Саки, массагеты, юэчжи
1) Бактрия и Согдиана
Современные ученые полагают, что с начала I тысячелетия до Р.Х. территория Средней Азии была заселена ираноязычными племенами, образовавшими в дальнейшем два близкородственных народа – бактрийцев и согдийцев.
Бактрия впервые упоминается в клинописных источниках VI в. до Р.Х., а название Согд впервые встречается в «Авесте», священной книге зороастрийцев (слово это имело значения «священный», «горящий» или «чистый»).
Полагают, что Бактрия занимала обширную равнинную область в среднем течении Амударьи между горной цепью Гиндукуш на юге и Ферганской долиной на севере. Сердцем ее был большой оазис с центром в городе Бактры. Город этот, возникшей не поздее VI в. до Р.Х., располагался на реке Балх, притоке Амурдарьи, на месте современного города Балх. Он был известен как легендарная родина Заратуштры.
Согдиана лежала к северу от Бактрии и включала, как полагают, долины рек Зеравшан и Кашкадарья. Ее западная граница проходила по пескам, ограничивающим Бухарский оазис. С VIII в. до Р.Х. центром страны был город Мараканда (современный Самарканд).
В VI—IV вв. до Р.Х. Бактрия и Согдиана входил в персидскую державу Ахеменидов. Бактрия с соседними народами образовывала XII сатрапию, а Согдиана, вместе с Парфией, Хорезмом и Арией, — XVI сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты.
В 329—327 до Р.Х. население Согдианы во главе со Спитаменом оказало упорное сопротивление Александру Македонскому.
2) Кочевники Средней Азии
Огромное влияние на историю Средней Азии в древнюю эпоху оказали кочевые племена саков, массагетов и юэчжей. Насколько можно судить, саки и массагеты говорили на каком-то из иранских наречий и были родственны скифам. Издревле их кочевья находились северо-восточнее Сырдарьи.
Самые ранние известия о кочевниках Средней Азии содержатся в персидских клинообразных надписях. Персы называли их общим именем саков. На рельефе, сопровождающем Бехистунскую надпись (http://www.proza.ru/2013/12/20/534), последний из мятежников, стоящих перед Дарием, имеет остроконечную шапку, причём надпись поясняет: «Это Скунха, сак». Более подробны сведения античных авторов, в первую очередь Геродота. В отличие от персов, греческие писатели различали в Средней Азии две группы кочевников: саков и массагетов. Обычно считают, что массагеты кочевали между Каспийским морем и Яксартом (Сырдарьёй), а саки — далее на восток (их кочевья захватывали долины Таласа, Чу и Или, а так же высокогорные пастбища Алая, Памира, Ферганы и Тянь-Шаня). Однако следует отметить, что саки известны античным авторам и к западу от Окса (Амударьи). В археологическом отношении культуры саков и массагетов неразличимы.
Образ жизни саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сырдарьи развивалось земледелие. В VII—III вв. до Р.Х. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.
В 517 г. до Р.Х. персидский царь Дарий совершил поход против «заморских» саков (живших к северу от Аральского моря). Часть саков в конечном итоге вошла в состав ахеменидского объединения; они принадлежали к XV сатрапии. К концу правления Дария были покорены также частично саки, жившие за Яксартом, а при Ксерксе —дахи,кочевавшие к востоку от Каспийского моря. Под властью Ахеменидов саки помимо уплаты дани должны были участвовать в походах персидских царей, выставляя как конницу, так и пехоту.
После завоевания Персидской империи Александром Македонским, одна из групп сакских племён вторглась в пределы сатрапии Селевкидов Парфиены (III в. до Р.Х.) и сыграла значительную роль в образовании Парфянского царства: вождь племени парнов Аршак стал основателем парфянской династии Аршакидов (http://www.proza.ru/2010/03/10/907).
В быту саков имелись многочисленные элементы матриархата, женщины играли виднуюроль в общественной жизни. Греческий историк Ктесий (около 400 г. до Р. Х.) говорит, что сакские женщины отважны и помогают мужьям в военных опасностях. Во время войны с мидянами над саками властвовала Зарина, принимавшая участие в битвах. В другом месте Ктесий рассказывает о том, как после пленения Киром сакского «царя» Аморга жена его Спаретра собрала большое войско, состоявшее почти наполовину из женщин, и освободила Аморга из плена.
Войско саков отличалось высокой боеспособностью. Большую роль играла конница, но наряду с нею имелась и пехота. Воины были вооружены луками, короткими мечами — акинаками и секирами. Военное могущество саков позволяло им совершать постоянные набеги на их более богатых соседей.
Геродот, ссылаясь на современников, писал, что по мнению некоторых из них массагеты — это скифское племя. Действительно, в современной науке установилось мнение о скифском (иранском) происхождении массагетов на основании родства их культуры с культурой исседонов, савроматов, скифов и саков. Таким образом считается доказанным, что массагеты говорили на одном из иранских языков.
Об обычаях массагетов известно в основном из сообщений Геродота, который писал, что образом жизни и одеждой массагеты сходны со скифами. В качестве жилищ массагетов им упоминаются кибитки. С его слов у массагетов имелись и пешие воины, и лучники, и копейщики, а так же, что массагеты имели обыкновение носить секиры. Геродотом упоминаются и всадники, которые надевали на грудь своим лошадям медные панцири. Для изготовления наконечников копий и секир массагеты употребляли медь, а головные уборы и перевязи украшали золотом, так как, со слов Геродота, этих металлов в их стране было несметное количество, в отличии от железа и серебра. Массагеты ничего не сеяли, а занимались скотоводством и рыболовством, пили молоко. Возможно поклоняясь Митре или Сурье. Cолнце массагеты почитали за единственного Бога, которому приносили в жертву лошадей.Так же Геродот сообщал, что у массагетов «находятся другие деревья, которые приносят плоды тако¬го рода», которые бросая в разведенный огонь, и вдыхая запах сожженных плодов, массагеты пьянеют как греки от вина, а от сильного опьянения, собравшись группой, начинают петь и плясать.
По уровню общественного развития массагеты отставали от саков. Как и у современных им сарматов(савроматов), в их быту продолжали существовать значительные элементы матриархата, в частности пережиточные формы группового брака. Женщина занимала видное место в общественной жизни. Во время войны с Киром (http://www.proza.ru/2013/12/17/2038) во главе массагетов стояла вдова «царя» — «царица» Томирия.
Политически массагеты представляли собой, по-видимому, союз племён. Они были весьма многочисленны и сильны в военном отношении.
Юэчжи — восточноиранский, европеоидныйнарод народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до Р.Х.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за близкого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, там, где сейчас находится Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае.
Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 г. до Р.Х. Китайский автор Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы описывает племя юйчжи или нючжи с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Юэчжи в Ганьсу. Детально о юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно во II в. до Р.Х. , в «Исторических записках» Сыма Цяня. В главе 123 сообщается, что «юэчжи изначально проживали между Цилянь, горами Тяньшань и Дуньхуаном», что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу.
Портреты их царей на монетах показывают, что юэчжи были европеоидами, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей, и нет уверенности в точности передачи черт лица на портретах. По китайским источникам юэчжи описываются как «белые люди с длинными волосами».
Во время правления императора Цинь Шихуан-ди (http://www.proza.ru/2010/04/09/299) царство юэчжи процветало.
Однако, около 177 г. до Р.Х. в земли юэчжи вторглись воинственные хунну. Значительная часть их была покорена, остальные бежали из Таримского бассейна и Ганьсу на северо-запад. Сначала юэчжи расселились в долине реки Или к северу от гор Тяньшань, где они нанесли поражение племени сай — сакам. Племя сай было постепенно вытеснено в Кашмир.
После 155 г. до Р.Х. племя усунь вместе с хунну вновь напали на юэчжи, вынудив их двинуться дальше на юг. Юэчжи пересекли земли оседлой цивилизации в Давань (Фергана) и обосновались по северному берегу Окса, на территории Фараруда, где находятся современный Узбекистан и Таджикистан. По сведениям китайского дипломата Чжан Цяня, посетившего в 126 г. до Р.Х. их владения, юэчжи занимали земли на расстоянии 2000—3000 ли (1000—1500 км) к западу от Ферганы (Давань) и северу от Амударьи (Окса), их соседями на юге были государства Дася (Бактрия) и Аньси (Парфия), а на севере — Канцзюй (Согдиана). Чжан Цянь пишет, что юэчжи — кочевники, которые всё время перемещаются с места на место со своими стадами. Их войско составляет от 100 до 200 тысяч луков. Всего же их около 400 000 человек. Юэчжи держат одногорбых верблюдов. Ставка их располагается на северном берегу Амударьи. Позднее в «Хоу Ханьшу» столицей юэчжи назван город Ланьши.
6) Вторжение в Индию
Не выдержав напора юэчжи, саки во второй трети II в. до Р.Х. хлынули сначала в Бактрию, а потом расселились в Гандхаре, Арахосии (так в древности назывался район Восточного Афганистана вокруг современного Кандагара) и на территории древней Дрангианы, которая с этого времени стала именоваться Сакастаном (современный Систан). Сакастан ок. 115 г. до Р.Х. был завоеван парфянами и в дальнейшем входил в их державу, хотя и пользовалась значительным самоуправлением. В Гандхаре и Арахосии в I в. до Р.Х. – I в. н.э. сложились самостоятельные сакские царства, политическая история которых нам не известна. Постепенно саки распространили свою власть на многие районы Северо-Западной и Центральной Индии. Своего наивысшего могущества саки достигли в начале II в., но потом их государства были захвачены кушанами.
Источник
Традиции массагетов – кочевники-рыболовы и кони для солнца
Массагеты принадлежали к древним кочевым народам, основная часть земель которых располагалась на территории Скифии. Постоянное взаимодействие с другими кочевниками неизбежно отражалось на традициях и культуре массагетов, однако сохранялись и самобытные элементы.
Чаще всего о них упоминали античные авторы, историки Древней Греции и Древнего Рима, которые были потрясены нравами и образом жизни этих племён. Вероятно, представителей иных культур обычаи массагетов действительно шокировали, ведь кардинально отличались от мира, привычного им. Но не стоит забывать, что это была особенная, неповторимая культура древнего мира. Что же рассказывали о массагетах их современники из других племён? Какой была жизнь этих кочевников?
Массагеты – кочевой “рыбный” народ
Термин “массагеты” появился далеко от земель самих представителей этого народа. Его стали использовать античные историки для обозначения ираноязычных кочевников, родственных скифам. Геродот отождествлял массагетскую культуру с сарматской, сакской и скифской, что даёт основания предполагать, что все эти группы племён имели общих предков.
Интересно, что образ жизни и традиционные занятия кочевников проявляются уже в одном только их названии. Как предполагают исследователи, определение “массагет” могло появиться от слова “масио”, что в авестийских текстах означает рыбу. Страбон в своих трудах писал, что большая часть массагетов проживает в заболоченной местности и в качестве пищи использует рыбу.
Массагетский тяжеловооружённый всадник, III век до н.э. / © Darius Wielec
Флавий Арриан, древнегреческий путешественник, отмечал, что на землях кочевников “даже баранина имела рыбный вкус”. Впрочем, как и любой кочевой народ, массагеты постоянно переходили с места на место, что дало толчок для развития скотоводства.
Постоянный поиск новых пастбищ для скота, стремление расширить свои территории вынуждали народ вступать в противостояние с соседними племенами. Массагеты, как сообщают древние историки, были весьма искусны в военном деле.
Геродот отмечает, что основную часть вооружения их составляли луки, копья и секиры, с которыми массагеты управлялись мастерски. Особой ценностью для этого народа были вещи из меди и золота.
Скифы-массагеты / © Евгений Край
Пляски в трансе
Об обычаях и образе жизни массагетов мы также можем узнать из трудов Геродота. Историк постоянно сравнивал их со скифами, на которых, как предполагал, массагеты во многом похожи. Они не строили домов, а жилищами считали кибитки, которые всюду ехали за войском.
Массагеты могли вступать в противостояние с другими народами целыми “ордами”, а позади армии тянулись повозки с женщинами, детьми, стариками, провизией, а само шествие замыкали стада скота. Оставить их они не могли, ведь те постоянно нуждались в защите.
Как вы понимаете, такой образ жизни не позволял полноценно заниматься земледелием. Массагеты не выращивали пшеницу или другие злаковые, не изготавливали хлеб. В качестве напитка использовали молоко, что нередко выручало в засушливых степях.
Во время празднеств и проведения ритуалов массагеты часто впадали в некое опьянённое состояние, близкое к трансу. Как свидетельствовали древние греки, вызывалось оно с помощью плодов особых деревьев, что бросали в огонь. Эта традиция массагетов ассоциировалась со священнодействием, во время которого народ погружался в некую наркотическую эйфорию, а все представители племени пускались в дикий пляс.
Правители массагетов смотрят за продвижением войска / donatoarts.com
Верования и привычки массагетов
В качестве главного бога массагеты воспринимали солнце – Сурью. Ему они подносили щедрые дары. Во время праздников, посвящённых Сурье, народ прибегал к жертвоприношениям. Считалось, что лучшим подарком для солнца станет хороший конь.
Как и многие другие племена прошлого, массагеты верили, что Сурья путешествует по небу на колеснице, что везут запряжённые лошади. Именно поэтому солнцу необходимо пополнять свои конюшни, что помогали ему сделать люди.
Массагетская одежда / dostoyanieplaneti.ru
Внешне массагеты значительно отличались от соседних народов. Страбон указывает, что они используют особые красители для обработки шкур и тканей:
“Одежде они придают пёструю раскраску, применяя не теряющие свежести краски. У всех такого рода племён находим и некий общий образ жизни, о чём я нередко упоминаю: их погребальные обряды, обычаи и весь быт схожи; это люди самобытные, дикие и воинственные, однако при деловом общении честные и не обманщики”.
Подобные сведения встречаются и у Геродота, что упоминает об интересном обычае массагетов. Они часто наносили на одежду рисунки, изображающие различных животных – настоящих и мифических. Вероятно, это были своего рода обереги. Краска, представлявшая сок деревьев, была настолько яркой и сильнодействующей, что не смывалась даже после долгого ношения наряда.
Тамирис – царица массагетов / Кадр из фильма «Тамирис»
Необычные традиции массагетов
Впрочем, были среди традиций массагетов и весьма нетипичные обычаи – даже для того времени. Античные историки указывали, что массагет может взять лишь одну женину в жёны, однако вступать в связь с нею имеет права любой представитель племени.
Чтобы подчеркнуть своё расположение к понравившейся женщине, массагет должен был повесить колчан со стрелами на её кибитке, после чего мог спокойно посещать возлюбленную. Не менее поражает и иная традиция. Геродот писал:
“Если кто у них доживёт до глубокой старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть — для них величайшее блаженство”.
В традициях массагетов ярко отражаются нравы кочевников того времени. Конечно, сегодня они могут шокировать нас, но это – древняя культура, сведения о которой сохранились в исторических источниках. Значит, и память о народе этом продолжает жить.
Источник