Меню

Дети центр вселенной платонова

Мамам, у которых дети- центр вселенной

Хотя… наверно, для каждой мамы свое дитятко «центр вселенной»… вопрос только в том -насколько.

Интересная, глубокая статья, которая позволяет на пару минут подумать иначе) Однако, мне понравилось

Особенно фраза- «мы должны готовить детей к пути, а не путь для детей!»

«… Я скажу вам правду: наше поколение слишком зациклено на своем родительстве.

Только сегодня утром одна мама написала пост о том, как она собирает ко дню рождения ее сына всеобъемлющую «капсулу времени»: предметы, фотографии и продукты, связанные с каждым годом, и планирует подарить все это сокровище, празднично упакованное в сундуки, мальчику в день его восемнадцатилетия как дань уважения ко всей его жизни.

Хочется спросить только одно: ты серьезно?

Когда я думаю, как получить больше радости от воспитания детей и уменьшить стресс, мне кажется, что большая часть нашего беспокойства происходит из представления, что детство наших крошек должно быть волшебной, красиво задокументированной сказкой, в которой ребенок — это центр Вселенной, а родитель — гарант успеха собственного отпрыска, обязанный проникать во все детали его жизни по крайней мере до тех пор, пока дитя не сдаст ЕГЭ.

Это ощущение настолько давит на нас, что неизменно приводит к чувству вины. И ничто не крадет радость воспитания больше, чем уверенность, что это — тяжелая работа. И оно действительно кажется тяжелой работой, если тебе необходимо периодически зарывать во дворе сундуки со странным барахлом.

Вот мой прием для того, чтобы сбросить напряжение:
Что бы сделала моя мама?
Я родилась в 1974 году, дорогие читатели. Если бы вы сказали моей маме, чтобы она собирала годовую капсулу для каждого ребенка до окончания школы, она бы рыдала от смеха.

Вчера подруга спросила меня: «Твоя мама когда-нибудь добровольно занималась делами вашего класса?»

Нет, мама и в школе-то никогда не бывала. Мы ехали на автобусе в первый день учебы, на Рождество приносили купленное в магазине печенье и вишневую кока-колу, потом учебный год заканчивался, и мы играли на улице до самого Дня Знаний. Так проходила школьная жизнь.

Моя мама говорит, что она и ее друзья просто растили нас, тогда как я и мои ровесники «родительствуем» (на заднем плане плывет табличка «Сарказм»). И знаете что? Она права. Они не вмешивались постоянно в нашу жизнь, не защищали без нужды, не проявляли бесконечного беспокойства и чрезмерной опеки. Они нас просто растили. И мы выросли нормальными.

Моя исповедь: каждый раз, когда приближается лето, я ощущаю зудящее чувство паники, потому что нам предстоят 12 бессистемных недель, и все, что я могу себе представить, — это как мои пятеро детей ложатся спать слишком поздно, постоянно пялятся в экраны гаджетов, теряя клетки мозга, и постепенно сводят меня с ума. Как я буду успевать работать? Как я буду их развлекать? Чем я буду их занимать по 14 часов в день? Я уже чувствую себя Плохой Летней Мамой, а ведь еще только апрель. А значит, я снова должна прибегнуть к моему трюку.

Что бы сделала моя мама?
Ну, прежде всего, у нас не было круглосуточного доступа к мультфильмам, видеоиграм и YouTube, поэтому она делала то же, что и все мамы: велела нам играть. На ум моей маме никогда не приходило «развлекать нас», «вкладывать деньги в дорогие летние занятия», «создавать виды активности, стимулирующие развитие нашего мозга». Она говорила — убирайтесь гулять на улицу, и мы шли. Мы придумывали игры и ездили на велосипедах, танцевали и пили из шланга, когда нас мучила жажда. Клянусь, в половине случаев мама понятия не имела, где мы пропадали. Когда нам надоедало ошиваться по соседству, чья-нибудь мама делала нам бутерброды и отправляла гулять дальше. Все мамы в округе кормили и поили нас по очереди, но никто не парил над нами, подобно очень нервному орлу.
И никогда, ни разу я не чувствовала, что меня не любят или мной пренебрегают.

Может быть, мы просто переоцениваем собственную значимость в воспитании? Разве мы забыли, что детям нужно позволять терпеть неудачи? Учиться на них? Преодолевать трудности? Развлекать себя? Мы изо всех сил стараемся курировать Волшебное Детство, хотя в действительности дети вполне способны быть счастливыми без постоянного участия взрослых. Я считаю, что делать их центром Вселенной на самом деле ужасно вредно. Мы должны готовить ребенка к пути, а не путь для ребенка. Мы можем быть нежными и заботливыми родителями, не выращивая при этом «сахарных» детей, которые будут таять под малейшим дождем.

Угадайте, какой побочный эффект мы получим для себя? Облегчение. Верните себе радость! Просто отключите режим тотального контроля, попробуйте прием «Что бы сделала моя мама» и посмотрите, что получится. Вы увидите, что дети в порядке. Они не станут бедными, покинутыми крошками, не развалятся на куски. Они не беспомощны. Их будущее не обречено. Мы не хотим вырастить молодых людей, которые впадают в отчаяние, столкнувшись с первым же препятствием в своей жизни. Разве мы не хотим, чтобы они поняли, что являются частью здоровой семьи, а не центробежной силой всего мира?

Читайте также:  Вселенным владыка египта был

А мамы и папы? Мы наконец-то избавимся от чувства вины, которое говорит нам, что мы делаем недостаточно, хотя на самом деле ни одно поколение родителей не делало больше. Мои друзья, работающие в университетах, практически умоляют нас делать меньше — «Пожалуйста!» — потому что дети не в состоянии заполнить электронное заявление без посторонней помощи.
Давайте вернем себе радость и избавимся от этого надуманного стресса! Давайте с удовольствием смотреть на то, как дети играют в прятки, строят крепости из диванных подушек, ставят для нас спектакли (мои родители до сих пор не могут прийти в себя после наших «постановок») и носятся по окрестностям со своими друзьями. Давайте вернем детям дар воображения, самостоятельности, творчества.

Что делали наши мамы?
Они позволяли нам быть детьми, мы болтались на улице, падали и обдирали коленки, веселились и наслаждались простыми радостями детства. Мы знали, что нас любят и что мы в безопасности. Мы никогда не сомневались в наиболее важных частях истории. Мы были не хрупкими тепличными растениями, а грязными, шумными, жизнерадостными детьми, которые хватали конфеты немытыми руками и отлично жили.

Мамы, не нужно закапывать для своих детей ежегодные «капсулы времени». У вас есть все, что нужно вашим малышам: поцелуи, детские книжки, глупые песенки, танцы на кухне, прогулки во дворе, семейные ужины в теплом кругу. Вашим детям не нужно, чтобы их развлекали или заставляли жить в хрустальном пузыре. Они просто должны быть любимыми.

Это все, что действительно нужно каждому ребенку.

Источник

Анализ художественного текста как основа формирования исследовательской культуры старшеклассника (на примере изучения темы «Своеобразие художественного мира Платонова»)

Интерес обучающихся к изучению литературы не может постоянно поддерживаться внешней занимательностью отдельных приемов и форм. Познавательная активность должна формироваться на основе творческой инициативы, навыков самостоятельного движения в информационных полях, потребности в самоопределении и самовыражении, на основе развития рационально-логической и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности. Этим определено включение в контекст школьного образования технологий и методов, построенных на исследовательской деятельности обучающихся – комплексный анализ художественного текста, лингвистические и литературоведческие задания аналитического характера на основе сравнения, сопоставления, синтеза.

Художественный текст как объект анализа, безусловно, специфичен. Особенностью литературного материала является его способность инициировать развитие творческого потенциала, воображения, возможности видеть мир во всем его многообразии и великолепии, даже когда речь идет о самых привычных для нас явлениях. Художественная литература предоставляет читателю исключительную возможность познания таких сторон внутренней жизни человека, наблюдать которые в реальной ситуации просто невозможно. Она открывает бесконечное множество смыслов одного и того же понятия, обозначающее категорию внутреннего мира личности. Литературный материал эмоционально действенен. Значимость использования литературных текстов становится очевидной, если учесть исключительную роль художественного познания в общей структуре познания мира и человека. Анализ литературного материала воспитывает читателя, “который видит в художественном произведении не какой-либо объект, основанный на очевидных отношениях и призванный к тому, чтобы наслаждаться им как проявлением красоты, а тайну, которую надо исследовать, задачу, которую надо разрешить, стимул, способствующий живости воображения” [1] . Именно поэтому литературе принадлежит особая роль в решении задач развития не только интеллектуальной, рационально-логической, но и эмоционально-образной составляющих мировоззрения личности: эмоционально-образная составляющая включена в учебную деятельность в ходе изучения литературы не только в качестве сопровождающего, а в качестве значимого элемента, влияющего как на результаты учебной деятельности, так и на формирование личностных структур, связанных с самооценкой, персонализацией и т.д. Обращение обучающегося к литературному произведению в роли исследователя формирует у него глубоко личное, отношение к художественному тексту, внимание к детали, рождает отклик на мысли автора, учит сопоставлять, анализировать литературные явления. Постижение сложности и поливариатности эмоционального мира личности, изображенного в художественном произведении, приводит к обогащению тезауруса понятий, обозначающих эмоциональное состояние человека, облегчает формирование вербальных эталонов” [2] эмоциональных состояний и чувств. В ходе такого постижения неизменно возникает “межличностное взаимодействие и общение со значимым другим, в роли которого может выступать герой литературного произведения и автор … литературного текста, “вхождение” во внутренний мир которого активизирует механизмы рефлексии, эмпатии, атрибуции и идентификации” [3] . Обозначенное взаимодействие и общение опирается на ключевые категории, выделяемые современной практической психологией: категория общения (как акт обмена информацией, акт взаимодействия), категория образа (образ мира, образ личности), категория индивид-личность (осознание самого себя, самоотношение, самочувствование, самопонимание), категория индивидуальности (осознание личностной непохожести на других, нетождественности), категория мотивации (аффективные и когнитивные образования, которые характеризуют отношение человека к миру, самому себе – своему внутреннему миру и своему физическому телу), категория действия (идея интериоризации и экстериоризации). Итак, исследовательская деятельность в ходе урока обеспечивает глубокое погружение в литературный материал, развитие чувства интереса и исследовательской любознательности, увлеченности, желание знания и понимания, желание открытия, развитие эмоций успеха. Она формирует у обучающихся ряд качеств и умений, без которых невозможно литературное образование школьников, да и образование в целом, подразумевающее не только расширение их знаний, но и повышение культуры чувств, и углубление эстетической мысли: умение сопоставлять тексты, обнаруживая культурную традицию; умение создавать собственный вариант интерпретации художественного текста; умение соотносить музыкальную, театральную, изобразительную и кино- интерпретацию с авторской мыслью, с текстом оригинала; умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств и д.р.

Читайте также:  Гравитация во вселенной доклад

Тема урока: Своеобразие художественного мира А. П. Платонова

Имя урока: “Жил человек на правах пожара…”

Цели:

  • обобщение и систематизация представления учащихся о своеобразии художественного мира Платонова, о месте человека в художественном мире писателя;
  • развитие речевых и аналитических навыков (речемыслительных умений) в процессе анализа художественного произведения;
  • воспитание бережного отношения к русской культурной традиции, формирование интереса к изучению русской литературы в контексте культуры и исторической эпохи.

1) Музыкальный эпиграф – композиция А. Мисина “В центре вселенной”

2) Надо любить ту вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть.

3) Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придёт, а от разума и трудное легким станет.

1. Мотивационный этап. Задачи этапа: создать мотивацию к формированию у старшеклассников целостного видения основных характеристик и особенностей творчества А. П. Платонова, психологический настрой на восприятие материала урока.

Обращение к эпиграфам.

Прослушивание и обсуждение композиции А. Мисина “В центре вселенной”.

1) Прокомментируйте ассоциативный ряд, возникающий, пока вы слушаете.

2) Можно ли художественный мир А. П. Платонова назвать вселенной, почему?

Чтение и обсуждение платоновских мыслей.

3) Как вы понимаете слова “любить вселенную, которая может быть”?

4) По вашему мнению, что А. П. Платонов ставит выше сердце или разум?

2. Этап целеполагания. Задача этапа: интенсифицировать процесс освоения материала через осмысление предполагаемых способов деятельности и самостоятельное формулирование целей урока.

К. Паустовский назовет А. П. Платонова “самым гениальным писателем XX века”. Платонов прошел все перипетии нашего общества. Он человек общественной концепции, человек социума, “общинный человек”. Это представитель русской ментальности настолько, что ему свойственен и русский утопизм. Он серьезно и активно увлечен идеей социализма. Уникальность Платонова в том, что он не только унаследовал традиции русской ментальности, но и совершенно ее поменял: железная дорога до Платонова, например, урбанистический зверь, исчадие ада; у него – романтический образ сродни цветку.

Фронтальная беседа по вопросам.

1) Художественный мир произведений Платонова обращен к вечным вопросам человечества. Скажите, к каким? (Например: Что такое счастье? Как отличить добро от зла? В чем сила и бессилие? Что такое душа и что есть сокровенное в человеке?)

2) Характерным для писателя было острое ощущение противостояния человека и Вселенной, труднопреодолимой враждебности природы и людей. Вспомним рассказы Платонова “Неизвестный цветок”, “Корова”, “Юшка”, “В прекрасном и яростном мире” и задумаемся над вопросами: Что связывает человека с природой? Что их разобщает? Как преодолеть, по мнению Платонова, чувство сиротства в этом прекрасном и яростном мире? Как вы думаете, почему Платонов не ставит союз “но” между этими двумя эпитетами – “прекрасном”, “яростном” – почему не противопоставляет их?

3) Исходя из темы и имени урока, сформулируйте вопрос или вопросы, на которые мы должны ответить в ходе сегодняшнего разговора.

3. Анализ текста рассказа А. П. Платонова “Песчаная учительница”. Задачи этапа: обеспечить коммуникацию с автором произведения; организовать беседу-поиск текстуальных особенностей образа главной героини; расширить и углубить представления учащихся об авторском замысле; отработать навыки обоснования семиотического единства текстообразующих компонентов.

Рассказ “Песочная учительница” написан в 1926 году, он отражает некоторые черты биографии писателя, устремления его личности, его желание вобрать “весь внешний мир в свое внутреннее переживание”.

1) Анализ содержания рассказа и образа главной героини по вопросам.

Скажите, чем замечательна на ваш взгляд героиня рассказа? Как обрисована автором внешность героини в начале повествования? Как меняется ее облик далее по тексту? Почему важно проследить за изменениями в облике Марии Никифоровны? Какой представляет она жизнь? Что из ожидавшего Марию Никифоровну в поселке было тяжелее всего? Что молодая учительница считает для себя главным? Почему Мария Никифоровна могла бы “завидовать целым народом, а не школой”?

Читайте также:  Благодарность вселенной за что благодарить

2) Формулирование и комментирование основных философских категорий, о которых идет речь в рассказе.

С чем сравнивает Платонов молодость? Почему это “самое неописуемое” время в жизни человека? Была ли готова героиня к самостоятельной жизни? Чем помогли ей родители, как воспитали? Семейное счастье, радость общения между родными людьми очень значимы для человека и писателя Платонова. Тема дома и семьи – ведущая в творчестве автора (“Третий сын”, “Возвращение”, “Фро”, “На заре туманной юности”, “Чевенгур”). Почему Платонов выбирает для своей героини имя Мария?

3) Анализ философской категории “пустыня”.

“Превращать пустыню в живую землю” – перед нами метафора Платонова, выражающая одну из главных идей рассказа. Что подразумевает он под пустыней? Пустыня – пустота? Чего? Природы? Где? В чем? В человеческой душе? В жизни? Как взаимосвязаны эти понятия пустыня жизни, пустыня природы, пустыня человеческой души, по мнению Платонова? Можно ли, заполнив одну пустоту и преобразив одну из пустыней, заполнить как сообщающиеся сосуды другие? Что делает человека счастливым?

4) Работа с заголовком рассказа.

Дайте толкование названия рассказа. Предложите другие варианты названия (Например: “Покорительница песков”, “Пески не сдаются”, “Живой мир пустыни”).

4. Творческий практикум. Задачи этапа: отработка мыслительных операций по поиску аналогий, общих признаков, различий, то есть – сравнение, сопоставление, анализ и синтез построения художественного мира писателя; развитие эмоционального воображения учащихся; мотивация к созданию речевой ситуации.

Творческая работа в группах.

1-я группа – создание модели “Вселенная Платонова”. Старшеклассникам предлагается включить в модель философские, мировоззренческие категории, ключевые образы, метафоры-символы (человек, советский человек, семья, смерть, гармония, пустота, машина, чувство, личное, дорога, железная дорога, разум, душа, жизнь, дом, кровное родство, общественное и т. д.) как планеты составляющие художественный мир Платонова. Прокомментировать свой выбор.

2-я группа – создание личностной оценки творчества Платонова в форме синквейна. Синквейн – особая поэтическая форма определенной структуры: первая строка – словосочетание (тема), вторая – два определения, третья строка – три глагола, четвертая – простое предложение (идея) или дополнение и обстоятельство, пятая строка – сравнение, синоним или метафора-символ, содержащая оценку. Например:

Загадочный и непонятный,

Влечет, манит, притягивает,

Синквейны предлагается создать по заданным словосочетаниям-темам: “Мир Платонова”, “Время Платонова”, “Язык Платонова”, “Герои Платонова” и по собственному варианту темы.

3-я группа – анализ и аргументированный комментарий, и выбор оценок исследователей творчества Платонова. Старшеклассникам предлагается раздаточный материал с фрагментами исследовательских работ П. Антокольского, Т. Вахитовой, А. Гуревича, В. Чалмаева:

1_) “Творчество Платонова, прежде всего, поэтично, в нем всегда есть несравненный осадок, который не поддается рассудочному и деловому анализу, и этот осадок самое дорогое”

2) “Платонов – почти единственный из советских писателей, который не изображал народ, жил внутри его”

3) “Где бы ни скитался одинокий забытый человек, Платонов следует за ним неотступной тенью, точно боится, как бы чье-нибудь горе не умерло в неизвестности, не родив ответной скорби…”

4) “Словесное искусство Платонова…сочетало в себе и сарказм, и романтическое восприятие, тревогу и сострадание…”

5. Этап рефлексии. Задачи этапа: сравнить полученный результат с поставленной в начале урока целью и восстановить ход рассуждений, который фиксирует способ получения результата.

1) Возвращение к обсуждению эпиграфов по вопросам. Какой из представленных эпиграфов наиболее точно отражает ответ на вопрос, который вы сформулировали вначале урока. Почему?

2) Выберите вопрос и сформулируйте ответ (раздаточный материал – карточки): Какое задание оказалось самым сложным, почему? Что мне понравилось в работе над произведениями Платонова, почему? В чем я могу согласиться Платоновым, почему?

Преодоление истинной беды, горя, созидает душу человеку и народу, а первая потребность души – сострадание. Этой глубокой потребности человеческого сердца и служат произведения А. П. Платонова. Он затрагивает самые сокровенные чувства и мысли человека, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах, и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступить именно так, а не иначе.

В центре вселенной капает кран,
Больше ни вздоха, ни эха, ни тени.
В центре вселенной странный изъян:
Из водопровода льется время.
В центре вселенной встал Человек,
Глядя в окно на далекие звезды.
Спичкой последней гаснущий век
Хочет осветить он темен воздух!

Список литературы:

  1. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / Пер. с итал. А. Шурбелева – СПб.: Академический проект, 2004. – 384 с. С.34.
  2. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Пособие для учителей и практ. психологов /Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 272с. С. 226.
  3. См. п.2. С. 6.

Источник

Adblock
detector