Многобожие
Политеи́зм (от греч. πολύς , «многочисленный, много» + греч. θεός , «бог, божество») — букв. «многобожие» — религия, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов. Боги имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.
Политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: анимизм, считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм — почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает ее успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм, синтоизм, африканские культы и др. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нем.
Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации.
Источник
Политеизм — это реальность или пережиток прошлого?
Одной из старейших форм отношения к действительности является религиозное сознание. Оно всегда соответствовало насущным потребностям человеческого духа. Любая потребность, в том числе и духовная, требует удовлетворения.
Типы представлений о богах
Существуют несколько типов человеческих представлений о богах:
- политеизм – это вера в многобожие;
- пантеизм – вера в единого Бога, отождествленного с природой и миром в целом;
- деизм – вера в Бога-творца, существующего за пределами человеческой истории;
- монотеизм (теизм) – вера в единственного Бога как высшую силу личного и морального, Творца, который несет ответственность за свое творение.
Определение политеизма
Политеизм является религиозным учением, основанным на вере в нескольких богов. Само слово имеет греческое происхождение и дословно переводится как многобожие. Политеисты верят, что существует множество богов, каждый из которых имеет свой характер, свои привычки и пристрастия. У каждого бога (богини) своя сфера влияния. Боги могут вступать в отношения друг с другом.
Предпосылки возникновения политеизма
Ни одно явление в обществе не возникает само по себе. Для возникновения многобожия также были свои предпосылки:
- Разнообразные явления природы и жизни народов. Людям было свойственно отождествлять различные природные явления с отдельными божествами. Они считали, что целым миром не может управлять один-единственный Бог.
Многобожие в мифах античных культур
Чтобы понять, что такое политеизм, достаточно обратиться к мифам Древней Греции. Так, например, Посейдон являлся богом моря и всей водной стихии, богиней земли была Гея, а богом войны и разрушений – Арес. Главой древнегреческого божественного пантеона являлся Зевс – самый могущественный из всех. Сторонники многобожия могут поклоняться различным богам по-разному, они могут чествовать какого-либо определенного, избранного бога. Примечательно то, что политеизм при поклонении своим племенным богам не исключает возможности признания божественных существ других народов.
Определить, что такое политеизм, можно и по мифам Древнего Рима. Примечательно то, что древние римляне, как и древние греки, поклонялись богам, отвечавшим за те же самые природные явления. Отличались лишь имена богов, их облики и пристрастия. В старославянской религии также наблюдается поклонение различным богам, которых отождествляли с солнцем, луной, громом.
Многобожие как отправная точка последующих религий
Большинство ученых считают, что политеизм – это древнейшая форма религиозных верований людей, являющаяся типичной для эпохи бронзового и железного века и вплоть до нового времени. Этот тип религии был характерен для античности, что ярко проявилось в древнегреческом и древнеримском многобожии. Вера во многих богов существовала и у славянских и германских племен.
Политеизм постепенно пришел в упадок, однако его принципы можно наблюдать и в современных религиях, таких как буддизм, синтоизм, индуизм и другие. К тому же в последние годы в Европе наблюдается рост количества сторонников новоязычества, также основанного на вере во многих богов. На смену древнему политеизму пришли новые типы религиозных верований, такие как пантеизм, атеизм и монотеизм.
Что такое монотеизм?
Монотеизм – это религиозное учение об одном-едином Боге или божестве. В переводе с греческого слово «монотеизм» буквально означает «единобожие». К религиям, основанным на вере в одного Бога, можно отнести христианство, ислам, иудаизм. Самой древней религией, основанной на принципах монотеизма, которая дошла до наших дней, является зороастризм.
Хоть и существует мнение, что единобожие было самой первой религией на Земле, которая со временем исказилась и перешла в многобожие, исторические свидетельства и археологические находки говорят об обратном. Самой ранней современной религией этого направления является иудаизм, который вначале носил характер многобожия, но в VII веке до нашей эры перешел на новый уровень.
Единобожие сперва возникло как культ предпочтения одного какого-либо божества над другими. И лишь потом появилась тенденция принимать различные божества за разные ипостаси одного Бога, и уже после этого возникла религия, которая основана на вере в одного-единого Бога.
Монотеизм и политеизм: вечное противостояние
Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога. Он также противник атеизма, отрицающего существование каких-либо богов и божеств. До сих пор происхождение и взаимосвязь многобожия и монотеизма является предметом споров, как среди антропологов, так и среди историков религий. Тем не менее, большинство ученых и исследователей все же склоняются к тому, что сначала возник политеизм, который затем перерос в единобожие. В Библии же политеизм — это измена единому Богу, и отождествляется он с язычеством.
Было бы ошибочным считать, что многобожие в наши дни полностью переродилось. Конечно, современных политеистов не так много, и их верования приобрели не столь яркую форму, как в древности, однако политеизм – это тот тип религии, который никогда не исчерпает себя и всегда будет находить своих сторонников.
Источник
Политеизм
Политеизм противостоит монотеизму — вере в единого Бога, и атеизму — отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу, Дагону, Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.
В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон — бог водной стихии, Гея — богиня земли; в социальной сфере — Гермес — бог торговли, славянский Велес — бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный (монолатрия), в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.
Выделяют различные виды политеизма: [2]
- анимизм — культ одушевления предметов, источником которых служит вмешательство духов и демонов;
- фетишизм — культ материальных предметов, наделяемых сверхъестественными свойствами;
- тотемизм — вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы — с другой;
- зоолатрия — культ поклонения животным;
- сабеизм — культ обожествления звёзд, планет и других небесных тел, тесно связанный с магией и астрологией.
- Культ хтонических божеств (хтонических существ) — почитание божеств земли и природы.
Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.
Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. [3] Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала — это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает её успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие — повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности. [источник не указан 773 дня]
Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как синтоизм, африканские культы и других, так же присутствует в некоторых течениях индуизма. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология. [4] Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы — мифы о происхождении богов и космогонические — мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф — это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нём.
Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. [источник не указан 773 дня] Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности. Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации. [источник не указан 773 дня]
Источник
➤ Adblockdetector