Космология пифагорейцев
Мы уже видели, что мир слагается из величин, из предела и беспредельного. Он представляется сферой, носящейся в беспредельной пустоте и «вдыхающей» ее в себя. Первоначальное единое, возникнув среди беспредельного, втягивает его в себя и тем самым распространяется и расчленяется: в нем образуются пустые промежутки, множество и движение. Так возникают мировое пространство и мировые тела, мировое движение, а с ним вместе и само время. «Космос един и начал образовываться от центра», – говорит Филолай (17). В середине его находится огонь – очаг Вселенной. Втягивая в себя беспредельное, огонь образует в себе пустоту, отделяющую центр от окружности – от периферического огня, окружающего небо неподвижных звезд (. . . ?? . ). ?ентральный огонь Филолай называет Гестией (очагом Вселенной, домом Зевса, матерью богов или алтарем, связью и мерой природы).[24] Вокруг него ведут свои хороводы десять божественных тел: небо неподвижных звезд, пять планет, под ними солнце, луна, земля, а под землею «противоземие» – особая десятая планета, которую пифагорейцы принимали для круглого счета, в виду божественности декады. При ее помощи объясняли лунные затмения; впоследствии, однако, ее заменяли «кометой», в которой усматривали десятую планету (Arist. Meteor. I, 6, 324 b 29).
Космические тела происходят из центрального тела; поэтому-то оно и есть «матерь богов». Эти тела прикреплены к прозрачным кругам или сферам – старинное представление, существовавшее среди пифагорейцев еще до Филолая (следы его мы находим и у Парменида). Есть полное основание думать, что сам Пифагор переработал его из учения Анаксимандра о небесных колесах. Планеты вращаются от запада к востоку, обращенные к центральному огню неизменно одной и той же стороной; таким же образом вращается вокруг центрального огня и земля; мы не видим его потому, что земля обращена к нему другой своей стороной. Поэтому наше полушарие и не согревается им. Оно воспринимает его свет и теплоту, лишь поскольку лучи его отражаются солнцем. Это последнее (как и луна) представляется стекловидным шаром, отражающим свет и теплоту центрального огня. Частицы этого огня, уносимые в наиболее темные и холодные сферы мирового пространства, освещают, согревают и оживляют их своим движением: пылинки (. ), ?грающие в солнечных лучах, суть души всего живого.
Как ни наивны эти представления, непосредственно примыкающие к воззрениям Анаксимандра, пифагорейская астрономия делает важный шаг вперед. Она перестает быть геоцентрической, и если мы не находим в ней учения о вращении земли вокруг своей оси, то все же суточное вращение земли вокруг воображаемого центра, о котором говорит Филолай, являлось значительным приближением к истине: суточное обращение всего неба вокруг земли было признано кажущимся, центральное положение земли и ее неподвижность были отвергнуты. Это привело пифагорейцев IV в., сиракузян Гикета и Экфанта, к гениальной догадке о вращении земли вокруг своей оси. Далее, еще задолго до Филолая пифагорейцы признавали круглую форму земли – воззрение, которое опять-таки встречается у Парменида. Солнечные затмения объяснялись прохождением луны между солнцем и землей, изменения времен года – наклонным положением земной орбиты по отношению к солнечной. Своеобразно старинное представление о «гармонии сфер»; прозрачные круги или сферы, к которым прикреплены планеты, разделяются между собою промежутками, которые относятся друг к другу как интервалы тонов октавы. Всякое быстро движущееся тело издает звук, высота Которого соответствует скорости движения; поэтому и планеты или их сферы звучат в своем движении и производят созвучие, являясь как бы семью группами небесного гептахорда. Эта гармония сфер не различается нашим слухом, потому что она звучит непрерывно. Замечательно, что согласно этой теории речь идет лишь о семи планетах, нижней из которых является луна. О «противоземии» здесь еще нет речи, и земля все еще остается неподвижной – по-видимому, наиболее древнее представление.[25] У Филолая мировое целое делится на три части: божественный Олимп, верхняя область, обнимающая небо неподвижных звезд, космос – место правильного и равномерного движения планет, солнца и луны, и наконец, уран или небо, – третья, подлунная область изменчивого, беспорядочного движения. Но мы не будем долее останавливаться на подробностях пифагорейской космологии.
Упомянем только о попытках Филолая объяснить строение стихий из правильных геометрических тел: огонь состоит из правильных тетраэдров, воздух из октаэдров, земля из кубов, вода из двадцатигранников. Эти четыре стихии были заимствованы от Эмпедокла. Оставался еще додекаэдр, и соответственно ему Филолай принимает еще пятую стихию эфир. Так и здесь физические свойства сводятся к геометрическим.
Изучением органического мира пифагорейцы, по-видимому, мало интересовались, хотя близкий к ним врач-философ Алкмеон первый занялся анатомией, физиологией и эмбриологией. Он указал на мозг как центр умственной деятельности, к которому через посредство особых каналов, или «пор», стекаются ощущения от органов чувств. Он же создал вышеупомянутую общую теорию болезней: здоровье зависит от равновесия противоположных элементов нашего организма, болезнь – от нарушения этого равновесия.
По замечанию Аристотеля, исключительным предметом всех исследований и трудов пифагорейцев служит внешний мир (Met. I, 8). Неудивительно, что учение о душе, несмотря на весь религиозный интерес, на веру в бессмертие и душепереселение, не могло получить у них научной или философской разработки. Движущаяся частица вечного огня, сходящая или восходящая в солнечных лучах, – вот физическое представление, какое можно извлечь из свидетельства Аристотеля (de an. I, 2, 404 а 16). В этом можно искать связь психологии пифагорейцев с их астрономией: душа есть своего рода «астральное тело», которое движется вечно подобно солнцу, луне и другим «астральным телам» (ib. 405 а 30), – представление, которое, по-видимому, разделял уже Алкмеон (Diog. L. VIII, 83). Другие определения, приписываемые впоследствии пифагорейцам, – душа есть гармония (de an. I, 4, 407 b 27 и Plat. Phaedo 85 E), или душа есть число, – соответствуют их точке зрения, поскольку «все небо есть гармония и число». Это показывает небесную природу души. Небо, воплощающее в себе математическую законность или божественное число, – разумно; наша душа, способная к познанию математической истины, имеет в себе разум, есть существо, сродное божественному, небесному. Освобожденная из «темницы» тела, чистая душа возносится в надлунную, в высшие сферы. В «Федре» Платон, очевидно, вдохновляясь пифагорейскими мотивами, описывает, как души, следуя за богами, поднимаются на свод небесный, созерцая горнюю, сверхнебесную красоту, между тем как одна Гестия остается в доме богов; иные из этих душ падают на землю, с тем чтобы, по истечении более или менее продолжительного периода, вернуться на небеса.
Все небесные явления (а с ними и явления земной жизни) управляются «числом», т. е. математическим законом, повторяются в определенные сроки. Среди позднейших пифагорейцев мы находим представление о том, что души, подобно планетам и всему воинству небесному, подчинены роковому закону круговорота. Как светила-восходят и заходят в определенные сроки и затмения наступают периодически, так и душа, по истечении определенного астрономического цикла, соединяется с новым телом и вновь покидает его.
О морали пифагорейцев, которая, как и у всех древних философов до Сократа, не составляла предмета научно-философской разработки, мы уже говорили выше. Вера в объективный закон и меру всего, вера в разумное начало – «число», зиждущее Вселенную, очевидно, сказывалась и в нравственной области, как вера в естественную правду, в меру и закон, царствующий и в нравственном мире. Мудрый должен проводить в жизнь эту меру и закон – начало «космоса», или чинного, разумного порядка и красоты. Он враг всего безмерного и неограниченного – всякой неумеренности, невоздержания, беззакония. Нравственно-эстетический идеал меры и гармонии, столь свойственный греческому гению, обосновывается всем философским миросозерцанием пифагорейцев.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6. Космология
6. Космология Учение св. Григория о миробытии вытекает из того же различения в Боге сущности и энергии. Энергии ? это, как мы видели, Сам Бог в Его обращении к твари. Его творческая мощь, промыслительное попечение о мире, все Его явления миру и человеку не суть сама сущность
36. Символика зодиака у пифагорейцев[397]
36. Символика зодиака у пифагорейцев[397] Рассматривая вопрос о вратах солнцестояния, мы более всего опирались на индуистскую традицию, потому что именно в ней интересующие нас сведения даны наиболее четко; но речь идет здесь о чем-то, что в действительности является общим
3. Космология
3. Космология Космология — это учение о происхождении и эволюции Вселенной, Солнечной и других планетных систем, а также населяющих ее живых существ. Несомненно, что это одна из самых сложных теософских тем, поскольку наши язык и мышление приспособлены лишь к тому
Философские начала пифагорейцев
Философские начала пифагорейцев а) Математическое мирообъяснениеПо свидетельству Евдема, Пифагор впервые обратил занятия геометрией в действительную науку, рассмотревши ее начала с высшей точки зрения и исследовав ее теоремы умозрительным путем. Он создал учение о
4. Гармония и космология
4. Гармония и космология И, вообще говоря, Аристотель слишком увлекается своим дистинктивно–дескриптивным методом, всегда предпочитая устанавливать всякого рода мелочи и забывая собственное же учение о зависимости всего единичного от всеобщего ума–перводвигателя.
2. Космология
2. Космология Историческое развитие соматологии приводит к весьма многочисленным типам этой соматологии, и прежде всего к тем или другим ее обобщениям. Возьмем предельное обобщение, то есть соматологию как наивысшую общность. Тогда придется взять все вещи целиком,
Космология радости
Космология радости Начать с того, что в этом мире совсем не такое время. Здесь это время биологического ритма, а не часов и всего того, что идет вместе с часами. Никакой спешки. Наше чувство времени в высшей степени субъективно и тем самым зависит от качества нашего
17.2. Физическая космология
17.2. Физическая космология Наше столетие и в особенности несколько последних десятилетий ознаменованы мощным подъемом физической космологии[112]. Для удобства я выделю три фазы этого подъема: общая теория относительности / космология большого взрыва, инфляционная модель /
Глава 3 Товарищество пифагорейцев
Глава 3 Товарищество пифагорейцев Очень важно понять, что пифагорейцы представляли собой не просто группу учеников Пифагора, более или менее независимых и изолированных друг от друга, а религиозное братство или союз, основанный Пифагором, уроженцем острова Самос, в
Космология
Космология Берон был уверен, что в его философской системе доказывается объективность бытия. У него заметна тенденция свести к единому началу все необозримое разнообразие действительности. Отсюда и проистекает его мысль о том, что наряду с качественным многообразием, с
4. Космология
4. Космология Мы обнаружили, что живем в обширной и бесчисленной, но тем не менее имеющей некоторый предел, последовательности пространственно-временных событий. И каждый из нас, с позиций расового разума, усвоил, что есть и другие такие же последовательности, другие и
Источник
Что такое космос для пифагорейцев
Космос Пифагора. Статья
Пифагор! Как это имя, его жизнь и учение с самых глубин античности полно тайного чувства, почти без всякого просвета!
Говорили о нем – что он бог, и что он простой выдумщик и глупец… Возможно, это от того, что его учение распространялось в узком кругу, в религиозно-мистическом ордене, и оно было скрыто от народа. А народ, как известно, кто говорил о тайне – тот глубоко навыдумывал и превозносил, а кто и просто высмеивал.
Но было это так и не намного просто. Что-то действительно надо было скрывать, что-то существенное, значительное, а не объединяться просто ради какой-то интрижки, или навыдуманья, или из-за простой любви таить все от других. А вряд-ли было это все глупости – иначе бы, уже все об этом Пифагоре и учении его было бы забыто. А о нем думают и ломают голову люди всех эпох и стран уже ХХVI столетий! И то, что все-таки вышло наружу, это тайное, скрытое из греческих колоний Италии VI века до н.э., в явь и мир, поистине и сейчас удивляет своей гениальностью, своим ранним предвосхищением и возникновением.
Вы только подумайте: теоремы и основы математики, идея шарообразности Земли, ее движения, движения звезд (! а об этом потом до XVIII века – потом и не вспоминали – до открытия собственного движения звезд Э. Галлеем), идеи о переселении душ (за несколько столетий до индуистов!)… Столь большое количество идей могла излить лишь сильная рука и хороший дух, и понимание окружающего!
Но об этом человеке, его учении, об этом основателе и вдохновителя идей нам основательно говорить не приходится. Вся его жизнь окутана тайной, мифами (неестественными, непредставимыми для нас возможностями), противоречиями. Он родился на острове Самос, уплыл в Италию… Он должен был знать запах моря, запах греческого моря, полного опасностей и грабителей. Говорят, он был в Вавилоне и Египте – он мог быть знаком с персидскими халдеями и магами, египетскими жрецами, фараонами, пирамидами… Потом он приплыл в Кротон, греческую колонию Италии, и основал там братство… В братстве все открытия причислялись к основателю (и имело это, наверное, и свои основания) и поэтому, отделить сами открытия Пифагора от открытий его учеников мы практически не можем. Но что двигало их на этом пути… Что дало источник стольких идей, мифов и легенд? Каково было основное отношение к Миру у Пифагора и его братии? Какова была его Вселенная, Космос? До нас немногое дошло… Считалось, что числом можно было выразить любую вещь. Это как атомы у Демократа или у нас химические формулы… Но число было особым. Оно принималось гармоничным, было чем-то живым, мистичным… И Космос и Вселенная Пифагора были гармоничны и мистичны.
Гармоничны – это не значит, выгравировано по линейке, как многие понимают. Гармонию можно было найти во всем… Гармония – это когда можно прибавить одно к другому, или что-то получить без всякого ущерба… Гармония, это когда что-то можно решить, получить, а не хаос, когда все разрывается и не знаешь что делать… Возможно, так, в высшем смысле числа и были гармоничны, и могли все выразить… И этот, всецело гармоничный и прекрасный Мир, его формы и представления бесконечно можно было любить… И этот Мир (сферы планет) изливал постоянную, гармоничную, сладостную музыку на людей всепостоянно. Считалось, что расстояния сфер планет пропорциональны, как и длины струн музыкальных инструментов, и небесные тела на сферах при движении производили гармоничное звучание.
Понятно, что таковой путь к изучению Мира был эмпирическим и абстрактным. Искались особые числовые соотношения, так и было открыто множество теорем. Но полного отрицания «практики» возможно и не было, и в ней ведь можно было найти гармонию! Просто многого не дошло, а доказательство шарообразности Земли, возможно, имело и свои практические, наблюдательные предпосылки. И вот, возможно, из великой любви к Миру, из жажды выйти из хаоса и найти гармонию (как и в современной науке!) и еще из-за чего-то, рождались у Пифагорейского братства такие мысли и идеи… Многому тому, что до нас дошло от Пифагора и его учеников, мы обязаны уже позднему пифагорейцу Филолаю (470-388 г. до н.э.), который написал, опять же дошедшую до нас лишь во фрагментах книгу «О природе», впервые обнародовавшую пифагорейское учение. По всем источникам, Пифагор и его братство, скорее всего не писали книги, и тем более, открыто, в мир. Тогда ведь была бы нарушена тайна. Но дело в Ом, что при Пифагоре тайное братство захватило власть во многих греческих колониях Италии, эти земли они называли Великой Грецией. Со смертью же Пифагора, или постепенно после того, но тайное пифагорейское братство потеряло внутренний огонь и силу. В результате, в этих городах поднялось восстание, и пифагорейцы были изгнаны из городов. Центра не стало, и кто как хотел, так и продолжал учение, кто основывал свои новые философские школы, как Парменид. Из этой книги Филолая мы и узнаем достаточно подробно о космической системе пифагорейцев, и много чему есть удивляться! В частности, это движение Земли (в представлениях же всех народов до этого – Земля была неподвижным, плоским центром Вселенной). В V в. Пифагор или Парменид (по разным источникам) впервые заявили, что Земля – шар. Прошло немного времени, и она задвигалась по орбите.
Первыми о вращении (вокруг собственной оси) Земли, сказали, по-видимому, пифагорейцы Гикет из Сиракуз и Экфант из Сиракуз (возможно, ученик предыдущего). От них остались очень скудные, всего около десятка античных воспоминаний и свидетельств. Об Гикете пишет Цицерон: он считал, что все небесные тела неподвижны, кроме Земли, которая движется вокруг свой оси и от этого и получаются все небесные движения и явления. Идея могла возникнуть от мысли об относительном движении (относительность же – очень интересное свойство гармонии, и чисел!), или от наблюдательности, все также говорящей об идеи относительности (когда сам движешься, предметы все же не движутся вокруг тебя). Но на самом деле все и не так было просто: осевое движение могло объяснить, в принципе, только одно из наблюдаемых движений, например суточное звездное. Об Экфанте пишет Ипполит, он знал правильное движение Земли вокруг собственного центра с запада на восток (противоположное небесной сфере), а также добавляется, что Землю он считал центральной.
Но были у пифагорейцев и идеи, что также сама Земля движется по орбите и не является центром Мира… Эту идею затем выскажет греческий астроном Аристарх Самосский, через два века, о чем не будет знать Николай Коперник, и будет считать своим предшественником все же Филолая, жившего за 20 веков до него. Итак, в сочинении Филолая Земля «снесена» со своего центрального положения и задвигалась по орбите. На основании это было же многого чего.
И было оправдано: нет никаких сомнений относительно того, что мы живем и наблюдаем не в центре Вселенной: все равно мы удалены от центра на половину радиуса Земли (т.к. она шар, а если была бы плоской – то от центра удалены края), и на нас это никак не сказывается. Опустошенное центральное место Вселенной было заполнено огнем, Очагом Вселенной, это «Гестия, дом Зевса, алтарь, связь и мера природы» (Стобей). Никто это место и не мог лучше занять, чем огонь… Вспомните, как ему поклонялись первобытные, он имел своих богов, вспомните слово «огнепоклонники». У Гераклита огонь – символ изменчивости и постоянства… люди всегда видели в огне и его свойствах что-то необычное, таинственное… И сейчас он у многих людей наполняет душу многим, мы любим побыть у костра, у камина… Огонь дает какое-то тихое сосредоточье душе, успокоение душе, порождает в нас гармонию, наполняет нас мыслями. Он и стал Центром у Филолая. Этот Огонь объемлет другой Огонь, который служит объемлющим – это самая верхняя часть Олимпа, состоящая из чистых несмешанных элементов.
Но много на эту систему мира повлияла пифагорейская идея гармонии сфер и магии чисел. У пифагорейцев священным числом была десятка. Ее представляли в виде некоего математического треугольника, перед которым они всегда произносили клятвы, она представлялась суммой первых натуральных чисел 1+2+3+4, ее видели во всех предметах Мира. Сам Филолай в одном из сохранившихся фрагментов своего сочинения писал об 10: «Произведения и сущность самого числа надо рассматривать, согласно потенции, которая заключена в декаде. Ибо она великая, всесовершенная и всепроизводящая… А без нее все безгранично, и неясно, и невидимо… На самом деле, никому бы не была бы ясна ни одна из вещей – ни в отношении к самим себе, ни в отношении к другому, если бы не было числа и его сущности… Ты сможешь наблюдать природу и потенцию числа имеющими силу не только в демонических и божественных вещах, но во всех без исключения человеческих делах и словах, и в ремеслах во всех, и в искуствах, и в музыке… Ложь во все овевает числа, ибо ложь враждебна и супротивно природе, а истинна свойственна и порождена ради числа». Кто-то скажет, что это близко к сумасшествию… Но на самом деле к сумасшествию не близок поиск красоты, восхищение чем-то, что объемлет все, как и сейчас мы восхищены и удивлены многими законами науки… И было бы очень прекрасно и интересно, и должно быть, чтобы Космос тоже наглядно включал в себя 10, становился божественным, образующим магический треугольник. Пусть столько будет обитателей Космоса – 10. А их всего с Гестией девять, — еще Земля, Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, сфера звезд. Кроме того, нужно было объяснить, почему мы не видим Центральный Огонь и как он освещает нас.
Так родилось новое светило – Антиземля. Она закрывала от нас Центральный Огонь, была десятой, а не видим мы ее саму потому, что она находится с противоположной части Земли и обращена к ней всегда одной стороной, и обращается вокруг Гестии с Землей с одинаковой скоростью. Надо сказать, что сам Филолай не был автором идеи Антиземли – об этом сообщается еще у Гикета: «Он принимал две Земли, эту и Антихтон» (Плутарх) – а это указывает и на то, что вся эта система исходила из глубин пифагорейства, возможно, и от Пифагора.
Такова была попытка построить всецело гармоничный космос у пифагорейцев, породившая столько предвосхищающих будущее идей. Многие скажут, что это было глупо подчинять какой-то эмпирической идеи составлять Мир. Но и сейчас мы не во многом ушли от этого. Как и пифагорейцы, наука «считывает», определяет всю Вселенную числом, обрисовывает ее механизмы и действия формулами, математика – язык науки, вся Вселенная, чтоб ее понять обрисовывается абстрактно. Стоит лишь удивиться этим законам и числам науки, как они обрисовывают весь Мир, — и вы уже на пол пути к пифагорейству! А удивлялись многие, Кеплер, Ньютон, ученые ХХ века. Наконец, этот дух поиска гармонии и красоты в Мире отнюдь не чужд и нам. Любители астрономии, первую очередь удивляются красоте неба, ищут красивые туманности и галактики и фотографируют их, поражаются расстояниям до звезд, их представлением себе… Не были пифагорейцы и Филолай и чужды представлению вещественного Мира, ведь именно от них и пошла атомистика, и еще об этом свидетельствует ряд замечательных идей самих же пифагорейцев.
Многие думают, что астрофизика началась с открытия телескопа Галилеем, когда люди смогли разглядывать природу небесных тел. Но на самом деле, ее представления, «теоретические предпосылки», зарождались уже в Древней Греции. О природе небесных тел говорит и Филолай. Правда, неизвестно, неизвестно, кроме Солнца, Луны и Центрального Огня, какой природы он представлял себе планеты и звезды. Пусть Солнце Филолая уже не светит собственным светом – оно стекловидно и отражает Огонь в Космосе, просеивает к нам свет и тепло Центрального Огня (о поберегитесь человеки! Солнце – лишь отражение того Огня, тот, кому ты поклоняешься, есть еще не сверхослепительный очаг света, божественности, что в Центре Мира, символ его – как бы говорит нам Филолай). Но главное, Луна у Филолая землеобразна. Об этом говорили и другие греки-философы, современники Филолая. Ведь уже невооруженным глазом на ней видны какие-то темные пятна. Но главное она населена (в Vв. До н.э. – вот когда появилась идея жизни на других плпнетах, прямым образом!), как и наша Земля, такими же животными и растениями, только «более крупными и более красивыми: живущие на Луне животные в пятнадцать раз больше <земных>и совершенно не выделяют экскрементов. Столько же <т.е. в 15 раз больше>на Луне длится и день <этим и объясняется столь большой рост растений и животных на Луне>» (Стобей). О населенной Луне также думал и Анаксагор, но ему явно мешала центральная и плоская Земля. А в своей Вселенной Филолай мог «населить» живыми существами хоть все планеты. Говорит Филолай и о возможности гибели Мира (он для него не был постоянным и неизменным!), когда упадет на небо Огонь или когда выльется лунная вода (на Центральный Огонь?) из-за ее поворачивания. Много еще было интересных идей у пифагорейцев. Были и наблюдательные открытия, как открытие тождества утренней и вечерней звезды Венеры, определение длины года и «великого года» (соотношение периода смены фаз Луны к солнечным годам). Пифагореец Гиппократ из Хиоса первым и последним до Тихо Браге кометы – телами Космоса, как и планеты, кометы, издревле вызывающие страх и ужас у людей становились рядовыми и законными небесными светилами! Кто-то говорил и о движении звезд (правда, вокруг себя), и представления «небесной тверди» с вбитыми в нее звездами-гвоздями рушились.
Но думаю, и того, что было сказано, достаточно, чтоб ощутить, что Космос Пифагора и его братии – не столь далек от нас, не столь глуп, а прекрасен и интересен, и он, возможно, найдет и в вас свое отражение, и вы взгляните на Вселенную как на великую гармонию, и жить станет интересно, и искать и открывать в этом Мире!
Автор Иван Арбатов. В статье были использованы фрагменты пифагорейцев и воспоминания о них древними из книги «Фрагменты досократиков Дильса-Кранца», в русском переводе А.В. Лебедева («Фрагменты ранних греческих философов»).
Источник