Меню

Дедушка солнце это метафора или сравнение

Комментарий к 7 заданию ОГЭ по русскому языку 2020

Инструкция: этот файл необходимо прочитать для того, чтобы понять, как нужно рассуждать, начиная решение задания 7. Мои комментарии будут выделены жирным шрифтом.

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое может употребляться в разных предложениях, но его нельзя разделить на части, выбросить из его состава какое-либо слово. Начинаем анализ предложений.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. В этом предложении нет никаких «странных» оборотов, выражений. Нас здесь ничего не должно смущать.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Засыпают вопросами – выражение образное, потому что на самом деле никто из мешка никого не засыпает. Означает это выражение: задавать очень много вопросов. В других предложениях это выражение я могу использовать. Значит, это фразеологизм.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! Здесь есть несколько «смущающих» фраз. Первая: «спят во всех братских могилах». Здесь имеется в виду «упокоены», скорее всего, это метафора, т.к. произошло сравнение смерти со сном или упокоением. Второе: «когда пробьёт час». Час на самом деле никого не бьёт, а эта фраза означает, что настанет какой-то определенный час, тот самый. Мы можем использовать во многих других выражениях это словосочетание, значит, это фразеологизм.

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. Здесь нас настораживает фраза «вечный дым». Скорее всего, имеется в виду помутнение в старческих глазах, так что тут мы наблюдаем скрытое сравнение, которые является метафорой.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. В этом предложении нет никакой образности. Оно нас смущать не должно.

Таких образом, мы получаем ответ: 23.

2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Эпитет – это «красивое», образное определение. То есть будем искать необычное прилагательное.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. Здесь нас смущает «стали наползать тучи». В этом выражении мы видим, что неодушевленным тучам приписывают действие живого существа – наползают. Соответственно, это олицетворение, а не эпитет. А словосочетание «тягучие тучи» звучит странно. Тучи не могут быть тягучими. Тягучие – это прилагательное. Соответственно, перед нами эпитет.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? Вот тут уже интереснее. Фраза «старые монастыри» включает в себя прилагательное. Но делает ли оно фразу образной? Просто имеется в виду то, что монастырь был построен давно. Точно так же мы можем сказать: «наш дом уже старый», «поедем по старой дороге». Здесь нет ничего украшающего образ слова.

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. Здесь никаких образных выражений нет. Идём дальше.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. Вот здесь сразу заметно выражение «лопоухий день». День не может быть лопоухим, так говорят только о людях. Имеется в виду, что день был такой милый, как лопоухий человек. Лопоухий – это прилагательное. Значит, перед нами эпитет.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. В этом предложении нет никакой образности. Делаем вывод.

Мы приходим к выводу, что правильный ответ: 14.

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Метафора – это скрытое сравнение, сопоставление двух предметов на основе их сходства.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. «Телефон затих» — как будто какое-то живое существо прекратило выть, лаять, то есть затихло. Здесь сравнивается телефон с каким-то живым существом, которое могло издавать звуки. Значит, перед нами метафора.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. «Телефон дрожит в конвульсиях» — здесь явно сравнивается вибрация телефона при звонке с припадком, в котором бьётся кто-то. Конвульсии и вибрация телефона очень похожи, автор пытается их сопоставить, значит перед нами метафора.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. «Днем с огнем не сыщешь» — это фразеологизм, который означает невозможность поиска.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. «Дурные мысли» — это похоже на оборот. Но это, скорее всего, эпитет, потому что образно описывает характер мыслей в голове человека.

Читайте также:  Закаливание солнцем это кратко

5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. Здесь нет никакой образности, поэтому переходим к выводу.

Источник

Комментарий к 7 заданию ОГЭ по русскому языку 2020

Инструкция: этот файл необходимо прочитать для того, чтобы понять, как нужно рассуждать, начиная решение задания 7. Мои комментарии будут выделены жирным шрифтом.

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Фразеологизм – это устойчивое выражение, которое может употребляться в разных предложениях, но его нельзя разделить на части, выбросить из его состава какое-либо слово. Начинаем анализ предложений.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. В этом предложении нет никаких «странных» оборотов, выражений. Нас здесь ничего не должно смущать.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Засыпают вопросами – выражение образное, потому что на самом деле никто из мешка никого не засыпает. Означает это выражение: задавать очень много вопросов. В других предложениях это выражение я могу использовать. Значит, это фразеологизм.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! Здесь есть несколько «смущающих» фраз. Первая: «спят во всех братских могилах». Здесь имеется в виду «упокоены», скорее всего, это метафора, т.к. произошло сравнение смерти со сном или упокоением. Второе: «когда пробьёт час». Час на самом деле никого не бьёт, а эта фраза означает, что настанет какой-то определенный час, тот самый. Мы можем использовать во многих других выражениях это словосочетание, значит, это фразеологизм.

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. Здесь нас настораживает фраза «вечный дым». Скорее всего, имеется в виду помутнение в старческих глазах, так что тут мы наблюдаем скрытое сравнение, которые является метафорой.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. В этом предложении нет никакой образности. Оно нас смущать не должно.

Таких образом, мы получаем ответ: 23.

2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Эпитет – это «красивое», образное определение. То есть будем искать необычное прилагательное.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. Здесь нас смущает «стали наползать тучи». В этом выражении мы видим, что неодушевленным тучам приписывают действие живого существа – наползают. Соответственно, это олицетворение, а не эпитет. А словосочетание «тягучие тучи» звучит странно. Тучи не могут быть тягучими. Тягучие – это прилагательное. Соответственно, перед нами эпитет.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? Вот тут уже интереснее. Фраза «старые монастыри» включает в себя прилагательное. Но делает ли оно фразу образной? Просто имеется в виду то, что монастырь был построен давно. Точно так же мы можем сказать: «наш дом уже старый», «поедем по старой дороге». Здесь нет ничего украшающего образ слова.

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. Здесь никаких образных выражений нет. Идём дальше.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. Вот здесь сразу заметно выражение «лопоухий день». День не может быть лопоухим, так говорят только о людях. Имеется в виду, что день был такой милый, как лопоухий человек. Лопоухий – это прилагательное. Значит, перед нами эпитет.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. В этом предложении нет никакой образности. Делаем вывод.

Мы приходим к выводу, что правильный ответ: 14.

3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Метафора – это скрытое сравнение, сопоставление двух предметов на основе их сходства.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. «Телефон затих» — как будто какое-то живое существо прекратило выть, лаять, то есть затихло. Здесь сравнивается телефон с каким-то живым существом, которое могло издавать звуки. Значит, перед нами метафора.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. «Телефон дрожит в конвульсиях» — здесь явно сравнивается вибрация телефона при звонке с припадком, в котором бьётся кто-то. Конвульсии и вибрация телефона очень похожи, автор пытается их сопоставить, значит перед нами метафора.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. «Днем с огнем не сыщешь» — это фразеологизм, который означает невозможность поиска.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. «Дурные мысли» — это похоже на оборот. Но это, скорее всего, эпитет, потому что образно описывает характер мыслей в голове человека.

Читайте также:  Последние новости с города солнца

5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. Здесь нет никакой образности, поэтому переходим к выводу.

Источник

Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.

Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.

Эпитет

Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.

Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;

Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета

Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .

Сравнение

Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.

С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.

Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .

Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Источник

Примеры метафоры

Метафора — это вид тропа, уподобление двух предметов или явлений на основе их сходства. Слова употребляются в переносном смысле.

Автор, который использует метафору, говорит не буквально. Он находит общие черты у двух понятий и сравнивает предметы между собой, как в примерах ниже.

В прямом смысле это означало бы, чтобы не дать штанам упасть. А в метафорическом — быть готовым к тяжёлым временам, недостатке в еде

Метафора Пояснение
Каменное сердце Сердце словно камень. Черта, которая присуща камню, — отсутствие жизни. Имеется в виду, что человек бесчувственный, не склонный испытывать эмоции
Кот наплакал Наплакал словно кот. Слёзная жидкость нужна кошкам, только чтобы защищать роговицу. От эмоций они не плачут. Метафора означает малое количество чего-то, практически отсутствие
Золотые слова Слова как золото, то есть правильные, умные
Откладывать на чёрный день День словно чернота наступила. То есть трудное, бедное время
Затянуть пояс потуже
Загнать (кого-то) в угол Не в прямом смысле, а в переносном — то есть не дать человеку выхода из ситуации
Старость — вечер жизни После вечера наступает ночь, а затем день «умирает» и приходит следующие. Поэтому старость сравнивается с вечером, т. к. жизнь близка к завершению
Выкурить трубку мира Когда индейцы курили трубку, это означало что войн между племенами больше не будет. Метафора означает пожать руки, прийти к мирному соглашению
Флагов золотые рыбки Флаги на ветру развиваются как хвосты у золотых рыбок
Язык природы Природа словно разговаривает (как человек)
Царственный жест Величественный жест, словно жест самого царя
Весомое доказательство Доказательство, которое будто бы имеет вес. Значит убедительное доказательство
Заразительный смех Смех словно зараза. Один засмеялся, и уже все смеются
Невозмутимая тишина Тишина не возмущается как будто, молчит. То есть полная тишина

Что такое метафора в литературе

Это скрытое сравнение, слова «как» или «словно» только подразумеваются и не являются частью выражения.

Так, из примеров ниже можно видеть, что перо сравнивается с коготком (по тому, как скрипит), взгляд с пчелой (жалит так же сильно), сомненье с клещом (который прицепится — не избавишься), а сердитый человек с ершом (такой же колючий) и т. д.

Примеры метафоры из литературы

«Скрипи, моё перо, мой коготок, мой посох».

«Пятая годовщина», И. А. Бродский

«И взгляда острая пчела«.

«Шаман и Венера», В. В. Хлебников

«Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра«.

«Баллада о рыбном промысле», Ф. А. Искандер

«Светились чуть медузы облаков».

«PAYSAGE D’ENFER», Б. Ю. Поплавский

«Надежды — радужные рыбы, снова попадают на крючки».

«Женщина — особенное море», Е. А. Евтушенко

«Наполовину прикрыв тусклые глаза воспалёнными раковинами век».

«Всходы новые», И. А. Бунин

«Проклят будь, о Рим, о лютый тигр«.

«Хлеба и зрелищ!», А. Н. Майков

«Отцепись, сомненья клещ!».

«Рождественские пожелания и подарки» (К оглавлению), В. В. Маяковский

«Да кто ж про них книжки-то писать будет, про побирох этих, руки их загребущие?».

«Обожаю настольные лампы, угловатые, прошлых времён. Как они свои круглые лапы умещают средь книг и тетрадей».

«Настольные лампы», Б. Ш. Окуджава

«Да ты не ершись, я тебе не в укор говорю. «.

А. Островский «Волки и овцы»

«Истинная красота коренится внутри человека, ложная — вовне».

Примеры метафоры в стихах

«Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«С добрым утром».

С. А. Есенин «С добрый утром!»

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус» (Белеет парус одинокий)».

Маяковский использует метафору сердце в железе, чтобы описать как трудно пробиться к сердцу девушки, оно будто одето в железные доспехи.

«Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День ещё —
выгонишь. «

Владимир Маяковский «Лиличка»

Блок не имеет в виду, что царевна поёт и крыльями машет. Окрылённо петь — это метафора, значит петь словно паришь в воздухе, очень воодушевлённо.

«Так окрылённо, так напевно
Царевна пела о весне».

А. Блок «Так окрыленно, так напевно. «

Автор сравнивает женский смех с игристостью, беззаботностью.

«И женский смех
Вокруг весёлый и игристый«.

Узнайте больше про Метонимию.

Как найти метафору в тексте?

Для этого нужно:

  1. Найти слова, которые автор использует в переносном значении.
  2. Подобрать к этим словам синонимы в прямом значении.
  3. Найти скрытое сравнение между этими двумя словами.
  4. Если это получилось — вы нашли метафору.

Например: у него были золотые руки

  1. Слово в переносном значении —‌ золотые.
  2. Синоним в прямом значении — бесценные.
  3. Сравнение между «золотые» и «бесценные», значит «им цены нет» или «цена им — золото».
  4. Золотые руки — метафора.

Разница между эпитетом, метафорой и олицетворением

Олицетворение — это приём в литературе, когда неживым приписываются действия/чувства людей. Например: ветер выл, туча шла, искры пляшут.

Эпитет — выразительно описывает предмет (в прямом или переносном смысле). Например: синее море, легкомысленная молодость.

Метафора — это сравнение двух терминов в необычном (в переносном) смысле, автор пользуется сходством между двумя предметами/явлениями. Например: каменное сердце, осень жизни.

«Не оторвать глаза от перекрёстка, где многоголосо остервенело лают тормоза».
«Из слез, дистиллированных зрачком. «, И. А. Бродский

«Была её душа — Дум грустных улей»
«Царская невеста», В. Хлебников

«Грубые брёвна построим над человеческим роем»
«Признание», В. Хлебников

Какие бывают виды метафор?

Существует несколько разных классификаций метафор. Здесь приводится деление на номинативную, когнитивную, образную и концептуальную.

Номинативная метафора

Это перенос названия с одного предмета/явления на другой, служит образованием новых названий предметов. Например: спинка дивана, молния (застёжка), ручки (посуды).

Когнитивная метафора

Метафора за счёт переноса признаков (предикатных слов), понимание абстрактных понятий из конкретных. Например: деревья таяли в тумане (как масло), колючий ответ (как игла).

Образная метафора

Присутствует синтаксический сдвиг: переход из дескриптивного в предикатное. Например: звезда (кино), жемчужина (поэзии).

Концептуальная метафора

Формирование новой метафоры на основе другой. Например: метафора «наши отношения зашли в тупик» (новая метафора) подразумевает идею того, что «любовные отношения — путешествие».

Источник

Adblock
detector