Цвет Луны
Какого цвета Луна – спутник Земли. Изучите истинный цвет поверхности Луны, влияние положения спутника в небе, света Солнца и времени на окрас спутника с фото.
При первой же возможности полюбуйтесь на Луну и определите ее цвет. Если вы увидели спутник ближе к дню или рано утром, то кажется бледным. Если темная ночь, то ярко-желтая Луна. Что приводит к подобным переменам? И почему на многих фото цвет Луны вообще серый?
Изменения цвета Луны в зависимости от времени и расположения на ночном небе
Если хотите увидеть истинный окрас спутника, то изображения с космических аппаратов выступают наилучшим детектором правды. В самостоятельных исследованиях старайтесь ориентироваться на фото Луны из космоса. Серый цвет отражает лунную поверхность, представленную кислородом, магнием, алюминием, кремнием, железом и кальцием. Более светлые участки – полевой шпат, а темные – пироксен.
Многие наблюдаемые породы – вулканические и добывались изнутри в период активных извержений. Некоторые редкие породы, вроде оливина, окрашены в зеленый. Темные участки называют морями, сформировавшимися из лунных извержений. Они меньше отражают света и охватывают 16% поверхности. Полагают, что появились 3-3.5 млрд. лет назад. На нижнем фото в высоком разрешении продемонстрирован истинный цвет Луны из космоса.
Истинный цвет Луны
При наблюдении с Земли нам приходиться сталкиваться с фильтром – атмосферой. Частички рассеивают определенные длины волн. Если спутник расположен низко, то свет проходит сквозь весь атмосферный слой. Свет в синем конце спектра рассеивается, а красный нет. По мере подъема Луна становится более желтой (как и Солнце). Теперь вы знаете, какого цвета Луна и почему ее окрас иногда меняется в небе и на изображениях.
Источник
Почему Луна бывает красной, желтой, оранжевой, белой
На снимках из космоса спутник Земли имеет постоянный светло-серый цвет. А вот на поверхности планеты люди могут наблюдать разные оттенки и увеличение формы ночного светила. Еще в древние времена человечество пугала красная Луна и с ней связывали различные беды, включая апокалипсис. Сегодня же существуют научные объяснения изменения лунной окраски.
Причины по которым Луна меняет цвет
Сам спутник не излучает свет, а только отражает потоки солнечных лучей, которые состоят из разных пучков. Как известно, белый имеет все оттенки радуги, если пропустить его через призму. Лучи Солнца имеют разную длину и, доходя до Земли, они рассеиваются.
Так, короткие волны несут синий оттенок и в ясную погоду на небе видна белая Луна. А длинные достигают поверхности спутника, оттеняя его в багряный цвет. Проходя сквозь земную атмосферу, световые волны также меняют привычный колорит и ночное светило приобретает разные краски.
Желтый спутник наблюдается во влажных климатических поясах или же после дождя. Перед новолунием, в начале и конце первой четверти Луна меняет цвет на серый из-за недостаточной освещенности Солнцем. Иногда месяц становится оранжевого цвета или вовсе краснеет.
Горизонт
Во время восхода или заката земной спутник, как и Солнце, может находиться низко над горизонтом. В результате свет от небесных тел преодолевает большее расстояние и проходит сквозь воздух, пар и пыль. Поэтому короткие лучи рассеиваются и Луна становится огненного цвета с едва различимым голубым свечением.
Загрязнения
Извержение вулканов и масштабные пожары приводят к загрязнению атмосферы, из-за чего потоки лунного света проходят через слои угарного и углекислого газа. Отражаемые лучи синего и зеленого цвета рассеиваются сквозь дым и земляне видят только достигающую красную часть спектра.
Затмение
Во время затмения спутник находится в тени Земли противоположно Солнцу, что приглушает яркость свечения. Это явление крайне редко и случается только в полнолуние. В таком положении солнечные лучи проходят по касательной через атмосферу, и месяц достигают только длинные волны, имеющие красный оттенок. Если к тому же Луна будет находиться низко над горизонтом, то алое свечение усилится.
На выгоду себе лунное затмение использовал Христофор Колумб. Во время экспедиции, на Ямайке аборигены снабжали провиантом мореплавателей. Но это длилось недолго и, исчерпав запасы, Колумб сообщил индейцам, что боги разгневались на них, и окрасят царицу ночи в огненный цвет. Перепуганные жители, увидев «пророчество», в итоге прибежали к мореплавателю с дарами.
Размеры спутника
Наблюдая за Луной, люди видят ее то большой, то маленькой из-за оптической иллюзии. Всего есть три теории, объясняющие такой эффект. Располагаясь низко над горизонтом, спутник кажется в разы больше, чем когда он в зените. Человеческий глаз воспринимает небо, как сплюснутый купол, поэтому объекты кажутся большими, чем есть на самом деле.
По теории относительного размера, на восприятие формы предметов играют роль объекты, находящиеся одновременно в поле зрения. На фоне других строений или деревьев, Луна кажется больше, чем если бы она находилась в зените.
Человеческое зрение воспринимает светлые предметы на темном фоне всегда увеличенными в размерах. Этот эффект называется «иррадация» и касается не только земного спутника. Например, белые квадраты на шахматной доске кажутся больше, чем черные.
Приметы и суеверия
Есть множество народных поверий связанных с алым спутником. В старину считали, что появление такого месяца предрекало сильные морозы и дожди. Если цвет изменился весной, то это сулило сильные перепады температуры между ночью и днем.
В Библии одновременное появление кровавой луны и солнечного затмения пророчит начало судного дня. В период средневековья багряную Луну связывали с нашествием нечистой силы и ведьм. И сегодня проводятся всевозможные обряды, так как в этот период магическое действие увеличивается. А в Африке вовсе запрещали соплеменникам смотреть на кровавый месяц, боясь, что те наведут беду на все племя.
Астрологи утверждают, что при появлении огненного шара на Земле увеличиваются землетрясения и другие катаклизмы. В этот период рекомендуется воздержаться от дальних поездок, принятия важных решений, отложить операции. Статистика указывает на увеличение количества ДТП и повышенной раздражительности людей.
В это время также не стоит:
- Оставлять окна открытыми на ночь;
- Спать под светом Луны;
- Прогуливаться после захода Солнца;
- Употреблять спиртные напитки.
А вот племя Майя воспринимали появление полной Луны красного цвета, как хороший знак. В их календаре этому явлению было дано название «Девятый глиф Цолькина», который означал очищение. Считалось, что люди, появившиеся в этот день, наделялись небывалой силой и умом, а их судьба была определена заранее.
Видео в тему
Источник
Что может рассказать цвет луны
«Астрономические наблюдения за яркостью, окраской, поляризацией и другими особенностями света, отражаемого лунной поверхностью, интенсивные радиолокационные и радиоастрономические исследования проводятся с целью решения вопроса о генезисе, строении и свойствах не только Луны в целом, но и ее поверхностного слоя. Указанные методы позволили к началу исследований лунной поверхности с помощью космических аппаратов считать твёрдо установленными следующие факты. Лунная поверхность характеризуется низкой отражательной способностью и отражает всего 5—18% солнечного света; цветовые различия на Луне крайне малы. Её поверхность имеет коричневато-серую или черновато-бурую окраску« (выделено мной).
«Реголит в целом представлял рыхлый разнозернистый темно-серый (черноватый) тонкозернистый порошок с включениями отдельных более крупных зерен, обладающих сильным зеркальным эффектом» (выделено мной) — о реголите, доставленном АЛС «Луна-16» (см. примечание 1). «Из образца, доставленного «Луной-20», было также отобрано 20г из верхнего слоя глубиной до 100 мм и естественном залегании. От образца «Луны-16» он отличался светло-серым цветом и более мелкозернистым составом» (выделено мной).
«По окраске в колонке выделяются две зоны, из которых верхней большей части (до 162 см) присущ однородный серый цвет с лёгким коричневатым оттенком. Нижняя зона керна в цветовом отношении отличается заметной неоднородностью и включает несколько различных по интенсивности серого цвета горизонтов, а также резко выделяющийся по глубине 169—171,5 см относительно тонкий (мощностью 2—2,5 см) слой белого материала» (выделено мной).
Любопытно, что к тому времени цветные фотографии Луны были известны уже как 10 лет: 12. 13.
Илл. 12: Снимок Луны с АМС «Зонд-7». Илл. 13: снимок AS10-27-3888 миссии «Аполлон-10». Предположим, что цвет Луны, видимый с Земли, искажается атмосферой последней (и это действительно так) и что цветная плёнка на АМС «Зонд-7» и «Аполлон-10», пропутешествовав в космосе, утратила правильную цветопередачу, но как быть со снимками бурой Луны из космоса и образцами лунного грунта, имеющими выраженный бурый цвет или оттенок? В статье «Оптические характеристики реголита из Моря Изобилия, Моря Спокойствия и Океана Бурь» (И.И. Антипова-Каратаева, Ю.И. Стахеев, К.П. Флоренский, М.: Наука, 1974, сс. 496-500) проводится сравнение спектров диффузного отражения реголита из различных районов Луны (на графики наложена радужная полоса, чтобы выделить видимую область спектра): 14.
Графики показывают, что спектральные зависимости в видимой области света, выделенной радугой (380-780нм), отличаются мало. Основное отличие — в отражающей способности образцов. Чем выше кривая, тем выше отражающая способность — образец выглядит светлее. Образцы №10005 взяты из керна миссии «Аполлон-11» и соответствуют разным его глубинам. Образцы №12028 — из керна миссии «Аполлон-12». Образец «Луна-16-А» изображён на илл. 9. По поводу американских образцов лунного грунта можно заметить, что подавляющее большинство снимков этих образцов, выложенных на сайте НАСА, чёрно-белые и в этом видится определённый умысел, о котором будет сказано ниже:
15. Пример чёрно-белого снимка: образец №10045 миссии «Аполлон-11». Понятно, что говорить о цвете образцов по таким фотографиям нет смысла. Но у нас есть счастливая возможность увидеть цветные снимки кернов реголита (сыпучего грунта лунной поверхности), а именно тех самых образцов, графики которых приведены на илл. 14:
16. Образец №10005 миссии «Аполлон-11». Об этом образце известно, что керн доходил до глубины 10см:
Причём видно, что он сохраняет бурый цвет на всю длину, т.е. грунт на поверхности Луны, где производился забор керна, также имел бурый цвет.
17. Образец №12028 миссии «Аполлон-12». Как и предполагалось, образец №12028 — более светлый (см. илл. 14), нежели образец под номером 10005. Кроме того, образец «Луна-16-А» (график 4) похож на образец №10005 (график 3) и это подтверждает сравнение их снимков (илл. 9 + илл. 16):
Но главное — оба образца безусловно имеют бурый цвет, объективное свидетельство чего — спектры диффузного отражения, приведённые на илл. 14, указывающее на явное смещение в сторону красного цвета. Их графики спектральных зависимостей демонстрируют рост отражающей способности с ростом длины волны, следовательно в видимом отражённом свете преобладает красная компонента света. Для примера приведём спектр отражения условного образца тёмно-серого цвета:
18. Спектр отражения образца тёмно-серого цвета. В идеальном случае это горизонтальная прямая. Представляется невероятным, что авторы книги «Грунт Луны» (см. выше) — И.И. Черкасов и В.В.Шварев — оказались дальтониками, назвав образец «Луна-16-А» тёмно-серым и даже черноватым, и не удосужились ознакомиться с текстом более ранней работы — «Оптические характеристики реголита. «, — в которой приведена его спектральная характеристика, объективно свидетельствующая о буром цвете. Не менее удивительным выглядит и тот факт, что почти 2/3 образцов кернов миссий «Аполлонов» имеют бурый цвет или оттенок, а на фотографиях самих миссий поверхность Луны отражена совершенно серой. Более того, Нил Армстронг в 1970 году характеризует лунный грунт как угольно-серый (см. примечание 2), хотя образцы миссий «Аполлон-11» и «Аполлон-12», как мы видели, имеют ярко выраженный бурый цвет. Данное противоречие должно иметь какое-то объяснение, но сначала обратимся к снимкам китайской миссии «Чанъэ-3», в ходе которой использовалась цифровая фототехника. В цифровой фотографии цветокоррекция (баланс белого) производится программными средствами. Например, если в кадре есть белый предмет, то и на фото он должен быть белым. Этот критерий используется и для ручной настройки фотоаппарата: берётся эталон белого и фотографируется. Метод работает достаточно надёжно. Если техника вдруг ошиблась, то фото можно исправить вручную. В частности откорректируем снимок посадочной платформы «Чанъэ-3». Известно, что параболическая антенна платформы имеет белый цвет; воспользуемся этим и заодно посмотрим, каков цвет антенны на снимке:
19. С помощью инструмента «пипетка» определяется цвет параболической антенны. Хорошо видно, что в RGB триаде имеется перекос в сторону синего цвета, а чтобы получить белый цвет, необходимо выровнять уровни трёх компонент:
20. Скорректированный снимок посадочной платформы «Чанъэ-3». Снимок после цветокоррекции приобрёл аутентичный вид. Например, лунный камень в правом нижнем углу поменял цвет с неестественного голубого на белый (из-за засветки солнцем) с лёгким желтоватым оттенком: 21.
22.
Теперь можно определить цвет лунного грунта. Для верности возьмём три точки:
23. Три «пробы» реголита на снимке посадочной платформы «Чанъэ-3». Образцы грунта во всех трёх точках имеют очевидное преобладание красного цвета (компонента R); даже в серой на вид точке №3 лунный грунт имеет красноватый оттенок. Это полностью согласуется с графиками спектров диффузного отражения реголита на илл. 14. Цветные снимки китайского аппарата «Чанъэ-3» сразу привлекли внимание своей непохожестью на серые фотографии лунных миссий Аполлонов, при этом «Чанъэ-3» прилунился в довольно тёмном районе видимой Луны — в Море Дождей. Но и там нет унылого цементно-подобного грунта.
24. Место посадки аппарата «Чанъэ-3». Для демонстрации разительного контраста между снимками миссий «Аполлонов» и китайского «Чанъэ-3» совместим фрагменты снимков «AS15-87-11802» и «Чанъэ-3» на илл. 20:
25. Gif-анимация фрагментов двух кадров. Обе цветные(!) фотографии сняты в похожих условиях: на поверхности Луны и при освещении слева. Цветность на снимке НАСА почти полностью отсутствует, напоминая чёрно-белое фото. Напротив, китайский снимок имеет насыщенный цвет, и смотрится поэтому вполне естественно. На снимке «AS15-87-11802» камни угадываются лишь по теням — поверхность выглядит как сплошное серое поле. Но как так получилось, что в кернах лунного реголита, имеющегося в распоряжении НАСА, бурые образцы составляют подавляющее большинство, а на фотографиях миссий «Аполлонов» реголит всегда серый, что, в свою очередь, противоречит фотографиям «Чанъэ-3»? Ответ напрашивается сам-собой: «удачные» миссии «Аполлонов» происходили не на Луне, а где-то в другом месте, в котором имитировалась лунная поверхность. Очевидно, на Земле. Миссия «Чанъэ-3» оказалась удачной частично, но основное её достижение — получение аутентичного вида лунной поверхности. Но это только часть ответа, т.к., судя по всему, НАСА обладает настоящими образцами лунного грунта, доставленными с Луны. Их, вероятно, не 382 кг — такого количества образцов НАСА никогда не демонстрировало, — но вполне достаточно для проведения исследований в лабораториях США и за их пределами. Как известно, советский лунный грунт добыт автоматическими аппаратами, и это свидетельствует, что наличие лунного грунта не является доказательством пилотируемых миссий к Луне. Очевидно, американский лунный грунт также доставлен на Землю с помощью автоматических станций, что вполне соответствовало уровню техники того времени. С другой стороны, вопрос высадки человека на Луну и возвращения его на Землю не решён и поныне. Серая Луна в изображении НАСА — естественный результат того, что американские лунные станции («Сервейеры» и, вероятно, другие) обладали несовершенной техникой для передачи цветного изображения с Луны на Землю. По-видимому, неудачным был и подбор светофильтров для цветоделения: изображение лунной поверхности получалось в чёрно-белых или серых тонах. Таким образом, у постановщиков шоу с «Аполлонами» не было иного выхода, как имитировать Луну в таком же цементно-подобном цвете. Поэтому и образцы лунного грунта приходилось снимать на чёрно-белую плёнку (илл. 15), чтобы демонстрировать его общественности — он, дескать, такой же серый, как и Луна на снимках миссий «Аполлонов». При этом цветные снимки кернов никогда особо не афишировались. С тех пор в массовом сознании закрепился стереотип, что поверхность Луны серая и невзрачная. Поддакивали и в Советском Союзе (см. выше), невзирая на собственные бурые образцы лунного грунта. Причина тому — сговор по «лунной гонке» между СССР и США. Поэтому неудивительно, что и сегодня на лунном орбитальном зонде «LRO» стоит чёрно-белая камера («LROC») — безусловно, чтобы не возникало лишних вопросов относительно цвета Луны. Перед великой силой стереотипа не устояли и китайские учёные, пытавшиеся корректировать снимки миссии «Чанъе-3» с целью придания им «аполлоновского стандарта», согласно которому поверхность Луны должна выглядеть серой. Ранее на илл. 19 было уже отмечено, что баланс белого на снимке смещён в сторону синей компоненты. По-видимому, это было сделано намеренно, чтобы нивелировать «избыточные» бурые краски реголита и придать ему серый цвет. Но полностью выполнить эту задачу не удалось, т.к. либо пришлось бы откровенно фальсифицировать снимки, лишая реголит с помощью графического редактора бурого цвета, либо, при существенном занижении насыщенности цвета, со снимков исчез бы национальный флаг Китая, чего, разумеется, допустить было нельзя. Поэтому на одних снимках миссии «Чанъе-3» искажали баланс белого (илл. 19), а на других максимально, по-возможности, уменьшали насыщенность цвета. В качестве примера последнего — снимок китайского лунохода:
26. Исходный снимок лунохода «Юйту» на поверхности Луны. Скорректируем баланс белого и повысим насыщенность фотографии, чтобы золотистая фольга приобрела естественный вид, как на илл. 20. Видимо, одной из причин занижения насыщенности цвета фотографии послужила хроматическая дисторсия в виде зелёной окантовки кадра, ставшая заметной после коррекции:
27. Фото лунохода «Юйту» после цветокоррекции. Инструмент «пипетка» рядом с параболической антенной показывает выровненный баланс белого, а ниже — цвет реголита под луноходом «Юйту». Соотношение компонент триады RGB почти в точности соответствует точке №2 на илл. 23. Важно отметить, что снимки на илл.23 и 27 сделаны разными камерами, но в обоих случаях они изображают один и тот же цвет лунного грунта, что свидетельствует о низкой вероятности ошибочной цветопередачи камер. Заключение 1. Ранние астрономические наблюдения Луны фиксировали коричневато-серую или черновато-бурую окраску её поверхности (Н.Н.Сытинская. «Природа Луны». Физматгиз, 1959. // «Луна». Под редакцией А.В.Макарова. Физматгиз, 1960). 2. Цвет Луны, наблюдаемый с Земли, может варьироваться в широких пределах, но, снятая в ночное время и в зените, имеет «тёплое» свечение. При правильной экспозиции, когда нет избыточной засветки её поверхности, она приобретает коричневый цвет. 3. Луна, снятая из космоса, практически не отличается от оной в земных условиях. 4. Якобы побывавший на Луне астронавт Нил Армстронг в 1970 году заявил, что «в действительности лунный грунт, даже когда его рассматриваешь в руке, имеет угольно-серый цвет, и других цветов они не видели» (см. прим. 2). Это означает, что до той поры НАСА не располагало цветными образцами лунного грунта, которыми обзавелось лишь после 1971 года. 5. После миссий Аполлонов, к середине 70-х годов, в мире, включая СССР, складывается устойчивое представление о Луне угольно-серо цвета (см. прим. 1). Это расхожее мнение осталось неизменным даже после получения в СССР цветных (бурых) образцов лунного грунта. Более того, невзирая на данные объективного анализа, они были определены, как «тёмно-серые (черноватые)», т.е. полученные данные намеренно сфальсифицированы, чтобы придать им соответствие «аполлоновскому стандарту». С тех пор – вплоть до 2013 года – на снимках, сделанных разными АЛС, Луна представала преимущественно в чёрно-белых тонах. 6. В СССР данные по лунному грунту были сфальсифицированы усилиями сотрудников ГЕОХИ им. В.И.Вернадского под руководством А.П.Виноградова, объявивших образцы бурого лунного грунта «тёмно-серыми (черноватыми)» («Грунт Луны», И.И. Черкасов, В.В.Шварев, Москва — 1975, стр. 113):
28. Фрагмент работы «Грунт Луны». Это было сделано с целью поддержать американских коллег, не имевших как минимум до 1971 года образцов собственного лунного грунта и считавших его «угольно-серым». Впоследствии НАСА обзавелось собственным(?) лунным грунтом, который оказался преимущественно бурого цвета. 7. Китайская миссия «Чанъэ-3» показала Луну в ином цвете, отличном от «аполлоновского стандарта»: её поверхность имела бурый цвет, который сохранялся неизменным вплоть до горизонта, т.е. в радиусе 3,5 км от места прилунения. При этом на современной карте Луны тот же участок имеет синеватый оттенок, что означает несоответствие карты реальному цвету Луны, т.е. практика фальсификации снимков Луны продолжается и поныне: 29.
30.
Илл. 29: Место прилунения «Чанъэ-3» на современных картах, имеющем синеватый оттенок. Илл. 30: Скорректированный цвет Луны с учётом снимков АЛС «Чанъэ-3». 8. Очевидно, в США с самого начала была сделана ставка на автоматические станции, в чём есть несомненный резон — их использование в исследовании космоса намного дешевле, нежели с помощью пилотируемых запусков. Так, в первые годы космической эры США превосходили СССР по количеству запусков в 3-5 раз и только к середине 60-х годов отставание сократилось до 1,5 раз. СССР в первую очередь преследовал пропагандистские цели, что обусловило его первенство в пилотируемых полётах на околоземную орбиту. США, напротив, отдали это направление «Голливуду», чьи достижения в создании космической фантастики хорошо известны (см. фильм «Космическая одиссея 2001 года», съёмки которого начались в 1965 году). Последний красочный фильм «Гравитация», несмотря на ряд замечаний, — лишнее тому подтверждение. 9. Когда НАСА в 2005 году приступило к исследованию Марса (миссия MRO), то неожиданно выяснилось, что можно получать прекрасные снимки поверхности даже в тяжёлых условиях его запылённой атмосферы, чего нельзя сказать о снимках Луны аппаратом LRO. Они худшего разрешения и, как правило, публикуются в чёрно-белом варианте, лишний раз подчёркивая, что цвет Луны исследователей НАСА уже не интересует, как и мельчайшие подробности её поверхности. В результате, к середине 70-х годов прошлого века Советский Союз стал непререкаемым лидером в пилотируемых полётах в космос, а США — таким же лидером в области создания и запусков автоматических межпланетных станций. Так, запущенная в 1977 году станция «Вояджер-1» и ныне продолжает путешествие в глубинах космоса, сохраняя полную работоспособность. Но в контексте данной работы важно подчеркнуть, что имеющиеся данные свидетельствуют о фальсификации НАСА пилотируемых полётов на Луну, а своё отставание в освоении космоса человеком компенсировало использованием голливудских технологий, создававших приемлемую для того времени иллюзию посещения Луны «астронавтами» США. Но в ходе мистификации НАСА, не обладавшее достаточными знаниями о физике Луны, совершило просчёт в определении цвета Луны, ошибочно идентифицировав её как угольно-серую. Примечания 1. В начале 70-х годов в СССР было выпущено несколько работ, посвящённых изучению лунного грунта, доставленного АМС «Луна-16». В них данные по его цвету представлены на основании субъективных наблюдений, причём сделанных как под копирку: «Реголит в целом представляет собой тёмно-серый (черноватый) порошок, который легко формуется или слипается в отдельные рыхлые комки.» (здесь и далее выделено мной) — А.П.Виноградов, «Предварительные данные о лунном грунте, доставленном автоматической станцией «Луна-16». «Реголит в целом представляет собой рыхлый разнозернистый тёмно-серый (черноватый) материал.» — К.П.Флоренский, А.В.Иванов, Л.С.Тарасов, Ю.И.Стахеев, О.Д.Роде, «Морфология и типы частиц образца реголита из Моря Изобилия». «Для исследований механических свойств был отобран образец из верхней части пробы лунного грунта, доставленной на Землю станцией «Луна-16». Это соответствует самому верхнему слою лунного грунта в естественном залегании глубиной 100 мм. Образец в основной массе состоит из мелких минеральных частиц самой разнообразной формы. Цвет грунта в общей массе тёмно-серый.» — А.К.Леонович, В.В.Громов, А.Д.Дмитриев, В.А.Ложкин, П.С.Павлов, А.В.Рыбаков, В.В.Шварев, «Результаты исследований физико-механических свойств образца лунного грунта в исследовательском боксе в среде азота». Наука. М.1974. 2. Интервью Нила Армстронга BBC, 1970г. (с русскими субтитрами):
Фрагмент грунта из коллекции, якобы доставленной на Землю экипажем «Аполлона-11», официально объявлен подделкой — он оказался куском окаменевшей древесины. «Как сообщает Associated Press, голландские специалисты провели анализ «лунного камня» — предмета, официально, через Госдепартамент, подаренного премьер-министру Нидерландов Виллему Дризу тогдашним послом США в Нидерландах Вильямом Миддендорфом во время визита»доброй воли» в страну астронавтов Нила Армстронга, Майкла Коллинза и Эдвина Олдрина после завершения ими миссии «Аполлона-11» в 1969 году. Известна дата вручения драгоценного подарка — 9 октября 1969 года. После кончины г-на Дриза ценнейшая реликвия, застрахованная на $500 тыс., стала экспонатом музея Rijksmuseum в Амстердаме. И лишь теперь исследования «лунного камня» показали, что официально выставленный рядом с полотнами Рембрандта дар США оказался нехитрой подделкой — куском окаменевшей древесины.»
НАСА едва не арестовало престарелую американку, пытавшуюся продать кусочек Луны. Сотрудники Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) нашли кусок лунного грунта у престарелой хозяйки маленького кафе на юге Калифорнии. 74-летняя Джоан Дэвис пыталась продать через Интернет фрагмент спутника Земли, чем и привлекла внимание инспекторов, пишут 24 октября американские СМИ. Однако, несмотря на преклонный возраст американки, сотрудники НАСА тщательно спланировали спецоперацию. После появления в Интернете объявлений Дэвис на встречу с ней под видом покупателя отправился сотрудник НАСА, который выразил заинтересованность в приобретении образца за 1,7 миллиона долларов. Во второй визит, когда престарелая женщина уже достала кусок Луны, чтобы передать ее «покупателю», в помещение ворвались десятки полицейских, которые схватили 74-летнюю преступницу и изъяли товар. Инцидент произошел в мае текущего года. Размер кусочка Луны, которым владела американка, не превышал рисового зернышка. Как стало известно, он перешел ей по наследству от мужа, работавшего в НАСА инженером, которому этот кусочек подарил американский астронавт Нил Армстронг еще в 1970е гг.
Источник