в 1887 г.

Рисуя «Девушку, освещенную солнцем», портретист неслучайно был исполнен решимостью создать эту картину в саду. Серов давно мечтал нарисовать портрет на свежем воздухе, именно так можно было поймать игру света и контраста разных цветов.

Солнечные зайчики, тонкие световые тени и цветовую гамму оттенков летней природы на фигуре своей кузины художник вырисовывал мелкими мазками.

Если кратко рассматривать основные детали картины, то в первую очередь нужно выделить:

  • озаренную солнцем Марию;
  • яркую поляну и тенистую рощу на заднем плане;
  • светлую кофту и синее платье девушки;
  • темную крону дерева.
Читайте также:  Солнце массой м притягивает землю массой m сравните силу действия солнца

Третьяковская галерея

Серов решил продемонстрировать свою картину на восьмой выставке Общества любителей художеств в Москве. Его произведение понравилось Павлу Третьякову. Сам художник в это время находился в Питере, а его дела вел близкий друг Остроухов, который ему написал: «На всякий случай скажи цену, мне очень хочется, чтобы полотно находилось в галерее».

Через время Третьяков покупает «Девушку, освещенную солнцем» за 300 рублей. В декабре этого же года Остроухов пишет художнику: «Твое имя в Третьяковской галерее». При открытии художественной экспозиции около полотна уже находилась пометка: «Собственность Третьякова».

Изображение своей сестры Марии Симонович, которое Серов нарисовал, когда ему было 23 года, являлось одним из любимых творений портретиста. В 1911 г., незадолго до собственной кончины, художник гулял по Третьяковской галерее с приятелем. Он встал перед «Девушкой, освещенной солнцем» и произнес своему другу: «Нарисовал эту картину, а затем всю жизнь, как ни тужился, ничего уже не получилось, здесь весь выдохся. И самому чудно, что это я сделал. Тогда я как будто с ума сошел. Нужно это иногда — нет-нет, да и чуть спятить. А то ничего не получится».

Композиция полотна

Основной задумкой художника во время написания картины была четкая передача игры бликов солнца. Очарованный с одной стороны уникальной природой, и неподкупной наивностью главной героини — с другой, мастер попытался передать неповторимую игру сияющих глаз своей сестры и солнечных лучей.

В результате получившийся портрет превзошел все ожидания Серова: фигура женщины, которая замерла возле подножия раскидистого дерева, излучает собой вдохновение и спокойствие. Вся жизнеутверждающая красота произведения выражается ясным и сочным колоритом разных тонов.

В кратком описании картины нужно отметить сюжетную линию этого шедевра. Роскошный пейзаж рядом с домом в Домотканово освещается летним солнцем. Этот мотив невозможно передать словесно — такое большое количество красок в зеленых и желтых оттенках использовано художником!

В тени липы прячется уставшая от жары юная барышня. Но даже густая крона дерева не может полностью укрыть ее от солнечных лучей. Но, несмотря на это, вся фигура модели указывает на безграничную умиротворенность и спокойствие. Кажется, что наивный, практически детский взгляд натурщицы скрывает в себе твердость убеждений и великую мудрость. Девушка как бы сливается с природой, одухотворяя ее собой. Картина является настоящим гимном первозданной красоты.

Серов долго подбирал ракурс, во время которого все изображаемое на холсте получило бы асимметрическую, внутреннюю неподвижную уравновешенность при внешней устойчивости композиции. При диагональном расположении ствола дерева голова Марии в центре полотна. Тающие и летящие мазки, отблески света при максимальной насыщенности цветовой гаммы находятся в основе произведения, прозрачные краски, которые не смешаны, создают чувство движения воздуха.

Так, создается впечатление, что вся картина — это фрагмент, который вырезан непосредственно из натуры, настолько он искусно сделан, легко и непринужденно показывая естественное бытие человека в близкой, родной и характерной ему среде. Как говорил сам художник: «Нужно рисовать так, чтобы не было заметно труда».

Особенности творчества Серова

Это не один знаменитый портрет Марии, который нарисовал Серов. В 1890 г. кузина художника выходит замуж во Франции за русского эмигранта Соломона Львова. Через время он становится знаменитым психиатром. Приезжая на родину, Мария нередко посещала Домотканово. В один из визитов в 1895 г. портретист пишет еще одно полотно с ее натуры. Автор подарил его сестре, которая увезла шедевр во Францию. Она решила завещать картину Третьяковке, но ее сыновья позже отдали ее в музей д’Орсе в Париже.

Серов работал в различных стилях: рисовал пейзажи, картины на мифологическую тему, изображал картинки к басням Крылова, делал декорации для театральных постановок. Но прославился он как талантливый портретист.

Первые картины в этом стиле мастер нарисовал в Абрамцевском кружке, в котором познакомился с семьей Мамонтовых. Мастер рисовал многих людей того времени: холопов и помещиков, членов царской семьи и разных императоров, балерин Иду Рубинштейн и Анну Павлову, других художников. Серов проводил множество экспериментов с материалами и техникой написания. Он изготавливал гравюры, делал наброски акварелью, рисовал с помощью угля, масла, мела, карандаша.

Читайте также:  Если солнце прекратит светить

Между прочим, сам Серов, который нарисовал более 150 портретов, не относил себя к портретистам. Про себя он говорил: «Я не портретист. Я обычный художник».

Эта картина не оставляет равнодушным ни одного человека, множество восторженных отзывов находятся на ее памяти. Однако также нашлись и люди, которые назвали это полотно импрессионистичным. Но непосредственно художник постоянно говорил, что никаких намеков импрессии в этом изображении нет, просто он попытался передать глубокие чувства умиления и восторженности настоящей красотой русской девушки.

Также эта картина являлась одной из его любимых. Не скрывая собственной любви к земным и утонченным чувствам, Валентин Серов изобразил свою кузину, передав ее взгляд взрослой женщины и детские черты, погруженную в раздумья голову, человека, имеющего чувственное тело. При написании сочинения в описании портрета девушки многие изображают, как будто главная героиня играет с солнцем, а оно с ней.

Источник

Повзрослевшая «Девушка, освещенная солнцем» со знаменитой картины Серова

Серов много раз писал свою двоюродную сестру Машу Симонович, в замужестве Львову. Пожалуй, самый известный и самим художником самый любимый это портрет «Девушка, освещенная солнцем» (1888), где юная Маша с распущенными волосами позирует под огромным деревом.

На сегодняшнем «Портрете М.Я.Львовой» (1895) мы видим уже молодую даму, хотя времени прошло всего семь лет. Маша вышла замуж за доктора — психиатра Соломона Львова. Супруг был политическим эмигрантом и проживала во Франции, в Париже, куда и переехала Мария на постоянное местожительство. Однако при любой возможности она приезжала в Россию, и непременно навещала родную сестру в Домотканово, где часто бывал и Валентин Серов. Этот портрет как раз и написан в один из таких приездов.

Художник усадил модель в простенке между двух окон. Свет с двух сторон падает сзади и золотит пышные волосы Марии Яковлевны, собранные в дамскую прическу. А нежный румянец на щеках и наивные зеленые глаза как — будто от той, юной девочки.

Мария одета в белую блузку, словно облитую неяркой радугой, настолько много на ткани разнообразных оттенков. Поддерживает эту нежную симфонию красок букет летних цветов, серди которых можно различить розово-белые головки душистого горошка, и сразу в воздухе разливается еще и аромат.

Портрет Мария Яковлевна взяла с собой в Париж, и незадолго до смерти завещала его Третьяковской галерее. Однако после ее смерти в возрасте 90 лет сын Марии Яковлевны Львовой передал портрет в музей Орсе, в Париже, где он по сей день и находится.

Источник

Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович

Описание картины «Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович»

Летом 1888 года Валентин Серов гостил в Домотканове – имении своего друга и родственника Владимира Дервиза (тот женился на двоюродной сестре Серова Надежде Симонович). Ему было 23 года. Недавно он вернулся из Италии, был полон впечатлений и сил. Серов жаждал «отрадного» — любви, радости, простых солнечных сюжетов. Однажды, во время прогулки по парку, он усадил другую свою кузину – Марию Симонович — на скамейку под дубом. И, восхитившись тем, как затейливо играют на лице девушки солнечные лучи, просеянные сквозь листву, бросился за холстом.

Традиционно неторопливый Серов работал даже медленнее обычного. Домотканово было одним из самых его любимых мест на планете, и, будь его воля, он навсегда остался бы в том беззаботном солнечном дне.

Портрет он писал в течение трех месяцев, делая перерывы лишь в пасмурную погоду. Мария, учившаяся на скульптора, была знакома с особенностями профессии, и не роптала. «Сеансы происходили по утрам и после обеда, – вспоминала она позднее. – По целым дням я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения» .

Читайте также:  Транзитная венера квадратура солнце

В конце концов, Маша Симонович сделала важный вклад в работу: заявила, что, по ее мнению, портрет окончен, и засобиралась в Петербург. Возможно, если бы не ее волевое решение, Серов «пересушил» бы картину. И утратил ту волшебную игру света и тени, что сделала его достойным наследником таких признанных «солнцепоклонников», как Айвазовский и Куинджи, и дала повод говорить о Серове, как о художнике, который изобрел свой собственный импрессионизм.

В благодарность за терпение Валентин Серов подарил сестре 3 рубля на дорогу. Для них обоих – молодых и пока не ставших на ноги – это была нешуточная сумма.

Полвека спустя, в Париже Марию Симонович-Львову и ее мужа навестил знакомый русский инженер. Заметив на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем», он поинтересовался, чей это портрет. И рассказал, что героиня картины была его первой любовь, что каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, полюбоваться ею.

Сам Серов считал «Девушку» одной из самых главных своих удач. По воспоминаниям Игоря Грабаря, незадолго до смерти Валентин Александрович долго смотрел на свою картину в Третьяковке, а потом махнул рукой и сказал как будто себе самому: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся» * .

* «Девочку с персиками» Серов написал до «Девушки, освещенной солнцем», когда ему было 22 года. А кузину Марию Симонович (в замужестве Львову) он изобразит еще не раз — один из ее портретов сейчас хранится в Музее д’Орсе.

Источник

Описание картины Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»

Валентин Серов, 1888 год, картина «Девушка, освещенная солнцем», Фото: muzei-mira.com

Название Девушка, освещенная солнцем
Страна, художник Россия, Валентин Серов
Год 1888
Жанр Портрет
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

На холсте изображена двоюродная сестра художника Мария Симонович. Девушка сидит в парке под деревом. Одета она просто: в светлую блузку, подхваченную на талии ремешком, и темную пышную юбку. Пышные каштановые волосы уложены в скромную прическу. Она красива традиционной русской красотой: чистая белая кожа, больше глаза под темными дугами бровей, прямой нос и изящно очерченные пухлые губы.

Фигура Марии уже начала обретать женские округлые очертания, но лицо еще не утратило девичью припухлость щек.

Отдельную роль на холсте играет солнечный свет. Он проникает сквозь густую листву дерева и расцвечивает кожу девушки удивительным узором. Солнечные блики танцуют на лице, кистях и блузке, превращая ее в неземное существо, лесную фею, на миг выглянувшую из чащи. Даже парк на заднем кажется заколдованной лесной чащей и манит своей загадочностью. Такая передача света и игра солнечных лучей характерна для полотен импрессионистов, которые старались передать не реалистичную картину, а собственное мимолетное впечатление от увиденного.

Несмотря на то, что Маша хорошо знала Валентина Серова, во время позирования она ощущала смущение и неловкость. Это можно заметить по настороженному взгляду чуть исподлобья, сжатым губам, напряженному положению рук. Возможно, она чувствовала изменения, происходящие с ней, переживала тот этап взросления, когда юная девушка становится молодой женщиной. Но еще не привыкла к новому статусу и самоощущению.

Серову удалось со всей чуткостью передать тот трудноуловимый миг взросления и важный этап в жизни девушки. Художник отрицал влияние импрессионистов на свой живописный стиль, но, несмотря на это, он воспользовался парадигмой этого направления. Живописец запечатлел саму жизнь и юность во всей ее непостоянной изменчивости.

Источник

Adblock
detector