научная статья по теме ОБРАЗ ЛУНЫ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. БУЛГАКОВА Общественные науки в целом
Цена:
Авторы работы:
Научный журнал:
Год выхода:
Текст научной статьи на тему «ОБРАЗ ЛУНЫ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. БУЛГАКОВА»
Филологические науки Литературоведение
Ван Сиюэ, доктор филологических наук, доцент Северо-Восточного сельскохозяйственного университета (Китай)
ОБРАЗ ЛУНЫ В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА» М.А. БУЛГАКОВА
М.А. Булгаков — один из замечательных писателей русской литературы 20 века. Его последний роман «Мастер и Маргарита» принёс автору мировую славу. Элементы мифа в этом романе нас привлекают больше всего. Ведь автор изобразил три пространственно-временных сюжета: исторический, реальный и фантастический. В них он включает немало мифологических компонентов. Эта особенность придаёт данному роману магический колорит. Мы проанализировали мифологический образ — луну.
Луна (лунный свет) имеет особое значение в романе. Луна — это единственный естественный спутник Земли. В романе луна упоминается 43 раза. Ведь человек является составной частью целой вселенной, а планеты (включая Луну) воздействуют на его судьбу. Об этом ещё говорили учёные-философы в античной Греции и средневековой Европе. Булгаков был знаком с их трудами, так что изображение луны в романе дано с точки зрения астрономической науки. Когда Воланд предсказывал судьбу Берлиоза, он сквозь зубы пробормотал: «. луна ушла. несчастье, вечер, семь. » Это значит, что луна ушла и человек потерял своего покровителя. Воланд и громко и радостно объявил, что Берлиозу отрежут годову! В момент смерти Берлиоз успел увидеть в высоте, но справа или слева — он уже не сообразил, — позлащенную луну». Еще раз, и в последний раз, мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно». Трамвай накрыл Берлиоза. Это было седьмое доказательство того, что люди сами не могут контролировать свою судьбу, но отвечают за неё, и это очень важно.
Не только в историческом, реальном, но и фантастическом пространственно-временном сюжете повествование начинается с описания полнолуния. Полная луна — это тайна, ужас, катастрофа. Это время, чтобы завлечь людей в карнавал дьявола, потому что это время его бала, его власти. В клинике Мастер говорит Ивану: «Беспокойная сегодня лунная ночь!» Он указывал рукой куда-то в сторону луны, которая давно уже ушла с балкона, и вспоминал о прошлом с горестью. Мастер сам признает, что в полнолуние он почему-то так расстроен. После посещения дьяволом Москвы, даже спустя много лет, Иван «не может совладать с этим весеннем полнолунием, лишь только оно начинает приближаться, лишь только начинается разрастаться и наливаться золотом светило, которое когда-то висело выше двух пяти-свечий, становится Иван Николаевич беспокоен, нервничает, теряет аппетит и сон, дожидается, пока созреет луна. И когда наступает полнолуние, ничто не удержит Ивана Николаевича дома. Под вечер он выходит и идёт на Патриаршие пруды.» В конце романа, статическое описание луны превращается в динамичное: «Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит». «Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом».
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что луна противопоставлена образу солнца. Отношение к солнцу в романе и изображение его чаще отрицательное: «И сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валило куда-то. », «весенний ме-
сяц нисан», «страшный месяц нисан». В историческом пространственно-временном сюжете, во время казни Иешуа, «солнце сожгло толпу и погнало её обратно в Ершалаим»; солнце следует за Пилатом, как тень, «ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнём уши». Жара оказывается символическим изображением адского пекла. Обжигающие лучи солнца напоминают о расплате за содеянное зло, то есть казнь Иешуа -страшный грех Пилата. Прокуратор считает луну спасительницей, в своих видениях он с фи-лософом-Иешуа идёт по широкой лунной дороге к свободе. Устами Маргариты, автор говорит, что двенадцать тысяч лун пытки за одну луну когда-то, — это жестоко. На лунной дороге Пилат наконец-то обретает покой. Очевидно, лунный свет не только облегчает страдания, но и открывает истину.
Таким образом, луна стала посредником и мостом, связывающим небо и землю, грех и искупление, беспокойство и спокойствие. Образ луны имеет глубокий философский смысл: солнце и луна — единство противоположностей. Луна всегда противостоит солнцу, и вместе с тем освещена отражённым солнечным светом. Подобно тому как зло оборотная сторона добра: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Это — одна из важных концепций романа.
1. БулгаковМ.А. «Мастер и Маргарита», СПБ: изд. Азбука-классика, 2009.
2. Маслов В.П. Скрытый лейтмотив романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Серия литературы и языка, 1995/6.
3. Соколов Б.В. «Булгаков. Энциклопедия», Москва, изд. Алгоритм, 2003.
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник
Что такое LUN (лун)?
Что такое LUN (лун)?
Сообщение gs » 13 июл 2007, 15:10
Сначала немного теории.
LUN = Logical Unit Number
В сказевых системах (а также FC, SAS и практически всех рэйд контроллерах, даже саташных) используется следующая схема адресации устройств — шина (Bus) — адрес (ID) — подадрес (LUN). Аналогия простая: улица — дом — квартира.
Понятие лунов введено в скази стандарт, т.к. существует много систем, где на одном адресе сидит много разных устройств. Например внешние дисковые системы, которые цепляются к серверу одним кабелем — один порт имеет один адрес. Вот чтобы на этом одном адресе видеть кучу дисков, и нужны луны.
Луном может быть не только логический диск. Это может быть например мониторинговый SES процессор или сам контроллер (для управления непосредственно через шину, без эзернетовского хвоста).
Теперь ближе к обыденности.
В просторечии лунами обычно называют логические диски — что не совсем корректно, но общепринято.
Внутри рэйд системы существуют массивы (array) и логические диски (logical drive). Логический диск фактически является партицией массива — только не на уровне операционки, а внутри контроллера.
Грубо говоря, LUN (Logical Drive), с представляет собой кусок рэйд массива, который контроллер представляет операционной системе в качестве «физического» диска. Именно это как правило и имеется в виду, когда говорят «лун».
Смысл разбиения массива на луны в том, что на разных лунах можно иметь разные политики кэширования, что невозможно в случае обычных софтовых партиций. А на многих контроллерах еще и разные уровни рэйд (например контроллеры Адаптек или LSI). Еще момент — не всегда операционки понимают диски более 2ТБ (хотя это со временем пройдет) — тогда большой массив можно просто порезать.
Обладатели PCI контроллеров могут дальше не читать
Сами по себе логдрайвы никому не видны. Для того, чтобы их увидела система, им надо присвоить номера — LUNы.
В PCI контроллерах это делается автоматом, т.к. вариантов нет (т.е. LUN=LogDrive).
Во внешних дисковых системах все гораздо сложнее. Например может существовать логический драйв, не имеющий собственного луна вообще — например разного рода теневые копии. Или наоборот, в случае инкрементального снапшота один и тот же драйв может быть опубликован под разными номерами — как снимки на разный момент времени.
Еще момент — storage partitioning. Это означает виртуальное деление дисковой системы на несколько (для удобства подключения большого количества серверов). В этом случае с разных хостов под одними и теми же номерами лунов будут видны разные логдрайвы.
LUN Mapping — маскирование лунов для разных серверов. Это для того, чтобы разные сервера не видели луны соседа и не мешали друг другу. Можно сказать упрощенный вариант сторадж партишенинга.
В общем, во внешних системах логические диски и луны — это не одно и то же. И задание номеров лунов есть задача админа.
Источник
Образ луны в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» образ луны неразрывно связан с мистикой. Волшебные происшествия так или иначе имеют отношение к этому небесному светилу, будь то загадочная гибель Берлиоза или грандиозный полет Маргариты. Не говоря уже о том, что луна нередко сопровождает появление Воланда и его свиты (может, наоборот?!)
Булгаковская луна является особенной хотя бы потому, что она гораздо больше похожа на реальное действующее лицо, нежели на объект в ночном небе. Она постоянно меняется; цветовая гамма охватывает желтый, белый, красный, золотой и серебристый оттенки; для всех персонажей она разная и вместе с тем объединяющая (например, Бездомный и Мастер встречаются в лунную ночь, а Иешуа и Понтий Пилат идут по лунной дороге).
На мой взгляд, луна – некий символический образ, связанный, в первую очередь, с изменчивой вечностью (оксюморон возникает из-за того, что луна неизменно сияет на небосклоне Булгакова, но каждый раз по-разному). Все в мире суетно и мимолетно, все проходит – и только одинокая луна распространяет вокруг прохладное сияние.
Луна связана с какой-то совершенно необъяснимой тревогой, вечерней московской тоской, неразгаданной тайной. Эта загадка беспокоит: почему-то в важные моменты жизни булгаковские герои устремляются к лунному свету. Так, например, Бездомный, пытаясь собрать воедино и осознать все, известное ему о Воланде, в смятении всматривается в луну, плывущую за решеткой. Вот он, источник волнения, причина появления «тупой иглы в сердце»! Да и мне, признаться, доводилось испытывать неизъяснимую грусть, глядя на ночное небо.
Давно известно, что животные отличаются удивительным чутьем (я сейчас не о людях, как, надеюсь, понятно) – так чего же тогда собаки и волки из века в век воют именно на луну? Что они чувствуют так отчетливо, о чем мы только подозреваем?
Для каждого персонажа луна имеет особое, неповторимое значение; но осознание его дается не всем. Рассмотрим эпизод гибели Берлиоза: в последний миг перед его глазами мелькнула луна, но уже разваливающаяся на куски. Наверное, луна здесь – жизненные ориентиры председателя МАССОЛИТа. И они рухнули. В последний раз Михаил Александрович обратился к ним – и все оказалось фальшью, обратилось в прах. Обломки луны редактора – крах всей его деструктивной теории, подтверждение творческой несостоятельности.
Луна Ивана Николаевича Бездомного – причина всех его приключений на страницах романа. Все начинается с появления позлащенной луны, ее обманчивого света и гибели Берлиоза – и заканчивается полнолунием. Уже давно Иванушка перестал быть Иванушкой, теперь он профессор. Все давно успокоилось, и лишь луна может вновь лишить Бездомного сна. Или, говоря иначе, — оживить. Правда, Иван Николаевич не может постичь значения этого образа до конца (хоть, впрочем, кто может?!) – и потому мучается. Его терзает все то же смутное чувство, что и много лет назад, и он не осознает, что оно означает. Для Бездомного луна – страшная, странная, непостижимо таинственная сила, которая бросает его в тот мир, где его рассуждения неактуальны и невостребованны. Понырев (как, впрочем, и Мастер) в некотором роде опасается лунного воздействия; состояние душевного дисбаланса его явно не устраивает, и он готов смириться со всем, чем угодно, только бы находиться в своей стихии, не попадать туда, где весь он во власти лунного света, который, на мой взгляд, есть жизнь.
Луна Мастера – его истина, то, чего он постоянно искал и не видел душевных сил найти. Обратимся к встрече Бездомного и Мастера в лечебнице. Вначале идет беседа о возможности существовании дьявола, затем…
«Горькая складка обозначилась у губ гостя.
— Будем глядеть правде в глаза, — и гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила. – И вы, и я – сумасшедшие, что отпираться!»
Этот эпизод наглядным образом доказывает две вещи: первое (для Мастера) – глядеть на луну и глядеть правде в глаза – вещи вполне равносильные; второе – Мастер не выдержал борьбы и смирился. Это та слабость, из-за которой Мастер лишился бы своего имени, не перенеси он прежде столько мучений и терзаний. Его луна прекрасна, но он оказался недостоин того, чтоб быть с ней наравне. И лишь в конце…
В отличие от Мастера, Бездомного и прочих персонажей, Маргарита не испытывает страха перед лунной бездной. Это в определенном смысле объединяет ее и Воланда – она пришлась по душе дьяволу всех времен и народов. Ее луна – ее ориентир, которому она хранила верность всегда – ее любовь к Мастеру. Это не идеал, не истина, не жизнь — просто чувство, которое стало основой всей ее судьбы. Если представить, что луна – то, к чему стремятся все, то Маргарита определенно находится ближе всего в цели. Она твердо знает, во имя чего рискует и жертвует, и действует сообразно обстоятельствам. Она свободна от ненужных предрассудков и номенклатурных идей Берлиоза, неуверенности и шаткости Мастера, несуразности и ограниченности Иванушки. Маргарита знает и любит жизнь, не пытаясь перевернуть весь мир для собственного блага – и тем не менее переворачивает.
Что же касается Воланда… Может быть, он и луна в какой-то мере тождественны? То есть, опять-таки, если луна – цель, то он ее уже достиг и как бы сроднился с нею?
Библейский сатана весьма однозначен, а булгаковский, если можно столь нелитературно выразиться, по сути своей, довольно симпатичный чертяка. Даже более чем! На всякое зло есть иное зло, и худшее — то, что добром прикидывается. Воланд не прикидывается. Их «взаимодействие» с Га-Ноцри в очередной раз подтверждает то, что нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. Эти категории всегда относительны и не могут существовать одна без другой.
Вернемся же к луне. Роль ее в романе, скорее всего, столь велика, что моя работа едва ли смогла бы послужить полноценным предисловием к всестороннему исследованию вопроса… Для меня эта мистическая изменчивая луна – знак прошлого. Прошлого Москвы и моего лично (скорее моей предыдущей жизни, раз уж прозвучало слово «мистика»). Прошлого, в которое мне уже не суждено вернуться.
Источник