Что дает космос леонову
18 марта 1965 года впервые в мире был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство. Его совершил летчик-космонавт СССР Алексей ЛЕОНОВ во время полета на космическом корабле «Восход-2» 18-19 марта 1965 года. Командиром корабля был Павел БЕЛЯЕВ, Алексей ЛЕОНОВ — вторым пилотом.
Ракета-носитель с экипажем корабля «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года ровно в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера и начата подготовка к выходу в космическое пространство.
Шлюзовая камера корабля сообщалась с кабиной люком с герметизирующей крышкой, которая открывалась внутрь гермокабины как автоматически (с помощью специального механизма с электроприводом), так и вручную. Управление приводом осуществлялось с пульта.
В шлюзовой камере были размещены две кинокамеры для съемки процесса входа космонавта в камеру и выхода из нее, система освещения, агрегаты системы шлюзовой камеры. Снаружи был установлен киноаппарат для съемки находящегося в космическом пространстве космонавта, баллоны с запасом воздуха для наддува шлюзовой камеры и баллоны с аварийным запасом кислорода.
После выхода космонавта в космос, перед спуском на 3емлю, основную часть шлюзовой камеры отстреливали, и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу пришлось бы вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру. Для этого нужно было надеть скафандры и, разгерметизировав корабль, и высунуться в люк.
Для выхода в космическое пространство был разработан скафандр «Беркут» с многослойной герметичной оболочкой, с помощью которой внутри скафандра поддерживалось избыточное давление, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность космонавта. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для предохранения космонавта от теплового воздействия солнечных лучей и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы командир корабля мог при необходимости оказать помощь космонавту, вышедшему в космос.
Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Павел БЕЛЯЕВ с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться ЛЕОНОВЫМ с пульта, установленного в шлюзовой камере.
БЕЛЯЕВ наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. ЛЕОНОВ «вплыл» в шлюзовую камеру, а командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.
В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Алексей ЛЕОНОВ вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство.
Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.
В открытом космосе Алексей ЛЕОНОВ начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
После выполнения ряда экспериментов Алексею Архиповичу была дана команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и ЛЕОНОВ не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного.
Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. ЛЕОНОВ стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30% объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом ЛЕОНОВУ удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами вперед, как положено.
Алексей Архипович находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея ЛЕОНОВА в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 9 секунд.
С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея ЛЕОНОВА в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.
После возвращения в кабину Алексея ЛЕОНОВА космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.
В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка.
Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного «отстреливанием» шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 9 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Архиповичу ЛЕОНОВУ высшую награду — Золотую медаль «Космос» за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, а лётчику-космонавту СССР Павлу БЕЛЯЕВУ были вручены диплом и медаль ФАИ.
Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американских астронавтов. Первым американцем побывавшем в космосе стал Эдвард УАЙТ, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле «Джемини-4» (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.
Первый выход в открытый космос, совершенный Алексеем Архиповичем ЛЕОНОВЫМ, стал очередной точкой отсчета для мировой космонавтики. Во многом благодаря опыту, полученному в этом первом полёте, сегодня выход в открытый космос является уже стандартной частью экспедиций на Международную космическую станцию.
В наши дни во время выходов в космос проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и целый ряд других операций.
Героизм членов экипажа космического корабля «Восход-2» вдохновил творческий коллектив Тимура БЕКМАМБЕТОВА и Евгения МИРОНОВА на создание масштабного продюсерского кинопроекта, героической драмы «Время первых», посвященной одной из самых рискованных экспедиций на орбиту и выходу Алексея ЛЕОНОВА в космос. Фильм создан кинокомпанией «Базелевс» при поддержке Госкорпорации «РОСКОСМОС».
«Время первых» — это не документальное кино, в котором были бы скрупулёзно восстановлены события полёта космического корабля «Восход-2». Это скорее научно-фантастический фильм, в основу которого лег реальный полёт Павла БЕЛЯЕВА и Алексея ЛЕОНОВА. Фильм выйдет в прокат 6 апреля 2017 года.
Также, сегодня, 18 марта 2017 года, многие издания и интернет-порталы отметили историческую дату. Так, редакция газеты «Комсомольская правда» выпустила спецвыпуск, с титульной страницей, оформленной в стиле газеты 1965 года.
Источник
Космос своими глазами
Не стало Алексея Леонова
В пятницу в Москве на 86 году жизни скончался летчик-космонавт Алексей Леонов, входивший в первый, еще гагаринский набор отряда космонавтов. Он дважды побывал в космосе, причем в ходе первого полета впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос, а во время второго полета, в рамках программы «Союз-Аполлон», участвовал в первой в истории стыковке кораблей двух стран. Но Леонов был еще и талантливым художником, оставившим много работ, посвященных космосу. В память о выдающемся космонавте мы публикуем ряд его работ.
Первый отряд космонавтов был сформирован в СССР в 1960 году. В него вошли 20 человек, в том числе Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Им предстояло выполнить несколько первоочередных задач, стоявших в то время перед молодой космической отраслью.
Первую из них — управляемый полет человека в космос, виток на круговой орбите и благополучное возвращение на Землю — 12 апреля 1961 года выполнил Гагарин. Две другие выпали на долю Леонова.
Сразу после триумфа Гагарина Сергей Королев, главный конструктор особого конструкторского бюро №1 и вдохновитель советской космической программы, заявил, что теперь необходимо научиться работать в открытом космосе и разработать систему стыковки с американскими космическими аппаратами.
Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам
Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам
Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам
Этюды Алексея Леонова к космическим пейзажам
Как художнику мне всегда приходится помнить, что зрители воспринимают мои работы не только как произведения искусства, но и как документальные свидетельства живописца, повидавшего заатмосферные пейзажи. Поэтому, работая над картиной, я стараюсь быть предельно точным, достоверным и даже беспристрастным.
Первая задача была выполнена 18 марта 1965 года. На корабле «Восход-2» Леонов был вторым пилотом. Оставив командира корабля Павла Беляева на борту, Леонов в скафандре впервые в истории человечества вышел в открытый космос и провел там 12 минут.
Подготовка к этому велась в спешке: СССР стремился обогнать американцев, также планировавших выход человека в космос. Старт корабля «Джемини-4» готовился на май 1965 года. В итоге запуск пришлось отложить на июнь, и Эдвард Хиггинс Уайт стал первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, — и вторым человеком на Земле после Леонова.
А. Леонов. Земля голубая.
Изобразительное искусство, 1973
Перед самым запуском советского экипажа произошла авария — запущенный в космос испытательный беспилотный корабль — полный аналог «Восхода-2» — на последнем этапе полета взорвался. Перед Королевым, Беляевым и Леоновым встал вопрос: ждать постройки нового корабля — и пропустить вперед американцев — или рискнуть, положившись на мастерство экипажа.
Экипаж рискнул, и в результате за сутки полета ему пришлось столкнуться сразу в семью аварийными ситуациями, из которых как минимум одна — разгерметизация и закислороживание корабля. «Восход-2» наполнился гремучим газом, малейшей искры было бы достаточно для взрыва. Как вспоминал позже сам Леонов, взрыва чудом удалось избежать.
А. Леонов. Утро в космосе.
Изобразительное искусство, 1973
При выходе в космос Леонова также ждала неожиданность — из-за разницы давления между воздухом в скафандре и пространством снаружи скафандр раздулся так, что космонавт едва сумел вернуться на борт.
Наконец, когда корабль уже шел на посадку, космонавтам пришлось отказаться от возвращения на Землю в автоматическом режиме, и Леонов как второй пилот взял на себя расчеты и посадку в ручном режиме. В итоге спускаемый аппарат «Восхода-2» удалось посадить в глухой тайге на севере Пермского края.
В 1968 году СССР планировал первым доставить человека на Луну. Гонка с американцами и в этот раз была очень плотной. Но советская сторона никак не могла провести удачный беспилотный запуск. Леонов входил в состав первого из трех экипажей, готовившихся к этому полету.
Узнав о том, что США планируют осуществить беспилотный облет Луны в двадцатых числах декабря 1968 года, все три экипажа написали в Политбюро письмо с просьбой разрешить старт пилотируемого лунного корабля немедленно. Старт планировался на 9 декабря, но разрешение так и не было получено.
Леонов и его коллеги-космонавты продолжали тренировки, но в этот раз удача им не улыбнулась. В июле 1969 года экипаж американского корабля «Аполлон-11» впервые в истории ступил на поверхность естественного спутника Земли.
В 1971 году Леонов должен был возглавить экипаж корабля «Союз-11», которому предстояла первая успешная стыковка с орбитальной станцией «Салют-1» (предыдущий экипаж не смог состыковаться в штатном режиме, и космонавты на борт станции не попали).
Буквально за два дня до старта медкомиссия забраковала кандидатуру Валерия Кубасова, бортинженера Леонова, — рентген выявил у него в легком темное пятно размером с пятикопеечную монету. По мнению врачей, это свидетельствовало о развитии острого воспалительного процесса, предположительно туберкулеза.
Отменять полет на такой стадии подготовки было нельзя. Дело было даже не в том, что о составе экипажа уже доложили Политбюро, причем кандидатуру Леонова одобрил сам Брежнев, помнивший, как космонавт выходил из трудных положений во время своего первого полета.
А. Леонов. Полярное сияние в районе терминатора.
Фото предоставлено Мемориальным музеем космонавтики.
Источник