Меню

Что такое солнце анаксагор

АНАКСАГОР

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Смотреть что такое «АНАКСАГОР» в других словарях:

Анаксагор — Анаксагор, сын Гегесибула (или Евбула), из Клазомен. Он был слушателем Анаксимена. Он первый поставил Ум (noys) выше вещества (hyle), следующим образом начав свое сочинение, написанное слогом приятным и возвышенным: Все, что имеется, было… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

АНАКСАГОР — АНАКСАГОР Ἀναξαγόρας) из Клазомен (500 428 до н. э.), др. греч. философ и ученый, систематизатор основных проблем философии досокра товского периода (см. Досократики), первый крупный мыслитель, постоянно учивший в Афинах. ЖИЗНЬ. А.… … Античная философия

АНАКСАГОР — (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

АНАКСАГОР — (ок. 500 – ок. 428 до н. э.) Греческий философ из Клазомен (Малая Азия). Распространял свое учение в Афинах; пользовался расположением Перикла и Еврипида. Сохранились только фрагменты его главного философского труда «О природе», где выдвигается… … Список древнегреческих имен

Анаксагор — (Anaxagoras) Анаксагор (Anaxagoras) из Клазомен (ок. 500 428 до н.э.) Древнегреческий философ. Родился в местечке Клазомен в Малой Азии, в семье богатых и знатных родителей. Не признавал богов и пытался дать естественное объяснение природным… … Сводная энциклопедия афоризмов

Анаксагор — Анаксагор, Anaksagoras, из Клазомен, ок. 500 ок. 428 гг. до н. э., греческий философ. Работал в Афинах приблизительно с 461 г., был другом Перикла и Еврипида. Обвиненный в безбожии, покинул Афины. Умер в Лампсаке. Сочинение О природе (Peri… … Античные писатели

АНАКСАГОР — из Клазомен в Малой Азии (около 500 428 до нашей эры), древнегреческий философ. Выдвинул учение о неразрушимых элементах семенах вещей (позже название гомеомериями). Движущий принцип мирового порядка ум (нус), организующий элементы … Современная энциклопедия

АНАКСАГОР — (500 428 до н.э.) древнегреческий (из Клазомен) философ, математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Известное нам… … История Философии: Энциклопедия

АНАКСАГОР — (500 428 до н.э.) древнегреческий (из Кла зомен) философ, математик и астроном, около 30 лет прожил в Афинах, фактический основоположник афинской философской школы. Ученик Анаксимена. Был обвинен в безбожии и изгнан (431 до н. э.). Известное нам… … Новейший философский словарь

Анаксагор — (Anaxagoras, Αναξαγόρας). Знаменитый греческий философ; родился в Клазоменах, в Ионии, в 500 г. до Р. X. На 30 м году жизни он прибыл в Афины и сделался близким другом Эврипида и Перикла. За свои философские мнения он был обвинен в безбожии и… … Энциклопедия мифологии

Источник

Анаксагор

Это конспект восьмой лекции по истории философии Муравьева А.Н. — доктора философских наук, доцент кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета.

Зачинатель афинской философии. Первым стал искать объяснение того “почему” мир кажется таким, каким он кажется. Первый кто был обвинен в не почитании богов, признаваемых народом. Философия доросла до противоположности к обыденному сознанию. Массы требовали казнить Анаксагора, но Перикл уговорил их этого не делать. Но было принято решение изгнать его из Афин.

Примыкал в одном к Демокриту и Эмпедоклу: не признавал возникновение из небытия и уничтожение в ничто. Но есть и различие: у Демокрита все атомы одинаковы (отличаются друг от друга лишь внешне), а у Анаксагора все сущее состоит из гомеомерий (с гр. “подобочастных”), мельчайших частиц – семян. Из гомеомерий слагаются все вещи: из кровеобразных частиц — кровь, из костеобразных — кости, из мясобразных — мясо и т.п.

Анаксагор понимал, что одной материей (т.е. того, из чего состоят вещи) не обойтись для объяснения, почему все такое, какое оно есть. Нужна единая причина, объясняющая, почему все таково. Анаксагор: в начале все частицы были вместе, перемешаны хаотическим образом, было все во всем.

Следовательно, ничего из вещей не было. Но затем пришел ум (по гр. нус) и все разделил как надо, упорядочил: разделил разное и соединил одинаковое.

Формулировка этого положения Анаксагора провоцирует представление, что ум пришел со стороны, что ум когда-то не действовал, а, начав действовать, все упорядочил, как хозяйка: “У-у-у, какой тут беспорядок!”

Аналогия (но не больше) с логосом Гераклита, ибо логос не знает, что он делает: действует с необходимостью. Ум же Анаксагора действует со знанием того, что должно быть, и может быть. Ум – это некоторая, воплощающая себя сознательная цель, не субъективная (имеющаяся у кого-то), а объективная; это — действующая причина, приводящая в движение материальные частицы, чтобы они сложились так, как надо.

Иногда Анаксагор называет ум всеобщей душой, отличая ее от индивидуальной души, двигающей лишь одно тело. Рука моя движется? Движется, но сама? Если сама по себе, то я был бы больным. Что ее движет? Душа. Поэтому то тело движется не, как попало, а так, как нужно. Когда душа перестает действовать, тело не движется. Тело не движется само.

Читайте также:  Что звери называли красным цветком солнце огонь звезды

Главный вопрос для Анаксагора: не только ИЗ ЧЕГО мир возник, но и ПОЧЕМУ он именно такой, какой есть? То, ИЗ ЧЕГО, материя мира – гомеомерии, а то ПОЧЕМУ он такой – причина или принцип – ум (нус).

Далее Анаксагор говорит, что все во всем, кроме ума. Почему ум не может быть смешан с гомеомериями? Да, по своей природе. Природа ума (и это сказано Анаксагором впервые) – состоит в его чистоте, в его бытии самого по себе. Симплиций (отрывок из Анаксагора):

“Остальные имеют в себе частицы всего, а ум чист, не смешан ни с чем”

Почему он не может быть смешан, связан с гомеомериями? Анаксагор: если бы он был смешан – он бы не смог так хорошо править всем. Если вы связаны с чем-то – вы зависимы от этого, связаны им. Худшее для правителя, если он с чем-то связан – с человеком, с группой. Он не сможет править хорошо для всех, т.к. он не чист, загрязнен. Анаксагор:

“Ум чистейший”, “Обладает совершенным знанием”

Откуда всемогущество ума, его бесконечная мощь? От чистоты. Это необходимое условие совершенного знания. По мнению кажется: чем больше вобрал в себя всяких сведений, тем больше знаешь. Но прав Гераклит:

Если вы вобрали в себя много чего – это все? Нет, есть еще много чего пока не вобранного. А когда-нибудь ВСЕ может быть вобрано? Нет, и поэтому считается, что процесс познания бесконечен. Это так, если познавать все как многое. И не так, если знать ВСЕ как одно и одно как многое. Знать ВСЕ – это не значит знать много, т.е. заполнять свой ум, знать все действительно можно, достигнув чистоты ума. Надо очистить ум от всего, что туда затесалось по-мнению. Эта тема “очищения ума” прослеживается во всей философии.

Ум, поскольку он все знает – все может, т.к. знает каким все должно быть. Может ли ум научиться чему-нибудь от смеси? Нет, научиться можно только от чистоты.

Ясно теперь почему все упорядочено, почему мир есть космос (т.е. порядок)?

Анаксагор: пришел ум и все упорядочил. Ум господствует над всем, и над всеобщим круговоротом, который начался с малого, сейчас достиг того, что есть то, что есть, а в будущем станет еще больше. Удивительная мысль: круговорот есть процесс, а не фиксация – творение умом мира есть и теперь. Ум изначально знает, как все должно быть – он творит не наобум. Закончится ли этот процесс? Поскольку гомеомерий – бесчисленное множество, деятельность ума не прекратиться, следовательно, этот процесс бесконечен.

“Всякий ум, как большой, так и малый – один”.

Большой ум – устроитель космоса, малый – человеческий ум.

“Все во всем есть, кроме ума, а в некоторых есть ум”.

Те некоторые, которые есть именно эти, благодаря уму. Люди есть люди потому, что у них есть ум. Благодаря уму, этой чистой точке в нас, мы

а не бегаем в поисках пищи. Мы знаем, что может быть и должно быть. Мы уступаем животным в силе, выносливости и т.д., у нас нет ни клыков, ни когтей. Все это нам заменяет ум. Мы можем, познав, использовать вещи в своих интересах. Благодаря уму, мы можем править вещами. И, если происходит что-то неразумное, то это может поставить под угрозу нашу жизнь.

Источник

Что такое солнце анаксагор

Философия Анаксагора — это своеобразное сочетание материализма и идеализма, метафизики и диалектики.

Это неудивительно, ибо именно он был достойным представителем ионийской милетской школы. ИОНИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, материалистическая, а точнее, гилозоистическая философия, появившаяся в ионийском Милете на малоазийском побережье. Ионийская философия впервые поставила научно значимый вопрос о вечной первоматерии, субстанции, из которой происходят и в которую возвращаются все вещи. Объектом исследования ионийской философии была прежде всего природа.

Анаксагор стал достойным наследником ее основателей — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Согласно завету Фалеса: «Единое отыскивать достойно мудреца», — предшественники Анаксагора предлагали свои варианты первоначала. Отвергнув все конечные материалистические начала, которые уже есть в мире, Анаксимандр первый заговорил о первоначале как таковом (архе). И так как начало не может быть определенным, уже ограниченным, поэтому оно есть апейрон, что с греческого значит – беспредельное, бесконечное. Анаксимен — учитель Анаксагора двинулся еще дальше: первоначало – определенное и неопределенное – единство определенного и неопределенного. Таким образом, природа, по Анаксимену, это неограниченное ограниченное.

Ионийцами были и основатели элейской метафизической щколы Пифагор и Ксенофан.

Пифагор предложил в качестве первоначала не материальные стихии, а числа. Число – это мысленное, не чувственное, определение. Числа по своей природе – ограничивающие и безграничные.

Это то единое, которое искал Фалес, то неопределенное, и бесконечное — апейрон — о котором говорил Анаксимандр, то единство определенного и неопределенного, о котором говорил Анаксимен. И это не стихия, не материя, не чувственное, а умозрительное определение.

Ксенофан Колофонский, иониец по происхождению, вначале продолжал линию ионийской философии, но впоследствии отошел от нее и стал основателем элейской школы. Он был изгнан из Ионии за свое учение о бытии Единого и небытии множественого, возмутительного своей парадоксальностью для невежд. Он стал предтечей еще более парадоксального учения Парменида о разуме, как единственно достоверном способе познания бытия. «Бытие и Разум — это одно, — утверждал Парменид и добавлял — Разум лишь твой пусть рассудит мой многоспорный довод.»

Анаксагор как бы суммировал и синтезировал усилия материалистов (гилозоистов), ищущих первоматерию, и метафизиков, признающих единствено бытие Единого. Этот синтез отразился и в его судьбе. Уроженец ионийских Клазомен, он возвысился в Афинах, став ближайшим соратником, другом и во многом учителем Перикла. Именно под управлением Перикла Афины достигли полноты своего расцвета и величия и стали родиной первой в истории человечества философской Академии — Платоновской.

Читайте также:  Солнце земля жизнь без людей

Анаксагор был одним из ближайших к Периклу друзей и деятелей его круга. Он оказал влияние на образ мыслей Перикла. В биографии Перикла Плутарх рассказывает даже, что Анаксагор «больше всего сблизился с Периклом, больше всего придал вес его речам и серьезный характер его выступлениям перед народом». Перикл был человеком ярко выраженного рационального склада мышления. Он не верил в суеверия и пренебрегал приметами, пытаясь объяснить их логически. В то же время Перикл не был атеистом, являясь религиозным человеком. Согласно Плутарху, рационалистом он стал под влиянием Анаксагора.

Анаксагор в Афинах был первым философом, который стал учить философии. Анаксагор также занимался и научной деятельностью, астрономией, метеорологией. Круг научных вопросов, которыми его интересовали, был очень широк. Видное место среди них занимали вопросы математики. Об этом свидетельствует крупный математик и философ афинской школы неоплатоников Прокл (V в. н. э.). В комментариях к «Началам Эвклида» он сообщает, что после. Пифагора многими вопросами геометрии занимался Анаксагор Клазоменский [70; 37, т. III, с. 125].

В своих исследованиях пришел к выводу, что солнце и другие небесные светила — не божества, а глыбы, которые оторвались от Земли. Он смог предсказать падение меторита в Эгоспотамосе Фракийском. За свое учение о небесных светилах Анаксагор был обвинен в непочитании богов и спасен от смертной казни только благодаря серьезным усилиям Перикла.

Целью философской жизни он считал теорию, созерцание. «Анаксагор Клазоменский говорит, что целью познания является теоретическое познание и проистекающая от него свобода » Еще более выразительно свидетельство Аристотеля: в своей «Этике Никомаха» он рассказывает, что «Анаксагора, Фалеса и им подобных называют мудрецами , а не практиками». В переводе на сегодняшний язык: «называют философами, а не учеными» или «метафизиками, а не физиками».

Аристотель не только сообщает, что Анаксагора, Фалеса и подобных им называют мудрецами, а не практиками, но также объясняет, почему их так называют:«Ибо видят, что они не нанимают собственной выгоды; про их знание говорят, что оно «чрезычайно» и «удивительно», «тяжело» и «демонично», но бесполезно, так как они не доискиваются того, что составляет благо людей. Анаксагор и такие как он

— не практичные, не заботящиеся о славе, богатстве, успехе, почете; одержимые жаждой познания Истины — истины не земной (прилагательной), а Небесной (непреложной).

Уходят мудрые от дома
Как лебеди, покинув пруд.
Им наша жажда не знакома
увидеть завершенным труд.
Им ничего не жаль на свете:
ни босых ног своих, ни лет.
Их путь непостижим и светел,
как в небе журавлинный след.
(Дхаммапада)

Предмет его созерцательного постижения — космос, мировой строй, природа, человек как существо природы. Он уподоблял строение мира построению человеческого тела из пищи. «Как в пище находятся частицы — производители крови, мускулов, костей и всего прочего, но эти частицы могут быть в ней усмотрены только разумом , так и не следует все доверять ощущению, которое нам показывает, что хлеб и вода производят все это, но должно знать, что в них находятся разумом созерцаемые частицы . И вот эти части, заключающиеся в пище, подобные производимым ими вещам, он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их началами сущего.» [Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III, с. 136] Гомеомерии — не физические атомы, а только лишь умозрительные «семена», которые соединяясь с себе подобными, создают «формы», «ткани» и предметы из этих тканей (материалов, материй).

Сам Анаксагор называл свои частицы не «подобочастными» и не «корнями всех вещей», как Эмпедокл, а «семенами». Семя (в физиологии) — это скопление информации и стволовых клеток, обладающих мощной потенциальной энергией. «Семена» Анаксагора — это тоже умозрительные идеи тканей и их форм, обладающие колоссальным комбинаторным потенциалом соединения друг с другом, обеспечивающим не просто движение, а самоорганизацию материи под воздействием Ума.

Материальные начала, по словам Анаксагора, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Эта бесконечная бесконечность, безграничная безграничность организуется Умом таким образом, что Он не борется с тем, что происходит случайно, и строит не то, что может и произойти и не произойти, но он строит с необходимостью то, что должно быть и то, что не может не быть. И это его отличие от логоса Гераклита который и строит, и разрушает. «Путь вверх и вниз — един путь», — для Гераклитова Логоса.

Для Ума есть только то, что должно быть, то что разумно, упорядочено, совершенно. Он стремится привести все многообразие хаотически движущихся гомеомерий в состояние идеального порядка, полной разумности. И эта борьба между Умом уже построившим нечто и смешением гомеомерий, находящихся в «необработанном» состоянии — и составляет единство и борьбу противоположностей, в которых проявляется диалектика видимого мира. За то, что Анаксагор поставил над всем миром Ум (Ноос, Нус), Аристотель уподобил его учение первому трезвому голосу на фоне пустословия предшественников. 1)

Двумя началами всего Анаксагор считал Ум и материю. Ум — движущее начало. Материя движимое, пассивное. 2) Первоначально материя, согласно Анаксагору, представляла собой равномерное смешение гомеомерий, которые бесконечны по числу и качествам. Они находились в состоянии полного покоя и хаотического смешения. Ум приводит движение все смешение бесконечных гомеомерий, и в этом вихре из сочетания подобных с подобными образуются стихии, вещества и вещи. Но все это разнообразное множество соединено в одно Единое целое, во-первых Умом, который строит не случайно, а разумно, целесообразно и необходимо, и, во-вторых, единством гомеомерий в каждой из которых есть потенциально все остальные. 3)

Читайте также:  Солнце раскаленное тело шарообразной формы

Анаксагор стоит на почве введенного элейцами положения, согласно которому истинное бытие не может ни возникать, ни погибать . По Анаксагору, возникновение и гибель — только иллюзия. В действительности то, что люди называют возникновением и гибелью, — только соединение и разделение невозникающих и непогибающих частиц вещества. Поэтому ни Ум, не гомеомерии не возникают и не исчезают, просто их разьединение ведет к тому, что гомеомерии скатываются к распаду, хаосу и покою, а ум, соединяясь с материей, приводит ее в движение и упорядочивает, рождает мир, вещи, жизнь и разумного человека.

Ум, управляющий миром и каждым человеком — это один и тот же ум, согласно Анаксагору. Он качественно (или современным языком, онтологически) отличается от всех остальных вещей. Все остальные вещи подобны друг другу, смешаны друг с другом, и в каждой есть частицы всего остального. Ум же не смешивается ни с чем, хотя управляет и движением материи во всей вселенной, и каждой живой душой. Он есть Бог всего мира и ум каждой души. 4)

Чувственное познание Анаксагор обьяснял взаимодействием противоположностей и учил, что в основе ощущения лежит страдание. Но наши чувства не передают всей бесконечной сложности и тонкости качественного разнообразия окружающего мира. Совершенным знанием обо всем обладает лишь Ум, и отдельный индивид приобщается к истине через участие в этом Уме.

Жизнь по убеждению Анаксагора, есть постоянная возможность несчастий, цепь страданий, в которой есть лишь одно утешение и поддержка — познание. Когда ему сообщили, что афиняне вынесли ему смертный приговор, он сказал: «Природа давно приговорила к смерти и меня и их». Последние годы своей жизни Анаксагор провел в Лампсаке, где он основал философскую школу и пользовался большим уважением сограждан. Когда правители города спросили его о последнем желании, он попросил ежегодно отпускать детей на каникулы в месяц его кончины. Жители Лампсака похоронили его с почестями и на могиле был поставлен жертвенник Уму и Истине и сделана следующая надпись:

«Здесь лежит Анаксагор, проникший до крайнего предела Истины»

1) Аристотель говорит: «. тот, кто сказал, что разум находится, подобно тому как в живых существах, так же и в природе, и что это он — виновник благоустройства мира и всего мирового порядка, этот человек представился словно трезвым по сравнению с пустословием тех, кто выступал раньше. Явным образом, как мы знаем, взялся за такие объяснения Анаксагор» [Met., I, 3, 984 в 15; 7, с. 25].

2) После него [Анаксимена] был Анаксагор Клазоменец. Он считал началом всего ум и материю: ум — как производящее начало, а материю — как страдательное. Все вещи были вперемешку, а ум пришел и упорядочил. Материальные начала, по его словам, бесконечны [по числу], и малость их тоже бесконечна. Все вещи были приведены в движение умом, и подобное сошлось с подобным. Небесный порядок устроен круговым движением.

42. ИППОЛИТ. I, 8, 1 сл., Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III, с. 133

3) Анаксагор говорит, что из единой смеси выделяются бесконечные по числу гомеомерии, причем все заключается во всем.

Симплиций 155, 23, Маковельский А.О. Досократики. Казань, 1919 г., т. III. стр. 153

4) Анаксагор считал богом ум, сотворивший космос. «Ибо наш ум есть бог в каждом из нас».

48. Аэций, III т. стр. 138

«Остальные [вещи], — говорит Анаксагор, — имеют в себе часть всего, ум же — бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо, если бы он не существовал сам по себе, но был бы смешан с чем-нибудь другим, то он участвовал бы во всех вещах, если бы был смешан [хотя бы] с какой-либо [одной вещью]. Эта примесь мешала бы ему, так что он не мог бы ни одной вещью править столь [хорошо], как [теперь, когда] он существует отдельно сам по себе.

И действительно, он — тончайшая и чистейшая из всех вещей; он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу. И над всем, что только имеет душу, как над большим, так и над меньшим, господствует ум. И над всеобщим вращением господствует ум, от которого это круговое движение и получило начало. И все, что смешивалось, отделялось и разделялось, знал ум. Как должно было быть в будущем, как [раньше] было, [чего ныне уже нет], и как в настоящее время есть, порядок всего этого определил ум. Он [установил] также это круговое движение, которое совершают ныне звезды, Солнце, Луна и отделяющиеся воздух и эфир. Само это вращение производит отделение [их]. Отделяется от редкого плотное, от холодного теплое, от темного светлое и от влажного сухое. Вполне же ничто, кроме ума, ни отделяется, ни выделяется из другого. Ум же всякий — как больший, так и меньший, одинаков» [Phys., 164, 24; 37, т. Ill, с. 156].

Центральное положение Анаксагора в эволюции греческой мысли.

Вложение Размер
greek_philosophy.jpg 123.27 КБ

Сайт представляет собой площадку для функционирования философского интернет-сообщества, участники которого заинтересованы не только в индивидуальном, но и в коллективном философском творчестве.

Источник

Adblock
detector