Символика посоха в Египте
Считается, что самые первые посохи появились у пастухов. Посохи не только облегчали подъём в гору и долгий пеший путь, но и помогали контролировать животных в стаде: погонять (поторапливать), ловить (посохи с крюком) и корректировать перемещения на местности (пастух посохом преграждал неверные пути, тем самым оставляя открытым только правильный). Но, кроме поддержки и управления, посохи являлись средством защиты и нападения, ведь пастухи уходили далеко от обжитых территорий, становясь вместе со стадом лёгкой добычей для хищников. Посохом можно было обороняться от напавшего зверя, нанося быстрые и чёткие удары. А можно было и вовсе кинуть в затаившегося врага, нарушив его планы по нападению. Не все пастухи могли похвастаться «боевой» подготовкой, но те, кому была дорога жизнь, посвящали посоху долгие часы тренировки, а в пути и работе не выпускали его из рук.
Именно пастуший посох стал первообразом для древнейшего символа власти царей, а затем и символом власти высшего духовенства.
Рис. 1-1 Пастухи с посохами
В глубокой древности одной из регалий правителей Шумера был простой пастушеский посох, причём лишённый каких-либо драгоценных украшений.
Первым правителем «с посохом» считается царь Ура, царь Шумера и Аккада, правивший приблизительно в 2112 — 2094 годах до н. э.
Действительно, Ур-Намму с самого начала позиционировал себя поборником и хранителем справедливости, «живым законом» на земле, сделав верную ставку на кодификацию права и унификацию судебной практики. Он в особенности радел о социальной справедливости, следил за тем, «чтобы сироте и вдове сильный человек ничего не причинил», что ещё раз подчеркнул в прологе к своему знаменитому судебнику — «Кодекс Ур-Намму» (древнейший сборник законов из обнаруженных в настоящее время). При нём закрепился образ шумерского царя как «справедливого пастыря», протектора и опекуна своих черноголовых (шум. lugal-sipa — «царь как овечий пастух») с соответствующими инсигниями из того же пастушеского инвентаря: посох пастуха и железное кольцо для усмирения быка (или же свёрнутая кольцом верёвка как узда для барана). Они с того времени начнут выступать как неизменная символика владычества и правосудия.1
В Древнем Египте посох считался одним из атрибутов Солнца, и после осеннего равноденствия египтяне справляли праздник под названием «рождение солнечного посоха». Считалось, что по мере того, как с каждым днём идут на убыль солнечные свет и тепло, у светила возникает нужда опереться на посох. Похожее представление о поддержке Солнца было у чилкотинов (индейцы, проживающие в Канаде в провинции Британская Колумбия). Во время солнечного затмения они облачались в белые одежды, брали посохи и, сгорбившись (будто несли тяжёлый груз), ходили кругами до тех пор, пока затмение не кончалось.
Несмотря на то, что посох был связан с Солнцем, в Древнем Египте он являлся частым атрибутом не только бога Ра и фараонов (правящий фараон считался сыном бога Ра, а вернее Амона-Ра, потому что именно этот бог был объявлен первым царём Египта), но и многих других богов.
Рис. 1-2 Боги Египта
И, как видно на колдографии, посохи могли выглядеть по-разному.
Рис. 1-3 Виды египетских посохов
Всего существовало три вида посохов, и, кроме посоха в виде цветка лотоса (1), который носили богини (на примере выше это Маат и Хатхор), остальные два являлись воплощением (или комбинацией) шести символов: уас — символ силы, анх — жизни, тет — устойчивости, хекет (скипетр — небольшая палочка с загнутой верхней частью, пример 4 и 5) — управления, нехеху (плеть, пример 4 и 5) — власти, менат (круг под навершием, пример 3 и 4) — мужественности, сексуальной силы. Лучшего всего комбинацию символизма видно на посохе Птаха.
Рис. 1-4 Бог Птах
Уас носят Ра, Амон и Анубис (посох номер 2). Анх у них также есть, но не на посохе, а в другой руке. Уас-посох очень распространённый, и его можно увидеть у многих богов Египта. Птах имеет посох с объединением не только анха и уаса, но и тета (посох номер 3). Это уникальный посох, и, кроме Птаха, его может носить только лунный бог Кхонс (в соединении хекет и нехеху, пример номер 4). Считается, что все три качества своего посоха Птах даровал египетским царям, когда те проходили церемонию коронации в его храме в Мемфисе. Осирис держит посох уас в одной руке, а хекет и нехеху в другой. Такое сочетание доступно было ещё одному богу — Анджети, а также всем фараонам. Бог Тот (бог Луны, знаний, мудрецов), скорее всего, удерживает в руках не посох, а светильник.
Интересно отметить, что в настоящее время появляется путаница относительно слов «жезл», «скипетр» и «посох», применяемых к предметам Древнего Египта. Всеми этими словами называют как длинную трость, на которую опираются боги, так и короткую палку с загнутой частью, которую удерживают в руках. На самом деле уас выглядит как посох, но он не имеет никакого отношения к посоху пастуха. Это древний фетиш, в котором, как подразумевалось, заключены целебные силы подземного демона, похожего на собаку или шакала. Именно поэтому его верхняя часть изображена в виде головы животного (затем стилизованная и упрощённая). Уас клали в могилу к умершими людям, чтобы те могли применить его для пользования божественными благами. Кроме того, уас — это египетский иероглиф, обозначающий власть. Поэтому «посох»-уас могли носить не только боги и фараоны, но и влиятельные чиновники. А вот короткий и загнутый жезл хекет, означающий управление, вероятно, происходит от пастушьего жезла. Кстати, его также могли носить чиновники.
Итак, несмотря на сильную схожесть двух предметов, становится понятно, что короткий хекет, произошедший от пастушьего посоха, связан с управлением, тогда как длинный уас, берущий начало из представления о древнем демоне Шакале, связывается с магией и властью. И эти оба предмета дополняют образ человека (существа, бога), говоря о его силе, могуществе, умении править и связи с магическими миром (возможно, владение магическими талантами).
В греко-римской традиции посох был символом вестника, и наиболее известны жезл Гермеса-Меркурия и посох Асклепия.
Кадуце́й (другое наименование «керикион») — название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Со становлением культа Гермеса Трисмегиста кадуцей стал символом ключа тайного знания, скрещенные змеи при этом символизировали дуализм мироздания.
Посох Асклепия — посох, обвитый змеёй. По легенде, бог врачевания Асклепий убил своим посохом змею и узнал секрет травы, воскрешающей мёртвых. По другой версии, посох связан с методом избавления от паразитов, когда их вытягивают из тела человека, наматывая на палочку.
Рис. 1-5 Кадуце́й (слева) и Посох Асклепия (справа)
Также посох является атрибутом:
— Аполлона и Пана (как защитников земных стад);
— Протея (как защитника океанских стад);
— Полифема (личный предмет великана-пастуха — длинный посох из дикой маслины);
— Талии (была музой комедии и поэзии, иногда изображалась с пастушьим посохом в правой руке);
— Прометея (полый посох использовался Прометеем для кражи огня (угольков) с Олимпа);
— Орфея (в понятии Доброго Пастыря);
и т.д.
Посохом иногда называют трезубец Посейдона, однако, несмотря на свой внешний вид (длинное древко, усиленное наконечником из трёх зубцов), он произошёл не от пастушьего посоха, а от рыбной остроги (оружие, применяемое для рыбной ловли).
«Посох — один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), аналогичен жезлу, дубинке, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерге, ухвату, помелу, лопате). Нередко магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, связываются с его «происхождением»: породой дерева, предшествующими действиями с ним и прочее. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшими в контакте со змеёй.
Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» её изо всех углов. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.
Во время ритуальных обходов села посох может играть роль фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника — первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге бадняка, произнося благопожелания.
В магии использовались палки, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий. (. ) У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днём св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Палкой, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр., отгоняли градоносную тучу, примиряли ссорящихся, «били» роженицу при родах, корову при отеле, например, со словами: «Разделись с телёнком, как змея с лягушкой».
С помощью посоха ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т.д. Верхом на палках (прутьях, кочергах, ухватах и т.п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно чёрного или красного цвета».2
Как видим, у славян использование посохов многозначно и разнообразно: ритуальная магия, бытовая, связь с плодородием и т.д.
У кетских шаманов посох олицетворял мировое дерево (так же, как и у славян), а у ненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаях посох — это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.
Шаманские посохи подразделяются на три группы: по виду навершия, по роду крепления и по размерам. По виду навершия и вставок: с Г-образными навершиями из рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевидными или боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либо другого животного. По роду крепления: посохи с простым креплением путём привязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями, имеющими сквозное отверстие. По размерам: длиной от 55 до 126 см (собственно посохи) и длиной до полуметра (жезлы).
Итак, у шаманов посох являлся личным инструментом, с помощью которого творилась разнообразная магия. Да и видов посохов было достаточно много.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасёт, знает и любит своих овец, заботится о них, и поэтому стадо слушается его. Образ пастуха прочно вошёл в христианскую жизнь. В древности Иисуса Христа часто изображали в виде пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.3
Рис. 1-6 Иисус Христос с посохом
Различают архиерейские посохи и жезлы. Архиерейский жезл является символом церковной власти и одновременно символом страннического образа жизни. Правом ношения жезла за богослужением обладают все архиереи, а также некоторые архимандриты, удостоенные этого права, и настоятели (наместники) монастырей.
В современной практике архиереи носят посох вне богослужения, а жезл во время богослужения.4 Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями.
Рис. 1-7 Жезл обычно бывает выше посоха — до плеча архиерея — и увенчивается крестом на навершии в форме дуги либо в форме двуглавой змеи с головами, обращёнными к находящемуся между ними кресту. Двуглавая змея — символ мудрости и учительной власти архиерея.
Повседневные посохи епископов гораздо скромнее. Обычно это длинные деревянные палки с набалдашником из резной кости, дерева, серебра или другого металла. Такое отличие существует потому, что по каноническим правилам епископам и другим священнослужителям запрещается в быту украшать себя дорогими и яркими одеждами и предметами. Торжественность и пышность уместны только за богослужением.
Рис. 1-8 Посох представляет собой деревянную палку высотой до груди с закруглённым набалдашником.
В католицизме в повсеместную практику вошли епископские жезлы с навершием в виде спирали, окружающей определённое изображение на евангельскую тематику.
Рис. 1-9 Католический жезл
Тут мы видим разделение посохов как по внешнему виду, так и по функциональному. Подробней об этом в следующей части работы.
Источник
Посох — символ мудрости и власти
Посох — трость определенного типа и предназначения. Основной функцией посоха была опора на него при ходьбе. Следует выделить посох монашеский — знак власти архиерея. Бывают «богослужебные» и «небогослужебные» посохи. Навершие «богослужебного посоха» увенчивается крестом, такие посохи предназначены для церемоний и, следовательно, богаче украшаются. «Небогослужебные» посохи выглядят более просто и используются в повседневной жизни.
Это сухое определение ни в коей мере не может выразить то уважение, которое испытывали простые крестьяне к незнакомым путникам, бредущими по дороге, опираясь на посох, не может рассказать об удивительном отношении к этому простому предмету. Посох… Это не просто палка, на которую в прошлом опирались нищие странники. В древности посохи наделялись особой силой, чаще магической. Посох олицетворяет силу, власть, достоинство, мудрость и старость, магическую силу. Не случайно атрибутом практически всех легендарных старцев и просто уважаемых странников являлся посох: мудрец Лао-Цзы и бог Шоусин в Китае, поэты-странники Сайгё: и Басё: в Японии, былинные старцы в России, бард Оссиан и друиды в Ирландии и Шотландии, Моисей… Этот список можно продолжать бесконечно. Во многих европейских языческих верованиях посох ассоциировался с мировой осью и солнцем (навершие посоха часто было круглой формы, что символизировало Солнце).
Можно подумать, что во всех странах отношение к посоху было одинаковым, но это не верно. В каждой культуре его ассоциировали с чем-то специфическим, свойственным только данной культурной среде.
В Древнем Египте с посохом изображались почти все боги и богини, у каждого из них, начиная от Ра и заканчивая Сетом, имелся свой, особенный посох. Он был основной принадлежностью Озириса, бога-судьи мертвых, посох с пером был обязательным атрибутом бога письменности Тота (он же Тевт).
У индийцев-вайшнавов (индуисты, поклоняющиеся Вишну и его обличьям) посох, состоящий из трех палок, символизируют три гуны (три составляющих реальности): гуна благости, гуна страсти, гуна невежества – определяющие образ жизни, мышления и деятельности души. Святой или мудрец, обладая таким посохом, демонстрировал свою принадлежность к данному направлению философии.
В античной традиции посох с крыльями (посох вестника) неотделимо ассоциировался с Гермесом (Меркурием в Риме), а увитый виноградной лозой посох являлся непременным атрибутом Вакха, бога виноделия и его спутниц вакханок.
В христианстве посох — атрибут всех «Добрых Пастырей» (обычно пастухи много ходили – пастбища находились далеко от поселений, также они использовали посохи, чтобы погонять скот). В католичестве и протестантстве Христос как «Добрый Пастырь» также изображается с посохом. Вообще, тема посохов в христианстве очень хорошо развита: с посохами ходили все ветхозаветные старцы, ими пользовались и паломники. Христианский посох – атрибут мудрости и власти. На церемониях его несут перед лицом, занимающим высокий пост, также, находясь в левой руке, он указывает на аббатский или кардинальский пост.
И, наконец, самый могущественный и добрый волшебник современности, Дед Мороз, никогда не расстается со своим посохом.
ВАШ СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
Оставьте заявку на бесплатную консультацию по правильному снятию мерок для изготовления трости
Трость должна приносить облегчение. На ладони находится множество нервных окончаний. Рукоять по руке исключает зажимы, развитие туннельного синдрома и артрита.
Источник