Меню

Деревья солнце звери трава

Берегите землю! Берегите!

«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.»
(В.Берестов)

В природе столько красоты,
Посмотришь и окаменеешь.
Вглядись в росистые кусты,
И вдруг поймешь, что ты имеешь….

Живя средь этой красоты,
Порой, не замечая чуда.
Природа, все нам подарив,
Сказала: Берегите люди!

Беречь и землю, и поля
И, жаворонка в золотом зените.
И, бабочку на листьях по утру,
Сверкающую в ярких бликах.

А на камнях лягушку лицезрев,
Захочешь в камышах с ней искупаться.
И, ястреб вдруг под облако взлетев,
Заставит и тебя сорваться.

И, птичье пенье по утру,
Разбудит нас своею трелью.
А пчёлки закружившись по ветру,
Присядут на твои колени.

Когда листва шурша над головой,
Купаясь в бликах солнечного света.
Березовой прохладою одета,
Поманит в знойный день присесть под ней.

И спросишь ты, куда ручей бежит?
Прозрачнее стекла его отливы.
А он весёлый улыбаясь зажурчит,
Плескаясь в берега и нивы.

И, удивляясь всякий раз,
Красотам чувственной природы.
Улыбка радуя твой глаз,
Сюда придет встречать рассветы.

Пусть станет сердцу твоему понятен,
Процесс творения Бога в мироздании.
И ты научишься тогда,
Как все это беречь нам надо!

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
(Х.К.Андерсен)

Источник

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Осень. Осенние месяцы»

Разделы: Логопедия

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: «Осень. Осенние месяцы».

Цель занятия: уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени, закрепить умения детей составлять рассказ-описание по картинному плану.

  1. Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
  2. Учить адекватному использованию лексики, обозначающей осенние приметы в структуре простых предложений.
  3. Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  4. Образовывать притяжательные прилагательные.
  5. Согласовывать существительные и прилагательными.
  6. Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.
  1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
  2. Развивать сенсорные способности детей.
  1. Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей и логопеда.
  2. Воспитывать любовь к природе.
  1. Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения, коррекция звукопроизношения поставленных звуков.
  2. Профилактика нарушений письменной речи.

Речевой материал: октябрь, сентябрь, ноябрь, тополевый, яблоневый, рябиновый, берёзовый, кленовый, дубовый, урожай, золотая осень, поздняя осень, ранняя осень, листопад, желтеют, краснеют, кружатся, опадают.

  • картинный план, наклейки для оценивания;
  • ПК, проектор, музыкальный центр;
  • ватман, фломастеры, презентация (Приложение).

1. Организационный момент (5 минут).

(Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – Приложение 1.)

(Под мелодию дети входят в класс.)

— Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии вы будете получать наклеечки за правильные ответы и хорошую работу.

Дидактическая игра «Назови ласково».

— Сейчас сядет тот, кто назовёт ласково слово:

(За правильный ответ логопед дарит наклеечку.)

а) Мимическая гимнастика.

(Дети под руководством учителя выполняют мимическую и артикуляционную гимнастику.)

Читайте также:  Ярче солнца сильнее смерти

— Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.

И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.

— Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.

— Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.

б) Артикуляционная гимнастика.

— Ребята, сейчас мы с вами немножко потренируем язычки. Возьмите в руки зеркала:

«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5 – 6 раз.

«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

«Настроение». Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком (хорошее настроение). Затем губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5 раз (в конце обязательно улыбнуться).

2. Основная часть (25 минут).

— Ребята, послушайте внимательно, и отгадайте загадку:

Листья жёлтые летят,
Под ногами шелестят
Солнце уж не припекает
Когда это бывает? (Осенью.)

— Сегодня на занятии мы будем с вами говорить об этом времени года.

Дидактическая игра «Повтори не ошибись».

(Дети по желанию выполняют задание. За каждый правильный ответ получают наклеечку.)

  • Сентябрь-октябрь.
  • Октябрь-сентябрь.
  • Сентябрь-октябрь-ноябрь.
  • Октябрь-сентябрь-ноябрь.
  • Ноябрь-сентябрь-октябрь.

— Какие слова мы сейчас повторяли? (Мы повторяли название месяцев.)

— К какому времени года они относятся? (Эти месяцы относятся к осени.)

— Сколько осенних месяцев мы назвали? (Мы назвали три осенних месяца.)

— Сколько месяцев длится осень? (Осень длится три месяца.)

— Какой месяц обозначает начало осени? (Сентябрь.)

— Какой месяц обозначает середину месяца? (Октябрь.)

— Назовите месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Назовите последний месяц осени. (Ноябрь.)

— Как вы думаете, какая сейчас осень: ранняя или поздняя? (Сейчас ранняя осень.)

— А какая осень будет в ноябре? (В ноябре будет поздняя осень.)

— Ребята, а как можно назвать осень в сентябре? (Золотая осень.)

Дидактическая игра «Назови лишнее слово». (Приложение. Слайды 9-12)

— Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

  • Дуб, рябина, ромашка, береза. (Ромашка.)
  • Береза, трава, тополь, клен. (Трава.)
  • Грибы, урожай, листопад, подснежник. (Подснежник.)
  • Зонт, сапоги, шорты, куртка. (Шорты.)

— Все верно назвали. Молодцы.

— Сегодня на занятии нам принесли необычные картинки. Я буду вам показывать картинки, а вы попробуете назвать признаки осени. (Дети составляют с логопедом предложения по картинкам.) (Приложение. Слайды 13-20)

Читайте также:  Что такое летнее солнце стояние

(На экране появляются поочерёдно картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение – «надо сказать красиво про картинку»).

— Итак, послушайте, какой рассказ у нас получился:

Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

(Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его.)

— А сейчас мы с вами отдохнём.

Динамическая пауза «Прогулка в лесу».

— А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная ходьба на месте.)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят вверх на солнце.)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация порхания бабочек.)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные хлопки в ладоши.)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания букета.)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.

— А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного посёлка. (Приложение. Слайды 21-27)

— Итак, продолжаем наше занятие.

Дидактическая игра «К нам пришла осень».

  • Мы ждали . (осень).
  • Долго не было . (осени).
  • Мы рады . (осени).
  • Мы одеваемся тепло . (осенью).
  • Мы поем песни об . (осени).
  • Мы любим . (осень).

Дидактическая игра «Скажи со словом осенний».

  • Небо (какое?) – . (осеннее).
  • Ветер (какой?) – . (осенний).
  • Аллея (какая?) – . (осенняя).
  • Погода (какая?) – . (осенняя).
  • Лес (какой?) – . (осенний).
  • Дождь (какой?) – . (осенний).
  • Солнце (какое?) – . (осеннее).
  • День (какой?) – . (осенний).

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

  • Летом солнце яркое, а осенью .
  • Летом небо светлое, а .
  • Летом день длинный, а .
  • Летом тучки ходят высоко, а .
  • Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а .
  • Летом птицы заботятся о своих птенцах, а .
  • Летом люди одеваются легко, а .
  • Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а .
  • Летом люди растят урожай, а .

3. Заключительная часть. Итог занятия (3 минуты).

Дидактическая игра «Да или нет? – дайте правильный ответ».

— Я предлагаю вам поиграть, а заодно ещё раз проверить, как вы усвоили осенние признаки.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достают ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать.

— Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили на занятии?

— Вам понравилось занятие? Сейчас мы с вами нарисуем осеннее небо. На ватмане вы должны нарисовать облака. Если занятие вам понравилось, то облачко должно улыбаться, если не очень, грустить, а если совсем не понравилось, то облачко будет плакать.

Читайте также:  Солнце делает один полный оборот вокруг центра галактики

(Дети рисуют своё настроение. В это же время логопед рисует солнце на ватмане.)

4. Домашнее задание. Оценивание.

— Дома вам необходимо собрать осенние листья.

— Посмотрите у кого больше всех наклеек?

(Самому активному учащемуся вручается медаль.)

— Осень – удивительное время года. Очень красивое. Красота эта идет от деревьев, от кустов, от цветов, ягод, грибов, которые растут в лесу. Недаром говорят, растение – земли украшение. И мы с вами должны беречь наше богатство – природу. Ведь мы – тоже частичка природы.

(Во время слов, которые говорит логопед, можно включить презентацию осенних зарисовок, либо мелодию.)

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Неживая и живая природа. Стр. 17-19

1. Подчеркни карандашами разного цвета (по своему выбору) объекты неживой и живой природы.

В рамке расшифруй условные обозначения, то есть покажи, каким цветом обозначены объекты неживой природы, а каким — живые существа.

2. Вырежи из Приложения картинки и расположи их в соответствующих рамках. Попроси соседа по парте проверить твою работу. После проверки наклей картинки.

3. Исправь ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверь себя с помощью учебника.

1) Солнце, звёзды, воздух, вода, камни, растения — это неживая природа.
2) Растения, грибы, животные, человек, звёзды — это живая природа.

В первом утверждении зачеркиваем растения, так как растения относятся к живой природе.

Во втором утверждении зачеркиваем звезды, так как звезды относятся к неживой природе.

4. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Старайся не повторять примеры из задания 2.

Примеры объектов неживой природы: солнце, луна, планета, комета, звезда, океан, море, озеро, река, водопад, камень, песок, вулкан, дождь, град, снег, гора, холм

Примеры объектов живой природы : деревья, кустарники, трава, цветы, водоросли, мох, птицы, рыбы, звери, насекомые, рептилии, человек.

5. Наш удивительный Попугай — любитель загадок. Вот какие загадки он тебе предложил. Отгадай их и впиши отгадки в схему. Объясни схему (устно). Расскажи с её помощью о значении Солнца для жизни на Земле.

Взойдет Егор на бугор —

выше леса, выше гор.

С бугра спускается —

за травой скрывается.

Ответ: солнце

То, от чего тает лед

Ответ: тепло

Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.

Ответ: свет

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Солнце дает нам свет и тепло. Если бы не было бы Солнца, то на Земле было бы темно и холодно.

6. Обсудите, какими способами можно показать связи между неживой и живой природой. Какой из этих способов самый наглядный? Почему? В верхней рамке выполните рисунок, показывающий пример связи между объектами неживой и живой природы (или наклейте фотографию). В нижней рамке покажите эту же связь с помощью схемы.

Источник

Adblock
detector