Девушка, освещенная солнцем
«Девушка, освещённая солнцем», написанная Валентином Серовым в 1888 году, даже если бы не была моделью известного художника, всё равно оставила бы своё имя в истории. Потомки знают её — Марию Симонович как талантливого скульптора, писательницу и мать нобелевского лауреата.
Этот портрет с простым названием «Девушка, освещённая солнцем» часто используется для иллюстрации статей о «тургеневских барышнях». Любят им иллюстрировать и материалы, где рассуждают о национальном русском женском характере. Иногда печатают на календарях и даже на конфетных коробках…
Сам Серов считал «Девушку» одной из самых главных своих удач. По воспоминаниям Игоря Грабаря, незадолго до смерти Валентин Александрович рассматривал свою картину в Третьяковке, а потом махнул рукой и сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами — нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».
Модель Серова — Мария Симонович — приходилась ему двоюродной сестрой. Дедушка и бабушка Машиной мамы — Аделаиды Семёновны Бергман — были почтенные еврейские торговцы колониальными товарами. А сама Аделаида вместе с младшей сестрой Валентиной, которая училась в консерватории, мечтала о высшем образовании и творческой работе. Валентина увлеклась, как это часто бывает, своим немолодым уже учителем — композитором Александром Серовым. В 17 лет она вышла за него замуж и родила сына Валентина, ставшего известным художником.
Тётя Аделаида
Мальчику было семь лет, когда отца не стало. Его матушка, скажем так, было необычной женщиной. Она сочиняла музыку, стала первой в России женщиной-композитором и написала оперу, которую поставили в Большом театре. Увлекалась идеями Чернышевского и народников, устраивала народные театры и коммуны… До сына ей не было дело. Сложно представить, как сложилась бы жизнь маленького Тоши, так будущего мастера называли в семье, если бы не тётя Аделаида, к тому времени ставшая женой детского врача и педагога Якова Мироновича Симоновича.
Ей было 22 года, когда она открыла первый в России детский сад и начала издавать журнал с таким же названием: «Детский сад». Она писала книги, ездила с мужем в Лондон, чтобы пообщаться с Александром Герценом. Родила пятерых детей, взяла на воспитание сироту Лёлю Трубникову и племянника Валентина. Маша была старшей и Валентин с ней сдружился. «Ты вот да Надя (Лёлю я не знаю), — пишет он Маше, — первая простая девочка, с которой можно говорить по душе». С Машей Валентина также связывало и увлечение искусством — она хотела стать скульптором, скульпторкой, как тогда говорили, и её работы очень хвалил известный мэтр Марк Антокольский.
В доме Симоновичей царила атмосфера романтики. Серов увлёкся Лёлей Трубниковой, его друг барон Владимир фон Дервиз — Надей, а Михаил Врубель — Машей. В один из вечеров Врубель сделал её карандашный портрет и тут же подарил его ей. Потом Михаил Александрович написал её Тамарой в «Демоне», потом Офелией… Но их отношения так и остались только флиртом. А вот две другие пары соединились навеки.
Домотканово
Барон Владимир фон Дервиз был достаточно богат и мог себя не стеснять в средствах. Поэтому, женившись на Наде, купил в Тверской губернии живописное имение Домотканово (сейчас здесь располагается музей-усадьба Валентина Серова и там проводятся интересные мероприятия, — авт.). Серов помог Дервизу выбрать это поместье и после покупки дома приезжал сюда почти каждое лето до самой смерти. В усадьбе художник написал более 30 картин, среди них — «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие полотна из «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням Ивана Крылова.
Именно здесь и возникла у Серова идея портрета на свежем воздухе. Валентин Серов работал над портретом три месяца — в самые жаркие часы, ловя каждый солнечный день. Симонович писала потом: «Мы работаем запоем, оба одинаково увлеклись: он удачным писанием, а я — важностью своего назначения».
Как только портрет был закончен, Маша уехала в Петербург — ей пора было на занятия в школу Штиглица, где она осваивала скульптуру. За позирование Серов подарил своей натурщице три рубля. Оба были бедны, для обоих это были приличные деньги. А через некоторое время Маша уехала в Париж…
Официально считалось, что девушка совершенствуется там в скульптуре. Однако когда Серов приехал на открывшуюся в Париже Всемирную выставку, ему стало ясно, что во Франции кузину держит Соломон Львов. Молодого человека за участие в студенческих волнениях сослали в Олонецкую губернию, но ему удалось оттуда бежать. В Париже Львов забыл о своих революционных мыслях, взял за ум, получил образование и стал известным врачом-психиатром.
Свет
Эксперименты со светом – любимое занятие импрессионистов. И Валентин Серов, который переживал своеобразный «период увлечения» идеями импрессионизма, не стал в этом плане исключением, когда взялся на работу над портретом кузины. Именно свет – главный герой этой картины.
Её сюжет прост. В тени дерева отдыхает молодая девушка в расслабленной позе. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Лучи солнца, сначала долго блуждали по густой кроне и, наконец, пробив её, рассыпались сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке…
Знаменитый художественный критик Стасов написал о нём: «Серов, всё идущий в гору и уже начинающий достигать совершенства, представил… замечательно изящную молодую женщину… Судя по взгляду, выражению, всей внешней обстановке вокруг неё, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьёзно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь. Серов умеет талантом выражать всё это, всю истинную натуру и характер человека».
Автору прекрасно удалась гениальная задумка — соединить солнечные блики, внутреннюю теплоту и душевность модели. Всего через несколько месяцев этот портрет купил меценат и коллекционер Павел Третьяков. На вырученные деньги Валентин Серов сыграл скромную свадьбу со своей любимой Лёлей Трубниковой. Зимним днём 1889 года молодые венчались в Санкт-Петербурге, свидетелями на их бракосочетании были Илья Репин и Михаил Врубель. Этот брак оказался очень счастливым.
Третьяковка и музей Д’Орсэ
Всего Серов написал восемь портретов Марии Симонович-Львовой. Шестьдесят лет хранила она письма и рисунки своего кузена. А за несколько недель до Второй мировой войны, предчувствуя беду, переслала их в дар Третьяковской галерее.
Когда же война началась, она писала в Россию: «Дорогие сестры, это моё последнее письмо, может быть. Вся Франция на дорогах, бежит — пешком, на велосипедах, даже на похоронных дрогах — до того давление немцев велико. Мы окружены справа, слева и с севера, я, думаю, буду расстреляна как довольно пожившая. Что же Россия не приходит к нам на помощь. Шум адский со всех сторон. Это конец света. Прощайте, Мари».
Но Мария Симонович-Львова, девушка, освещённая солнцем, уцелела в оккупированной Франции. Она дожила до девяноста лет и скончалась в Париже в 1955 году. Мария хотела, чтобы и последний портрет, написанный Серовым в один из её приездов в Россию в 1895 году, тоже хранился в России. Но её сын — микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов — ослушался мать и после её смерти передал портрет в парижский музей Д’Орсэ.
Источник
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович, Серов
Описание картины:
Эксперименты со светом – любимое занятие импрессионистов. Серов не исключение. Именно свет – главный герой этой картины.
В тени дерева отдыхает молодая девушка. Лучи солнца, сначала долго блуждали по густой кроне и, наконец, пробив ее, рассыпались сотнями бликов на лице, руках, светлой блузке. Чтобы выделить и подчеркнуть роль световых бликов, окружают героиню затененные объекты: ствол дерева, темная юбка, ее собственные волосы. По воле художника, свет минует их. Смешиваясь с добрым душевным теплом самой модели, солнечные лучи на картине превращаются в некое внутреннее мерцание самой девушки. В портрете присутствует мистическая составляющая.
Героиня работы — кузина художника. Они хорошо знакомы, но некое напряжение все же заметно. Серов представляет нам свою родственницу с любовью и нежностью. Полное лицо, прямой нос, большие красивые глаза. Поза расслаблена. Солнечный свет, само лето располагают к отдыху и снятию напряжения.
Автору прекрасно удалась гениальная задумка — соединить воедино солнечные блики, внутреннюю теплоту и душевность модели. В портрете поражает количество оттенков, полутонов, цветовых и световых нюансов. Ничего лишнего, всякий мазок «в строку».
Гениальность Серова в том, что ему несомненно удалось «поймать» свет, передать ощущение движения, мерцания. В этой работе импрессионистская эстетика художника проявилась особенно сильно и талантливо.
Источник
Описание картины Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем»
Валентин Серов, 1888 год, картина «Девушка, освещенная солнцем», Фото: muzei-mira.com
Название | Девушка, освещенная солнцем |
Страна, художник | Россия, Валентин Серов |
Год | 1888 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
На холсте изображена двоюродная сестра художника Мария Симонович. Девушка сидит в парке под деревом. Одета она просто: в светлую блузку, подхваченную на талии ремешком, и темную пышную юбку. Пышные каштановые волосы уложены в скромную прическу. Она красива традиционной русской красотой: чистая белая кожа, больше глаза под темными дугами бровей, прямой нос и изящно очерченные пухлые губы.
Фигура Марии уже начала обретать женские округлые очертания, но лицо еще не утратило девичью припухлость щек.
Отдельную роль на холсте играет солнечный свет. Он проникает сквозь густую листву дерева и расцвечивает кожу девушки удивительным узором. Солнечные блики танцуют на лице, кистях и блузке, превращая ее в неземное существо, лесную фею, на миг выглянувшую из чащи. Даже парк на заднем кажется заколдованной лесной чащей и манит своей загадочностью. Такая передача света и игра солнечных лучей характерна для полотен импрессионистов, которые старались передать не реалистичную картину, а собственное мимолетное впечатление от увиденного.
Несмотря на то, что Маша хорошо знала Валентина Серова, во время позирования она ощущала смущение и неловкость. Это можно заметить по настороженному взгляду чуть исподлобья, сжатым губам, напряженному положению рук. Возможно, она чувствовала изменения, происходящие с ней, переживала тот этап взросления, когда юная девушка становится молодой женщиной. Но еще не привыкла к новому статусу и самоощущению.
Серову удалось со всей чуткостью передать тот трудноуловимый миг взросления и важный этап в жизни девушки. Художник отрицал влияние импрессионистов на свой живописный стиль, но, несмотря на это, он воспользовался парадигмой этого направления. Живописец запечатлел саму жизнь и юность во всей ее непостоянной изменчивости.
Источник
Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович
Описание картины «Девушка, освещенная солнцем. Портрет М. Я. Симонович»
Летом 1888 года Валентин Серов гостил в Домотканове – имении своего друга и родственника Владимира Дервиза (тот женился на двоюродной сестре Серова Надежде Симонович). Ему было 23 года. Недавно он вернулся из Италии, был полон впечатлений и сил. Серов жаждал «отрадного» — любви, радости, простых солнечных сюжетов. Однажды, во время прогулки по парку, он усадил другую свою кузину – Марию Симонович — на скамейку под дубом. И, восхитившись тем, как затейливо играют на лице девушки солнечные лучи, просеянные сквозь листву, бросился за холстом.
Традиционно неторопливый Серов работал даже медленнее обычного. Домотканово было одним из самых его любимых мест на планете, и, будь его воля, он навсегда остался бы в том беззаботном солнечном дне.
Портрет он писал в течение трех месяцев, делая перерывы лишь в пасмурную погоду. Мария, учившаяся на скульптора, была знакома с особенностями профессии, и не роптала. «Сеансы происходили по утрам и после обеда, – вспоминала она позднее. – По целым дням я с удовольствием позировала знаменитому художнику, каким мы его тогда считали, правда, еще не признанному в обществе, но давно признанному у нас в семье… Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он — удачным писанием, я — важностью своего назначения» .
В конце концов, Маша Симонович сделала важный вклад в работу: заявила, что, по ее мнению, портрет окончен, и засобиралась в Петербург. Возможно, если бы не ее волевое решение, Серов «пересушил» бы картину. И утратил ту волшебную игру света и тени, что сделала его достойным наследником таких признанных «солнцепоклонников», как Айвазовский и Куинджи, и дала повод говорить о Серове, как о художнике, который изобрел свой собственный импрессионизм.
В благодарность за терпение Валентин Серов подарил сестре 3 рубля на дорогу. Для них обоих – молодых и пока не ставших на ноги – это была нешуточная сумма.
Полвека спустя, в Париже Марию Симонович-Львову и ее мужа навестил знакомый русский инженер. Заметив на стене репродукцию «Девушки, освещенной солнцем», он поинтересовался, чей это портрет. И рассказал, что героиня картины была его первой любовь, что каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, полюбоваться ею.
Сам Серов считал «Девушку» одной из самых главных своих удач. По воспоминаниям Игоря Грабаря, незадолго до смерти Валентин Александрович долго смотрел на свою картину в Третьяковке, а потом махнул рукой и сказал как будто себе самому: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся» * .
* «Девочку с персиками» Серов написал до «Девушки, освещенной солнцем», когда ему было 22 года. А кузину Марию Симонович (в замужестве Львову) он изобразит еще не раз — один из ее портретов сейчас хранится в Музее д’Орсе.
Источник
История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.
Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу. Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения. Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения. Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения. В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».
В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии.
В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».
В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».
В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и. умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».
Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник