История и структура НАСА. Справка
Летом 1958 г. американский президент Д. Эйзенхауэр подписал закон о создании Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA). Поводом для этого решения послужил запуск в Советском Союзе первого искусственного спутника Земли. Официальной датой рождения НАСА считается 1 октября 1958 г. Новое учреждение заменило собой несколько правительственных организаций, в том числе Национальный совещательный комитет по аэронавтике, созданный еще во время Первой Мировой войны (1915).
В настоящее время НАСА ‑ это крупнейшая в мире правительственная организация со штаб–квартирой в Вашингтоне, обладающая всем необходимым научным и экономическим потенциалом. В ведении НАСА находятся несколько крупных исследовательских центров и космодромов. Расходы НАСА только в одном 2007 г. составили более 17 млрд. долларов. На организацию работает около 18 тыс. человек. Глава НАСА ‑ Майкл Гриффин (Michael Griffin).
Структура НАСА
По своей структуре НАСА – это крупная сеть исследовательских лабораторий и аэрокосмических центров. Основная задача – координировать работу НАСА в целом и контролировать развитие четырех стратегических направлений: исследование космоса; исследование Земли; работу с людьми; развитие новых технологий для реализации дальнейших проектов.
Калифорнийский исследовательский Центр AMES назван в честь первого директора НАСА доктора Джозефа С. Эймса. Центр занимается разработкой и созданием самых передовых технологий, включая информационные и научные, а также проведением всевозможных исследований. Исследовательский Центр DRYDEN расположен на территории военно‑воздушной базы в Калифорнийской пустыне Моджев и с 1946 года является постоянным местом для тестирования прототипов летательных аппаратов. Исследовательский Центр GLENN в Огайо ‑ мировой лидер в исследовании реактивных двигателей. Космический Центр GODDARD, расположенный в Гринбелте, имеет широкий спектр задач ‑ от исследования астрофизики и свойств Земли до спутникового слежения и контроля. Лаборатория реактивных двигателей JPL в Пасадене находится в собственности американского правительства и координируется Калифорнийским Технологическим Институтом. Космический Центр JOHNSON, расположенный в Хьюстоне, заведует основными космическими проектами НАСА (запуск шаттла на орбиту или создание МКС). Космический Центр KENNEDY, как и предыдущий, предназначен для контроля полета космических объектов НАСА. Исследовательский Центр LANGLEY – национальная аэрокосмическая лаборатория. Именно здесь разрабатывались главные достижения НАСА. Космический Центр MARSHALL, расположенный в Хантсвилле, занимается конструированием космических объектов и систем для контроля и слежения. Космический Центр STENNIS является крупнейшим в США комплексом для тестирования ракетных двигателей.
Основные достижения НАСА
1958 г. ‑ в сотрудничестве с военно‑воздушными силами США, НАСА осуществило свой первый космический запуск, отправив исследовательский зонд Pioneer‑1 на высоту 114 тыс. км. Pioneer‑1 впервые измерил магнитное поле Земли на большом удалении от планеты и уточнил границы ионосферных радиационных поясов (поясов Ван‑Аллена);
1959 г. ‑ запуск в космос шестикилограммового зонда Pioneer‑4, который пролетел на расстоянии 60 тыс. км. от Луны, а затем вышел на околосолнечную орбиту;
1960 г. ‑ запуски первого метеоспутника Tiros‑1 и первого экспериментального навигационного спутника Transit ‑1B;
1961 г. ‑ начало истории пилотируемых полетов НАСА. 5 мая с мыса Канаверал ушел в околоземное пространство одноместный корабль Mercury, на борту которого находился первый американский астронавт Алан Шепард (Alan Shepard). Он совершил 15‑минутный полет по суборбитальной траектории, высшая точка которой лежала на высоте 213 км;
1962 г. ‑ астронавт Джон Гленн (John Glenn) первым из американцев совершил орбитальный (трехвитковый) полет на корабле того же типа. Полеты кораблей Mercury продолжались до 1963 года;
1964 г. ‑ запуск автоматической станции Mariner‑4, которая впервые сфотографировала с близкого расстояния поверхность Марса;
1965 г. ‑ экспериментальный запуск двухместного орбитального корабля Gemini ‑ первоначально в беспилотном варианте. 23 марта 1965 года он впервые ушел в космос с экипажем из двух человек. Параллельно НАСА занималось отработкой мощной космической ракеты Saturn, предназначенной для доставки к Луне пилотируемых кораблей серии Apollo;
1968 г. ‑ первый орбитальный полет корабля Apollo‑7 с экипажем из трех человек. В том же году Apollo‑8 вышел на окололунную орбиту и благополучно возвратился на Землю;
1969 г. ‑ с мыса Канаверал ушел в свое историческое путешествие корабль Apollo‑11, который через четверо суток послал свой спускаемый модуль на Луну. Командир корабля Нейл Армстронг (Neil Armstrong) стал первым человеком, ступившим на поверхность этого небесного тела. В течение трех последующих лет на Луну опустились еще пять кораблей серии Apollo, после чего программа пилотируемых лунных полетов была прекращена;
1971 г. ‑ автоматический зонд Mariner‑9 стал первым аппаратом, вышедшим на орбиту Марса;
1972‑1973 гг. ‑ запуски зондов Pioneer‑10 и Pioneer‑11, которые пролетели вблизи Юпитера и послали на Землю фотоснимки этой планеты;
14 мая 1973 г. – запущена орбитальная станция Скайлэб (Skylab). В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Третья и последняя экспедиция (Джералд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг) поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня (16 ноября 1973 г. ‑ 8 февраля 1974 г.), который был побит лишь в 1977 году на Салюте‑6.
1975 г. ‑ ушли в космос автоматические станции Viking‑1 и Viking‑2, совершившие на следующий год посадку на поверхность Марса;
1977 г. ‑ стартовали корабли Voyager‑1 и Voyager‑2, которые передали на Землю ценнейшие сведения о лунах Юпитера. В дальнейшем связь с зондом Voyager‑1 была потеряна, однако второй корабль провел исследование Сатурна, Урана и Нептуна;
1981 г. ‑ начало эры орбитальных кораблей многоразового использования («космических челноков» ‑ «шаттлов»). Первым из них был запущен корабль Columbia, который дебютировал в космосе в апреле 1981 года (с двумя астронавтами на борту). За всю историю космической программы США было построено шесть шаттлов, пять выходили в космос, два из них погибли.
1989 г. ‑ НАСА осуществило запуск космического зонда Galileo, который в течение восьми лет собирал и отправлял на Землю информацию о Юпитере и его лунах;
1990 г. ‑ шаттл Discovery доставил на околоземную орбиту космический телескоп Hubble, который произвел революцию в астрономических исследованиях;
1998 г. ‑ начало монтажа Международной космической станции (МКС), модули которой транспортировались в околоземное пространство американскими и российскими кораблями;
2003 г. ‑ НАСА отправило на Марс корабли Opportunity и Spirit. Они доставили на Красную планету самоходных роботов‑разведчиков, которые до сих пор ведут исследования ее поверхности;
2008 г. ‑ аппарат «Феникс» совершил мягкую посадку вблизи Северного полюса Марса. Спустя некоторое время специалисты НАСА сделали заявление о том, что при анализе образцов взятого грунта зонд зафиксировал присутствие воды в марсианской почве.
Несмотря на значительные успехи в деле освоения околоземного пространства, деятельность НАСА нередко подвергается критике со стороны экспертов. Наиболее резкие оценки руководство НАСА получило после гибели космических челноков Челленджер (Challenger) и Колумбия (Columbia). НАСА обвиняли в пренебрежении жизнями астронавтов. Ругают НАСА и за недальновидную, по мнению ряда экспертов, политику. Например, в докладе, подготовленном комиссией Национального исследовательского совета США (National Research Council) в 2008 г. отмечено, что НАСА затрачивает слишком много усилий на выполнение краткосрочных проектов и не уделяет внимания более длительным и перспективным программам. Другой важной проблемой для НАСА является перспектива остаться без собственных космических кораблей. Совсем скоро три космических челнока должны быть списаны из‑за их высокой стоимости и ненадежности. Строительство нового ‑ «Орион», затягивается как минимум до 2015 г. США, таким образом, будут вынуждены пользоваться услугами России для доставки на МКС астронавтов и грузов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
Что такое наса космос
Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration , сокр. NASA) — ведомство, принадлежащее федеральному правительству США, подчиняющееся непосредственно вице-президенту США. Ответственно за гражданскую космическую программу страны.
Изображения и видеоматериалы, получаемые НАСА и подразделениями, в том числе с помощью многочисленных телескопов и интерферометров, публикуются как общественное достояние и могут свободно копироваться [3] .
Содержание
История
НАСА было создано 29 июля 1958 года путём реорганизации и переименования Национального консультативного комитета по воздухоплаванию (англ. National Advisory Committee for Aeronautics , сокр. NACA, сокр. рус. НАКА ) в рамках «космической гонки» после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Ранее, в феврале того же 1958 года, было создано агентство DARPA, многие проекты которого были переданы НАСА.
Меркурий
«Меркурий» | |
---|---|
экипаж | 1 чел. |
масса | 1355 кг |
длина | 4,04 м |
максимальный диаметр | 1,89 м |
обитаемый объём | 1,7 м³ |
длительность полёта | 1 сутки |
ракеты-носители | «Редстоун» «Атлас D» |
Меркурий (англ. Mercury ) — первая пилотируемая космическая программа США. Из-за малой грузоподъёмности ракет-носителей «Редстоун» и «Атлас» возможности пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток». Тем не менее, в ходе программы были тщательно отработаны методы ориентации корабля и получен значительный технический и медико-биологический опыт, использованный в программах «Джемини» и «Аполлон». Кроме того, астронавты приземлялись (точнее, приводнялись) в кабине спускаемого аппарата, а не катапультировались при посадке, как в кораблях «Восток». Корабли «Меркурий» были значительно меньше и легче, чем КА «Восток», тормозной двигатель был твердотопливным, космонавт принимал в пилотировании корабля гораздо большее участие, чем на «Востоках» — последние были сильнее автоматизированы. Суммарное время пилотируемых полётов по программе составило более двух суток.
Джемини
«Джемини» | |
---|---|
экипаж | 2 чел. |
масса | 3851 кг |
длина | 5.67 м |
максимальный диаметр | 3.05 м |
обитаемый объём | 2.55 м³ |
длительность полёта | 14 дней |
ракета-носитель | Титан 2 |
Джемини (англ. Gemini ) — космическая программа США. Космические корабли серии «Джемини» продолжили серию кораблей «Меркурий», но значительно превосходили их по возможностям (2 члена экипажа, большее время автономного полёта, возможность изменения параметров орбиты и т. д.). В ходе программы были отработаны методы сближения и стыковки, впервые в истории осуществлена стыковка космических аппаратов. Было произведено несколько выходов в открытый космос, установлены рекорды длительности полёта. Суммарное время полётов по программе составило более 41 суток. Суммарное время выходов в открытый космос составило около 10 часов. Опыт, полученный в ходе программы Джемини, был использован при подготовке и осуществлении программы Аполлон.
Аполлон
Программа Аполлон — программа пилотируемых космических полетов НАСА, принятая в 1961 с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал эту задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 в ходе миссии Аполлон-11 высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Также по программе Аполлон были совершены ещё 5 успешных высадок астронавтов на Луну, последняя в 1972. Эти шесть полётов по программе Аполлон на данный момент единственные за всю историю человечества, когда люди высаживались на другом астрономическом объекте. Программа Аполлон и высадка на Луну часто упоминаются как величайшие достижения в истории человечества [4] [5] .
Скайлэб
Скайлэб (англ. Skylab , от англ. sky laboratory (букв. небесная лаборатория)) — американская орбитальная станция, предназначенная для технологических, астрофизических, биолого-медицинских исследований, а также для наблюдения Земли. Запущена 14 мая 1973 года, приняла три экспедиции с мая 1973 по февраль 1974 года, сошла с орбиты и разрушилась 11 июля 1979 года.
Длина 24,6 м, максимальный диаметр 6,6 м, масса — 77 т, внутренний объём 352,4 м³. Высота орбиты 434—437 км (перигей-апогей), наклонение 50°. В общей сложности на станции побывали три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов.
Первая экспедиция (Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джозеф Кервин) продлилась 28 суток (24.05.1973 — 22.06.1973) и носила не столько научный, сколько ремонтный характер. В ходе нескольких выходов в космос астронавты раскрыли заклинившую солнечную батарею и восстановили терморегуляцию станции.
Вторая экспедиция в составе Алана Бина, Джека Лаусмы и Оуэна Гэрриотта отправилась на станцию 28.07.1973 и провела на орбите уже 59 дней.
Третья и последняя экспедиция (Джералд Карр, Эдвард Гибсон, Уильям Поуг) стартовала 16 ноября 1973 года и поставила абсолютный рекорд продолжительности пребывания человека в космосе — 84 дня.
Союз — Аполлон
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (ЭПАС, или более распространённое название программа «Союз» — «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP) ) — программа совместного экспериментального полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».
Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Основными целями программы были:
- испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
- испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
- проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
- накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.
Шаттл
Косми́ческая тра́нспортная систе́ма (англ. Space Transportation System ), более известная как Спе́йс ша́ттл (от англ. Space shuttle — косми́ческий челно́к) — американский многоразовый транспортный космический корабль. Шаттл запускался в космос с помощью собственных ракетных двигателей и твердотопливных ускорителей, осуществлял манёвры на орбите как космический корабль и возвращался на Землю как самолёт. Подразумевалось, что шаттлы будут сновать, как челноки, между околоземной орбитой и Землей, доставляя полезные грузы в обоих направлениях. При разработке предусматривалось, что каждый из шаттлов должен был до 100 раз стартовать в космос. На практике же всего осуществлено 135 стартов. К марту 2011 года больше всего полётов — 39 — совершил шаттл «Дискавери». В ходе программы в катастрофах погибли 2 корабля и 14 астронавтов.
Созвездие
После катастрофы шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года программа пилотируемых полётов США была приостановлена. Решалась дальнейшая судьба многоразовых кораблей серии «Спейс шаттл». Возникли сомнения в дальнейшей безопасной эксплуатации шаттлов. Высказывались мнения, что шаттл слишком сложная, ненадёжная и устаревшая машина. Не дожидаясь результатов расследования катастрофы «Колумбии», 14 января 2004 года тогдашний президент США Джордж Буш в своём выступлении «Новый взгляд на программу исследования космоса» [6] (New Vision for Space Exploration Program) объявил о радикальном изменении целей американских пилотируемых полётов. В своей речи «На Луну и дальше» Джордж Буш поставил перед НАСА цель: возвращение на Луну, создание обитаемой базы на Луне и в дальнейшем пилотируемый полёт на Марс. Перед НАСА была поставлена задача: в минимально необходимом объёме выполнить свои обязательства по строительству МКС, до 2015 года завершить работу с МКС, в 2010 году завершить эксплуатацию кораблей «Спейс шаттл», создать новую пилотируемую космическую систему, способную совершать полёты на Луну и в дальнейшем на Марс. В НАСА начали работу по программе «Созвездие». Чтобы начать эту работу НАСА пришлось урезать финансирование многих других программ.
Во время президентской кампании 2008 года будущий президент США Барак Обама в принципе высказывался за продолжение программы «Созвездие». Однако, после прихода к власти, он сократил бюджет НАСА, предназначенный для перспективных разработок, в результате были фактически приостановлены работы по созданию тяжёлой ракеты-носителя «Арес V». Незадолго до инаугурации президента Обамы ушёл в отставку директор НАСА Майкл Гриффин, который был не согласен с планами Обамы о пересмотре программы деятельности НАСА. Исполняющим обязанности директора НАСА был назначен Крис Сколезе ( Chris Scolese ).
7 мая 2009 года администрация Обамы приняла решение о проведении независимой ревизии программы пилотируемых полётов, осуществляемой в США [7] .
Комиссия Огустина
1 июня 2009 года была создана специальная комиссия для изучения состояния дел в области пилотируемых космических полётов, проводимых НАСА [8] [9] (Review of U.S. Human Space Flight Plans Committee). Главой комиссии был назначен бывший директор компании Lockheed Martin Норман Огустин ( Norman Augustine ). В задачи комиссии входило рассмотрение планов по прекращению полётов шаттлов, завершение работ с Международной космической станцией, возвращение на Луну, а также возможные альтернативные направления развития пилотируемой космонавтики.
8 сентября 2009 года комиссия Огустина представила предварительные результаты своей работы. В предварительном отчете комиссии нет никаких рекомендаций для дальнейшего развития пилотируемой космонавтики США. Вместо рекомендаций комиссия составила список из пяти возможных вариантов развития [10] .
Главный вывод комиссии состоял в том, что без существенного увеличения бюджета НАСА не сможет реализовать все свои планы, намеченные в программе «Созвездие».
21 октября 2009 года [11] был опубликован заключительный отчёт комиссии Огустина. В отчёте подчеркивается, что комиссия не даёт рекомендаций, она только рассматривает возможные варианты развития программы пилотируемых полётов.
Комиссия рассматривает, как предпочтительный, вариант привлечения коммерческих предприятий для полётов на околоземную орбиту, а НАСА, в то же время, должна сконцентрировать усилия на развитии техники для полётов за пределы земной орбиты.
Решение по результатам работы комиссии Огустина
16 декабря 2009 года в Белом доме состоялась встреча президента США Барака Обамы и директора НАСА Чарльза Болдена [12] . Обама и Болден обсуждали перспективы развития пилотируемой космической программы США и результаты работы комиссии Огустина. Барак Обама и его администрация всё ещё не приняли окончательного решения о направлении развития пилотируемых космических полётов США.
Доклад группы по безопасности космических полётов
15 января 2010 года Консультативная группа по безопасности космических полётов (Aerospace Safety Advisory Panel, ASAP) опубликовала свой ежегодный отчёт [13] [14] .
В отчёте высказана поддержка, с точки зрения безопасности космических полётов, продолжению работ по программе «Созвездие». Коммерческие компании не имеют опыта организации пилотируемых космических полётов и не удовлетворяют требованиям, предъявляемых к безопасности пилотируемых космических кораблей.
Отказ от продолжения программы «Созвездие»
1 февраля 2010 года президент США Барак Обама принял решение отказаться от лунной программы Американского космического агентства. По его мнению, бюджет этого проекта сильно завышен, хотя ничего инновационного в нём нет. Кроме того, лунная программа уже отстаёт от графика. Обама добавил, что от этого страдают другие проекты НАСА. Руководитель НАСА Чарльз Болден уже сообщил Роскосмосу об отказе от космической программы «Созвездие» (Constellation), а также о прекращении разработки космического корабля «Орион» и ракет-носителей «Арес I» и «Арес V» [15] .
После «Созвездия»
1 февраля 2010 года Президент США Барак Обама передал в Конгресс проект бюджета на 2011 год (финансовый год в США начинается 1 октября) [16] . Основываясь на выводах комиссии Огустина, президент Обама предлагает отказаться от пилотируемой программы «Созвездие», то есть от возвращения на Луну. Начиная с 2004 года, когда бывший президент США Джордж Буш объявил новую стратегию США в космосе, предусматривавшую, в рамках программы «Созвездие», создание ракет-носителей «Арес I» и «Арес V», нового пилотируемого космического корабля «Орион», лунного модуля «Альтаир», НАСА израсходовало почти 9 миллиардов долларов. В бюджете на 2011 и на 2012 годы выделяются ещё 2,5 миллиарда на сворачивание программы «Созвездие».
В соответствии с бюджетным посланием президента Обамы на 2011 год НАСА должна будет реорганизовать свою деятельность. Упор в деятельности НАСА делается на развитии новых технологий.
Бюджет 2011 года
В бюджетном послании на 2011 год отмечено, что по сравнению с бюджетом 2010 года, бюджет НАСА в течение пяти лет (2011—2015) будет увеличен в общей сложности на 6 миллиардов долларов, в течение этих пяти лет бюджет НАСА составит более 100 миллиардов долларов.
Основные направления деятельности НАСА на предстоящие пять лет:
- Развитие передовых технологий и демонстрация новых подходов к исследованию космоса (7,8 млрд долларов в течение пяти лет).
- Создание в космосе хранилищ топлива для дозаправки космических систем. Эти системы предполагается использовать для полётов за пределы околоземной орбиты. Подразумевается, что, например, для полёта на Луну нет необходимости запускать сверхтяжёлую ракету. С Земли стартует относительно лёгкая ракета, дозаправляется на орбитальных хранилищах топлива и летит далее до Луны или Марса.
- Разработка и создание систем автоматического сближения и стыковки.
- Создание надувных модулей как основы для организации обитаемых баз в космосе.
- Создание систем жизнеобеспечения с замкнутым циклом в космосе.
- Поддержка небольших (стоимость до 100 млн долларов) краткосрочных проектов, к которым, на конкурсной основе, могут привлекаться коммерческие, научные и международные организации.
- Разработка технологий использования ресурсов небесных тел, в том числе для производства топлива для космических систем.
- Развитие роботизированных космических систем, которые будут выполнять миссию предшественников в Солнечной системе (3,0 млрд долларов в течение пяти лет).
- Разработка и создание, под руководством НАСА, межпланетных автоматических станций для полётов на Луну, на Марс, на спутники Марса, в точку Лагранжа, на астероиды с задачей разведки целей для будущих пилотируемых полётов с точки зрения риска, а также наличия полезных ресурсов, необходимых для экспансии человечества в космосе.
- Возможны полёты на Луну или астероиды и демонстрация использования ресурсов небесных тел для различных целей.
- Разработка тяжёлых ракет-носителей и технологии двигателей (3,1 млрд долларов в течение пяти лет).
- Разработка и создание ракетных систем следующего поколения с целью уменьшения стоимости и сокращения времени создания будущих тяжёлых ракетных систем. Возможно сотрудничество с коммерческими предприятиями, научными и международными организациями.
- Коммерциализация космической деятельности в США (6,1 млрд долларов в течение пяти лет).
- Поддержка создания грузовых и пилотируемых космических кораблей коммерческими компаниями на конкурсной основе.
- Модернизация Космического центра Кеннеди после прекращения полётов шаттлов (1,9 млрд долларов в течение пяти лет).
- Улучшение оперативной эффективности центра и уменьшение затрат на запуски космических аппаратов НАСА и других пользователей.
- Продление срока эксплуатации Международной космической станции и расширение прикладных исследований на ней (15,3 млрд долларов в течение пяти лет).
- Поддержка продления эксплуатации МКС до 2020 года.
- Ускорение изучения изменения климата и создание спутников наблюдения (10,3 млрд долларов в течение пяти лет).
- Наблюдение за концентрацией углерода в атмосфере с целью понимания его влияния на изменение климата.
- Ускорение разработки спутников наблюдения за изменением климата.
- Моделирование изменения климата с целью улучшения прогнозирования.
- Исследование планет (7,9 млрд долларов в течение пяти лет).
- Астрофизика (5,6 млрд долларов в течение пяти лет).
- Изучение Солнца (3,4 млрд долларов в течение пяти лет).
- Создание авиации следующего поколения, наносящей наименьший ущерб природе («зелёная авиация») (2,95 млрд долларов в течение пяти лет).
- Развитие НАСА и его центров (18,3 млрд долларов в течение пяти лет).
- Образование (0,73 млрд долларов в течение пяти лет).
- Завершение программы «Созвездие» (1,9 млрд долларов в 2011 году + 0,6 млрд долларов в 2012 году).
Из бюджета неясно, какие конкретные задания в области пилотируемых полётов будут поставлены перед НАСА. Возможно — полёт на Луну в рамках «гибкого пути развития» (Flexible Path, FlexPath), предлагаемого комиссией Огустина.
Перспективы пилотируемой космонавтики США
Задачи, поставленные перед НАСА в проекте бюджета на 2011 год и на четыре последующих года, не опираются ни на какие сроки. Впервые НАСА не имеет какой-то конкретной, связанной со сроками, программы пилотируемых полётов. Комиссия Огустина сделала вывод, что создаваемый по программе «Созвездие» пилотируемый корабль «Орион» не полетел бы ранее 2017 года. Современная администрация НАСА надеется, что частные компании способны отправить в космос американских астронавтов раньше этого срока. Хотя, в настоящее время не существует никаких конкретных планов на этот счёт.
Директор НАСА Чарльз Болден говорит [17] : «Я не согласен с теми, кто говорит, что мы отказались от пилотируемых полётов. Я думаю, что мы вернёмся к пилотируемым полётам, возможно, быстрее, чем, если бы мы продолжали предыдущую работу. Если мы хотим лететь на Марс, то с новыми технологиями мы будем там через дни, а не через месяцы».
Лори Гарвер [18] (первый заместитель Болдена) говорит, что частные компании в 2016 году (если не раньше) смогут отправить астронавтов к МКС.
Майкл Гриффин, бывший директор НАСА и главный архитектор программы «Созвездие», говорит, что передача пилотируемых полётов частным компаниям — это серьёзная ошибка. Гриффин говорит: «Правительство США отказывается от лидерства в том, что является одной из его принципиальных прерогатив. Правительство отказывается от того, что является важной частью нашей национальной идентичности».
Несмотря на то, что объявлено о прекращении программы «Созвездие», работы по ней будут продолжаться согласно планам и бюджету на текущий год. Окончательная остановка программы «Созвездие» произойдет после согласования всех вопросов между администрацией президента и Конгрессом США.
В настоящее время США располагают лишь двумя ракетами способными доставлять на околоземную орбиту пилотируемые корабли: «Дельта-4» компании Боинг и «Атлас-5» компании Локхид Мартин. В настоящий момент эти ракеты используются для вывода на орбиту военных, научных и коммерческих спутников. Однако, для запуска пилотируемых кораблей, эти ракеты должны быть доработаны. Ракеты других компаний, которые участвуют в программе НАСА по доставке грузов на МКС, ещё ни разу не летали. Остаётся много неясностей во взаимоотношениях государственных структур и частных предприятий. Будут ли астронавты госслужащими или служащими компаний? Кто будет контролировать центры управления полётами? Как будут использоваться государственные космические центры НАСА, центр имени Джонсона в Хьюстоне, центр имени Кеннеди во Флориде? Как будет координироваться работа между различными конкурирующими компаниями?
НАСА выделяет деньги частным компаниям
НАСА выделила частным компаниям $50 миллионов для продвижения разработки пилотируемых кораблей. Денежные фонды получают следующие компании:
- Sierra Nevada Corporation (Луисвилл, Колорадо) — $20 миллионов;
- The Boeing Company (Хьюстон, Техас) — $18 миллионов;
- United Launch Alliance (Сентенниал, Колорадо) — $6,7 миллионов;
- Blue Origin (Кент, штат Вашингтон) — $3,7 миллионов;
- Paragon Space Development Corporation (Туксон, Аризона) — $1,4 миллионов.
Компания Sierra Nevada получает $20 миллионов для поддержки развития космического самолёта «Dream Chaser», который будет запускаться ракетой «Атлас-5» и приземляться как самолёт. Предположительно, корабль «Дрим чейсeр» будет готов к полётам к 2015 году.
$6,7 миллионов для компании United Launch Alliance будут потрачена на развитие систем безопасности при запуске ракет «Дельта-4» и «Атлас-5». Это будет первый шаг в направлении усовершенствования этих ракет для пилотируемых полётов.
Boeing получает $18 миллионов как главный подрядчик НАСА в эксплуатации МКС. «Боинг» намерен построить пилотируемый корабль, способный доставлять на околоземную орбиту до семи астронавтов.
Компания Paragon является подрядчиком НАСА в разработке систем жизнеобеспечения корабля «Орион». Парагон получает $1,4 миллионов для продолжения этих работ, в надежде, что задел, сделанный для «Ориона», смогут использовать частные предприятия для будущих пилотируемых кораблей.
В списке нет двух компаний: SpaceX и Orbital, которые уже получают деньги на разработку средств доставки грузов на МКС. Компания SpaceX создаёт ракеты «Falcon 9» и грузовой корабль «Дракон». Руководитель компании Элон Маск говорит, что пилотируемый вариант корабля «Дракон» будет готов к полётам через три года после заключения контракта. 8 декабря 2010 года «Дракон» совершил свой первый успешный полёт [19] , 25 мая 2012 года осуществлена первая стыковка с МКС.
Обама в Космическом центре имени Джона Ф. Кеннеди
15 апреля 2010 года президент США Барак Обама посетил Космический центр имени Кеннеди во Флориде и изложил своё видение дальнейшего развития американской пилотируемой космонавтики [20] . Обаму сопровождали сенаторы Билл Нельсон (бывший астронавт) и Сьюзан Космас, а также руководитель НАСА Чарльз Болден и бывший астронавт Базз Олдрин. Впервые Обама назвал приблизительные сроки создания тяжёлой ракеты-носителя для полётов за пределы земной орбиты. Обама предполагает, что проект такой ракеты будет создан к 2015 году. После этого начнется непосредственно строительство ракеты. Однако, конкретные цели пилотируемых полётов в дальний космос пока не определены. Как цель называют полёт на Луну, полёт на какой-либо астероид, полёт на один из спутников Марса и полёт, собственно, на Марс. Первый пилотируемый полёт новой тяжёлой ракеты должен состояться в середине 2020-х годов, полёт к орбите Марса — в середине 2030-х годов и вскоре после этого — посадка на Марс. Обама подтвердил выделение $3 миллиардов на разработку тяжёлой ракеты-носителя.
Обама также подтвердил своё решение о передаче частным компаниям организации пилотируемых полётов на околоземной орбите. Обама сказал, что НАСА продолжит разработку пилотируемого корабля «Орион» в уменьшенном варианте. Предполагается, что этот корабль будет использоваться как корабль спасения на МКС и одновременно как прототип будущих космических кораблей для полётов на Луну или Марс. Обама говорит, что приблизительно в 2025 году астронавты в новом пилотируемом космическом корабле, который будет запущен новой тяжёлой ракетой, впервые полетят дальше лунной орбиты — в глубокий космос. Впервые астронавты направятся к одному из астероидов.
Обама считает, что после реализации его планов американские астронавты полетят в космос раньше, чем это случилось бы по программе «Созвездие», будут летать в космос чаще, будут летать дальше, быстрее и дольше, полёты будут более безопасными, и всё это будет стоить намного меньше.
Бюджет НАСА на 2011 год
11 октября 2010 года президент США Барак Обама подписал одобренный Конгрессом США закон о деятельности НАСА [21] [22] .
Этим законом для НАСА был определён бюджет на 2011 год (бюджетный год в США начинается с 1 октября) в размере 19 миллиардов долларов. В бюджете было предусмотрено, что пилотируемые полёты на околоземную орбиту, в частности, доставка экипажей на МКС, должны осуществляться коммерческими компаниями. НАСА окончательно отказывается от программы «Созвездие». Перед НАСА ставится задача скорейшей разработки тяжёлой ракеты и соответствующего космического корабля для полётов за пределы околоземной орбиты. Тяжёлая ракета должна быть готова к полётам к 2016 году.
В законе о деятельности НАСА не предусмотрены полёты на Луну. Приоритетом для НАСА устанавливаются полёты в глубокий космос, в частности, полёт на Марс или на один из астероидов. В законе подтверждается продление срока эксплуатации МКС до 2020 года.
Бюджетом на 2011 год было предусмотрено финансирование дополнительного полёта шаттла — «Атлантис» STS-135 в июне 2011 года.
Бюджет НАСА на 2013 год
Бюджет на 2013 год предусматривает исследования по программе по изучению внешних планет Солнечной системы (Outer Planets Flagship), включающих разработку технологий по улучшению радиационной устойчивости научных инструментов, снижению массы и повышению энергоэффективности КА, повышению точности приземления для situ-исследований. Средства будут выделены также на подготовительные исследования в рамках будущих аппаратов, предназначенных для изучения Урана и спутника Сатурна Энцелада.
Бюджет агентства
НАСА обладает самым большим бюджетом среди всех космических агентств мира. С 1958 по 2008 годы НАСА истратила на космические программы (с учётом инфляции) около $810,5 млрд.
- Бюджет в 2005 году составлял около $16,2 млрд;
- Бюджет в 2007 году составлял около $17,4 млрд;
- Бюджет в 2008 году составлял около $17,3 млрд [23] ;
- Бюджет в 2009 году составлял около $17,6 млрд [24] ;
- Бюджет в 2010 году составлял около $18,7 млрд [25] ;
- Бюджет в 2011 году составлял около $19 млрд.
- Бюджет в 2012 году составлял около $17,770 млрд [26] ;
- Бюджет в 2013 году составляет около $17,711 млрд [26] ;
Руководство агентства
С 2005-го года руководителем НАСА являлся Майкл Гриффин. 20 января 2009-го года он ушёл с поста в связи с избранием нового президента США Барака Обамы. С 22 января 2009-го года временным руководителем НАСА назначен Крис Сколезе. 15 июля 2009-го года Сенат конгресса США утвердил в качестве главы НАСА генерал-майора морской пехоты в отставке, бывшего астронавта Чарльза Болдена.
Исследовательские центры, строительство и запуск объектов
- Центр космических полетов имени Маршалла: является одним из крупнейших научно-исследовательских центров НАСА по ракетным и космическим аппаратам.
- Космический центр Кеннеди: разработка функциональных узлов шаттлов и процедур их запуска.
- Космический центр Джонсона: полёты человека в космос, работа над программой «Спейс шаттл», Космической станцией, контроль прохождения экспедиций, ведение справочника по астронавтам, исследование образцов лунной поверхности.
- Космический центр Стенниса: крупнейший испытательный центр ракетных двигателей НАСА. Расположен в округе Хэнкок, штат Миссисипи у границы с Луизианой.
- Исследовательский центр Эймса: информационные технологии, космическая биология (астробиология — исследование происхождения, эволюции и распространения жизни во Вселенной) и исследования в областях эксплуатации, возможностей и безопасности аэропланов; расположен на территории аэропорта Moffett Federal Airfield, недалеко от Маунтин-Вью, Калифорния.
- Центр лётных исследований имени Хью Л. Драйдена: авиационные исследования, работа над программой «Спейс шаттл».
- Исследовательский центр имени С. М. Лэнгли.
- Исследовательский центр имени Дж. Г. Гленна: аэронавтика и космонавтика (астронавтика).
- Центр космических полётов имени Р. Х. Годдарда: астрономия (в том числе эксплуатация космического телескопа Хаббл и Комптоновской гамма-обсерватории), физика Солнца, экология (в том числе изменения климата и исследование состояния озонового слоя Земли).
- Лаборатория реактивного движения: исследования планет (в том числе Галилео, Вояджер, Магеллан и будущие экспедиции на Марс), экологические исследования (в том числе Shuttle Imaging Radar и TOPEX/POSEIDON).
- Уоллопс: является космодром ракет для исследования НАСА и другими государственными учреждениями США. Состоит из трех отдельных участков общей площадью 25 км²: основной базы, центра на материке, и острова Уоллопс, где находится стартовый комплекс. Главная база расположена на восточном побережье штата Виргиния.
Факты
- Согласно планам НАСА, у агентства, второй раз в истории, в течение пяти лет не будет ни одного пилотируемого космического корабля: шаттлы прекратили полеты в 2011 году, а появление нового корабля «Орион» с ракетой-носителем Арес I планируется на 2016. В течение всего этого времени американских астронавтов будет возить Роскосмос[27] .
Примечания
- ↑NASA workforce profile. NASA (January 11, 2011). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.Проверено 17 января 2011.
- ↑FY09 Budget Request Summary (PDF). NASA (February 1, 2008). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
- ↑NASA JSC Web Site Policy Notices (англ.) . Сайт НАСА. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
- ↑NASA: 30-ая годовщина высадки на луну Аполлона-11
- ↑BBC: 30-ая годовщина высадки на луну Аполлона-11
- ↑New Vision for Space Exploration Program
- ↑U.S. ANNOUNCES REVIEW OF HUMAN SPACE FLIGHT PLANS
- ↑Review of U.S. Human Space Flight Plans Committee
- ↑Review of U.S. Human Space Flight Plans Committee
- ↑ Augustine panel presents five manned space options, [ http://www.spaceflightnow.com] (9 сентября 2009 года).
- ↑ Augustine panel submits final report on spaceflight options, [ http://www.spaceflightnow.com] (22 октября 2009 года).
- ↑White House says no decision yet on NASA’s future
- ↑http://www.nasa.gov/home/hqnews/2010/jan/HQ_M10-006_ASAP_Report.html Aerospace Safety Advisory Panel Releases Annual Report
- ↑http://spaceflightnow.com/news/n1001/15asap/ Safety panel cautions against canceling Ares 1 rocket
- ↑Барак Обама отказался от лунной программы NASA. Lenta.ru (1 февраля 2010 года). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.Проверено 12 августа 2010.
- ↑NASA Fiscal Year 2011 Budget Estimates
- ↑NASA, White House still working details of space plan
- ↑Obama kills moon program, endorses commercial space
- ↑Беспилотная капсула компании SpaceX успешно завершила первый полет. РИА Новости (8 декабря 2010 года). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.Проверено 30 ноября 2011.
- ↑Obama vows commitment to manned space exploration
- ↑http://www.spaceflightnow.com/news/n1010/11sign/ President Obama signs space program agenda into law
- ↑http://www.nasa.gov/home/hqnews/2010/oct/HQ_10-255_Admiistrator_President_Auth_Act_1011.html NASA Administrator Thanks President Obama and Congress for Agency’s New Direction Support
- ↑CyberSecurity.ru | космос | Бюджет НАСА на 2009 финансовый год составил 17,6 млрд
- ↑NASA проведет онлайн-выборы названия новой миссии на Марс — Портал бизнес — новостей BFM.ru
- ↑ ;Аэрокосмический портал Украины / В 2010 году бюджет NASA возрастет на 5 %
- ↑ 12 ;[http://www.nasa.gov/pdf/659660main_NASA_FY13_Budget_Estimates-508-rev.pdf!
- ↑Баз Олдрин. «Более достойная цель». «Популярная механика» № 9, сентябрь 2009, стр.87
См. также
Ссылки
НАСА на Викискладе ? | |
НАСА в Викиновостях ? |
- Официальный веб-сайт (англ.)
- База фото- и видеоматериалов NASA
- НАСА на сайте Twitter
- NASA Home Page
- NASA Engineering and Safety Center
- NASA Photos and NASA Images
- NASA Television and NASA podcasts
- NASA на сайте Twitter
- NASA Watch, an agency watchdog site
- Future NASA Launch Missions
- The Gateway to Astronaut Photography of Earth
- NASA Documents relating to the Space Program, 1953–62, Dwight D. Eisenhower Presidential Library
- Online documents pertaining to the early history and development of NASA, Dwight D. Eisenhower Presidential Library
- NASA records available for research at the National Archives at Atlanta
- Historic technical reports from NASA (and other Federal agencies) are available in the Technical Reports Archive and Image Library (TRAIL)
- Видео на YouTube
- How NASA works on howstuffworks.com
- NASA for Kids
- NASA History Division
- Monthly look at Exploration events
- NODIS: NASA Online Directives Information System
- NTRS: NASA Technical Reports Server
- NASA History and the Challenge of Keeping the Contemporary Past
- «Quest: The History of Spaceflight Quarterly»
Пилотируемая космонавтика | |
---|---|
Европа: Австрия • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Испания • Италия • Литва • Люксембург • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Румыния • Украина • Франция • Хорватия • Чехия • Швейцария • Швеция • Азия: Азербайджан • Бангладеш • Вьетнам • Израиль • Индия • Индонезия • Иран • КНДР • Казахстан • Малайзия • Монголия • Пакистан • Республика Корея • Саудовская Аравия • Сингапур • Таиланд • Тайвань • Туркменистан • Турция • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония • Северная Америка: Канада • Мексика • Южная Америка: Аргентина • Бразилия • Боливия • Венесуэла • Колумбия • Перу • Чили • Эквадор • Африка: Алжир • Египет (RSC • NARRS) • Марокко • Нигерия • Тунис • ЮАР • Океания: Австралия • Международные агентства: Управление по вопросам космического пространства ООН • Азиатско-Тихоокеанская организация по космическому сотрудничеству • ЕКА • Арабское космическое агентство Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «НАСА» в других словарях:НАСА — см. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. * * * НАСА НАСА, см. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (см. НАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО АЭРОНАВТИКЕ И ИССЛЕДОВАНИЮ… … Энциклопедический словарь НАСА — Нижегородская архитектурно строительная академия после: НГАСУ г. Нижний Новгород, образование и наука НАСА Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства англ.: NASA, National Aeronautics & Space Administration… … Словарь сокращений и аббревиатур НАСА — см. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства … Большой Энциклопедический словарь НАСА — НАСА, см. НАЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ по АЭРОНАВТИКЕ и ИССЛЕДОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА … Научно-технический энциклопедический словарь НАСА — [англ. NASA, сокр. Словарь иностранных слов русского языка Наса — Анастасия, Афанасия Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен наса́д — а, м. Старинное плоскодонное судно с высокими бортами. В этот день два мелких купеческих насада под самым Денежным островом зацепились за косу и сели на мель. Злобин, Степан Разин … Малый академический словарь НАСА — [наса] Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (англ. National Aeronautics and Space Administration, NASA (США)) … Малый академический словарь НАСА — см. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства … Естествознание. Энциклопедический словарь Наса — Место для общественных собраний в кабардинском или адыгейском селениях. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь Источник ➤ Adblockdetector |