Посолонь и противосолонь. Куда вращается Солнце и
Посолонь и противосолонь. Куда вращается Солнце и куда ходить людям?
Когда в 1479 году при освящении московского Успенского собора митрополит Геронтий (кстати, он был не русским, а греком, и это важно) стал ходить с крестом вокруг церкви не по солнечному всходу, то есть не посолонь, не вокруг солнца, как было принято раньше в Русской Церкви, а ПРОТИВ СОЛНЦА, ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ, то великий князь Иван Васильевич немедленно воспротивился этому, заявив, что за то гнев Божий приходит. Когда митрополит и его сторонники попытались обосновать свою позицию со ссылкой на практику Греческой Церкви, то ему было отвечено, что, поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа. Хождение вокруг храма против солнца не было принято до середины XVII века, когда патриарх Никон все-таки привел русский обряд в соответствие с греческой практикой. Естественно, что старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу, сохраняя древнерусский обычай.
ХОЖДЕНИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ Духом освящается душа. После помазания св. миром «творит священник с восприемником и новокрещенным круга образ», то есть они трижды обходят кругом купели с троекратным пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Круг изображает вечность: поэтому обхождение три раза кругом купели со свечами обозначает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, светом мира. ОБХОЖДЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ, ТО ЕСТЬ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ К ЮЖНОЙ, А НЕ ПОСОЛОНЬ, КАК ТОГО ТРЕБОВАЛИ У НАС СТАРООБРЯДЦЫ
КОГДА И ОТКУДА ЯВИЛСЯ НА РУСИ ОБЫЧАЙ ХОДИТЬ ПО СОЛНЦУ — СКАЗАТЬ ТРУДНО. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей монастырей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения.
См. С. Смирнов, «История русского раскола старообрядства» (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» (Одесса, 1889); П. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Каз., 1888).
В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Посолонь. Противосолонь.
По солнцу. Против солнца. По часовой стрелке. Против часовой стрелки. Почему это так важно? Почему в буддистском храме можно двигаться только по часовой стрелке? Монашек, который следит за порядком в храме, непременно вас остановит, если вы захотите пойти против часовой стрелки.
Даль ИНОЙ — Инорукий, иноручный, о человеке левша, пакша; о вещи: не на ту руку или вопреки обычаю сделанный. Инорукий винт, завертываемый налево, посолонь. СОЛНЦЕ — Солоновать сев. ходить посолонь, кружить справа налево. СЛЕВА – СЛЕВА нареч. с левого боку, с левой стороны, ошую, противопол. справа. Слева горы, справа озеро. Заходи слева. Справа налево, посолонь, слева направо, против солнца. Слевшить, сделать что нескладно, неловко, будто левшой; сделать, сказать что некстати, попасть в просак.
Жизнь, однако, не стоит на месте. А понемножку, мелкими такими рывками, крутится по циферблату назад. Посолонь — то есть как солнце в небе. То есть в направлении, обратном вращению земли. Против часовой стрелки. Самуил Лурье
Источник
Крестный ход по солнцу или против?
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй:
1. путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
2. торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
3. торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа».
Крестный ход в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), у старообрядцев — по движению солнца (посолонь).
1. Вы обратили внимание, что путь из Египта в Израиль лежит против солнца. За 40 лет исхода дошли только два человека из тех, кто вышел из Египта. Путь против солнца губителен.
Во времена Ирода, во время избиения младенцев Иосиф, Пресвятая Богородица и младенец Иисус бежали в Египет. Путь по солнцу спас нашего Господа.
2. Посмотрите, семикратный обход Иерихона против часовой стрелки, привёл к том, что стены Иерихонские пали, жители погибли. Крестные ходы против часовой стрелки привели к тому, что храмы были в 30-е разрушены, советская власть была только средством в руках Бога. Надо было крестных ходы совершать по солнцу.
3. Про перенос ковчега, у меня информации мало. Но если ковчег принесли в уже построенный храм, по его несли по солнцу, потому что вход в Храм Соломона был с восточной стороны.
Странно, что наша церковь этого не замечает.
А Вы как считаете, надо ли учитывать движение солнца в своей жизни и делах?
Источник
Посолонь и противосолонь. Куда вращается Солнце и
Посолонь и противосолонь. Куда вращается Солнце и куда ходить людям?
Когда в 1479 году при освящении московского Успенского собора митрополит Геронтий (кстати, он был не русским, а греком, и это важно) стал ходить с крестом вокруг церкви не по солнечному всходу, то есть не посолонь, не вокруг солнца, как было принято раньше в Русской Церкви, а ПРОТИВ СОЛНЦА, ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ, то великий князь Иван Васильевич немедленно воспротивился этому, заявив, что за то гнев Божий приходит. Когда митрополит и его сторонники попытались обосновать свою позицию со ссылкой на практику Греческой Церкви, то ему было отвечено, что, поскольку Христос есть солнце праведное, ходить против солнца означает идти против Христа. Хождение вокруг храма против солнца не было принято до середины XVII века, когда патриарх Никон все-таки привел русский обряд в соответствие с греческой практикой. Естественно, что старообрядцы ходят вокруг храма по солнцу, сохраняя древнерусский обычай.
ХОЖДЕНИЕ ВОКРУГ КУПЕЛИ Духом освящается душа. После помазания св. миром «творит священник с восприемником и новокрещенным круга образ», то есть они трижды обходят кругом купели с троекратным пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа». Круг изображает вечность: поэтому обхождение три раза кругом купели со свечами обозначает вступление новопросвещенного в вечный союз со Христом, светом мира. ОБХОЖДЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ, ТО ЕСТЬ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ К ЮЖНОЙ, А НЕ ПОСОЛОНЬ, КАК ТОГО ТРЕБОВАЛИ У НАС СТАРООБРЯДЦЫ
КОГДА И ОТКУДА ЯВИЛСЯ НА РУСИ ОБЫЧАЙ ХОДИТЬ ПО СОЛНЦУ — СКАЗАТЬ ТРУДНО. Один из памятников XVI в. (Пергаменный Служебник 1532 г.), писанный на Афоне, называет П. латинским обычаем. В продолжение всего XVI века вопрос о П. не возникал; Стоглав вовсе не упоминает о хождении П. Несмотря на то, что в конце XV в. противосолоние одержало верх, с течением времени оно стадо уступать П. Когда открылось книгопечатание, требование П. было занесено в Требник 1602 г. в чине венчания, в Устав 1610 г. — в наставления, как осенять крестом в праздник Воздвижения, в Требник 1623 г. — в чине освящения церкви. Внесенное в церковно-богослужебные книги, П. вместе с другими церковными обрядами получило характер неприкосновенности, вследствие усвоения обрядам значения догматической неизменности; поэтому, когда патриарх Никон предпринял исправление прежних обрядов, он нашел себе противников в лице видных и влиятельных протопопов, попов, настоятелей монастырей, начетчиков, которые в отмене прежних обрядов видели нарушение догматов, а во введении новых — латинские ереси. С этого времени П., равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двоение аллилуйи, седмипросфорие, двуперстие и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения.
См. С. Смирнов, «История русского раскола старообрядства» (изд. 2, СПб., 1895); Н. Ивановский, «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (ч. I и II, Казань, 1887); митроп. Макарий, «История русского раскола, известного под именем старообрядства» (изд. 3, СПб., 1889); И. Стрельбицкий, «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» (Одесса, 1889); П. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Каз., 1888).
В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Посолонь. Противосолонь.
По солнцу. Против солнца. По часовой стрелке. Против часовой стрелки. Почему это так важно? Почему в буддистском храме можно двигаться только по часовой стрелке? Монашек, который следит за порядком в храме, непременно вас остановит, если вы захотите пойти против часовой стрелки.
Даль ИНОЙ — Инорукий, иноручный, о человеке левша, пакша; о вещи: не на ту руку или вопреки обычаю сделанный. Инорукий винт, завертываемый налево, посолонь. СОЛНЦЕ — Солоновать сев. ходить посолонь, кружить справа налево. СЛЕВА – СЛЕВА нареч. с левого боку, с левой стороны, ошую, противопол. справа. Слева горы, справа озеро. Заходи слева. Справа налево, посолонь, слева направо, против солнца. Слевшить, сделать что нескладно, неловко, будто левшой; сделать, сказать что некстати, попасть в просак.
Жизнь, однако, не стоит на месте. А понемножку, мелкими такими рывками, крутится по циферблату назад. Посолонь — то есть как солнце в небе. То есть в направлении, обратном вращению земли. Против часовой стрелки. Самуил Лурье
Источник
Посолонь и противосолонь
Страница 1 из 2 | 1 | 2 | > |
По крайней мере в одном Теософия и её символика связана с Православием на Руси и его традициями. Существует два вида крестного хода – посолонь, то есть по ходу солнца и противосолонь – против хода солнца. Старообрядцы до патриарха Никона на Руси ходили посолонь – то есть по солнцу. Или по часовой стрелке вокруг храма. С приходом патриарха Никона были внесены изменения. Вместе с трехперстным крестным знамением было введено изменение в обряде крестного хода. Теперь православные ходят противосолонь – то есть против хода солнца или против часовой стрелки. Это означает, что крестный ход выходя из храма теперь идет налево и обходит так церковь против часовой стрелки.
Теперь, как это связано с Теософией, Буддизмом и их символикой? Каждый мало-мальски интересующийся этими вопросами человек знает, что есть 2 вида свастики – древнейшего индусского символа. Этот символ можно увидеть в индусских храмах на изображениях Будды. Этот символ изображен так же и на эмблеме Теософского Общества. И этот же символ, но только зеркальное его отражение можно видеть как фашистскую символику. Чем же они отличаются? Дело в том, что свастика тоже обозначает в одном её виде движение посолонь или по ходу солнца, и в другом виде противосолонь – против этого хода. В зависимости от того как направлены её «крючки», в какую сторону. Так вот, что самое интересное, свастика Будды и свастика, которая изображена на эмблеме Теософского Общества – она имеет «крючки» направленные противосолонь или против хода солнца, или против часовой стрелки. И это совпадает с теперешней традицией православных ходить крестным ходом и тоже противосолонь! Против часовой стрелки или против хода солнца. Тогда как свастика фашистов и традиция старообрядцев утверждает ход по часовой стрелке или по ходу солнца.
Каково вообще значение свастики — одной и другой, наверное нынешние православные не знают, как не знают они и вероятно удивляются тому, почему нужно идти налево от храма. Если они православные. Тем не менее, это всё имеет очень глубокое значение о котором я писал уже не один раз и не на одном форуме. Астрономическое значение. Свастика противосолонь или против часовой стрелки обозначает конечно же более глубокие и величественные явления природы. Может быть, если православные узнают какие именно — они будут с большим уважением относится к другим направлениям мысли.
Источник
«посолонь» — это как?
Посолонь, старин. обозначение направления от востока к западу (по движ. солнца).- П. один из пунктов разногласия между православными и старообрядцами: священники у первых в церковн. службе ходят с запад. на восток, старообрядцы — наоборот, с востока на запад (посолонь).
И ещё: ПОСОЛОНЬ нареч. по солнцу, по теченью солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь), лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать арх. о сельдях, идти руном через Белое море на Тверской берег.
Посолонь — по солнцу, по течению солнца, от востока на запад, от правой руки (кверху) к левой. Посолонь ходила, венчана. Борони по солнцу (посолонь) , лошадь не вскружится. Крути веревку посолонь. Посолоновать арх. о сельдях, идти руном через Белое море на Тверской берег. (Даль) .
Слово «посолонь» подразумевает, что солнце должно светить в спину погребальной процессии, даже если ей придется сделать круг по пути на кладбище. Этот ритуал особенно строго соблюдался в Дареме. Тот же самый обычай бытует у шотландских горцев; они называют его «Deazil». Здешний ритуал состоит в том, что покойника три раза проносят по кругу по ходу солнца. Но упрямые горцы (как нам объяснили) делают «Deazil» только тем, кому желают добра. С другой стороны, если покойника носить по кругу против хода солнца, ему будто бы можно причинить зло. Источник этого обычая, очевидно, заключен в ритуалах старинного колдовства.
Посолонное хождение — первое упоминание о П. , как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г. , при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви «не по солнечному всходу». «Неции прелестницы» наклеветали вел. кн. Иоанну Васильевичу, что митрополит поступил не по правилам. Великий князь счел жалобу очень важной, заметив, что за это гнев Божий приходит. В следующем году началось расследование вопроса. Для решения его стали наводить справки в богослужебных книгах, но желанных подтверждений законности П. нигде не нашли. http://www.votedavidbowers.com/082/82111.htm
`Посолонь` — первая книга одного из наиболее значительных русских прозаиков XX столетия Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957). Текст печатается по экземпляру парижского издания 1930 года, который некогда принадлежал самому писателю, а ныне хранится в Пушкинском Доме в Петербурге, с учетом имеющейся в нем авторской правки и с сохранением ряда особенностей ремизовской орфографии и пунктуации (прежде всего интонационных знаков и разговорных форм отдельных слов) .
Источник