Статуя Гелиоса в Родосе — чудо света Колосс Родосский
После целого года осады враг отступил от стен греческого города Родоса. За свое спасение жители города стали благодарить защитившего их бога Солнца Гелиоса и пообещали построить в его часть самую величественную статуя, известную нам сейчас как Колосс Родосский.
История Колосса Родосского и краткое описание
Сооружение нового чуда света началось в 302 году до нашей эры. Постройкой занялся известный архитектор и скульптор того времени Харес. Постройка шла снизу вверх — от ступней до головы. Массивные бронзовые составляющие крепились на не менее огромный железный каркас. Для облегчения постройки использовались земляные насыпи. С каждым подъемом на новый уровень насыпь увеличивали, детали закрепляли и дальше окапывали. После окончания строительства насыпь убрали, и перед изумленной публикой предстала огромная статуя Колосса Родосского.
Окончание строительства оценивают 280 годом до нашей эры. На строительство статуи ушло 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Статуя внутри получилась полой, поэтому для большей устойчивости ее засыпали камнями и глиной. Возвышением для 33-метрового Колосса служил мраморный постамент.
Самая величественная статуя древности оказалась недолговечной. Спустя всего 60 лет в 220 году до нашей эры в результате землетрясения статуя Гелиоса в Родосе обломилась в районе колен и упала. С этих пор и пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Статуя провалялась здесь целых 900 лет, и даже в таком виде она привлекала много любителей увидеть чего-нибудь особенное. В 977 году из-за денежной потребности статуя была отправлена на переплавку.
Колосс Родосский. Интересные факты
До наших дней не дошло точной и подробной информации о статуе на Родосе. Упоминания сводятся к записям Плиния и Филония, остальные же авторы использовали в основном только краткие упоминания. Таким образом, нет информации, как выглядела статуя, и даже где она была точно стояла.
По поводу вида Родосского Колосса всегда существовало множество версий и разногласий. Некоторые его изображают с широко расставленными ногами, соединяющими берега входа в гавань Родоса. Но при условии, что расстояние между этими берегами составляет 400 метров, 33-метровое сооружение вряд ли могло быть установлено таким образом. В условиях возведения насыпи, а соответственно необходимости большого свободного пространства для строительства, постройка Колосса по современным археологическим данным была также невозможна. Есть предположение, что он был все же размещен на берегу моря и был виден приплывающим кораблям. Так в наше время была найдена кисть статуи на дне древней гавани Родоса, что только увеличивает вес этой версии. Также среди частых изображений, статуя имеет вытянутую руку. Но, опять же по современным расчетам, этого быть не могло, так как рука под тяжестью собственного веса могла просто обломиться.
И хотя вокруг Колосса остается много загадок, это не помешало ему стать одним из чудес света Древнего мира, а идеи по восстановлению и реконструкции великого и поразительного изваяния витают в головах и в наши дни.
Видео про Колосс Родосский
Источник
Шестое чудо света: титаническая статуя Гелиоса на Родосе
Простоявшая на греческом острове Родос всего чуть более полувека в третьем столетии до н. э. гигантская статуя бога Солнца Гелиоса оказала огромное влияние не только на античность, но и на западную культуру, историю и изобразительное искусство.
Колосс Родосский — одно из чудес света
Славу составления списка Семи чудес света традиционно приписывают поэту Антипатру Сидонскому, который творил во втором веке до н. э. Он действительно написал эпиграмму, включающую список из семи величественных творений рук человеческих. Впоследствии ученики в школах заучивали этот стих наизусть. Для древних эллинов это был всего лишь рекомендательный список для путешественников. То, что стоило бы увидеть своими глазами.
Время оказалось безжалостным к этим творениям людей. Сегодня из всего рекомендательного списка Антипатра мы можем увидеть лишь пирамиду Хеопса. Остальные постройки были разрушены землетрясениями, пожарами, войнами и мародерами. Однако, невзирая на то, что Александрийский маяк, статуя Зевса, храм Артемды и Галикарнасский мавзолей давно лежат в руинах, исторические документы и археологические данные позволяют многое узнать не только об истории их появления, но и о внешнем виде. С Колоссом Родосским дело обстоит совсем иначе.
Колоссальный дефицит информации
Подробности о появлении Колосса на острове Родос остаются загадкой для современных исследователей. Единственное чудо света, о котором ученые располагают еще меньшим количеством данных – это висячие сады Семирамиды. Справедливости ради стоит отметить, что некоторые вообще сомневаются в их существовании. О Колоссе Родосском, разрушенном землетрясением в 225 г. до н. э., историкам доподлинно не известно, ни как он был построен, ни где именно он стоял, ни как он выглядел.
Создавшийся вакуум был немедля заполнен полулегендарными подробностями, а вид Колосса на протяжении веков видоизменялся в зависимости от видения очередного художника, который его изображал. И все-таки современным исследователям удалось с помощью некоторых подсказок буквально по крупицам собрать некоторые достоверные сведения об этом сооружении.
Колоссальная предыстория
После распада империи Александра Македонского Египет играл важную роль на мировой арене. Там правил один из полководцев Александра – Птолемей. Понимая важное стратегическое расположение острова для развития торговли, он заключил с Родосом союз. Это не понравилось противнику Птолемея Деметрию Македонскому. Собрав внушительное войско в сорок тысяч человек, Деметрий высадился на остров и взял главный город в осаду.
Целый год македонцы сражались на острове. Они соорудили множество осадных машин и предпринимали попытку за попыткой взять город. Но родосцы не покорились. Птолемей прислал подкрепление, однако это была лишь горстка воинов. Но остров прибыло 650 человек, которые пополнили ряды оборонявшихся. В результате сорокатысячной армии противостояли 7500 воинов Родоса. Еще через несколько месяцев Птолемей смог отправить на Родос еще 1,5 тысячи человек. Однако силы сторон это, конечно, не сровняло.
Неудивительно, что при таком раскладе родосцы посвятили свою победу покровителю острова Гелиосу. В память о ней было принято решение воздвигнуть огромную статую бога Солнца.
Колоссальные средства
Статую было решено делать из бронзы. Согласно трактату Филона Византийского, который сам был инженером и математиком, для статуи Гелиоса понадобилось от 12 до 13 тонн бронзы. Для того чтобы собрать такое огромное количество металла, родосцы выделили всю имевшуюся в наличии бронзу, однако и этого оказалось мало. Поэтому остаток пришлось докупить за собранные горожанами деньги, которые они выручили за продажу оставленного Деметрием оружия.
Колоссальный размер
Исполнение грандиозного проекта доверили Харесу из Линдоса, который был учеником Лиссиппа – одного из трех величайших скульпторов классической греческой школы. Харес трудился над статуей 12 лет. Как именно скульптору удалось воздвигнуть статую такого размера, до конца не ясно.
Филон Византийский пишет, что, в отличие от других статуй, Колосс Родосский отливался поэтапно, начиная с ног. Харес сначала сделал стопы, потом насыпал вокруг земляной холм, укрепивший уже готовую часть статуи, а затем принялся за следующий участок. Так, шаг за шагом, скульптор отливал грандиозную статую. А когда она была полностью закончена, скрывавший ее земляной холм просто срыли и глазам родосцев предстал величественный титан Гелиос высотой 36 метров (что сравнимо с высотой 12-этажного дома).
Колоссальное падение
Воздвигнутый с таким трудом Колосс просуществовал всего несколько десятилетий. В 225 году до н. э. (некоторые источники указывают 226 год) сильное землетрясение разрушило статую и часть города. Большинство историков согласны с утверждением, что Колосс Родосский сломался в районе колен и рухнул наземь.
Примечательно, что Птолемей III предлагал выделить средства на восстановление статуи. Это указывает не только на очень тесные связи между Родосом и Египтом, но и на чрезвычайно трепетное отношение к статуе Гелиоса во всем регионе.
Однако родосцы отказались восстанавливать статую, прислушавшись к совету своего оракула. Останки гиганта так и остались лежать на земле, продолжая восхищать людей. Уже во втором веке нашей эры Люциан Самосатский писал, что Колосса Родосского наверняка можно рассмотреть с Луны.
Статуя Гелиоса пролежала в таком состоянии вплоть до 654 года н. э. В том году Родос завоевали мусульмане. Они разобрали остатки грандиозного сооружения и отправили всю бронзу в Сирию. Согласно византийским источникам, для того, чтобы отгрузить всю бронзу, потребовалось 900 верблюдов.
Колоссальное наследие
Колосс исчез, но его слава осталась в памяти людей. К образу Колосса Родосского обращается Шекспир в своей пьесе «Юлий Цезарь». Художники, ни разу не видевшие статую, изображали ее на своих полотнах. Само прилагательное «колоссальный» в современном значении – «большой», «грандиозный» – образовано именно от Колосса Родосского. Изначально слово «колосс» относилось просто к определенному типу скульптуры.
Большинство художников на своих полотнах помещали Колосса Родосского в устье порта, придавая ему значение ориентира для кораблей. С течением времени его стали изображать с высоко поднятым в руке факелом. Неотъемлемым атрибутом Гелиоса также всегда были лучи, исходившие из его головы в форме короны. Именно эти детали – размер, факел и лучистая корона – вдохновляли дизайнера Статуи Свободы. Он же послужил прототипом для статуи Титана в порту Браавос, который присутствует во вселенной популярного телесериала «Игра престолов».
Колоссальное заблуждение
В более позднее время стало популярным изображать Колосса Родосского стоящим одной ногой на одном причале у входа в родосскую гавань, а другой – на противоположном причале. Таким образом, корабли, заходящие в гавань, проходили прямо под Колоссом. Ноги этого заблуждения «растут» по-видимому, из рассказа итальянского паломника Николаса де Мартони.
Этот уважаемый путешественник посетил Родос спустя тысячу лет после землетрясения, разрушившего Колосса. К тому времени даже вмятин на земле от упавшего великана не осталось. Он был давно переплавлен на более тривиальные вещи. Но красивая легенда прижилась. И вплоть до сегодняшнего дня большинство людей при упоминании о Колоссе Родосском представляют себе огромную статую, возвышающуюся над почти игрушечными на его фоне корабликами.
Источник
Колосс Родосский (гигантская статуя бога Гелиоса): версии и догадки
Вокруг Колосса Родосского до сих пор бродит множество слухов и неразгаданных загадок. Недаром эта гигантская статуя древнегреческого бога Гелиоса из бронзы входит в список семи чудес света.
Сегодня я предлагаю вам окунуться в историю и послушать версии историков и ученых о внешнем виде статуи, принципах её возведения и, наконец, посмотреть на возможное место расположения Колосса.
В 300-х годах до н.э. жители острова Родос решили возвести статую в честь своего покровителя — бога Солнца Гелиоса . Доверили это грандиозное дело скульптору по имени Харес . Изначально он планировал изготовить статую высотой 18 метров, но чуть позже, совместно с жителями Родоса было принято решение делать статую высотой 36 метров. На возведение ушло 12 лет, 13 тонн бронзы и 8 тонн железа.
Вот такую открытку я купила в одном из сувенирных магазинов на Родосе. Это одно из самых популярных изображений Колосса Родосского.
Точный принцип возведения статуи не раскрыт и по сей день, но существует несколько версий на этот счет. Предположительно, каркас изготавливался из глины, заливался воском и снова покрывался слоем глины, после чего воск был удален, а полая прослойка была залита бронзой. Это похоже на то, что сейчас носит модное название молд, или если по-русски — форма для изготовления, например, кукол. Скорее всего гигантская «кукла» Гелиоса была сделана таким образом.
Но один из архитекторов, произведя собственные расчеты, выдвинул версию, что статуя не была литой, а изготавливалась из листов бронзы, толщина которых составляла около 1,5 миллиметров. Архитектор объясняет это следующим образом: изначально был сделан прочный каркас из железных и каменных конструкций, на которые крепились бронзовые листы, при этом статуя собиралась поэтапно снизу вверх.
Историки до сих пор не могут найти точного ответа на вопрос о местоположении статуи : в центре города, у холма (что было удобно для постройки) или в порту, приветствуя приплывающие корабли. Мнения очень разнятся, а найти какие-либо зацепки не представляется возможным.
Внешний вид статуи тоже носит предположительный характер. Некоторые ученые утверждают, что Гелиос одной рукой придерживал своё одеяние, ниспадающее на землю, а другую руку держал около лба, будто вглядывался вдаль, высматривая приплывающие корабли. По другим источникам бог Солнца держал в руке чашу с горящим огнем, который ярко светился и выполнял роль маяка.
Столько денежных затрат, столько усилий было потрачено на строительство Колосса Родосского, а простояла статуя всего полвека . В 220 году до н.э. случилось сильное землетрясение , которое разрушило статую. Она рухнула на землю и развалилась на множество кусков. Статую так и не удалось восстановить, хотя попыток было несколько.
Обломки статуи оставались в нетронутом виде более восьми веков. После того, как Османская Империя захватила территорию Родоса, остатки продали еврейскому купцу, который переплавил их на месте и вывез с острова на тысяче верблюдов.
А теперь мы с вами прогуляемся к тому самому месту, где предположительно стоял Колосс Родосский и посмотрим, что оно из себя представляет. На входе в небольшую гавань, где находится огромное количество самых разных судов, по обеим сторонам стоят две колонны, на которых находятся скульптуры Оленя и Оленихи.
По одной из легенд, на Родосе водилось очень много ядовитых змей, с которыми местные жители уже не знали как бороться. Тогда на остров завезли оленей, которые быстро справились со змеями, полностью истребив их. Греки решили возвести статуи оленям, поскольку эти парнокопытные спасли их жизни. Так олень стал символом Родоса.
После увиденного я немного разочаровалась, потому что статуи оленей выглядят совсем непримечательно в сравнении с представлениями о Колоссе Родосском, который мог бы находиться на этом месте. Хотя я больше склоняюсь к версии, что эта статуя не находилась на входе в гавань.
На картах Google есть одна отметка, которая носит название Колосс Родосский. На площади Эндриу , в двух шагах от центрального пляжа Родоса стоит плоская железная фигура человечка, держащего руки над головой. А вообще, верхняя часть похожа на глаз. Чтобы у вас отпало желание идти сюда специально, прикладываю фото. Наверное, это просто шутка такая греческая.
А к какой версии насчет оригинальной статуи вы склоняетесь? Обязательно поделитесь своими впечатлениями, если вы были в родосской гавани.
Про Грецию читайте также:
Если вам понравилась эта статья, то поддержите лайком, подписывайтесь на канал и заходите в гости за новыми впечатлениями. Надеюсь, вам было интересно! Спасибо, что читаете мой канал — это безумно приятно!
Источник