Меню

Что такое космос продакшн

«Космосфильм»: как живет студия, делавшая постпродакшен для «Войны Анны» и снимавшая док о Егоре Летове

Придуманная в 2014 году продюсером Тихоном Пендюриным и режиссером Валерием Полиенко студия «Космосфильм» — фактически единственная успешная кинокомпания в России, которая занимается крайне независимым и экспериментальным кино. Там были выпущены фильмы классиков авторского кинематографа и авангардного театра — «Мешок без дна» Рустама Хамдамова и «Осел» Анатолия Васильева, ставший культовым еще до своего выхода документальный фильм о Егоре Летове «Здорово и вечно» и огромное количество менее известных фильмов. «Смерть Меня» видеохудожника Михаила Максимова, «Эликсир» и «Тиннитус» художника и режиссера Даниила Зинченко, «Бирмингемский орнамент» режиссера-экспериментатора Андрея Сильвестрова участвовали в программах Берлинского кинофестиваля, ездили в Локарно и Роттердам. Тихон Пендюрин и Валерий Полиенко рассказали BURO. об истории студии, сложностях производства и отношении к Министерству культуры.

Кадр из фильма «Элексир», режиссер Даниил Зинченко

ЧЕМ ОСНОВАТЕЛИ ЗАНИМАЛИСЬ РАНЬШЕ

Валерий Полиенко и Тихон Пендюрин

Я, во-первых, книжки читал, а во-вторых, пил. С кинематографистами я, кстати, не так много пил, но изучал всячески их жизнь, а так больше особенно ничем не занимался. Песни разные писал (Полиенко — автор текстов главных хитов дуэта «Тату» и группы «Звери». — Прим. BURO), клипы снимал. Время же было такое… Женщины тогда занимали огромное место в жизни, и это тоже отвлекало меня от работы.

Не помню особо — работал в Цирке на Вернадского, на «Мосфильме», в «Синелабе». Везде был директором или руководителем подразделения, всегда хотел снимать — и вот дорвался! А сейчас мы художники.

КАК ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Валера еще лет десять назад придумал название «Космосфильм». Три года спустя мы встретились накануне Нового года с друзьями-кинематографистами и решили снять короткометражный фильм под названием «Ночные зимние люди» . У нас было дня три на съемки, и мы решили с Валерой — тогда еще голословно — сделать свою киностудию, если с фильмом все выйдет. Все вышло: «Ночные зимние люди» поехали на фестиваль «Короче», ему там дали какой-то денежный приз, и на эти деньги, собственно, мы зарегистрировали ООО «Космосфильм» и стали его учредителями.

Мы сняли подвальное помещение на Сухаревской по соседству с «Сине Фантомом» (культовый киноклуб, организованный режиссером параллельного кино Глебом Алейниковым, а также киностудия, на которой были запущены фильмы «Бирмингемской орнамент» и «Эликсир» — Прим. BURO.), когда он еще существовал без привязки к Электротеатру. Мы пытались делать что-то связанное с кино и в то же время — связанное с деятельностью наших друзей.

Первым большим проектом «Космосфильма» стал запущенный в 2014 году проект «Здорово и вечно» про «Гражданскую оборону». Режиссерами были Наталья Чумакова, Анна Цирлина и Сид Яндовка (у Сида с Аней второй год подряд на Роттердамском кинофестивале премьеры — по два-три фильма). Мы вступили в проект на этапе монтажа, он уже был почти готов, но требовался постпродакшен. Для документального фильма он оказался суперуспешным: собирал полные залы, попал в топ проката, ездил по фестивалям и показывался в культовом месте — Film Archive в Нью-Йорке. Отчасти «Здорово и вечно» поспособствовал ренессансу популярности Летова.

Вскоре после этого нам помогли с инвестициями, и мы за два года построили в Измайлово полноценную киностудию, которая заработала в 2017-м. Это большой комплекс с просмотровыми и звуковыми залами, монтажными и всем необходимым для создания кино любой сложности. Мы всегда старались активно поддерживать всяческий «арт» — назовем это так за неимением лучшего слова. У нас были друзья, связанные с кино и современным искусством, и все повадились к нам ходить. Среди них, например, был Андрей Сильвестров с фильмом «Бирмингемский орнамент» (его производство началось на «Сине Фантоме», а потом подключились мы)

НА ЧТО ЖИВЕТ СТУДИЯ

У нас лучшее оборудование для постпродакшена, какое можно найти в России, и работают профессионалы, творческие и технические. Поэтому за постпродакшеном к нам приходят и коммерческие проекты. Время от времени «Космосфильм» работает над блокбастерами: из последних вышли «Марафон желаний» и «Полицейский с Рублевки» — это держит студию на плаву. Ну и сами с собой как-то возимся: мы всю жизнь в этом кино, и у нас много друзей; они иногда нас поддерживают деньгами или техникой. Например, Canon дала нам камеры для большого документального проекта.

Когда мы строили студию, конечно, не видели в ней платформу для постпродакшена — думали только о производстве. Но выяснилось, что когда у студии есть свой «пост-», это ускоряет производство в тысячи раз, если ты сам снимаешь. И во время съемки, и на монтаже, и когда эти этапы пройдены. Можно всегда увидеть материал на экране, послушать правильно звук, заранее понять, как что смонтировать, — все это получается очень быстро.

Источник

Что такое космос продакшн

CОРИНА УБИЛА СИГАРА?

Со дня смерти Игоря Сорина прошел год. И хотя все копья уже сломаны, дело закрыто и точки над i , казалось бы, расставлены, людей, близко знавших Игоря, до сих пор мучит вопрос: «Как же все было на самом деле?».Следователи, бывшие на месте случившегося и разговаривавшие с Игорем в больнице, вынесли однозначное решение: попытка самоубийства. Никакого дела заводить не стали, да и зачем, ведь Игорь после случившегося некоторое время был еще жив и внятно отвечал на все вопросы. Записка, которую обнаружили на кухне после его полета, тоже не вызвала у следователей никакого сомнения. Но кое-кто все еще ломает голову: «А было ли это самоубийством?» «Живому Звуку» удалось пообщаться с сотрудниками фирмы «Космос Продакшн », с которыми Игорь работал последний год своей жизни. Они весьма неохотно, дают интервью, но с «ЖZ» поговорить согласились. У каждого из них есть своя версия случившегося, и они обе кажутся нам вполне правдоподобными. Впрочем, судите сами.

Сорин в «Космосе»

В «Космос Продакшн » Сорин пришел с просьбой помочь ему раскрутиться. «Когда Игорь ушел из «Иванушек», его никто не хотел к себе брать целых полгода», — говорит генеральный директор «Космос Продакшн » Михаил Маслов. «Он, расставаясь с Матвиенко, был в полной уверенности, что у него все получится и он самостоятельно справится с сольным проектом. Через некоторое время он понял, что это безумно сложное дело, и начал искать продюсера. Пришел как-то раз к нам и сказал: «Помогите мне, вложите в меня деньги». Михаил решил пойти на риск. Из имеющихся в распоряжении «Космоса» групп Игорь выбрал «DSМ», играющую агрессивный брейк-бит. Сорин решил, что они сработаются идеально, но не учел, что стилистика его песен была совсем другая, романтико-психоделическая . Месяца два они работали на студии, искали форму, которая бы устроила всех, и прежде всего Сорина. На это ушла уйма времени, к тому же растренированный голос Игоря никак не хотел попадать в ноты, из-за чего музыкант жутко нервничал. Но, по словам исполнительного директора «Космоса» Кирилла Овсянникова, это была не депрессия, просто недовольство работой. «У него было много жизненных планов, — говорит Овсянников, — Игорь часто повторял, что хочет разорвать своими песнями всю совковую попсу в клочки, и был уверен, что у него это получится».

Читайте также:  Космос арты для скетчбука

«Мне на землю пора».

31 августа 1998 года у Игоря было вполне нормальное настроение. Единственное, что могло его омрачить, это отказ Михаила Маслова дать ему, Сорину, 100 баксов для того, чтобы «подогреться», то есть добыть немного наркотиков. То, что Сорин был не прочь иногда побаловаться «дурью», подтверждают многие, но сидел ли он в тот момент на чем-нибудь, сказать трудно. Михаил денег ему не дал, сказав, что «надо работать на свежую голову». Тогда Игорь куда-то исчез на полтора часа, а по возвращении сказал: -,Я хочу остаться с группой и поработать как следует, что-нибудь сделать достойное, может быть, сегодня у меня что-то получится.

В квартире, по совместительству являющейся студией «Космос Продакшн «, осталось несколько человек: музыканты из группы «DSM», звукорежиссер Игорь Гоцманов и Сорин. «Мы записали его голос, и Игорь предложил на 15 минут прерваться, — рассказывает Гоцманов . — Оборудование я не выключал и все, что происходило в тот момент в квартире, слышал. Музыканты разбрелись по своим делам, а Игорь, cудя по звукам, пошел на кухню. Я слышал удаляющиеся шаги, потом звук, как будто кто-то чиркнул зажигалкой, и жуткий кашель. Потом звук открывающегося балкона и тишина». Встревоженный режиссер решил выяснить, что случилось, и пошел на кухню, но там никого не было. В квартире Сорина тоже не оказалось. Кто-то догадался посмотреть вниз и увидел, что на земле лежит распластанное тело. «Когда я подбежал к нему и спросил, как он себя чувствует, он улыбнулся и, не открывая глаз, ответил, что все нормально. Больше он мне ничего не сказал, — вспоминает Гоцманов . Подъехавшая милиция, едва взглянув на Игоря, сразу вынесла вердикт: «Мы вам гарантируем, что это ЛСД, типичный случай. У нас таких вызовов по 10-15 за сутки.

В больнице Игорю сразу сделали анализ, но никаких следов наркотиков и алкоголя не нашли. Ребята-музыканты говорят, что никаких наркотиков не было, и я склонен им верить, – говорит Кирилл Овсянников. Да и потом, рассуждая логически: даже если бы они вмазывались, то сидели бы все вместе и медитировали, и Сорин никуда бы не убрел.

Версию с наркотиками отмели почти все, а вот дальше у сотрудников 2Космос продакшн » начались некоторые разногласия. «Я думаю, что все-таки это самоубийство. Он, попав в больницу и придя в сознание, объяснил родителям, что сделал это добровольно и никого не винит. Но, что интересно, в записке своей, он вообще ничего не писал о смерти, только о полете. Наверное, это потому, что он хотел летать и не хотел при этом умирать. Вы заметили, что все его искусство, вся поэзия связаны с небом, и плетом («Тучи», «Облака», и так далее)? У поэтов часто бывает такое состояние, когда хочется летать, но их, как правило, сдерживает здравый смысл, а у Игоря в тот момент вдохновенье работало сильнее, чем трезвый расчет? Может быть, он выйдя на балкон, просто забыл, что у него. Кроме души, существует еще и тело, и оно не даст ему взлететь?».

Коллега Михаила Кирилл Овсянников начисто отметает эту возвышенную версию и предлагает свою «Игорь Гоцманов рассказал, что слышал, как Сорин жутко закашлялся. После этого в кухне на полу была обнаружена лужа от кваса и горячая сигара. Получается такая картина: он затянулся слишком сильно, поперхнулся, и чтобы продышаться, запил все это квасом, квас у него изо рта вылетел, и Сорин рванул к балкону отдышаться. На самом деле, все это очень похоже на несчастный случай, как будто человек просто не рассчитал своих сил, рванул на балкон продышаться и перелетел через ограждение. Мне кажется, про самоубийство он мог придумать уже в больнице, иначе ему пришлось бы объяснять всем и каждому, что он, как последний увалень, нечаянно свалился с балкона. Он же не думал в больнице, что все кончится плохо и он умрет. Наверняка в нем жила уверенность, что его вылечат и он думал о своей дальнейшей карьере, а согласитесь, что для создания образа лучше рассказать всем, что ты пошел летать, чем правду про то, что ты не рассчитал и рухнул вниз. С запиской действительно непонятно, из нее-то как раз следует, что он думал о самоубийстве, но он ни с кем не обмолвился об этом – ни с друзьями, ни с близкими. Мне кажется, что записка с таким же успехом могла быть написана давно и совершенно для других целей. Сами подумайте, как он мог написать записку, одновременно задыхаясь от кашля? И как человек может достичь состояния нирваны и захотеть улететь к звездам, когда он плюется квасом и глаза вылезают из орбит? Мне кажется, это невозможно».

Мнения Михаила Маслова и Кирилла Овсянникова – всего лишь версии, а не истина в последней инстанции. Таких версий – великое множество, и наверняка они будут всплывать на поверхность и через десять, и через двадцать лет после гибели Игоря. «Оставьте его в покое, хватит ворошить прошлое», — просят его поклонники, но они не понимают, что Игорь Сорин, прежде чем погибнуть, успел стать звездой. А это значит, что о нем будут вспоминать его еще долго, и многие будут ломать голову, пытаясь понять, чем жил этот человек и зачем он оборвал свою жизнь. Может быть, это и есть «Мы тебя никогда не забу дем»?

Источник

Звездная экономика: кто зарабатывает на космосе в России и мире

О чем эта статья — кратко

  • Мировой рынок частной космонавтики устроен неравномерно. Есть явные лидеры — США — и те, где совсем нет космической программы либо существует госмонополия на все, что касается космоса. Россия пока что где-то посредине.
  • Среди отраслей космического бизнеса активнее всего развивается все, что связано со спутниками, а также — полетами в стратосферу (на высоту около 15-30 км). Такие услуги требуют гораздо меньших вложений, быстрее окупаются и широко востребованы на рынке b2b и b2c.
  • Ракетостроение, космические запуски и пилотируемые полеты — самые затратные области. Они требуют миллионных вложений и очень медленно окупаются. Только крупные корпорации с большими госинвестициями и грантами могут себе это позволить. За рубежом их около десятка, включая SpaceX, в России — всего одна частная компания занимается запусками ракет (S7 Space) и еще одна — их разработкой (Success Rockets).
  • Единственная в мире частная космическая миссия по колонизации другой планеты (Марса) запущена компанией SpaceX. В настоящее время проходят испытания кораблей, которые доставят первых волонтеров. Они полетят на Марс в ближайшее десятилетие.
  • Самым прибыльным и перспективным на сегодняшний день выглядит сектор космического туризма. Здесь есть программы орбитальных полетов (Virgin Galactic), а также — полетов на Луну (Blue Origin). Их обещают запустить в ближайшие пять лет. В перспективе 20 лет возможны туристические полеты и на другие ближайшие к нам планеты.
Читайте также:  Сертификат лампа светодиодная космос

Как устроен современный космический рынок

Лидером в области частной космонавтики сегодня являются США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса. Все началось с программы Commercial Resupply Services, в рамках которой частные компании должны были доставлять грузы, а затем и космонавтов на МКС. В их числе оказалась и SpaceX.

SpaceX

Компания SpaceX Илона Маска основана в 2002 году. Она занимается разработкой ракет (включая двигатели) и космических спутников, а также грузовыми и пилотируемыми запусками. В 2006-м была запущена первая многоразовая (возвращаемая) ракета-носитель Falcon 1.

С 2011 года SpaceX участвует в пилотируемой программе Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС. В 2015 году ее пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту Falcon 9, успешно доставил на МКС астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена.

В 2016 году компания получила контракт с ВВС США для вывода на орбиту спутников для обеспечения госбезопасности. В 2018-м запустила космический телескоп TESS, который должен искать экзопланеты, пригодные для жизни.

В 2019-м Falcon 9 успешно вывела на орбиту 60 космических спутников в рамках проекта Starlink. Его цель — обеспечить высокоскоростной доступ в интернет в любой точке планеты.

Начиная с 2011 года, Илон Маск говорит о своих планах отправить на Марс колонизаторов, которые начнут заселять планету и проводить там исследования. Первый полет обещают в 2026 году. В мае 2021 прототип космического корабля Starship, который разработали для полетов на Луну и Марс, совершил первую успешную посадку на Землю после запуска.

Blue Origin

Главный конкурент SpaceX — Blue Origin, основанная в 2000 году главой Amazon Джеффом Безосом. Ее главной целью является космический туризм. С 2006 компания занимается разработкой и испытаниями космических кораблей — New Shepard, New Glenn и Blue Moon (для высадки на Луну). Для этого используют в том числе собственную стартовую площадку компании в Техасе.

Всего Blue Origin провела 15 успешных запусков своих ракет, последний из которых — в апреле 2021-го. В июле 2021 компания планирует совершить первый суборбитальный полет для космических туристов. Одно из шести мест на корабле разыграют на пятинедельном онлайн-аукционе.

С 2017 Blue Origin предоставляет услуги по выведению на орбиту спутников телевизионного провайдера Eutelsat и интернет-провайдера OneWeb.

В 2020-м компания, вместе со SpaceX и Dynetics, была отобрана NASA в качестве главного претендента на разработку космических аппаратов для высадки на Луну в 2024 году. Однако в апреле 2021-го стало известно, что контракт на сумму $2,89 млрд получила SpaceX. Blue Origin и Dynetics посчитали решение несправедливым и подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). В итоге NASA приостановило работу над проектом до разбирательства в августе 2021 года.

Virgin Galactic

Третий крупный игрок космического бизнеса. Компания входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Она изначально создавалась для туристических полетов — орбитальных и суборбитальных. Испытания для последних уже проходят: самолет-разгонщик WhiteKnightTwo поднимает космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего тот отстыковывается и выходит на орбиту. Среди других выпущенных аппаратов — одноместный реактивный самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправок и космолет SpaceShipThree.

В 2010 году Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико. В начале 2021-го другая компания в составе корпорации — Virgin Orbit (осуществляет запуски малых спутников) — запустила первые десять микроспутников NASA с помощью модифицированного самолета Boeing 747 и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne.

Первый орбитальный полет основателя компании намечен на конец 2021 года, а с туристами на борту — не раньше 2022-го. На орбиту их будет доставлять новый космолет серии Spaceship III, который называется VSS (Virgin SpaceShip) Imagine. Билеты будут стоить $200-250 тыс.

Astra Space

Компания основана в 2005 году. Она разрабатывает космические технологии для NASA и DARPA — Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны США, — обеспечивая космические старты с воздуха. Среди разработок — ракетные двигатели, ракеты-носители и самолет для их запуска.

Первый успешный запуск ракеты-носителя серии Rocket 3 состоялся в декабре 2020 года, следующий запланирован на лето 2021-го. Ее главная особенность — корпус из тонкого алюминия, который почти полностью сгорает в атмосфере, а оставшаяся часть растворяется в соленой воде. Сейчас Astra фокусируется на космических запусках и планирует увеличить их число.

Rocket Lab

Rocket Lab — еще одна американская компания, с подразделением в Новой Зеландии. Она основана в 2006 году и разрабатывает легкие ракеты-носители для доставки на орбиту спутников и небольших грузов, в том числе — по заказу Пентагона и NASA. По количеству запусков компания уступает только SpaceX: с 2017 года их было 19.

Запуски выполняются с собственных пусковых комплексов: LC-1 в Новой Зеландии и LC-2 в США, при помощи сверхлегкой ракеты-носителя Electron. Помимо ракет со спутниками Rocket Lab запустила межорбитальный буксир Photon для запуска микроспутников за пределы низкой орбиты. Сейчас компания разрабатывает ракету средней грузоподъемности Neutron с многоразовой ступенью, как у Falcon 9, но с гораздо большей грузоподъемностью. Ее будут использовать для доставки спутников и грузов от 1,5 т до 8 т, в том числе на Луну, Венеру и Марс, а в перспективе — и для пилотируемых полетов. Первый запуск запланирован на 2024 год.

Среди других заметных игроков — Relativity Space, Firefly Aerospace, Phantom Space, Orbex.

Разработки и запуски ракет — это сфера, требующая огромных инвестиций. На получение прибыли уходят десятилетия. Без господдержки и частных инвесторов такое могут себе позволить только миллиардеры — вроде Маска, Безоса и Брэнсона. Более перспективными выглядят космический туризм (как у Virgin Galactic) и высокоскоростной спутниковый интернет (такой, как Starlink), но и здесь нужны большие вложения на старте.

Читайте также:  Посмотреть весь мир с космоса

Как обстоят дела в России

В России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут найти достаточное финансирование и обойти госкорпорации, в том числе — из-за бюрократических процедур. Одно из немногих исключений — S7 Space, которая с 2016 года предоставляет услуги космических запусков с морских платформ. Они расположены в разных точках Земли, включая Калифорнию.

Success Rockets — первая частная компания в России, которая занимается разработкой сверхлегких ракет и спутников при поддержке «Роскосмоса». Она уже получила $4,5 млн на первый этап разработки и планирует привлечь еще $50 млн. Первая ракета-носитель Stalker сможет выводить на орбиту груз от 250 кг на высоту от 500 км, а первый запуск намечен на 2024 год. Однако большую часть работ по изготовлению и сборке компания будет заказывать у внешних подрядчиков.

«Стратонавтика» — компания, которая осуществляет туристические и коммерческие полеты в стратосферу — на высоту 30 км — с использованием собственного стратостатного комплекса. Помимо самих полетов, она запускает метеорологические спутники и размещает рекламу. За десять лет работы «Стратонавтика» осуществила 150 запусков.

Попытки создать российскую Virgin Galactic не увенчались успехом. Основанная в 2014 компания «КосмоКурс» в апреле 2021-го объявила о ликвидации. Ее основатель Павел Пушкин собрал 50 ракетно-космических конструкторов и планировал к 2024 году запустить на низкую орбиту первых космических туристов, но так и не смог преодолеть бюрократические и финансовые трудности. В частности, «КосмоКурс» не смог получить от Минобороны необходимую техническую документацию, чтобы построить суборбитальную ракету. Работы по постройке собственного космодрома тоже пришлось приостановить.

Чуть лучше обстоят дела со спутниками.

«Лин Индастриал» — стартап, который разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители «Таймыр» и «Алдан», а также легкую ракету «Адлер» для доставки наноспутников (весом менее полутонны). В числе первых инвесторов выступили сотрудники игровой студии Wargaming.

«Спутникс» — стартап, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. За десять лет компания вывела на орбиту пять спутников и запустила платформу OrbiCraft Pro, с помощью которой можно собирать спутники различной конфигурации. Два из них уже запущены с МКС.

«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat (сверхмалые спутники 10х10х10 см, весом менее 1,3 кг). Первые спутники запустят в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».

Avant Space — самый необычный российский стартап, который планирует продавать рекламу в космосе. Ее будут проецировать с помощью собственных микроспутников, расположенных в виде заданных фигур и надписей на орбите на высоте 600 км — по аналогии с шоу дронов. Лазеры со спутников будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика.

Компания обещает охватить более 130 крупных городов и аудиторию в 1 млрд человек. В сентябре 2020 года прошел успешный запуск блока с лазерами на высоту 30 км. Это позволило рассчитать необходимую мощность источника света для будущей рекламы. Первые рабочие спутники Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году. Для этого компания уже получила грант «Сколково» на ₽60 млн.

Самая перспективная область — сбор и обработка спутниковых данных, которые можно использовать для мониторинга и прогнозов в сфере экологии, навигации, сельского хозяйства.

«Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников компания передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.

Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при детекции нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.

В чем главные трудности

  • Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку Falcon 9 ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
  • Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
  • Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
  • Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
  • Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

Источник

Adblock
detector