Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (упр 153-160) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
153
Прочитайте выразительно.
До чего ж сегодня день прелес т ный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает мес т ность и окрес т ность
И теплом своим сердца бодрит.
- Какое из выделенных слов имеет значение:
1) местность, окружающее пространство;
- 2) место, участок земной поверхности.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Поработайте в парах: подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.
прелестный — прелесть, солнце — солнышко, празднично — празден, местность — место, окрестность — окрест, сердца — сердечный.
154
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
доблестный, честный день, площадка
звёздное, праздничный поступок, небо
лестничная, прелестный цветок, воин
- Образуйте словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Запишите их:
Доблестный воин, честный поступок, звёздное небо, праздничный день, лестничная площадка, прелестный цветок.
- Разберите выделенные слова по составу.
Доблестный — корень доблест-, суффикс /н\, окончание [ый].
Звёздное — корень звёзд-, суффикс /н\, окончание [ое].
Площадка — корень площад-, суффикс /к\, окончание [а].
Цветок — корень цвет-, суффикс /ок\, окончание [ ].
155
- Прочитайте. Определите, в каких словах есть непроизносимый согласный звук.
ПозДний, чудесный, опасный, месТность, интересный, уздцы, извесТный, сердце, вкусный, яросТный, капусТный, свисТнуть, прекрасный.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Подберите к каждому слову проверочное слово, которое ясно покажет, есть в слове непроизносимый согласный звук или его нет.
(Опоздать) поздний, (чудесен) чудесный, (опасен) опасный, (место) местность, (интересен) интересный, (узда) уздцы, (известие) известный, (сердечный) сердце, (вкусен) вкусный, (ярость) яростный, (капуста) капустный, (свистеть) свистнуть, (прекрасен) прекрасный.
156
грусть — грус Т ный
небеса — небесный
область — облас Т ной
честь — чес Т ный
гигант — гиган Т ский
власть — влас Т ный
счастье — счас Т ливый
звезда — звёз Д ный
радость — радос Т ный
ужас — ужасный
- Подберите к каждому слову и запишите однокоренное имя прилагательное.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
157
- Прочитайте. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Здрá в ствуйте, лéс т ница, чý в ство.
- Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте в них ударение.
158
- Прочитайте. Замените каждое словосочетание одним словом. Запишите его.
Издать свист- — свист-нуть, издать хруст- — хруст-нуть.
- Выделите корень в однокоренных словах.
159
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.
- Выполните одно из заданий:
1. Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.
Парный по глухости/звонкости согласный: чертё Ж , реДкостный, лепес Т ки, сковоро Д ка, табле Т ка, повес Т ка, шоколаДка, бума Ж ка, скри П ка, винто В ка, гвозДь.
Непроизносимый согласный: редкос Т ный, чу В ствовать, лес Т ница, окрес Т ность, хлес Т нуть, завис Т ливый, мес Т ность, учас Т ник, ненас Т ный, жалос Т ливый.
2. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук в корне слов.
Чертёж, редкос т ный, чу в ствовать, лепестки, лес т ница, сковородка, окрес т ность, таблетка, повестка, хлес т нуть, шоколадка, бумажка, завис т ливый, мес т ность, учас т ник, скрипка, ненас т ный, жалос т ливый, винтовка, гвоздь.
3. Выпишите выделенные слова, разберите их по составу.
Редкостный — корень редк-, суффикс /ост\ и /н\, окончание [ый].
Шоколадка — корень шоколад-, суффикс /к\, окончание [а].
Жалостливый — корень жалост-, суффикс /лив\, окончание [ый].
160
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
Это было тихое лесное озеро. По берегам его стояли дубы-великаны. Деревья охраняли водную гладь озера.
У самой воды рос тростник. Возле него любили отдыхать утки, а на берегу жили мыши. Только иногда они нарушали лесную тишину, и тогда тростник сердился на них и ворчливо шумел.
Жили на озере и чудесные лебеди. Они медленно плавали вдали от камышей. Лебеди любовались белой лилией, низко склоняли перед ней головы.
- Подчеркните в третьем предложении главные члены предложения.
У самой воды рос тростник. Тростник — подлежащее, рос — сказуемое.
- Поработайте в парах: проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания.
- Устно составьте продолжение данного текста. Подготовьтесь его рассказать.
При появлении первых признаков зимы озёрная гладь покрывалась тонким льдом, а белые птицы улетали на тёплый юг. Лишь один лебедь с подбитым крылом не мог этого сделать. Зимой о нём заботились ребята. Их белый друг с тоской смотрел то на небо, то на лесное озеро, где когда-то лебеди любовались прекрасной белой лилией.
Источник
Чудесный прелестный опасный солнце
Вопрос по русскому языку:
Проверочные слова к словам чудесный,прелестный,опасный,солнце,честный,известный ясный,прекрасный.
Ответы и объяснения 2
чудесный-чудесен , прелестный-прелестен, опсный-опасен, солнце-солнышко, честный-честь, известный-известен, ясный-ясен, Прекрасный-прекрасен) удачи.)
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
- Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
- Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
- Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Источник
Запиши проверочные слова,вставь,если нужно,буквы.
чудесный — чудесен прелестный-прелесть опасный-опасен солнце-солнечный чесный-чесен известный- известен ясный-ясен прекрасный-прекрасен
Чудесный-чудесен, прелестный-прелесть,опасный-опасен,солнце надо запомнить,честный-честь,известный-известие,Ясный-ясен,прекрасный-прекрасен.
Другие вопросы из категории
пожалуйста заранее спасибо
Нужно выполнить морфемный и морфологический разбор слов:смотришь , вырвалась)
Читайте также
грус..ный поз..но вкус..ный чес..ный опас..ный мес..ность окрес..ность звёз..ный слёз..ный серьёз..ный.
2. Подбери проверочные слова для правильного написания букв согласных звуков, парных по звонкости-глухости. Высокий дуб, волшебная сказка, сладкий арбуз.
3. Выбери слова с разделительным мягким знаком Татьяна, Ольга, варенье, печенье, кольцо, листья.
4. Запиши несколько слов с удвоенными согласными.
5. Выбери слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова. Грустный, ужасный, местный.
сможешь, подбери проверочные слова с чередованием букв согласных в корне). Обозначь орфограмму.
С копытцами но_ки,
Хвост, как стру_ка.
Запиши слово-отгадку. Какие две знакомые орфограммы есть в этом слове? Обозначь их ( для этого отгадку напиши дважды).
правильность своих действий. б) Выбери любой отрывок и запишите его по памяти. Подчеркните известные тебе орфограммы. Устно подбери проверочные слова. 1. Чем жарче день, тем сладостей в бору Дышать сухим солистом ароматом. 2. Причину к соседям корявый И чувствую: мне только десять лет, А ствол — гигант, тяжелый, величиной. 3. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца.
звук на конце слова или перед другим парным согласным.объясните,как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов.впишите в слова пропущенные буквы.голубь,тетрадь,улитка,шапка,юбка
Источник
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Знают дети, знают внуки:
Пишем – буквы, слышим – звуки.
Только вот ведь как бывает:
В устной речи звуки тают…
Например, скажи-ка: честный
Или – поздно, или – местный.
Все ли звуки слышишь? Нет?
Вот тебе простой совет,
Коль не знаешь, как тут быть:
Надо слово из-ме-нить
И проверкой доказать –
Буква
Здесь
Должна
Стоять. Н. Пикулева
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные:
Они не произносятся,
И что писать – неясно нам…
Тут правило несложное;
Хочешь знать, как пишется,
Возьми слова родственные,
Где тот согласный слышится.
До чего ж сегодня день прелесТный,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность
И теплом своим серДца бодрит.
Но лежит на пасТбище корова –
ГрусТно смотрят карие глаза.
ЧуВствую, что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте» сегодня не сказал.
Очень любят проказничать звуки Л, Д, Т, В. Они постоянно играют в прятки в некоторых словах-родственниках:
соЛнце – соЛнышко
серДце – серДечко
месТный – месТечко
здраВствуй – здраВие
Самый озорной из звуков – т . Он вдруг хочет появиться там, где его не ждут и писать букву Т ни в коем случае нельзя, например: вкуСНый. Будь осторожен с такими словами!
– Как же прогнать букву Т из этих слов?
Опять на помощь тебе придут родственные слова:
вкуСНый – вкуС, вкуСЕн.
Не чудеСНо и прекраСНо,
А ужаСНо и опаСНо
Букву Т писать напраСНо.
В словах вкуСНый, интереСНый …
Всем известно как прелесТно
Букву Т писать умесТно.
Запоминай-ка!
СоЛнце, чуВство, празДник,
серДце и прокаЗНик,
лесТница и звёзДный,
здраВствуйте и позДний,
злосТный, неизвесТный,
месТный, усТный, чесТный,
грусТный и ненасТный,
радосТный, несчасТный.
ПозДний, звёзДный и окресТный,
здраВствуй, обласТной и месТный,
серДце, соЛнце и учасТник,
чуВство, лесТница и празДник…
Научусь слова читать
И запомню, как писать.
ГрусТный, радосТный, ненасТный,
и прелесТный, и несчасТный,
злосТный, посТный, часТный, месТный,
неизвесТный, усТный, чесТный.
Этих слов не забываю:
Букву Т я в них вставляю!
ВкуСНый, глаСНый, интереСНый,
безопаСНый и небеСНый,
и ужаСНый, и напраСНый,
и чудеСНый, и прекраСНый.
Этих слов не забываю:
Букву Т в них НЕ вставляю!
Выборочный диктант
Утро начинается с рассвета.
ЗдраВствуй, необъятная страна!
Что мы Родиной зовём
СоЛнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за празДничным столом. В. Степанов
Зимним празДником январь
Открывает календарь.
Когда я сосульку ел, было очень вкус(?)но.
А потом я заболел – стало очень грус(?)но. М. Дружинина
Мороз и соЛнце. День чудеСНый!
Ещё ты дремлешь, друг прелесТный. А. Пушкин
Легко и радосТно играет в серДце кровь,
Желания кипят – я снова счасТлив, молод… А. Пушкин
Вышло соЛнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий. Н. Полякова
Ярче соЛнце светит, щебечет воробей…
Добрым жить на свете гораздо веселей.
СоЛнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей. Я. Колас
СвисТнул чижик: – Фью-фью-фью,
Я с утра росинки пью.
Над глухою степью в неизвесТный путь
Бесконечной цепью облака плывут. И. Никитин
ПозДняя осень. Грачи улетели!
Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна.
ГрусТную думу наводит она. Н. Некрасов
И шеСТвуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под узДцы мужичок. Н. Некрасов
НенасТная погодка!
Метёт по всей земле…
Предсказывала сводка
Метели в феврале. А. Барто
У песчаного холма встали новые дома.
Обновляется пейзаж, роща зеленеет,
И лишь старый домик наш
С каждым днём грусТнеет. П. Морозов
ЗдраВствуй, князь ты мой прекрас?ный.
Что ты тих, как день ненасТный?
– Что без огня горит?
– А что без раны болит?
В окрестностях славного Новгорода жила прекрасная царевна Волхова.
Полюбила она добра молодца Садко. Но не стала царевна счастливой. Другая девушка завладела сердцем Садко.
Узнала об этом Волхова, заплакала. Слёзы её жемчужинками падали на траву и превращались в чудесные белые цветы. Люди назвали те цветы ландышами.
Ну как улов, Сергей Орлов,
извесТный рыболов? В. Лифшиц
Очень грусТный бегемот
Грустным голосом поёт
Песню грустную-прегрустную:
– Я люблю лягушку вкусную!
Весной
Прошли ненастные деньки. Стоит чудесная погода. Ребята помогают взрослым. Они сажают деревья в саду.
Осенью
Стоит ненастная погода. Утро пасмурное. С грустным криком улетают на юг журавли. Их прощальные голоса слышны по всей окрестности.
Ш а р а д ы
Четыре буквы – дерева кусок,
Четыре следом – связаны с победой…
А за ответом поспеши в лесок
Или на рынок. Как найдёшь – отведай… (брус, Ника)
З а г а д к и
Шар воздушный, золотой
На рекой остановился,
Покачался над водой,
А потом за лесом скрылся. Солнце.
Самодиктант или «Подскажи словечко»
Возит этот груз чудесный
Машинист, нам всем … известный
Для зайчишки самый вкусный
Самый сочный лист …. капустный
То дождь проливной, то буря ужасная…
Всем надоела погода … ненастная
По огромной планете
Наше слово несётся:
Пусть всегда будут дети
Петь о счастье и … солнце
Источник