Как и когда наблюдать Луну: астрономия для начинающих
Наблюдения за Луной в телескоп и бинокль
Первое, что приходит в голову детям, которые увлеклись астрономией — наблюдать Луну: невооруженным взглядом, в бинокль или телескоп. Что можно увидеть на Луне? В какую фазу Луны лучше проводить наблюдения? Подробности — в книге «Любительская астрономия».
Наш естественный спутник всегда привлекал к себе внимание. Его серебристый свет в ночи кажется многим таинственным, мистическим. Но астрономы давно раскрыли истинную природу Луны — застывшего каменистого небесного тела, испещренного кратерами.
В настоящее время среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км (порядка 30 диаметров Земли). Обращается вокруг нашей планеты она с периодом 27,32 земных суток. Смена лунных фаз — новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть и опять новолуние — происходит в среднем за 29,5 суток.
Былое близкое соседство с Землей и мощные приливные взаимодействия сильно затормозило вращение Луны вокруг своей оси, вернее, синхронизировали его: на оборот вокруг своей оси Луна теперь тратит столько же времени, как и на оборот вокруг Земли. В результате наш спутник все время повернут к Земле одной стороной.
Приступая к наблюдениям за Луной
Луна — самое близкое к Земле крупное небесное тело, и благодаря этому она — самый легкий объект для любителей астрономии. Даже невооруженным глазом на ней можно разглядеть немало интересного. Например, так называемый «пепельный свет» (свечение в отраженных лучах Земли темной части лунного диска), который вы видите, наблюдая тонкий серп Луны, лучше всего заметен в сумерках, рано вечером на растущей или ранним утром на убывающей Луне. Без оптического прибора можно провести интересные наблюдения общих очертаний Луны — обнаружить контуры морей и суши.
Со времен Галилея Луна доступна оптическим приборам. Бинокль или небольшой телескоп с малым увеличением поможет более подробно изучить лунные моря, крупнейшие кратеры и горные цепи. Даже такой скромный оптический прибор позволит ознакомиться с наиболее интересными достопримечательностями нашего спутника.
С увеличением апертуры увеличивается и количество видимых деталей на поверхности Луны, и наблюдения становятся еще более интересными. Телескопы с объективом диаметром 200-300 мм позволяют рассматривать тонкие детали в структуре крупных кратеров, увидеть строение горных хребтов, рассмотреть множество борозд и складок, увидеть цепочки мелких лунных кратеров.
Как подготовить телескоп для наблюдений за Луной
Луна — очень яркий объект. Ее свет при наблюдении в телескоп зачастую буквально ослепляет наблюдателя. Чтобы ослабить яркость и сделать наблюдения более комфортными, многие любители астрономии используют нейтральный серый фильтр или поляризационный фильтр с переменной плотностью. Последний более предпочтителен, так как позволяет менять уровень передачи света от 1 до 40%.
Чем это удобно? Количество света, поступающего от Луны, зависит от её фазы и применяемого увеличения. Поэтому при использовании обычного нейтрального фильтра изображение Луны часто будет то слишком яркое, то чересчур темное. Фильтр с переменой плотностью лишен этих недостатков и позволяет при необходимости выставить комфортный уровень яркости.
Можно также диафрагмировать объектив, надев на него крышку с отверстием малого диаметра. Это тоже уменьшит количество света, который попадает в телескоп, и снижает яркость изображения. При желании величину диафрагмы тоже можно менять (например, изготовив несколько крышек с разными по величине отверстиями).
При наблюдениях Луны между фазами первой или последней четверти и полнолунием можно включить умеренно яркий белый свет позади наблюдателя. Конечно, свет не должен попадать в глаза наблюдателя и бликовать на окулярах.
Такой метод дает возможность глазам сохранять дневное зрение, более совершенное, чем ночное. В целом у вас появится возможность видеть больше деталей, так как вы используете все возможности ваших глаз.
Когда лучше всего наблюдать Луну?
Как ни парадоксально это кажется на первый взгляд, полнолуние — далеко не самая удобная фаза для наблюдения Луны. Дело в том, что Солнце в это время расположено строго позади Луны и светит ей «в лоб», тени от гор короткие, и изображение не очень контрастное. Наибольший интерес для наблюдения представляют детали вблизи лунного терминатора — границы освещенной и неосвещенной стороны нашего спутника.
Терминатор — это граница дня и ночи на Луне. Во время растущей Луны он указывает место восхода Солнца, а в период убывающей — захода. Возвышенности, лежащие вблизи него и освещенные косыми лучами низко стоящего Солнца, отбрасывают длинные тени.
Наблюдать поверхность Луны удобно, если изо дня в день следить за терминатором, который постепенно проходит через все новые и новые области, проявляя их рельеф. Вы увидите вершины гор, которые уже освещаются солнечными лучами, в то время как окружающая их более низкая часть поверхности еще находится в тени. Пейзаж вдоль линии терминатора меняется в режиме реального времени, и наблюдение за тем, как выходит из тени или наоборот, погружается в нее, та или иная лунная достопримечательность, подарит вам незабываемые впечатления!
Наиболее удобные периоды для наблюдения Луны начинаются со 2 дня после новолуния до 2-3 дня после первой четверти, и аналогично — 2-3 день перед последней четвертью — 2 день до новолуния.
Что наблюдать на Луне
Кратеры — самые распространенные образования на лунной поверхности. В переводе (лат. crater) это слово означает «чаша». Большинство лунных кратеров имеют ударное происхождение, то есть возникли вследствие удара космического тела о поверхность нашего спутника. Крупнейшие кратеры видны уже в небольшой бинокль.
Лунные моря — темные участки, отчетливо выделяющиеся на лунной поверхности. Темные пятна, образующие так называемое «лицо на Луне», различимое невооруженным глазом, являются ничем иным, как лунными морями. Первые астрономы, изучавшие Луну, искренне считали, что на ней может быть жидкая вода и что эти пятна действительно являются водоемами.
В дальнейшем наука опровергла эти наивные представления. Лунные моря — это низины, в далеком прошлом залитые лавой, которая застыла и придала им относительно более ровный вид, чем у остальных участков. Правда, в результате непрерывной метеоритной «бомбардировки», длящейся уже миллиарды лет, поверхность морей тоже покрылась мелкими кратерами. Моря занимают 40% от всей площади видимой с Земли поверхности.
Борозды — лунные долины, достигающие в длину сотен километров. Нередко ширина борозд достигает 3,5 км, а глубина 0,5-1 км.
Складчатые жилы — по внешнему виду напоминают верёвки и, по-видимому, являются результатом деформации и сжатия, вызванных опусканием морей.
Горные цепи — лунные горы, высота которых колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч метров. Они представляют собой края больших кратеров или ударных бассейнов, разрушенные последующими ударами, в результате чего остались только части стены, напоминающие горные цепи. Носят названия земных горных хребтов — Апеннины, Альпы, Кавказ, Карпаты, Пиренеи, Кордильеры.
Источник
Конспект прогулки «Наблюдение за луной» в старшей группе
Анастасия Сергеевна Жданова
Конспект прогулки «Наблюдение за луной» в старшей группе
Наблюдение за луной.
Цели: продолжать расширять знания о неживой природе небесных светилах; формировать у детей умение видеть красоту окружающей природы, желание познать ее тайны.
Загадка:
Еще недавно к нам в окошко
Светила белая лепешка,
А нынче вдруг горят в окошке
Бычка серебряные рожки. (Луна и месяц.)
Обратить внимание детей на луну или месяц, в какой фазе находится. Рассказать, почему мы видим луну по-разному, с чем это связано. Рассказать о движении ночного светила по небосводу. Отметить, где оно сейчас. Предложить детям найти его на небе, когда они будут уходить домой. Чем полнее луна, тем светлее на улице, тем меньше звезд видно рядом. Воздух чистый от выпавшего снега, поэтому звезды и луна светят особенно ярко и больше звезд видно на небе.
Приметы: круг около месяца зимой предвещает продолжительные метели с морозами; зимой месяц кверху рожками – к морозу.
Поговорки и пословицы: «Луна взошла – солнцу отдых»; «Взошло ясно солнышко – прощай, светел месяц».
Стихотворение:
В звездном небе месяц жил…
В звёздном небе месяц жил,
Он со звёздами дружил.
И в небесном океане
Плавал, словно мячик, в ванне.
Месяц детям сны дарил,
Их из радуги варил,
Чтобы снились всем детишкам
И девчонкам, и мальчишкам:
Сны про рыцарей и замки,
И про то, как скачут зайки,
И про бабочку цветную,
И про сказку неземную.
Так как он всю ночь не спал,
Рано утром засыпал,
Спал на облаке-кроватке,
Трудовая деятельность
Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительные отношения к труду.
Подвижные игры
«Попади в цель»
Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
«Встречные перебежки»
Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа
Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
Конспект прогулки «Наблюдение за комаром» в старшей группе Цель: расширять представления об особенностях внешнего вида комара; формировать реалистические представления о природе. Ход прогулки: Загадываю.
Конспект прогулки «Наблюдение за пчелой» в старшей группе Цель: Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями.
Конспект прогулки «Наблюдение за сиренью» в старшей группе Цель: формирование экологической культуры у детей. Задачи: расширять знания детей о сирени; развивать речь, внимание, наблюдательность,.
Конспект прогулки «Наблюдение за снегом» в старшей группе Цель: Уточнять и расширять представление о свойствах снега. Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие: -Закреплять.
Конспект прогулки «Наблюдение за вороной» в старшей группе Цель: Расширять знания о внешнем виде птицы. Закреплять знания о птичьем мире. Уточнить чем занимаются и где живут птицы, как человек.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за бабочками» Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; выявить знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых; способствовать.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за стрекозой» Педагогические цели: продолжать знакомить с насекомыми; выявить знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых;.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за голубями» Цель: Расширять знания о внешнем виде птицы. Закреплять знания о птичьем мире. Уточнить чем занимаются и где живут птицы, как человек ухаживает.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за инеем» Цель: Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней. Обобщить.
Конспект прогулки «Наблюдение за рябиной в мае» в старшей группе Цели: закрепить знания о рябине, отметить, какие изменения произошли с ней весной. Ход наблюдения Воспитатель загадывает загадки про.
Источник
Пособие наблюдения за луной в разных фазах
Алия Газимова
Пособие наблюдения за луной в разных фазах
Цели и задачи: познакомить детей с последовательными изменениями луны, закрепить знания про месяц Рамадан, формировать видеть красоту окружающей среды, развивать внимательность, словарный запас.
В году 12 месяцев. И из них один месяц по лунному календарю называется месяцем Рамадан. Это месяц, когда все мусульмане постятся, каждый день с рассвета до заката воздерживаются от питья и еды, и от греховных поступков. Пророк Мухаммад (да благославит Всевышний его и приветствует, говорил, что нужно заходить в месяц Рамадан с видением новой луны Рамадана, и завершить его с видением новой луны следующего месяца (месяца Шаууаль).
Детям разные наблюдения за небесными светилами всегда интересно. Представляю вниманию родителей, воспитателей, и учителей медресе при мечетях пособие своими руками из фетра «Фазы луны».Луна проходит следующие фазы освещения: новолуние — состояние, когда луна не видна; молодая луна — первое появление луны на небе после новолуния в виде узкого серпа. Если посмотреть внимательно и поставить палец с левой стороны, она будет похожа на букву «Р» — Растущая луна.
Первая четверть — состояние, когда освещена половина луны. Полнолуние — состояние, когда освещена вся луна целиком. Убывающая луна. Последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны. И старая луна, если внимательно посмотреть, она похожа на букву «С» — старая луна.
Материалы для пособия: 2 полотна фетра синего, 1 желтого цвета, ножницы,иголка с нитками:
Посередине синего фетра вырезаем круглое отверстие:
Накладываем на желтый фетр и прошиваем с двух сторон.Берем второй фетр синего цвета и одну сторону вырезаем круглой формой:
Наше пособие готово.
«Прогулка под луной». Мастер-класс по рисованию гуашью, техника «Набрызг» Цель: формирование навыков использования приёма выполнения техники «набрызг»; презентация опыта работы воспитателя с целью популяризации.
Фотоотчет о занятии «Деньги разных стран» В игровой форме с детьми было проведено занятие по финансовой грамотности на тему: «Деньги разных стран». Познакомили детей с деньгами.
Конспект прогулки «Наблюдение за луной» в старшей группе Наблюдение за луной. Цели: продолжать расширять знания о неживой природе небесных светилах; формировать у детей умение видеть красоту окружающей.
Мастер-класс. Аппликация «Под луной». Коллективная работа. Мастер — класс. Аппликация «Под луной».Коллективная работа. Добрый вечер, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу вам показать.
Много лэпбуков. Хороших и разных. Фотоотчет. Видя неподдельный интерес к «заморскому продукту»- лэпбуку, который, как совершенно справедливо заметила Света Большакова в моей прошлой.
Оригами «Комод» и «Шкатулочка для разных мелочей». Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами изготовлением комода с двумя ящичками и коробочкой-шкатулочкой для разных мелочей.
Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.
Сценарий праздника «Дети разных народов — вместе!» Ведущая-Воробьёва Нина Ивановна: Много нас разных: задорных, веселых, Светлых и темных, красивых, здоровых! Сколько же вместе дорог будет.
МК «Весеннее солнышко» для разных возрастных групп Вроде зима у нас прошла, мы её проводили, на коне она у нас ускакала. но что то на улице вновь зима, холод. Поэтому мы решили сделать весеннее.
Воспитатель — это множество разных профессий Сколько надо глаз и рук, Чтобы уследить вокруг За своими сорванцами — Золотыми леденцами. Там — смеется, тут — заплачет, А другой на палке.
Источник