Меню

Чувашский орнамент солнце рисование

Конспект занятия по рисованию масмака чувашским орнаментом в старшей группе

Надежда Шишкина
Конспект занятия по рисованию масмака чувашским орнаментом в старшей группе

задачи:продолжать подводить детей к пониманию того что в чувашской головной повязке «масмак«отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах;о строени мира и отношения к нему;объяснить смысловое значение чувашских узоров;предварительная работа:экскурсия в музей «чувашская изба«;рассматривание изделий и иллюстраций с чувашской вышивкой;чтение мифов и легенд об «Улыпе»о девочке»Масмак«Материал:масмак на красном фоне,полосы бумаги белого и красного цвета;кисти;гуашь;кукла в национальном костюме;ход занятия:ребята к нам в гости пришла Илемпи. ОНА была в гостях у своей бабушки Елюк в сундуке бабушки нашла полоску холста с вышитыми на ней узорами ;она не знает что это?Д:ЭТО масмакВ: ребята расскажите Илемпи почему так называют эту головную повяску?Д:её называют так по имени девочки Масмак,которая увидев радугу,вышила на холсте разноцветными нитями узоры,а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть»Масмак«В: молодцы вспомнили легенду о девочке Масмак. Кто носил масмак?Д:только женщины В:а как нужно носить масмак?Д: его завязывают на лоб.В:для чего чувашские женщины носили масмак Д:для красоты,они красивые.В: нравится ли вам этот масмак?А чем он вам нравится Д:да здесь нарисованы горы и животные на небе и на земле много горь и много животных. А ещё люди вспахали землю.В:правильно о бо всем этом рассказывает масмак бабушки Елюк. Ребята а давайте и вы как и девочка Масмак изобразить что та красивое на масмаке. А потом подарите его маме чтобы он оберегал,и приносил добро и счастье. 2. Самостаятельная деятельность детей.В:узоры размещаются между двумя линиями (небо и земли)узоры распалагаются друг за другом,повторяются через узор. подумайте о чём вы хотите рассказать своими узорами. Выберите,полоски бумаги красного или белого цвета,по желанию. 3. Илемпи просит каждого ребёнка рассказать о его смасаке В:почему на твоём масмаке много солнце Р:чувашийсчитали что у солнца есть родители и дети: отец солнца,мать солнца,сыновья солнце.В:что это за линии на масмаке?Р: это линии небо это радуга,а это земля на который растут растения.В:очень интересные получились у вас масмаки. Илемпи хочет поблагодарить вас,она узнала очень много нового. Простой кусочек холста с вышивкой рассказывает о многом.

Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом в старшей группе Художественно-эстетическое развитие в старшей группе Декоративная роспись рубахи мордовским орнаментом. Программное содержание: Выявить.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе «Зимний лес» Данное занятие было представлено мной на районном конкурсе «Воспитатель года» Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике (рисование.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Моя семья» Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием икт. Тема: «Моя семья» Цель: формировать представление детей о семье,.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зимушка-зима!» Конспект занятия по рисованию. Тема: «Зимушка – зима!» Цель: 1. Учить детей отмечать в рисунке признаки зимы и её красоту. 2. Продолжать.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Папин портрет» h3][/h3]Конспект организованной учебной деятельности старшая группа Образовательная область: Творчество Раздел: Рисование Тема: — рисование.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Зайчик» Цель: Продолжать знакомить детей с новым методом мятой аппликации используя цветную бумагу и салфетки. Учить детей передавать форму, величину.

Читайте также:  Планета вращается вокруг солнца по орбитам форме

Конспект занятия по рисованию ладошками в старшей группе Непосредственно образовательная область «Художественное творчество. Рисование Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение.

Рисование салфетки чувашским орнаментом в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет Конспект открытого занятия по декоративному прикладному творчеству. Тема: Рисование салфетки чувашским орнаментом. Провела воспитатель.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Яблоня» Цель:Учить детей рисовать красками,развивать эстетическое восприятие,воспитывать художественный вкус. Предварительная работа:Дидактическая.

Конспект занятия «Украшение одежды мордовским орнаментом» Программное содержание: Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора.

Источник

Знакомство с чувашским национальным орнаментом — Солнце
творческая работа учащихся (средняя группа) на тему

Знакомство с чувашским национальным орнаментом детей средней группы ДОУ

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №134 «Жемчужинка»

города Чебоксары Чувашской Республики

«Знакомство с чувашским национальным орнаментом – Солнце»

воспитатель I категории

Михайлова Евгения Алексеевна

Чебоксары, 2017 г.

Практическое занятие на тему «СОЛНЦЕ»

Цель: Раскрыть перед детьми характерные черты чувашских узоров. Учить самостоятельно подбирать элементы орнамента, испробовать разные приёмы и способы орнаментации для создания оригинального варианта аппликационного решения. Закрепить занятие о цветах: красный, зелёный, жёлтый. Развивать мелкую моторику рук. Развивать пространственные отношения: вверху, внизу.

1. Цветная бумага.

2. Ножницы для аппликации.

3. Силуэт солнца на красном фоне цветной бумаге.

4. Клеящий карандаш.

5. Подносы для каждого ребёнка.

Рассказывая об особенностях чувашских узоров и возможностях использования их образов в детском творчестве. Ребята с большим интересом рассматривали иллюстраций с изображениями головных повязок «масмак», моделей оригиналов узоров. А затем выполняли аппликацию на тему: «Солнце».

Изучение чувашского языка в дошкольных образовательных учреждениях начинается с 4х лет. Осваивая язык, ребёнок начинает приобщаться к культуре народа, его духовным ценностям, в нём зарождается чувство любви к родному краю, уважение к национальным традициям, обычаям чувашского народа. Такие задачи решаются не только в работе по развитию детской речи, но и в художественно-творческой деятельности. Например, в аппликации мы рассмотрели чувашские узоры (какое большое разнообразие изображения солнца!). Малыши научились вырезать из квадрата, сложенного вчетверо, символ чувашского узора — солнца. Дети проявили интерес и желание выполнить работу на отлично.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

— познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на .

Тема: «Знакомство с чувашским национальным костюмом».Цель: «Продолжать знакомить детей с костюмами народов России.Воспитывать патриотическое чувство посредством ознакомления с националь.

Конспект НОД для детей младшей группы.

Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!» Народ Чувашии обладает богатой и уникальн.

Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!» Народ Чувашии обладает богатой и уникальн.

. Этот материал познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к своему родному краю, к своей родине.

Цель: Создание необходимых условий для развития нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста, а также для формирования знаний о их малой родине, о месте, где они живут.За.

Источник

конспект занятия в старшей группе по теме «О солнцах на сурбанах»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Занятие по ознакомлению детей с чувашскими легендами, обучение детей старшей группы рисованию чувашского элемента «Солнце», включая его в декоративно-орнаментальный узор.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_o_surbanah.docx 23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «О солнцах на сурбанах»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

-продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека;

-помочь детям вспомнить легенду «О сурбанах» и рассказывать ее в определенной последовательности;

-учить рисовать чувашский узор «солнце» в новом варианте;

-развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов чувашских узоров солнца;

-развивать чувашскую речь, обогащать словарь детей.

— учить с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить слова.

-воспитывать умение восхищаться красотой чувашских узоров, эмоционально реагировать на прекрасное.

-чтение с детьми легенды « О солнцах на сурбанах »;

— беседы с детьми о чувашских узорах солнца, о сурбанах;

-тонирование альбомных листов гуашевыми красками (сурбанов).

Словарная работа : обогащать словарь существительными, прилагательными; закрепить чувашские слова: хевел, сурбан, мудрецы-шурсухалы; вести новое слово: легенда;

Демонстрационный материал : кукла в национальном костюме; письмо (приглашение) с текстом от куклы в национальном кастюме Пинерпи; изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; презентация «На что похож узор?», образец рисунка солнца на сурбанах; текст легенды; иллюстрации; указка;

Раздаточный материал : полоски бумаги красного цвета на каждого ребенка; гуашевые краски желтого цвета; кисточки; емкость для воды; тряпочки; подставки для кисточек.

Методические приемы: игровая мотивация, беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда), показ, объяснение, чтение стихотворения, показ презентации «На что похож узор?», рассматривание чувашского узора солнца, обобщение педагога, выполнение работы детьми, рассматривание детских работ, рассказы детей о своих выполненных работах, поощрение, оценка, выставка детских работ.

1.Игровая мотивация (получения письма-приглашения).

2.Рассматривание иллюстраций по легенде.

3. Совместное рассказывание легенды о солнцах на сурбанах.

4.Чтение стихотворения Юхма Миши о узорах.

5.Показ презентации «На что похож узор?»

6. Рассматривание модели чувашского узора солнца.

7. Рисование детьми « Узоров солнца на сурбанах ».

8. Рассказы детей по своей выполненной работе.

9.Выставка детских работ.

Ход непосредственной образовательной деятельности

(Дети заходят в проветренную группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостя — куклу Пинерпи. Приветливо поздорововшись, кукла передает письмо-приглашение воспитателю. Воспитатель читает письмо-приглашение. Письмо написала девочка из соседней Республики Татарстан города Казани по имени Гульнара. Она приглашает Пинерпи в гости. Пинерпи хочет подарить подарок Гульнаре, просит детей на сурбанах нарисовать узоры солнца. Воспитатель предлагает детям подойти к стенду, где вывешены иллюстрации о легенде).

-Воспитатель: Р ебята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите, что они нам напоминают? (ответы детей).

-Воспитатель: Конечно, это легенда о солнцах. А кто придумал эту легенду? А почему легендой называется? (ответы детей) в конце воспитатель обобщает ответы детей.

— Воспитатель: Давайте вспомним эту легенду, о чем же там говорится? (Совместно с детьми вспоминают легенду. Воспитатель помогает детям вспомнить легенду с наводящими вопросами. В ходе рассказывания делает акцент на пояснение слов: мудрецы — шурсухалы).

« Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: « Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так! », « Хотим, чтобы было не три, а одно солнце! », « Убить надо одно солнце! » — кричали они. Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. « Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого! » — отказался выполнить их приказ охотник. « Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого! » — прикринули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. « Убить еще одно! » — приказали эти люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: « Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось ». « Да, да, — соглашались с ними люди, — мы на все готовы, чтобы возвратить солнце ». « Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на ставнях окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И на каждом сурбане вышивались три солнца. Так родились сурбаны. »

— Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили легенду. И до сегодняшнего дня эти узоры сохранились. По сегодняшний день люди украшают узором трех солнц свои дома, вышивают на тканях, рисуют на бумаге, разукрашивают различные ручные изделия мастера Чувашии, украшают узорами одежду людей. Чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.

-Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения чувашского поэта Юхма Миши

Рисунок каждый и узор

Повествовали на сурбане

О том, что в жизни было ране

И не забыто до сих пор

(После чтения стихотворения дети встают)

— Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру «На что похож узор?» Воспитатель показывает презентацию,

дети называют узор солнца на русском и на чувашском языке.

Воспитатель: Предлагаю немного отдохнуть (физкультминутка).

Ларар, тарар, тарар, сикер

Ишер, чупар, утар,сикер.

Халхуна таратар, самсуна катартар.

-Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю нарисовать для нашей гости Пинерпи на сурбанах узоры солнца (показывает красные полоски бумаги – сурбаны, заранее подготовлено рабочее место для детей, на видном месте вывешены чувашские узоры солнца, чтобы ребенок мог вспомнить элементы узоров. После окончания работы, по желанию детей, воспитатель просит рассказать о своей работе, что нарисовал ребенок, какие узоры использовал, что они означают. Поощряет детей за их работу и рассказ).

— Воспитатель : Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Пинерпи очень рада за ваши подарки — сурбаны, и за ваши рассказы и отвезет их своей подруге Гульнаре в город Казань. Эти работы мы отдадим Пинерпи, но в начале организуем выставку ваших работ в уголке творчества, чтобы все увидели красоту сурбанов с чувашским узором. Вы согласны со мной? (ответы детей, дети убирают свои рабочие места).

Источник

Adblock
detector