Меню

Что такое несчетны солнца

Что такое несчетны солнца

Что представляет собой окружающий нас мир? Как он устроен? Что такое небо, звёзды? Над этими вопросами с незапамятных времён задумывались люди.

Наивными, совершенно неправильными были первые представления о Земле и небе. Люди думали, что наша Земля — это самое большое тело во вселенной, что она плоская и что где-то находится «край света». Небо считали твёрдым куполом, покрывающим Землю подобно огромному колпаку, и т. д.

Постепенно накапливающиеся знания о мире разрушили эти представления. Возникла наука о небесных телах, о вселенной — астрономия, одна из самых древних наук.

Вся история астрономии — это история непрерывной и непримиримой борьбы материалистических и идеалистических, религиозных взглядов на мир.

В этой небольшой книжке мы расскажем о том, как люди на протяжении многих веков познавали вселенную и что мы знаем о вселенной в настоящее время.

I. Как познавалась вселенная

Первые представления о мире

Сотни тысяч лет прошли с тех пор, как на Земле появились первые люди. В земных слоях, которые образовались 150 000 лет назад, найдены каменные орудия, обработанные рукой первобытного человека.

Суровой была жизнь древних людей. Молния и гром, землетрясения и извержения вулканов — все эти грозные явления природы внушали суеверный страх первобытному человеку.

Не умея правильно объяснить явления природы, человек уже тогда, на заре своей истории, начал поклоняться Солнцу как божеству, которое даёт ему тепло, свет и пищу. Люди, жившие примерно за 50 000 лет до нашей эры, хоронили покойников головой к западу, лицом к восходящему Солнцу.

Люди видели, что Солнце поднимается из-за горизонта, достигает высшего положения и затем опускается, скрываясь за горизонтом в противоположной части неба. После захода Солнца небо постепенно темнеет и на нём появляются звёзды. В сочетании звёзд воображению древнего человека представлялись очертания фантастических существ.

По тёмному небосводу тянется светящийся туманный пояс — Млечный Путь. В одних местах он шире и ярче, в других уже и бледнее. Положение Млечного Пути среди звёзд неизменно. Кажется, будто не изменяют своего положения по отношению друг к другу и звёзды. Но если следить за положением звёзд относительно земных предметов, то уже через короткое время можно заметить перемещение звёздного неба. Небосвод как бы медленно вращается.

С особым вниманием древние люди наблюдали за Луной. Они замечали, что после непродолжительного периода безлунных ночей на небе появляется Луна. Она появляется в виде узкого светящегося серпа и быстро заходит. Серп с каждым днём всё увеличивается; с каждым днём Луна заходит позже. Через определённое время Луна становится круглой; наступает полнолуние, во время которого Луна видна всю ночь. После полнолуния Луна постепенно превращается в серп и в скором времени совсем скрывается. Наступает снова период безлунных ночей.

Невольно человек задумывался: почему всё это происходит? Что представляют собой Солнце, Луна, звёзды? Что такое сама Земля? И люди пытались объяснить небесные явления, которые они наблюдали.

Солнце и другие небесные светила, по представлениям древних народов, перемещались по небу, причём после заката они оплывали Землю кругом и с восходом продолжали двигаться по своим небесным путям.

Наивными и неправильными были первые представления людей и о форме нашей Земли.

Древние египтяне считали Землю плоской, ограниченной со всех сторон горами, на которые якобы опирается твёрдый небесный свод. Вавилоняне представляли Землю выпуклой, окружённой со всех сторон водой. Твёрдый небесный свод с прикреплёнными к нему звёздами отделял воду, находившуюся над ним, от воды, окружающей Землю.

Смотря на ночное небо, люди давно обратили внимание на несколько ярких звездообразных светил. Они отличаются от обычных звёзд тем, что не занимают неизменного положения среди них, а передвигаются по небосводу из созвездия в созвездие. Передвигаясь на фоне звёзд, светила описывают на небе петли (рис. 1). Иногда они скрываются в лучах Солнца, а затем вновь появляются. Древние греки назвали эти звёзды «блуждающими светилами» или планетами (от греческого слова «планао» — блуждаю). Таких планет было известно пять.

Рис. 1. Путь Марса среди звёзд в 1952 году. Римскими цифрами отмечены положения Марса в различные месяцы.

Народы древности давали планетам различные названия. Однако утвердились за ними имена греко-римских богов: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

Две планеты — Меркурий и Венеру — можно видеть только утром или вечером недалеко от Солнца. Поэтому сияющая голубоватая Венера была названа «вечерней» или «утренней» звездой. Близость Меркурия к Солнцу особенно затрудняет наблюдения за ним: он быстро скрывается в солнечных лучах. Три другие планеты — красноватый Марс, желтоватые Юпитер и Сатурн — можно видеть и ночью вдалеке от Солнца.

Перемещения планет по небу объяснить в то время не могли.

Древние люди считали, что всякое необычное небесное явление предвещает несчастье на земле: войны, наводнения, смерть правителей. Такие представления породили лженауку — астрологию, которая занималась «предсказаниями» будущего людей по положению на небе планет.

Большой страх у людей вызывали «необыкновенные» небесные явления — солнечные и лунные затмения, появление комет, «падающие звёзды» — метеоры.

Например, в ясный погожий день солнечный свет вдруг начинает постепенно ослабевать. Солнце всё более и более закрывается каким-то чёрным кругом, пока не покроется им совсем. Наступает темнота, и на небе появляются звёзды. Вокруг затмившегося Солнца пламенеет лучистое сияние. Через некоторое время край Солнца показывается вновь, чёрный круг постепенно сползает, и Солнце сияет по-прежнему.

Читайте также:  Солнце звезда или планета 3 класс

Наблюдения небесных светил усилились, когда человек перешёл к занятию скотоводством и земледелием. Люди заметили, что некоторые небесные явления через определённый срок повторяются. С этими явлениями стали связывать начало проведения сельскохозяйственных работ. Начались постоянные наблюдения движений небесных тел. В Китае, например, такие наблюдения велись ещё за полторы тысячи лет до нашей эры. Занимались наблюдениями небесных явлений обычно служители храмов — жрецы, так как небо считалось жилищем богов.

В каждом египетском и вавилонском храме с помощью астрономических инструментов велись наблюдения небесных светил. Известно, например, что в храме египетского бога Солнца Ра в специальных таблицах жрецы регулярно отмечали движение Солнца и планет. Жрецы научились составлять календари, определять начало времён года, предсказывать время солнечных и лунных затмений.

Боясь потерять власть над людьми и поколебать веру в религию, жрецы хранили астрономические знания втайне, поддерживая суеверия в народе. Они говорили, что небесные светила — это могучие божества, которые сотворили мир и имеют власть над человеком.

Постоянные наблюдения неба, составление первых астрономических таблиц, стремление объяснить небесные явления были первыми шагами человека на пути к познанию вселенной.

Как объясняли строение вселенной древние греки

Население древнего Китая, Египта и Вавилонии занималось в основном земледелием, поэтому наблюдения небесных тел проводились главным образом для того, чтобы установить начало времён года, разлива рек, сева, сбора урожая. Правильный, близкий к нашему календарь, т. е. правила летосчисления и определения времён года, был введён впервые в Китае в результате тщательных наблюдений небесных явлений.

Источник

Михаил Ломоносов — Вечернее размышление: Стих

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в ефир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик Творец?

Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносова

Произведение «Вечернее размышление» Михаила Васильевича Ломоносова было создано в период, когда автор находился под стражей из-за щекотливой конфликтной ситуации с иностранным профессором.

Стихотворение написано в 1743 году. Его автору исполнилось 32 года, жажду к получению знаний он удовлетворяет в двух гимназиях и стольких же университетах (один из которых заграничный). Углубленно занимается физикой, химией, спустя пару лет станет профессором химии. Женат, отец маленькой дочери. По жанру – ода, по размеру – ямб с перекрестной и смежной рифмовкой, 8 строф. Поэт размышляет о Божием величии, наблюдая северное сияние. Само явление видел он много раз, еще на малой родине. В ткань стихотворения вплетены самые передовые на тот момент теории о возникновении северного сияния (в предпоследней строфе – его собственная гипотеза об электрической природе явления: волны бьют в эфир). Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор, призывающий в свидетели читателя.

Олицетворения: день скрывает лице, тучных гор, пар рождал пожар. Эпитеты: мрачна ночь, тонкий пламень, полночных стран (это еще и метонимия), жирна мгла, быстрый зрак. Афористическими строками этой оды стали слова о бездне, полной звезд. Вся вторая строфа – череда сравнений. «Уста премудрых»: имеются в виду ученые. Далее перечисляются основные гипотезы: о множестве населенных планет (это его собственная), версии Х. Вольфа и натуралистов из города Бреславля. Начиная с 4 строфы, строки пестрят вопросительными знаками. Пытливый ум поэта ищет объяснения. В финальной строфе он заключает: сомнений полон ваш ответ. Своеобразная полемика с учеными разных стран. Он даже почти задиристо задает им вопросы, на которые, пожалуй, и до сих пор наука не ответила: коль пространен свет? Несведом (неведом) тварей вам конец? И завершает выводом: кто ж знает! Он вопрошает, кажется, и представителей иных миров, и саму природу. Величие Бога беспредельно и не поддается оценке. Перед человеком стоит неизмеримость бездны познания. Инверсия: зыблет луч, взошла тень, открылась бездна. Зефир – ветер, эфир – распространенная в XVIII веке теория о разлитом в пространстве эфире, являющемся обменной средой для всего существующего.

Читайте также:  Солнце с четырьмя глазами

Свое «Вечернее размышление» М. Ломоносов многократно переделывал, чтобы оно соответствовало самым актуальным открытиям науки в области физических явлений.

Источник

Духовные оды Ломоносова — ключ к познанию Бога, мира и человека — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров.

Духовные оды Ломоносова — ключ к познанию Бога, мира и человека

«Ломоносов-поэт отдал дань тому стилю, который был господствующим в европейских литературах его времени, классицизму», — утверждает Г.А. Гуковский. Но он же и делает оговорку, что поэзии Ломоносова «остался чужд рационалистический взгляд на действительность, на искусство, на слово, логический характер суховатой классической семантики, боязнь фантазии, схематизация отвлечённой мысли» [14]
Не вдаваясь в глубокий анализ традиций классицизма в духовной поэзии Ломоносова, заметим, что стиль од Ломоносова, величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал не столько духу классицизма, сколько «тому чувству национального подъёма, гордости, тому ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине ХVIII столетия». [ 15]
Успехи России и возникшая на основе именно этих успехов вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова. О возвышенных идеалах нельзя было говорить так, как о простых, обыденных вещах. Поэтому Ломоносов для высокой темы ищет в слове «важность», «великолепие», «возвышение», «стремление», «силу», «изобилие» и т. д. [16]
Г.А.Гуковский отмечает: «Ломоносов строит целые колоссальные словесные здания, напоминающие собой огромные дворцы Растрелли; его периоды самым объёмом своим, самым ритмом производят впечатление гигантского подъёма мысли и пафоса». [17] Кажется, что в таких периодах Ломоносов хочет единым взором охватить всё разнообразие государственного механизма, Вселенной, мироздания. Аналогичным образом строится предложение и в стихах, в одах Ломоносова.
Духовная поэзия Ломоносова тоже тяготеет к этому возвышенному поэтическому стилю эпохи классицизма, но вместе с тем в переложениях псалмов ощущается и тяга к простоте языка. Условно духовную поэзию Ломоносова и можно рассмотреть в двух разделах: оды-размышления о Божием величестве и стихотворные переложения псалмов.
В 1751 году было издано «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе Михайла Ломоносова. Книга первая». Ломоносов не только собрал лучшие на ту пору свои сочинения, но и тщательно продумал композицию книги. По тому факту, что в первом, ключевом разделе были помещены «оды духовные», мы можем судить, какое большое значение придавал этому жанру Ломоносов. «Надо думать, — указывает Е.Н.Лебедев, — не случайно именно о стихотворениях, вошедших в этот раздел, А.С.Пушкин ( в целом строго, порою беспощадно, оценивавший ломоносовскую поэзию) писал: «Слог его ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему приложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения. Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго ещё должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему…» [18]
Учитывая, что в трёх духовных одах содержится обобщённая учёным-поэтом картина мира, мы рассмотрим эти оды-размышления первыми, несмотря на то, что первой в сборнике 1751 года шла псаломская часть.
Ломоносов славит Бога, размышляя над величием и разнообразием Божьих творений. Звёзды на небе, ветры и облака, дождь и снег, горы и долы, пещеры и горные ключи, травы и злаки — всё это дары природы, Творцом которых является Бог. Величие природы Ломоносов видит с двух позиций: как философ-богослов и как учёный-естествоиспытатель. Под таким углом зрения написаны его «Утреннее размышление о Божием величестве»(1751) и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»( 1743).

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.

Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада
Как искра пред тобой одна.
О коль пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел.
Что Ты творить нам повелел!
[19]

Солнечный свет Ломоносовым воспринимается как символ просветления всего мироздания лучами Божественной премудрости. Высшая цель человеческого бытия так ясно рисуется в этих строках:

Творец! Покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред Тобою
Всегда творити научи,
И на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, бессмертный Царь.
[20]

Европейское Просвещение видело необходимость в насыщении и просвещении разума человека земной премудростью, знаниями, добытыми самим человеком, его усилиями. Научное знание виделось большинству просветителей самодостаточной силой, которая делает человека великим и всемогущим, не нуждающимся в защите Творца. Ломоносов противостал в своей оде этой концепции европейских просветителей — он говорит о смирении перед великой силой Творца и Его мудрыми замыслами.
Сам Ломоносов свои научные представления и выводы поверял трудами святых отцов. М.М.Дунаев, цитирует выписку Ломоносова, обратившегося к трудам Василия Великого: » Василий Великий, о возможности многих миров рассуждая, пишет: «Якоже бо скудельник от того художества тминные создав сосуды, ниже художество, ниже силу изнутри: тако и всего сего Содетель не единому миру соумеренную имея творительную силу, но на бесконечногубое превосходящую, мгновением хотения единем во еже бытии приведе величества видимых». [21]
Конечно же, на рассуждения святителя опирался Ломоносов, создавая строфы «Вечернего размышления»:

Читайте также:  Уходящую с первыми лучами солнца

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
…………………………………..
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят.
Народы там и круг веков:
Для общей славы Божества
Там равна сила естества.
[22]

При чтении од-размышлений Ломоносова один вывод только и может быть сделан: в науке Ломоносов видел помощницу и союзницу богословия в познании премудрости и могущества Божия. [23]
Очень важным для понимания мировоззрения Ломоносова и картины мира, созданной им в его духовной поэзии, является его переложение отдельных мест из Книги Иова ( 1743). Как указывает М.М.Дунаев, «сам выбор тех или иных мест для такого переложения всегда характеризует манеру мышления и даже мировоззрения поэта». Знаменитая «Ода, выбранная из Иова» рисует спор, в который Бог вступает, чтобы доказать ропщущему человеку своё могущество именно картинами величественного творения. Пафос этого произведения — гимн Творцу, мудрой силе созидания. В строчках оды открывается путь к познанию Бога через Его творения.
Ломоносовское переложение становится своего рода ответом великого учёного на неосмысленное превознесение достижений человеческого разума, ничтожного перед творческой силой Создателя Вселенной и её законов.

Сбери свои все силы ныне,
Мужайся, стой и дай ответ.
Где был ты, как Я в стройном чине
Прекрасный сей устроил свет;
Когда Я твердь земли поставил
И сонм небесных сил прославил
Величество и власть Мою?
Яви премудрость ты свою!
Где был ты, как передо Мною
Бесчисленны тьмы новых звезд,
Моей возжженных вдруг рукою
В обширности безмерных мест,
Мое величество вещали;
Когда от солнца воссияли
Повсюду новые лучи.
Когда взошла луна в ночи?
………………………………
Стесняя вихрем облак мрачный,
Ты солнце можешь ли закрыть,
И воздух огустить прозрачный,
И молнию в дожде родить,
И вдруг быстротекущим блеском
И гор сердца трясущим треском
Концы вселенной колебать
И смертным гнев свой возвещать?
[24]

М.М.Дунаев, проникая в самую суть замысла Ломоносова, делает выводы к оде: «Поэт как естественную добродетель человека утверждает его смирение перед властью и волею Зиждителя, усматривая в этом истинную земную премудрость». [ 25]

Сие, о смертный, рассуждая,
Представь Зиждителеву власть.
Святую волю почитая,
Имей свою в терпенье часть.
Он все на пользу нашу строит,
Казнит кого или покоит.
В надежде тяготу сноси
И без роптания проси.
[26]

Просветляющее действие слов Ломоносова о смирении испытывает на себе каждый, кто со вниманием прочитает духовные стихи поэта. И хотя В.Г.Белинский в статье о книге К.Полевого о Ломоносове и вспоминает слова Бюффона о том, что гений не есть терпение в высочайшей степени, потому что терпение, дескать, есть добродетель посредственности и бездарности, а гений есть сильная воля, которая всё побеждает и всё преодолевает, сам критик- революционер не смог бы возразить, что для смирения и терпения как раз и нужна огромнейшая сила воли. Что невозможно человеку, то достигается с Божьей помощью, а мы во всей жизни Ломоносова этот Божий Промысел, несомненно, усматриваем.
Очень часто приводят цитату из письма Ломоносова Шувалову, в котором разгневанный поэт покровительствующему ему вельможе пишет: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, которой мне дал смысл, пока разве отнимет». Смысл этой цитаты можно трактовать как гордыню и непокорность Ломоносова. Но не нам судить великого учёного, доведённого до такого гнева выходками его недоброжелателей, в том числе постоянно соперничавшего с ним Сумарокова. «Не судите, да не судимы будете». Нельзя забывать, что в том же письме строчками выше Ломоносов пишет: «Я полагаюсь на помощь Всевышнего, Которой мне был в жизнь защитником и никогда не оставил, когда я пролил пред Ним слезы в моей справедливости». [ 27]Упование на Божью помощь, а не на помощь «сильных мира сего» — это ли не признак правильного отношения к своим бедам и несчастьям?
Если рассматривать другие оды Ломоносова, прославляющие Россию, науки, искусства, просвещение, государственную власть, то и там мы находим везде строчки, посвящённые Творцу. Именно Божественное происхождение государственной власти диктует человеку необходимость покоряться этой власти и установленным ею законам. Ломоносов пишет в знаменитой оде о Елизавете: «Когда на трон она вступила, / Как Вышний подал ей венец…»[28] В той же оде говорит о происхождении власти Петра Великого — преобразователя России:

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу. Победами венчанну.
Россию. Грубостью попранну.
С собой возвысил до небес.
[29]

Власть от Бога, Бог — Творец мира, истории, Защитник и Спаситель человеческой души — вот что явствует из духовных стихов Ломоносова.
М.М.Дунаев пишет о том, что Ломоносов не избежал некоторых предрассудков своего времени, внёс свою лепту в дело прославления Петра как идеального монарха, отдал дань «антиклерикальной теме», написав сатиру «Гимн бороде», вызвавшую гнев церкви и императрицы. Из песни слова не выкинешь, никто не может избежать ошибок. Однако ныне кто цитирует «Гимн бороде»? А слова о Божием величестве «открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне дна» знает каждый.

Источник

Adblock
detector